Изобретение относится к области медицины и может быть использовано при реабилитации пациентов с хронической обструктивной болезнью легких (ХОБЛ) в санаторно-курортных условиях.
Лечение и профилактику хронической обструктивной болезни легких с полным основанием относят к одной из важных проблем современной медицины и практического здравоохранения. В России ХОБЛ входит в число лидирующих причин временной нетрудоспособности, инвалидность среди них достигает 45,7%. Он занимает 4-5 место среди причин смертности населения (Чучалин А.Г. и др., 1999; Шмелев Е.И., 2003). Распространенность ХОБЛ в общей популяции в разных регионах России составляет 3,1-1,77% (Краснова Ю.Н. и соавт., 2006; Павлов П.И. и соавт., 2007) и значительно возрастает среди лиц, имеющих факторы риска ХОБЛ.
В настоящее время это заболевание диагностируется у 5-10% населения промышленно развитых стран, им страдают 20% взрослого мужского населения планеты.
Вдыхание производственной пыли и химикатов является второй значимой после курения причиной развития заболеваний органов дыхания (GOLD, 2006). При этом необходимо отметить, что этот фактор риска также значительно распространен, поскольку большинство видов промышленного производства, на котором трудятся многие тысячи человек, характеризуются в той или иной степени загрязнением вдыхаемого воздуха производственной пылью.
Известно, что воздействие промышленной пыли на дыхательную систему имеет свои патогенетические особенности, что предопределяет своеобразие клинических проявлений патологии бронхолегочного аппарата (Любченко П.Н., Винницкая Т.Е., 2000; Беляев Е.Н., Степанов С.А., 2005). Пыль, попадая из легочных альвеол в лимфатические сосуды и железы, вызывает реактивное воспаление вокруг бронхов, а затем и в межклеточной ткани легкого. В дальнейшем наступают фиброзные изменения, развиваются бронхоэктазы и эмфизема легких. Большое значение имеет не только попадание пыли в легкие, но и задержка в них.
Больные профессиональными заболеваниями органов дыхания составляют 24% всех больных профессиональными болезнями, нуждающихся в санаторно-курортном лечении. Лечебно-профилактические мероприятия должны быть направлены как на ускорение элиминации депонированной пыли, самоочищение легких, улучшение состояния слизистой верхних дыхательных путей, так и на сохранение нормального функционального состояния дыхательной и сердечно-сосудистой систем, поскольку ХОБЛ является заболеванием не только бронхолегочной системы, но и многих систем организма (Шмелев Е.И., 2007; Авдеев С.Н., 2007).
За последние 20-30 лет в разработке новых методов диагностики и терапии болезней органов дыхания достигнуты значительные успехи. Однако длительное медикаментозное лечение противовоспалительными нестероидными и антибактериальными препаратами приводит к функциональным нарушениям работы печени и формированию в ней хронических метаболических нарушений.
В связи с этим важным является разработка способа восстановительного лечения на санаторном этапе, так как эти вопросы еще полностью не решены. Достойное место в этом способе занимает лечебная физкультура (ЛФ).
Существует ряд методик лечебной физкультуры при лечении хронической обструктивной болезни легких.
Методику ЛФК А.Н.Стрельниковой (Милюкова И.В., Евдокимова Т.А. Лечебная физкультура: Новейший справочник / Под общей редакцией проф. Т.А.Евдокимовой. - СПб.: Сова; М.: Эксмо, 2003. - Стр.284-284) называют парадоксальной потому, что вдохи и выдохи производятся одновременно с движениями, затрудняющими данную фазу дыхания: нельзя выпячивать живот («дышать животом»), поднимать плечи и расправлять грудную клетку. Методика помогает снимать приступы удушья, применяется при бронхиальной астме, хроническом бронхите.
Нельзя брать во время вдоха слишком много воздуха. Но как определить, что значит много? Только ориентируясь на собственные ощущения, а это очень субъективно.
Методика Котешевой И.А. «Лечебная физкультура на поликлиническом этапе реабилитации больных хроническим бронхитом» - Болезни органов дыхания № 1, 2004 г. - предполагает постоянную тренировку мышечной ткани физическими упражнениями, что способствует увеличению силы мышц, нормализации их эластических свойств после патологического процесса. Все это имеет большое значение в регуляции функции дыхательного аппарата, так как гладкая мускулатура дыхательной системы играет существенную роль как в акте внешнего дыхания, так и в самоочищении воздухоносных путей от вредных элементов при осуществлении так называемой моторной функции бронхов.
Не оказывается комплексное воздействие на организм, не выполняются дыхательные упражнения и респираторная гимнастика.
Наиболее близким является способ реабилитации хронических заболеваний легких по методике (Кокосова А.Н., Стрельцова Э.В. Лечебная физкультура в реабилитации больных с заболеваниями легких. Л.: Медицина, 1987 г., стр.43-45), в которой предлагают использовать дыхательные упражнения, упражнения на расслабление мышц, увеличивающие подвижность диафрагмы, грудной клетки и позвоночника, общеукрепляющие в стационаре и амбулаторных условиях. Акцент при выполнении процедуры ЛФК делается на расслабление мышц туловища.
Недостатком способа является то, что за период нахождения в стационаре пациент не успевает овладеть всем необходимым арсеналом упражнений.
Задача изобретения - эффективная помощь пациентам с хронической обструктивной болезнью легких путем улучшения работы дыхательной и сердечно-сосудистой систем организма за счет оздоровления организма воздействием природного фактора и выполнения специальной лечебной физкультуры, которую они могут применять в дальнейшем в домашних условиях.
Решение поставленной задачи достигается способом реабилитации пациентов с пылевым бронхитом, включающим лечебную физкультуру с выполнением статических и динамических дыхательных упражнений. На пациентов воздействуют природным фактором санатория «Прокопьевский», пациенты ежедневно осуществляют прогулки утром и вечером по 60-90 мин. Пациентов обучают, и они выполняют упражнения с глубоким ритмичным дыханием, при необходимости с кашлем на выдохе. Пациентов обучают, и они выполняют статические дыхательные упражнениям без движения рук и корпуса, затем динамические дыхательные упражнения, сопровождающиеся движениями рук и корпуса. Пациенты выполняют звуковую гимнастику, заключающуюся в произнесении определенных звуков и их сочетаний. Выполняют респираторную гимнастику, включающую дыхательные упражнения, тренирующие вдыхательную и выдыхательную функции легких. После обучения и приобретения навыков выполнения комплекса ЛФК пациенты продолжают занятия в домашних условиях.
