УСТРОЙСТВО АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ЭЛЕКТРОПРИВОДОМ ПЕРЕМЕННОГО ТОКА ПРИ ПИТАНИИ ОТ ИСТОЧНИКА ОГРАНИЧЕННОЙ МОЩНОСТИ Российский патент 2011 года по МПК H02P23/12 H02P27/04 

Описание патента на изобретение RU2417513C1

Изобретение относится к электротехнике, а именно к устройствам автоматического управления электродвигателями, обеспечивающим требуемые критерии оптимальности для режимов поддержания частоты вращения, момента и мощности на валу электродвигателя при питании от ограниченного источника мощности. Устройство может быть использовано в электроприводах горных машин, общепромышленных механизмов и т.д. (например, карьерных экскаваторах), где необходимо реализовать режимы максимальных токов при низких скоростях вращения двигателя, питание которых происходит от источника ограниченной мощности.

Известен электропривод с автономным источником питания (А.С. СССР №1236594, Н02Р 5/06, 07.06.86 г.), включающий управляемый блок переключения, который позволяет в зависимости от задания подавать на вход регулятора частоты вращения обратную связь по мощности или по частоте вращения. Устройство реализуется на основе управляемого блока переключения, первый вход которого соединен с пороговым элементом, через который приходит сигнал задания, а остальные коммутируемые входы соединены соответственно с датчиком частоты вращения и датчиком мощности. Выход управляемого блока переключения подключен к входу регулятора частоты вращения, что обеспечивает оптимальные режимы работы двигателя за счет поддержания мощности в любом диапазоне регулирования и защиту от перегрузки.

Недостатком данного способа реализации устройства автоматического управления является отсутствие независимых каналов регулирования основных координат электродвигателя.

Известна система контроля энергопотребления асинхронного двигателя (Asynchronous motor power supply control system, US 19940357854, H02P 23/06, 19.11.1996 г.), включающая в том числе регулятор частоты вращения, ограничитель тока а также регулятор момента.

Недостатком данного способа реализации устройства автоматического управления является последовательное включение регуляторов и ограничителя в цепи управления, что приводит к невозможности реализации независимых каналов регулирования в системе управления электродвигателем.

Известно принимаемое за прототип устройство для автоматического управления электродвигателями, обеспечивающее оптимальное по быстродействию регулирование частоты вращения электродвигателей (А.С. СССР №964938, Н02Р 5/06, 08.01.81 г.), включающее оценку оптимальной по быстродействию траектории скорости электропривода и отклонение движения от рассматриваемых участков оптимальной траектории. Способ реализуется на основе использования перестраиваемого и стационарного функциональных преобразователей оценивающих отклонения движения системы от участков оптимальной траектории, причем перестраиваемый функциональный преобразователь настраивается автоматически в соответствии с текущими значениями величины заданной скорости.

Недостатком прототипа является невозможность использования этой системы управления для электродвигателя переменного тока, которые на сегодняшний день значительно чаще используются в промышленности, а также отсутствие канала регулирования по моменту на валу электродвигателя.

Технический результат изобретения заключается в обеспечении режимов максимальных крутящих моментов при низких скоростях вращения двигателя, стабилизации скорости движения в широком диапазоне и ограничения мощности, потребляемой от источника энергии.

Технический результат достигается тем, что устройство автоматического управления электроприводом переменного тока при питании от источника ограниченной мощности, содержащее асинхронный электродвигатель, подключенный к сети через преобразователь частоты, наблюдатель основных координат (момент на валу, частота вращения, поток) электродвигателя, на вход которого поступает сигнал о токах и напряжениях, подводимых к электродвигателю, которые измеряются при помощи датчиков, а первый, второй, и третий выходы наблюдателя соединены со вторыми входами регуляторов частоты вращения, момента и потребляемой мощности, первые входы которых соединены с пультом управления через задатчик интенсивности, согласно изобретению в устройство автоматического управления введено логическое устройство коммутации, второй, третий и четвертый входы которого соединены соответственно с выходами регуляторов частоты вращения, момента и потребляемой мощности, пятый и первый входы соответственно с четвертым выходом наблюдателя основных координат и пультом управления, а выход - с преобразователем частоты.