При выполнении упражнений с глубоким и ритмичным дыханием делают следующие упражнения: сделать вдох, выпячивая живот, в середине вдоха приподнять плечи и начинать втягивать живот, при выдохе расслабить диафрагму, живот втягивать, плечи опускать, пауза 1 мин.
Пациенты выполняют статические дыхательные упражнения без движения рук и корпуса: стоя, сделать полный вдох и затем медленный выдох через губы, сложенные трубочкой, выдыхать воздух короткими толчками, при толчке живот втягивать, между толчками живот выпячивать, выдох производить тремя толчками; сидя на стуле, сделать вдох и медленно выдыхать через нос, по мере тренировки выдох удлинить на 1-2 секунды каждую неделю; сидя или стоя, сделать прерывистый вдох в 3-4 толчка, каждый раз выпячивая живот, выдох через нос толчками, при каждом толчке живот втягивать; стоя, вдохнуть через нос, выдержать паузу 2-3 сек и выдохнуть через рот, произнося звук «с-с-с»», снова вдох через нос, пауза 2-3 сек, выдох толчками произнося «фу-фу-фу», на каждый толчок живот втянуть, повторить 3 раза; вдох 4 сек, пауза 2 сек, короткий выдох, повторить 4 раза, удлиняя вдох каждый раз на 1 сек; вдох, выдох 4 сек, пауза 2 сек, повторить 4 раза, удлиняя выдох каждый раз на 1 сек.
Пациенты выполняют динамические дыхательные упражнения с движением рук и корпуса: стоя, ноги на ширине плеч, руки на поясе, сделать вдох, слегка откинуться назад, выдох - немного наклониться вперед, сведя плечи, и опустить руки; стоя, ноги вместе, руки на поясе, вдох, одновременно шагнуть левой ногой вперед, перенести на нее тяжесть тела, голову слегка откинуть назад, правая нога на носке, выдох, вернуться в исходное положение, голову немного склонить, то же, шагнуть правой ногой вперед; стоя, ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища, сделать вдох, поднять руки над головой, слегка откинувшись назад, выдох, одновременно наклониться вперед, стараясь руками коснуться пола, колени не сгибать; стоя, ноги вместе, руки на поясе, на вдохе повернуть туловище влево, разведя руки в стороны на уровне плеч, на выдохе сделать наклон вперед и влево, отводя руки назад, на вдохе - выпрямиться и повернуть туловище вправо, разведя руки в стороны, на выдохе наклониться вперед и вправо, отведя руки назад, на вдохе выпрямиться, поднять руки вверх, спокойно выдохнуть, одновременно опуская руки; стоя, ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища, вдох, медленно выдох, опустить голову на грудь, свести плечи вперед, руками потянуться к коленям, взгляд направить вниз, вдох, поднять голову, расправить плечи, руки развести в стороны на уровне плеч, посмотреть вверх, выдох, исходное положение; стоя, ноги на ширине плеч, кисти на груди, круговые движения в локтевых суставах вперед, круговые движения в локтевых суставах назад, дыхание равномерное, не задерживать; стоя, ноги вместе, пальцы рук сцеплены на затылке, подняться на носки и прогнуться назад - вдох, опуститься на всю ступню, развести руки в стороны и опустить вниз, выдох.
Пациенты выполняют звуковую гимнастику, включающую на первом занятии: выполнение «очистительного выдоха» с произношением ПФФ 4-6 раз, «закрытый стон» - МММ - 3 раза и ПФФ - 1 раз, произносят БРРУХ и ПФФ - первый раз, затем повторяют, изменяя гласную в БРРУХ на о, а, е, и; произносят ГРРУФ и ПФФ - первый раз, затем повторяют, изменяя гласную в ГРРУХ на о, а, е, и; на втором занятии повторяют упражнения первого занятия, затем произносить ДРРУХ и ПФФ - первый раз, затем повторяют, изменяя гласную в ДРРУХ на о, а, е, и, произносят РРР - 3 раза и ПФФ - 1 раз, произносят БРРУХ и ПФФ - первый раз, затем повторяют, изменяя гласную в БРРУХ на о, а, е, и, ПРРУХ и ПФФ - первый раз, затем повторяют, изменяя гласную в ПРРУХ на о, а, е, и; на третьем занятии повторяют упражнения первого и второго занятия, затем произносят ЖРРУХ и ПФФ - первый раз, затем повторяют, изменяя гласную в ЖРРУХ на о, а, е, и, КРРУХ и ПФФ - первый раз, затем повторяют, изменяя гласную в КРРУХ на о, а, е, и, ТРРУХ и ПФФ - первый раз, затем повторяют, изменяя гласную в ТРРУХ на о, а, е, и, ФРРУХ и ПФФ - первый раз, затем повторяют, изменяя гласную в ФРРУХ на о, а, е, и.
Пациенты выполняют респираторную гимнастику, включающую упражнения: стоя, руки вдоль туловища, поднять руки вверх, потянуться - вдох, вернуться в исходное положение - выдох; стоя, туловище слегка наклонено вперед, руки опущены, выполнить диафрагмальное дыхание, 5-6 вдохов и выдохов; стоя, одна рука поднята вверх, другая опущена вдоль туловища, пальцы сжаты в кулак, выполняют смену положения рук; стоя, руки на поясе, выполняют круговые движения тазом вправо, затем влево; стоя, руки на поясе, развести руки в стороны - вдох, «обнять» себя за плечи - выдох; стоя, руки к плечам, коленом правой ноги достать локоть правой руки - выдох, вернуться в исходное положение - вдох, коленом левой ноги достать локоть левой руки - выдох, вернуться в исходное положение - вдох; стоя руки вдоль туловища, сделать - вдох, присесть, обхватить руками колени - выдох; упражнения с гимнастической палкой: стоя, руки опущены, согнуть руки в локтевых суставах - вдох, положить палку на плечи - выдох, выпрямить руки вверх - вдох, вернуться в исходное положение - выдох; стоя, гимнастическая палка за спиной, руки опущены - вдох, сгибая руки в локтевых суставах, достать лопатки - выдох; стоя, руки вытянуты вперед, имитация гребли; стоя, руки вытянуты вперед, поднять руки вверх - вдох, наклониться вперед, опустить палку вниз, расслабиться - выдох; упражнения из исходного положения сидя на стуле: откинуться на спинку стула, руки на коленях, диафрагмальное дыхание 1 мин; откинуться на спинку стула, руки на коленях, согнуть руки в локтевых суставах, кисти к плечам - вдох, «уронить» их расслабленно вниз - выдох; откинуться на спинку стула, руки на коленях, медленно сгибать и разгибать ноги в голеностопных суставах - дыхание произвольное; откинуться на спинку стула, руки опущены, развести руки в стороны - вдох, расслабленно опустить вниз - выдох; откинуться на спинку стула, руки опущены - вдох, выдох толчками через губы, сложенные трубочкой; сидя, в руках медицинбол, согнуть руки в локтевых суставах, медицинбол положить на грудь - вдох, поднять руки вверх - выдох, вытянуть руки вперед - вдох, вернуться в исходное положение - выдох.