Изобретение поясняется чертежом, где изображено устройство автоматического управления электроприводом переменного тока при питании от источника ограниченной мощности, где 1 - регулятор мощности, 2 - регулятор момента, 3 - регулятор частоты вращения, 4 - задатчик интенсивности, 5 - логическое устройство коммутации, 6 - питающая сеть, 7 - преобразователь частоты, 8 - датчики токов и напряжений, 9 - электродвигатель, 10 - наблюдатель основных координат, 11 - пульт управления.

Предлагаемый способ поясняется чертежом, где представлена функциональная схема устройства, причем у регулятора 1 мощности, регулятора 2 момента, регулятора 3 частоты вращения и логического устройства коммутации 5 входы, а у наблюдателя основных координат 10 выходы обозначены отдельно. Устройство содержит электродвигатель 9, который подключен к питающей сети 6 через преобразователь частоты 7. Выходы датчиков 8 токов и напряжений, подводимых к электродвигателю, подключены к наблюдателю 10 основных координат, четвертый выход которого соединен с пятым входом логического устройства коммутации 5, а первый, второй и третий выходы соединены соответственно со вторыми входами регуляторов частоты вращения 3, момента электродвигателя 2 и регулятора мощности 1. В наблюдателе 10 основных координат производится оценка частоты вращения ротора, момента на валу электродвигателя, а также потребляемой электродвигателем мощности. Команды с пульта управления 11 поступают как на первый вход логического устройства коммутации 5, так и на задатчик интенсивности 4, выход которого соединен с первыми входами регуляторов 3, 2 и 1. После оценки логическим устройством коммутации 5 режима работы электродвигателя на основании данных из наблюдателя 4 основных координат оно формирует задание для преобразователя частоты 7.

Ниже поясняется логика работы логического устройства коммутации 5, причем регулируемые уставки выбора режима работы находятся в значении 0,1ωн и 0,9ωн, причем ωн - номинальная, a ω1 - реальная частота вращения электродвигателя. При получении с задатчика интенсивности задание скорости ω1≤0,1ωн управление электродвигателем осуществляется по каналу регулирования моментом, при входе ω1 в зону 0,1ωн1<0,9ωн по каналу регулирования скорости, а при ω1≥0,9ωн снова по каналу регулирования моментом. Сигнал регулятора мощности 1 имеет более высокий приоритет, чем сигналы с регуляторов 2 и 3, а регулятор 1 мощности включается в работу при достижении электродвигателем максимальной заданной мощности, выполняя функцию ограничения потребляемой мощности, в результате чего реализуется переменная структура управления, обеспечивающая режимы максимальных токов при низких скоростях вращения двигателя, режимы стабилизации скорости двигателя в широком диапазоне и режимы ограничения мощности, потребляемой от источника энергии.

Похожие патенты RU2417513C1

название год авторы номер документа
Устройство для управления двигателем двойного питания 2016
  • Тутаев Геннадий Михайлович
  • Гуляев Игорь Васильевич
  • Бобров Максим Андреевич
  • Волков Антон Владимирович
RU2625720C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЕМ ДВОЙНОГО ПИТАНИЯ 2011
  • Гуляев Игорь Васильевич
  • Тутаев Геннадий Михайлович
  • Юшков Игорь Сергеевич
  • Маняев Игорь Витальевич
  • Биленкис Юрий Константинович
RU2477562C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЕМ ДВОЙНОГО ПИТАНИЯ 2006
  • Никулин Владимир Валерьевич
  • Тутаев Геннадий Михайлович
  • Гуляев Игорь Васильевич
  • Ломакин Алексей Николаевич
RU2320073C1
ЧАСТОТНО-РЕГУЛИРУЕМЫЙ АСИНХРОННЫЙ ЭЛЕКТРОПРИВОД 2008
  • Александров Евгений Васильевич
  • Александров Никита Евгеньевич
  • Лагун Вячеслав Владимирович
  • Климов Геннадий Георгиевич
RU2401502C2
Вентильный электропривод постоянного тока 1981
  • Родькин Дмитрий Иосифович
  • Филипп Юлий Борисович
SU970619A1
Вентильный электропривод постоянного тока 1981
  • Крюков Дмитрий Кузьмич
  • Нецветаев Владимир Анатольевич
  • Черненко Сергей Дмитриевич
SU974535A1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКОЙ СИСТЕМОЙ С ВЯЗКОУПРУГОЙ КИНЕМАТИЧЕСКОЙ СВЯЗЬЮ 2010
  • Тарарыкин Сергей Вячеславович
  • Копылова Лариса Геннадьевна
  • Терехов Анатолий Иванович
RU2446552C2
УСТРОЙСТВО АДАПТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ СТАНКОМ 2015
  • Козочкин Михаил Павлович
  • Маслов Андрей Руфович
  • Филатов Владимир Витальевич
  • Чумаева Марина Вячеславовна
  • Порватов Артур Николаевич
  • Порватова Арина Николаевна
  • Хотеенков Кирилл Евгеньевич
RU2594049C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКОЙ СИСТЕМОЙ 2010
  • Тарарыкин Сергей Вячеславович
  • Копылова Лариса Геннадьевна
  • Терехов Анатолий Иванович
RU2428735C1
МНОГОДВИГАТЕЛЬНЫЙ ЧАСТОТНО-РЕГУЛИРУЕМЫЙ ЭЛЕКТРОПРИВОД 2006
  • Сидоров Петр Григорьевич
  • Александров Евгений Васильевич
  • Лагун Вячеслав Владимирович
RU2326488C1