Новизна способа. Впервые используется комплексный способ с использованием природного фактора санатория «Прокопьевский» и лечебной физкультуры у пациентов с хронической обструктивной болезнью легких на весь курс пребывания в санатории. Программа восстановительного лечения включает в себя систему специально подобранных физических упражнений, способствующих улучшению работы дыхательной и сердечно-сосудистой систем:
1. Обучение правильному дыханию и выполнение упражнений с глубоким ритмичным дыханием нормализует механику дыхания. Вместо того, чтобы дышать «правильным» - т.е. полным дыханием, большинство обходятся «частичным» (высокое - верхнегрудное; реберное - нижнегрудное; диафрагмальное - дыхание животом). Причем мало того, женщины дышат грудью, мужчины и дети - животом. Обучение в процессе занятий ЛФК правильному глубокому ритмичному дыханию и искусству кашлять на выдохе приводит к тому, что при помощи кашля содержимое бронхов мощным потоком воздуха выносится к трахее.
2. Статические дыхательные упражнения (игра с воздухом), которые выполняются без движения рук и корпуса. Действие данных упражнений направлено на максимальное восстановление функциональной способности бронхов путем освобождения их от слизисто-гнойного содержимого, а также на активизацию крово- и лимфообращения и увеличение резервов аппарата внешнего дыхания.
3. Динамические дыхательные упражнения, сопровождающиеся движениями рук и корпуса, улучшают вентиляцию отдельных частей легкого и оказывают противоспаечное действие. Постоянная тренировка мышечной ткани такими физическими упражнениями способствует увеличению силы мышц, нормализации их эластических свойств. Все это имеет большое значение в регуляции функции дыхательного аппарата, так как гладкая мускулатура дыхательной системы играет существенную роль как в акте внешнего дыхания, так и в самоочищении воздухоносных путей от вредных элементов при осуществлении так называемой моторной функции бронхов.
4. Звуковая гимнастика - это специальные упражнения, заключающиеся в произнесении определенных звуков. Они являются разновидностью статических дыхательных упражнений, удлиняющих и тренирующих выдох. Произношение на выдохе вибрирующих звуков уменьшает спазм бронхов и бронхиол, способствует более полному и глубокому выдоху. Действует она по принципу вибромассажа. При произнесении звуков вибрация голосовых складок передается на дыхательные пути, легкие и от них - на грудную клетку. Вибрация позволяет расслабить спазмированные бронхи и бронхиолы.
5. Респираторная гимнастика - лечебная гимнастика, включающая специальные дыхательные упражнения, равномерно тренирующие вдыхательную и выдыхательные функции легких, и общеразвивающие упражнения, усиливающие биоэнергетику, повышающие адаптационные возможности организма, в частности кардиореспираторной системы. При этом корригируется и улучшается механика дыхательного акта, повышается переносимость физических нагрузок после курса восстановительной терапии.
6. Ежедневные прогулки способствуют воздействию природным фактором санатория «Прокопьевский». Свежий воздух лесного соснового массива оказывает оздоравливающее воздействие на организм больных ХОБЛ, улучшает сон и облегчает дыхание. Красивый пейзаж, озеро создают ощущение покоя, снимают напряжение и тревожность.
Весь процесс восстановительного лечения проходит под контролем жизненной емкости легких. Предложенный способ повышает эффективность лечения больных с ХОБЛ в форме пылевых бронхитов, предупреждает снижение трудоспособности. Нормализуется механика дыхания, повышаются адаптационные возможности организма, в частности кардиореспираторной системы. Уменьшается дыхательная недостаточность, улучшаются показатели функции внешнего дыхания, улучшается деятельность сердечно-сосудистой, нервной систем.
Способ имеет выраженный положительный эффект на восстановление функции дыхательного аппарата: купируется воспалительный процесс в легких, уменьшается выраженность клинической симптоматики (кашля, мокроты, приступов удушья), уменьшается частоты обострений и связанных с ними трудопотерь в несколько раз.
Программа физических упражнений была распределена по циклам:
1. Обучение правильному дыханию с глубоким ритмичным дыханием, при необходимости с кашлем на выдохе - 3 дня;
2. Выполнение статических дыхательных упражнений без движения рук и корпуса для тренировки полного дыхания (игра с воздухом) - 4 дня;
3. Выполнение динамических дыхательных упражнений, сопровождающихся движениями рук и корпуса, - 3 дня;
4. Выполнение звуковой гимнастики - 3 дня;
5. Респираторная гимнастика - 3 дня.
В комплексе реабилитационных мероприятий, направленных на улучшение функции дыхательной системы, определенную роль играют физические упражнения лечебной гимнастики. Однако методика комплексного применения физических упражнений в условиях санатория не разработана.
Предложенный способ восстановительного лечения пациентов с хронической обструктивной болезнью легких имеет существенные отличия от аналогов и прототипа, ибо предусматривает реализацию методики ЛФК в виде комплексного способа реабилитации на весь курс пребывания в санатории.
Частыми проявлениями ХОБЛ являются почти постоянный или часто повторяющийся кашель с мокротой, одышка как признак дыхательной недостаточности. По мере дальнейшего прогрессирования в патологический процесс вовлекается сердце, развивается сердечная недостаточность. Хронический бронхит нередко протекает с явлениями обструкции - нарушением «проходимости» бронхов.
Лечение хронического бронхита - задача очень трудная, причем полное выздоровление весьма проблематично. Но огромное значение в обеспечении свободного дыхания, ликвидации возможных очагов инфекции в полости рта, носа, улучшении деятельности легочной и сердечно-сосудистой систем приобретает лечебная гимнастика.
Авторы полагают, что программа лечебной физкультуры на санаторном этапе позволит не только улучшить состояние дыхательной и сердечно-сосудистой систем организма, повысит работоспособность пациентов с хронической обструктивной болезнью легких, снимет приступы кашля и одышки, но и снизит инвалидность данной категории больных. Пациенты приобретают навыки правильного дыхания, которые затем могут применять дома.
Способ осуществляется следующим образом.
При поступлении в санаторий пациент с хронической обструктивной болезнью легких попадает на первичный прием к врачу. При этом изучается санаторно-курортная карта с места жительства, уточняется анамнез заболевания, наличие сопутствующих заболеваний, затем, если нет противопоказаний, назначается курс лечебной физкультуры по предлагаемому способу. При собеседовании с пациентом выявляют клинические симптомы ХОБЛ на момент поступления в санаторий, проводят спирометрию с определением жизненной емкости легких (ЖЕЛ).
Лечебную физкультуру проводят в теплое время года на открытом воздухе, для усиления воздействия природного фактора санатория «Прокопьевский» пациенты ежедневно осуществляют прогулки утром и вечером по 60-90 мин в медленном темпе с остановками для осмотра окрестностей и озера. При остановках предлагают прислушиваться к звукам, пению птиц или тишине, наслаждаться запахами влажной земли, леса, свежести. При этом рекомендуют ровно и глубоко дышать, почувствовать, что организм оздоравливается, самочувствие улучшается, приходит спокойствие, настроение улучшается.
Пациентов обучают правильному выполнению упражнений лечебной физкультуры, а затем они выполняют эти упражнения самостоятельно.
Упражнение с глубоким ритмичным дыханием.
На счет 1 - сделать вдох, выпячивая живот,
2 - в середине вдоха приподнять плечи и начинают втягивать живот,
3-4 - выдох - делать в той же (а не в обратной) последовательности, при этом расслабляется диафрагма, живот продолжает втягиваться, плечи опускаются.
Пауза 1 мин. Ее необходимо делать обязательно после выполнения упражнения, т.к. в противном случае непривычно полное дыхание может привести к головокружению и даже потере сознания. При этом, если есть кашель, то нужно делать его на выдохе.
Перед выполнением упражнения надо удалить остаточный воздух из легких, для чего необходимо сделать выдох через губы, сложенные трубочкой.
Тренировать полное дыхание нужно либо натощак, либо через 3 часа после еды. Занятие продолжительностью в начале 15 мин с увеличением до 30 мин.
Разучивание и выполнение упражнения проводят 3 дня.
Статические дыхательные упражнения без движения рук и корпуса (игра с воздухом)
Упражнения позволяют тренировать полное дыхание.
1. Исходное положение (И.П.) - стоя, ноги на ширине плеч.
Сделать полный выдох, затем медленный полный вдох через нос и сразу - выдох через губы, сложенные трубочкой (как будто вы собрались засвистеть), не надувая щек.
Выдыхать воздух нужно короткими толчками, и во время каждого толчка живот втягивается, а между толчками выпячивается. Один выдох «разбивается» на три толчка.
2. И.П. - сидя на стуле.
Сделать глубокий вдох и медленно выдыхать через нос, отметив по часам с секундной стрелкой продолжительность выдоха.
По мере тренировки выдох должен удлиняться на 1-2 секунды каждую неделю.
3. И.П. - сидя или стоя.
Сделать прерывистый вдох в 3-4 толчка, каждый раз выпячивая живот. Затем выдохнуть толчками через нос - при каждом толчке живот несколько втягивается.
4. И.П. - стоя.
Глубоко вдохнуть через нос, затем сделать небольшую 2-3 сек паузу и выдохнуть через рот, произнося звук «с-с-с». Снова сделать полный вдох через нос, пауза и выдохнуть толчками, произнося «фу-фу-фу». Одновременно с каждым «фу» живот втягивается. Плечи не поднимать. Повторить 3 раза.
5. Постепенное удлинение вдоха.
Сделать вдох 4 сек, т.е. мысленно досчитать до 4; затем пауза, равная по длине 2 сек, и короткий выдох.
Повторить 4 раза, причем каждый следующий вдох продолжительнее предыдущего на 1 сек и короткие выдохи.
Такое дыхание с продолжительным вдохом и коротким выдохом оказывает тонизирующее действие, поэтому его полезно делать утром сразу после пробуждения.
6. Постепенное удлинение выдоха.
Сделать обычный вдох, а во время выдоха мысленно досчитать до 4, т.е. продолжительность выдоха 4 сек. После выдоха сделать паузу 2 сек. Повторить 4 раза, удлиняя выдох каждый раз на 1 сек.
Это упражнение оказывает, наоборот, успокаивающее и даже снотворное действие, поэтому его рекомендуют делать перед сном, особенно тем, кто засыпает с трудом.
Занятие продолжается от 15 до 30 минут.
Разучивание и выполнение упражнения проводят 4 дня.
Динамические дыхательные упражнения с движением рук и корпуса.
1. И.П. - стоя, ноги на ширине плеч, руки на поясе.
На счет:
1 - вдох, слегка откинуться назад,
2 - выдох - немного наклониться вперед, сведя плечи, и опустить руки.
Повторить 4 раза.
2. И.П. - стоя, ноги вместе, руки на поясе.
На счет:
1 - вдох, одновременно шагнуть левой ногой вперед, перенести на нее тяжесть тела, голову слегка откинуть назад, правая нога на носке.
2 - выдох, вернуться в И.П., голову немного склонить. То же, шагнуть правой ногой вперед.
Повторить 4 раза.
3. И.П. - стоя, ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища.
На счет:
1 - вдох, поднять руки над головой, слегка откинувшись назад.
2 - выдох, одновременно наклониться вперед, стараясь руками коснуться пола, колени не сгибать.
Повторить 3 раза.
4. И.П. - стоя, ноги вместе, руки на поясе.
На счет:
1 - на вдохе повернуть туловище влево, разведя руки в стороны на уровне плеч.
2 - на выдохе сделать наклон вперед и влево, отводя руки назад.
3 - на вдохе - выпрямиться и повернуть туловище вправо, разведя руки в стороны.
4 - на выдохе наклониться вперед и вправо, отведя руки назад.
5 - на вдохе выпрямиться, поднять руки вверх.
6 - спокойно выдохнуть, одновременно опуская руки.
Повторить 2 раза.
5. И.П. - стоя, ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища.
На счет:
1 - вдох.
2 - медленно выдох, опустить голову на грудь, свести плечи вперед, руками потянуться к коленям, взгляд направить вниз.