Реферат патента 2011 года УСТРОЙСТВО АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ЭЛЕКТРОПРИВОДОМ ПЕРЕМЕННОГО ТОКА ПРИ ПИТАНИИ ОТ ИСТОЧНИКА ОГРАНИЧЕННОЙ МОЩНОСТИ

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в электроприводах горных машин, общепромышленных механизмов и т.д. Техническим результатом является обеспечение режимов максимальных крутящих моментов при низких скоростях вращения электродвигателя, стабилизации скорости движения в широком диапазоне и ограничения мощности, потребляемой от источника энергии. В устройстве автоматического управления используют три независимых локальных регулятора и коммутатор, который включает в работу один из локальных регуляторов в соответствии с логической таблицей переключений и режимом работы электродвигателя. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 417 513 C1

Устройство автоматического управления электроприводом переменного тока при питании от источника ограниченной мощности, содержащее асинхронный электродвигатель, подключенный к сети через преобразователь частоты, наблюдатель основных координат (момент на валу, частота вращения, поток) электродвигателя, на вход которого поступает сигнал о токах и напряжениях, подводимых к электродвигателю, которые измеряются при помощи датчиков, а первый, второй и третий выходы наблюдателя соединены со вторыми входами регуляторов частоты вращения, момента и потребляемой мощности, первые входы которых соединены с пультом управления через задатчик интенсивности, отличающееся тем, что в устройство автоматического управления введено логическое устройство коммутации, второй, третий и четвертый входы которого соединены соответственно с выходами регуляторов частоты вращения, момента и потребляемой мощности, пятый и первый входы соответственно - с четвертым выходом наблюдателя основных координат и пультом управления, а выход - с преобразователем частоты.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2011 года RU2417513C1

РЕГУЛИРУЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПРИВОДА С АСИНХРОННЫМ ДВИГАТЕЛЕМ 1998
  • Элер Урс
  • Мент Штефан
RU2222097C2
RU 98111752 А, 10.04.2000
Электропривод 1981
  • Болтунов Геннадий Иванович
  • Дроздов Валентин Нилович
  • Козярук Анатолий Евтихиевич
  • Мирошник Илья Васильевич
SU964938A1
US 6984955 B2, 10.01.2006
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ДОСТАВКИ ЛЕКАРСТВЕННОГО СРЕДСТВА 2021
  • Родионов Петр Петрович
  • Тарасенко Федор Дмитриевич
  • Жмайло Михаил Александрович
RU2785470C1
JP 200324890 A, 24.11.2000
Штепсельный разъем 1978
  • Ярослав Луняк
SU858155A1
WO 9745777 A2, 04.12.1997.

RU 2 417 513 C1

Авторы

Козярук Анатолий Евтихиевич

Иванов Александр Сергеевич

Даты

2011-04-27Публикация

2010-05-18Подача