3 - вдох, поднять голову, расправить плечи, руки развести в стороны на уровне плеч, посмотреть вверх.
4 - выдох - И.П.
Повторить 4 раза.
6. И.П. - стоя, ноги на ширине плеч, кисти на груди.
На счет:
1-4 - круговые движения в локтевых суставах вперед.
1-4 - круговые движения в локтевых суставах назад.
Дыхание равномерное, не задерживать.
Повторить 4 раза.
7. И.П. - стоя, ноги вместе, пальцы рук сцеплены на затылке.
На счет:
1 - подняться на носки и прогнуться назад - вдох.
2 - опуститься на всю ступню, развести руки в стороны и опустить вниз - выдох.
Повторить 6 раз.
Продолжительность занятия 10-20 мин.
Разучивание и выполнение упражнений проводят 3 дня.
Звуковая гимнастика
1 занятие
1. «Очистительный выдох», произнося ПФФ, - 4-6 раз.
2. «Закрытый стон» - МММ - 3 раза и ПФФ - 1 раз.
3. Произносят БРРУХ и ПФФ - первый раз, затем повторяют, изменяя гласную в БРРУХ на о, а, е, и.
4. Произносят ГРРУФ - один раз и ПФФ - первый раз, затем повторяют, изменяя гласную в ГРРУХ на о, а, е, и.
2 занятие
Повторить упражнения первого занятия.
1. Произносят ДРРУХ и ПФФ - первый раз, затем повторяют, изменяя гласную в ДРРУХ на о, а, е, и.
2. Произносят РРР - 3 раза и ПФФ - первый раз.
3. Произносят БРРУХ и ПФФ - первый раз, затем повторяют, изменяя гласную в БРРУХ на о, а, е, и.
4. Произносят ПРРУХ и ПФФ - первый раз, затем повторяют, изменяя гласную в ПРРУХ на о, а, е, и.
3 занятие
Повторить все предыдущие упражнения первого и второго занятия.
1. Произносят ЖРРУХ и ПФФ - первый раз, затем повторяют, изменяя гласную в ЖРРУХ на о, а, е, и.
2. Произносят КРРУХ и ПФФ - первый раз, затем повторяют, изменяя гласную в КРРУХ на о, а, е, и.
3. Произносят ТРРУХ и ПФФ - первый раз, затем повторяют, изменяя гласную в ТРРУХ на о, а, е, и.
4. Произносят ФРРУХ и ПФФ - первый раз, затем повторяют, изменяя гласную в ФРРУХ на о, а, е, и.
Продолжительность занятия 10-15 мин.
Разучивание и выполнение упражнений проводят 3 дня.
Респираторная гимнастика
1. И.П. - стоя, руки вдоль туловища. На счет:
1-2 - поднять руки вверх, потянуться - вдох,
3-4 - вернуться в И.П. - выдох. Повторить 6-8 раз.
2. И.П. - стоя, туловище слегка наклонено вперед, руки опущены.
Диафрагмальное дыхание. 5-6 вдохов и выдохов. Повторить 4-6 раз.
3. И.П. - стоя, одна рука поднята вверх, другая опущена вдоль туловища, пальцы сжаты в кулак.
Выполнить быструю смену положения рук.
Повторить 6-8 раз.
4. И.П. стоя, руки на поясе.
На счет:
1-4 - круговые движения тазом вправо,
1-4 - круговые движения тазом влево. Повторить 4 раза в каждую сторону.
5. И.П. - то же.
На счет:
1-2 - развести руки в стороны - вдох,
3-4 - «обнять» себя за плечи - выдох.
Повторить 4-6 раз.
6. И.П. стоя, руки к плечам.
На счет:
1 - коленом правой ноги достать локоть правой руки - выдох,
2 - вернуться в И.П. - вдох,
3 - коленом левой ноги достать локоть левой руки - выдох,
4 - вернуться в исходное положение - вдох.
Повторить 4 раза каждой ногой.
7. И.П. - стоя, руки вдоль туловища.
На счет:
1 - вдох,
2 - присесть, обхватить руками колени - выдох.
Повторить 6-8 раз.
Упражнения с гимнастической палкой
1. И.П. - стоя, руки опущены.
На счет:
1 - согнуть руки в локтевых суставах - вдох,
2 - положить палку на плечи - выдох.
3 - выпрямить руки вверх - вдох,
4 - вернуться в И.П. - выдох.
Повторить 4 раза.
2. И.П. - стоя, гимнастическая палка за спиной, руки опущены.
На счет:
1 - вдох,
2 - сгибая руки в локтевых суставах, достать лопатки - выдох.
Повторить 6-8 раз.
3. И.П. - стоя, руки вытянуты вперед.
Имитация гребли. Дыхание произвольное. Повторить 6-8 раз.
4. И.П. - стоя руки вытянуты вперед.
На счет:
1 - поднять руки вверх - вдох,
2 - наклониться вперед, опустить палку вниз, расслабиться - выдох.
Повторить 4 раза.
Упражнения из И.П. - сидя на стуле.
1. И.П. - откинувшись на спинку стула, руки на коленях. Диафрагмальное дыхание в течение 1 мин.
2. И.П. - то же.
3. На счет:
1 - согнуть руки в локтевых суставах, кисти к плечам - вдох,
2 - «уронить» их расслабленно вниз - выдох. Повторить 4-6 раз.
4. И.П. - то же.
Медленно сгибать и разгибать ноги в голеностопных суставах. Дыхание произвольное.
Повторить 10-12 раз.
5. И.П. - откинувшись на спинку стула, руки опущены.
На счет:
1-2 - развести рук в стороны - вдох,
3-4 - расслабленно опустить вниз - выдох.
Повторить 6-8 раз.
5. И.П. то же.
На счет:
1 - вдох,
2-3-4 - выдох толчками через губы, сложенные трубочкой.
6. И.П. - сидя, в руках медицинбол.
1 - согнуть руки в локтевых суставах, медицинбол положить на грудь - вдох.
2 - поднять руки вверх - выдох.
3 - вытянуть руки вперед - вдох,
4 - И.П. - выдох.
Повторить 4-6 раз.
Упражнения комплекса выполняются до легкого утомления.
В качестве объективных критериев при оценке эффективности проводимого восстановительного лечения перед началом курса лечения и в конце использовались:
1. Жизненная емкость легких (ЖЕЛ).
2. Признаки хронической дыхательной недостаточности (кашель, одышка, мокрота, приступы удушья) по балльной системе.
Для оценки степени выраженности одышки использовали шкалу MRS.
3. а. Проба Штанге - задержка дыхания на вдохе.
4. Проба Генче - после обычного, не чрезмерного, выдоха пациент задерживает дыхание (Лечебная физкультура: Справочник под редакцией Епифанова В.А. - М.: Медицина, 1987. - Стр.56-57).
5. Экономическая эффективность.
Эффективность рассматривали как сумму следующих составляющих:
- предотвращение выхода больных на инвалидность и экономия затрат на пенсии по инвалидности;
- предотвращение затрат на лекарства.
Статистическую обработку полученных результатов осуществляли с помощью пакета программ Statistica for Windows (6,0). Для расчетов использовались методы вариационной статистики: вычислялись среднее арифметическое (М) и ошибка среднего значения (m). Оценка значимости изменений средних арифметических значений сравниваемых групп осуществлялась с помощью t-критерия Стьюдента с поправкой Бонферони (Гланц С., 1999). Достоверными считались результаты при уровне значения р<0,05.
Проанализированы результаты восстановительного лечения 52 мужчин, средний возраст которых составил 44,5±4,1 лет, с хронической обструктивной болезнью легких пылевого происхождения, направленных на восстановительное лечение в санаторий «Прокопьевский». Средний стаж работы составил 17,4±5,9 лет, а средняя длительность заболевания - 10,4±3,1 лет. С первой стадией было 28 пациентов, со второй стадией 24 человека.
Больные были подобраны случайным методом. Критерием включения в исследование явились: отсутствие в анамнезе сведений о курении и отсутствие обострения заболевания. Критерием исключения - наличие другой профессиональной патологии и сопутствующих заболеваний, которые могли бы повлиять на достоверность результатов исследования.
Результаты исследования отражены в таблицах 1, 2, 3, 4.
Величины основных спирометрических показателей в группах наблюдения на этапах лечения
Результаты исследования ЖЕЛ до и после лечения свидетельствуют о положительном эффекте. Причем наилучшие результаты были достигнуты у больных с ХОБЛ 1 стадии - ЖЕЛ увеличилась на 0.8±0.1 мл. Достоверное увеличение (р<0,05) ЖЕЛ отмечено и у больных с ХОБЛ II стадии - на 0.5±0.2 мл.
Распространенность основных симптомов ХОБЛ до лечения
Распространенность основных симптомов ХОБЛ после лечения
Вторая стадия ХОБЛ до лечения характеризовалась более выраженной симптоматикой. У всех больных (100%) наблюдался постоянный кашель с мокротой, одышка и мокрота, приступы удушья у 10 пациентов - 40%.
После лечения постоянный кашель наблюдался у 18 больных - 71%, непостоянный у 6 пациентов - 29%, одышка у 18 человек - 75%, мокрота у 20 человек - 81%, приступы удушья у 6 больных - 29%.
Первая стадия до лечения - кашель постоянный у 22 человек - 79%, непостоянный - у 6 - 21%, одышка у 18 человек - 63%, мокрота у 16 - 57%, приступы удушья у 8 пациентов - 24%.
После лечения у пациентов первой стадии наблюдается уменьшение выраженности клинической симптоматики (р<0,05). Постоянный кашель отмечали 16 человек - 57%, непостоянный - 12 - 43%, одышка - у 10 пациентов - 39%, мокрота у 18 - 63%, приступы удушья сохраняются только у 2 человек - 7%.
Результаты исследования на этапах лечения (проба Штанге и проба Генче)
После проведенного лечения с ростом тренированности дыхательного аппарата время задержки дыхания по пробе Штанге в группе пациентом с 1 стадией заболевания увеличилось на 9 секунд, по пробе Генче - на 8 секунд. В группе больных со 2 стадией задержка дыхания по пробе Штанге увеличилась на 6 секунд, по пробе Генче на 4 секунды.
Экономическая эффективность
Пятерым пострадавшим, которые лечились предложенным способом, угрожал выход на инвалидность. Он был предотвращен в результате лечения.
Потребление лекарственных средств снизилось в два раза у 16 человек.
1. Годовая экономия затрат на пенсии по инвалидности (X1) находим по формуле:
X1=12×k1×i,
где k1 - число больных с предотвращенной инвалидностью,
их 5 пациентов,
i - размер средней пенсии по инвалидности, он равен 1.5 тыс. рублей, 12 - число месяцев в году.
X1=1.5×12×5=90000 руб.
2. Предотвращенные затраты на лекарства (Х3) находим по формуле:
X2=12×st×k3,
где st - средняя стоимость лекарств на одного больного в месяц;
она равна 1408 руб.
Потребность в лекарствах снизилась в 2 раза, следовательно, 1408 руб.: 2 = 704 руб. - сумма на лекарства после лечения.
k3 - число пациентов, которые стали нуждаться в лекарствах в два раза меньше.
Пациентов 16 чел.
12 - число месяцев в году.
Х2=704 руб.×12×16=135168 руб.
Итоговое значение среднегодовой эффективности (X) находим по формуле:
Х=X1+Х2=∑Xj, Х=90000 руб. + 131168 руб. = 225168 руб.
ПРИМЕР 1.
Пациент В. Диагноз при поступлении в санаторий: хроническая обструктивная болезнь легких 1 стадии: пылевой бронхит. Работает забойщиком на подземных работах в течение 8 лет. Больным считает себя 6 лет. Последние 3 года отмечает постоянный кашель с мокротой, одышку, простудные заболевания отмечает 3-4 раза в год. До начала лечения ЖЕЛ - 2,6 мл, проба Штанге - 31 сек, проба Генче - 24 сек. Назначен курс 16-дневной программы лечебной физкультуры.
В конце курса лечения: одышки не наблюдается, снижение частоты кашля и уровня мокроты, ЖЕЛ - 3,4 мл, проба Штанге - 42 сек, проба Генче - 33 сек.
ПРИМЕР 2.
Пациент С. Диагноз при поступлении в санаторий: хроническая обструктивная болезнь легких 2 стадии: пылевой бронхит. Работает горнорабочим на подземных работах в течение 12 лет. Больным считает себя 7 лет. Последние 5 лет отмечает одышку, приступы удушья, зеленую вязкую мокроту, особенно по утрам, обострение бронхита отмечает 4-5 раз в год. До начала лечения ЖЕЛ - 2,1 мл, проба Штанге - 25 сек, проба Генче - 19 сек. Назначен курс 16-дневной программы лечебной физкультуры.
В конце курса лечения: снижение одышки, приступов удушья не наблюдается, снижение частоты кашля и уровня мокроты, ЖЕЛ - 2,7 мл, проба Штанге - 35 сек, проба Генче - 26 сек.
Полученные результаты показали, что систематическое применение предлагаемого способа имеет выраженный положительный эффект на восстановление функции дыхательного аппарата:
1. Купирование воспалительного процесса в легких.
2. Уменьшение выраженности клинической симптоматики (кашля, мокроты, приступов удушья).
3. Уменьшение частоты обострений и связанных с ними трудопотерь в несколько раз.
4. Улучшение показателей ЖЕЛ.
5. Снижение сроков нетрудоспособности и выхода на инвалидность.
Таким образом, предложенный способ реабилитации пациентов с ХОБЛ с воздействием природным фактором и специальным комплексом лечебной физкультуры, улучшает работу дыхательной и сердечно-сосудистой систем организма, что способствует его оздоровлению.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ПОДГОТОВКИ К РОДАМ И ПОСЛЕРОДОВОМУ ПЕРИОДУ БЕРЕМЕННЫХ ЖЕНЩИН ГРУПП РИСКА НА САНАТОРНОМ ЭТАПЕ | 2008 |
|
RU2389464C2 |
СПОСОБ РЕАБИЛИТАЦИИ БОЛЬНЫХ С ВИБРАЦИОННОЙ БОЛЕЗНЬЮ В САНАТОРНЫХ УСЛОВИЯХ | 2011 |
|
RU2471468C1 |
СПОСОБ ФИЗИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ БОЛЬНЫХ, ПЕРЕНЕСШИХ ИНФАРКТ МИОКАРДА В ПОЖИЛОМ ВОЗРАСТЕ НА САНАТОРНОМ ЭТАПЕ РЕАБИЛИТАЦИИ | 2006 |
|
RU2329780C2 |
СПОСОБ ПРОФИЛАКТИКИ ОСТРЫХ РЕСПИРАТОРНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА | 2013 |
|
RU2523350C1 |
ГИМНАСТИЧЕСКИЙ СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ ХОЛЕЦИСТИТА ЖЕЛЧНОГО ПУЗЫРЯ (МЕТОД НИКОЛАЯ МИХАЙЛОВА) | 1996 |
|
RU2138235C1 |
Способ восстановления пациентов, перенесших COVID-19, с помощью комплексной программы физической реабилитации | 2022 |
|
RU2788293C1 |
Способ дыхательной гимнастики для пациентов, перенесших COVID-ассоциированную пневмонию | 2022 |
|
RU2784605C1 |
СПОСОБ ПРОФИЛАКТИКИ ЗАБОЛЕВАНИЙ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА | 2005 |
|
RU2285516C1 |
СПОСОБ ВЫПОЛНЕНИЯ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ЗВУКОВОЙ ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ | 2013 |
|
RU2526883C1 |
СПОСОБ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОРГАНИЗМ | 1997 |
|
RU2110978C1 |
Изобретение относится к области медицины и может быть использовано при реабилитации пациентов с хронической обструктивной болезнью легких (ХОБЛ) в санаторно-курортных условиях. Способ включает дыхательные упражнения и лечебную физкультуру в условиях санатория «Прокопьевский». Пациенты ежедневно осуществляют прогулки утром и вечером по 60-90 мин и выполняют упражнения с глубоким ритмичным дыханием, при наличии мокроты - с кашлем на выдохе, в течение 3 дней, затем специальные комплексы: статические дыхательные упражнения без движения рук и корпуса - 4 дня, динамические дыхательные упражнения, сопровождающиеся движениями рук и корпуса, - 3 дня, звуковую гимнастику, заключающуюся в произнесении определенных звуков и их сочетаний, - 3 дня, респираторную гимнастику, включающую дыхательные упражнения, тренирующие вдыхательную и выдыхательную функции легких, - 3 дня, затем пациенты продолжают занятия в домашних условиях. Способ обеспечивает нормализацию механики дыхания, повышение адаптационных возможностей организма, в частности кардиореспираторной системы, с уменьшением дыхательной недостаточности, улучшением показателей функции внешнего дыхания, деятельности сердечно-сосудистой, нервной систем. 4 табл.
Способ реабилитации пациентов с пылевым бронхитом, включающий санаторное лечение и дыхательную гимнастику, отличающийся тем, что лечебную физкультуру проводят в условиях санатория «Прокопьевский», пациенты ежедневно осуществляют прогулки утром и вечером по 60-90 мин, пациентов обучают и они дополнительно выполняют упражнения с глубоким ритмичным дыханием, при наличии мокроты в дыхательных путях с кашлем на выдохе, 3 дня: сделать вдох, выпячивая живот, в середине вдоха приподнять плечи и начинать втягивать живот, при выдохе расслабить диафрагму, живот втягивать, плечи опускать, пауза 1 мин; выполняют статические дыхательные упражнения без движения рук и корпуса, 4 дня: стоя, сделать полный вдох и затем медленный выдох через губы, сложенные трубочкой, выдыхать воздух короткими толчками, при толчке живот втягивать, между толчками живот выпячивать, выдох производить тремя толчками; сидя на стуле, сделать вдох и медленно выдыхать через нос, по мере тренировки выдох удлинить на 1-2 сек каждую неделю; сидя или стоя, сделать прерывистый вдох в 3-4 толчка, каждый раз выпячивая живот, выдох через нос толчками, при каждом толчке живот втягивать; стоя, вдохнуть через нос, выдержать паузу 2-3 с и выдохнуть через рот, произнося звук «с-с-с»», снова вдох через нос, пауза 2-3 с, выдох толчками, произнося «фу-фу-фу», на каждый толчок живот втянуть, повторить 3 раза; вдох 4 с, пауза 2 с, короткий выдох, повторить 4 раза, удлиняя вдох каждый раз на 1 с; вдох, выдох 4 с, пауза 2 с, повторить 4 раза, удлиняя выдох каждый раз на 1 с; выполняют динамические дыхательные упражнения, сопровождающиеся движениями рук и корпуса, 3 дня: стоя, ноги на ширине плеч, руки на поясе, сделать вдох, слегка откинуться назад, выдох, немного наклониться вперед, сведя плечи и опустить руки; стоя, ноги вместе, руки на поясе, вдох, одновременно шагнуть левой ногой вперед, перенести на нее тяжесть тела, голову слегка откинуть назад, правая нога на носке, выдох, вернуться в исходное положение, голову немного склонить, исходное положение то же, шагнуть правой ногой вперед; стоя, ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища, сделать вдох, поднять руки над головой, слегка откинувшись назад, выдох, одновременно наклониться вперед, стараясь руками коснуться пола, колени не сгибать; стоя, ноги вместе, руки на поясе, на вдохе повернуть туловище влево, разведя руки в стороны на уровне плеч, на выдохе сделать наклон вперед и влево, отводя руки назад, на вдохе выпрямиться и повернуть туловище вправо, разведя руки в стороны, на выдохе наклониться вперед и вправо, отведя руки назад, на вдохе выпрямиться, поднять руки вверх, спокойно выдохнуть, одновременно опуская руки; стоя, ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища, вдох, медленно выдох, опустить голову на грудь, свести плечи вперед, руками потянуться к коленям, взгляд направить вниз, вдох, поднять голову, расправить плечи, руки развести в стороны на уровне плеч, посмотреть вверх, выдох, исходное положение; стоя, ноги на ширине плеч, кисти на груди, круговые движения в локтевых суставах вперед, круговые движения в локтевых суставах назад, дыхание равномерное, не задерживать; стоя, ноги вместе, пальцы рук сцеплены на затылке, подняться на носки и прогнуться назад, вдох, опуститься на всю ступню, развести руки в стороны и опустить вниз, выдох; выполняют звуковую гимнастику, заключающуюся в произнесении звуков и их сочетаний, 3 дня: на первом занятии выполняют «очистительный выдох» с произношением ПФФ 4-6 раз, «закрытый стон» - МММ - 3 раза и ПФФ - 1 раз, произносят БРРУХ и ПФФ - первый раз, затем повторяют, изменяя гласную в БРРУХ на о, а, е, и произносят ГРРУФ и ПФФ - первый раз, затем повторяют, изменяя гласную в ГРРУХ на о, а, е, и на втором занятии повторяют упражнения первого занятия, затем произносят ДРРУХ один раз и ПФФ - первый раз, затем повторяют, изменяя гласную в ДРРУХ на о, а, е, и произносят РРР -3 раза и ПФФ - 1 раз, произносят БРРУХ и ПФФ - первый раз, затем повторяют, изменяя гласную в БРРУХ на о, а, е, и, ПРРУХ и ПФФ - первый раз, затем повторяют, изменяя гласную в ПРРУХ на о, а, е, и на третьем занятии повторяют упражнения первого и второго занятий, затем произносят ЖРРУХ и ПФФ - первый раз, затем повторяют, изменяя гласную в ЖРРУХ на о, а, е, и, КРРУХ и ПФФ - первый раз, затем повторяют, изменяя гласную в КРРУХ на о, а, е, и ТРРУХ и ПФФ - первый раз, затем повторяют, изменяя гласную в ТРРУХ на о, а, е, и, ФРРУХ и ПФФ - первый раз, затем повторяют, изменяя гласную в ФРРУХ на о, а, е, и; выполняют респираторную гимнастику, включающую дыхательные упражнения, тренирующие вдыхательную и выдыхательную функции легких, 3 дня: стоя, руки вдоль туловища, поднять руки вверх, потянуться - вдох, вернуться в исходное положение - выдох; стоя, туловище слегка наклонено вперед, руки опущены, выполнить диафрагмальное дыхание, 5-6 вдохов и выдохов; стоя, одна рука поднята вверх, другая опущена вдоль туловища, пальцы сжаты в кулак, выполняют смену положения рук; стоя, руки на поясе, выполняют круговые движения тазом вправо, затем влево; стоя, руки на поясе, развести руки в стороны -вдох, «обнять» себя за плечи - выдох; стоя, руки к плечам, коленом правой ноги достать локоть правой руки - выдох, вернуться в исходное положение - вдох, коленом левой ноги достать локоть левой руки - выдох, вернуться в исходное положение - вдох; стоя, руки вдоль туловища, сделать вдох, присесть, обхватить руками колени - выдох; упражнения с гимнастической палкой: стоя, руки опущены, согнуть руки в локтевых суставах - вдох, положить палку на плечи - выдох, выпрямить руки вверх - вдох, вернуться в исходное положение - выдох; стоя, гимнастическая палка за спиной, руки опущены - вдох, сгибая руки в локтевых суставах, достать лопатки -выдох; стоя, руки вытянуты вперед, имитация гребли; стоя, руки вытянуты вперед, поднять руки вверх - вдох, наклониться вперед, опустить палку вниз, расслабиться - выдох; упражнения из исходного положения сидя на стуле: откинуться на спинку стула, руки на коленях, диафрагмальное дыхание 1 мин; откинуться на спинку стула, руки на коленях, согнуть руки в локтевых суставах, кисти к плечам - вдох, «уронить» их расслабленно вниз - выдох; откинуться на спинку стула, руки на коленях, медленно сгибать и разгибать ноги в голеностопных суставах - дыхание произвольное; откинуться на спинку стула, руки опущены, развести руки в стороны - вдох, расслабленно опустить вниз - выдох; откинуться на спинку стула, руки опущены - вдох, выдох толчками через губы, сложенные трубочкой; сидя, в руках медицинбол, согнуть руки в локтевых суставах, медицинбол положить на грудь - вдох, поднять руки вверх - выдох, вытянуть руки вперед - вдох, вернуться в исходное положение - выдох; затем пациенты продолжают занятия в домашних условиях.
Болезни органов дыхания, руководство в 4-х т | |||
- М.: Медицина, 1990, т.4, Частная пульмонология, с.351 абз.1 | |||
RU 94031226 А1, 20.05.1997, формула, реферат | |||
СПОСОБ РЕАБИЛИТАЦИИ БОЛЬНЫХ НЕСПЕЦИФИЧЕСКИМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ ЛЕГКИХ И СОПУТСТВУЮЩЕЙ ИШЕМИЧЕСКОЙ БОЛЕЗНЬЮ СЕРДЦА | 1993 |
|
RU2099041C1 |
Кокосов А.Н., Стрельцова Э.В | |||
Лечебная физическая культура в реабилитации больных с заболеваниями легких | |||
- М.: Медицина, 1987, с.7, абз.3,5, с.8, абз.1, с.10-13, |
Авторы
Даты
2011-05-10—Публикация
2009-09-10—Подача