Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в трансмиссиях тракторов и дорожно-строительных машинах, работающих в условиях неустановившихся режимов движения.
Известен гидрообъемный ходоуменьшитель самоходной машины, содержащий зубчатый понижающий редуктор, последовательно установленный в кинематической цепи трансмиссии, связанную с редуктором гидромашину постоянного рабочего объема, в напорной гидролинии которой установлен регулятор потока с органом управления, гидробак (авторское свидетельство SU №1482829 А1, М.кл. B60K 17/10. Гидрообъемный ходоуменьшитель самоходной машины. Заявлено 16.09.1987; Опубл. 30.05.1989, Бюл №20).
Недостатком известной конструкции является ее сложность, отсутствие возможности демпфирования и изменения рабочей характеристики привода.
Известна трансмиссия транспортного средства, содержащая связанный с двигателем планетарный редуктор, гидроаккумулятор, гидронасос, связанный механически с одним из звеньев планетарного редуктора, и распределитель, первая линия которого сообщена с нагнетательной магистралью гидронасоса, а вторая - со сливом ( авторское свидетельство SU №1592173 А1, М.кл B60K 17/10. Трансмиссия транспортного средства. - Заявлено 12.12.1988; Опубл. 15.09.1990, Бюл. №34).
Недостатком указанной конструкции является невозможность предохранения двигателя от полной остановки. Известно устройство для снижения жесткости трансмиссии транспортного средства, взятое нами за ближайший аналог, содержащее планетарную передачу, реактивное звено которой соединено с масляным насосом, подключенным к всасывающей и напорной магистралям, нагнетающим масло в пневмогидроаккумулятор, коробку передач, соединенную с ведомым валом планетарной передачи, масляный бак (авторское свидетельство SU №1062035 А, М.кл. B60K 17/10. Устройство для снижения жесткости трансмиссии транспортного средства. - Заявлено 07.09.1982; Опубл. 23.12.1983, Бюл.№47).
Недостатком данного устройства, принятого в качестве наиближайшего аналога, является сложность конструкции гидравлической системы. Наличие трех клапанов в одной гидролинии не обеспечит плавное изменение потока жидкости в демпферном устройстве. Медленное опорожнение пневмогидравлического аккумулятора через гидронасос задает ему обратное вращение, ухудшая режим переключения передач. Накопленная энергия в пневмогидравлическом аккумуляторе не возвращается в трансмиссию транспортного средства.
Задача, на решение которой направлено заявленное изобретение, - упрощение конструкции и повышение долговечности за счет снижения износа деталей трансмиссии, устранения динамических нагрузок в силовой передаче путем плавного изменения передаваемого крутящего момента и расширение функциональных возможностей при установке муфты редуктора в трансмиссии.
Технический результат заключается в расширении кинематических возможностей, увеличении долговечности муфты и улучшении динамических характеристик транспортного средства.
Указанный технический результат достигается тем, что в известной планетарной муфте установлен дополнительный гидронасос, который кинематически связан с коронной шестерней, при этом оба насоса посредством гидрораспределителя соединены с пневмогидравлическим аккумулятором, а с двигателем соединено водило.
Изобретение поясняется чертежом, где схематично представлена муфта-редуктор с пневмогидравлическим упругим элементом.
Сведения, подтверждающие возможность реализации заявленного изобретения, заключаются в следующем. Муфта-редуктор содержит связанный с двигателем планетарный механизм, входное звено которого водило 2 связано с маховиком 1 двигателя. Основной насос 5 кинематически связан с солнечной шестерней 4, а дополнительный насос 16 кинематически связан с коронной шестерней 13. Оба насоса имеют общую всасывающую магистраль 6 и раздельные нагнетательные 8 и 17, соединенные с распределителем 9. Распределитель 9 имеет сливную магистраль 10, соединенную с емкостью 7, и напорную 11, соединенную с пневмогидравлическим аккумулятором 12.
Муфта-редуктор работает следующим образом.
Крутящий момент от маховика 1 передается на водило 2 планетарного механизма. Оно начинает вращаться и передает вращение двигателя на сателлиты 3, которые, вращаясь вокруг своей оси, приводят в движение солнечную шестерню 4 и привод гидронасоса насоса 5, который закачивает масло в его всасывающую магистраль 6 из емкости 7 для рабочей жидкости транспортного средства. Масло под рабочим давлением поступает в напорную магистраль 8 к распределителю 9. Если же распределитель закрыт, то масло уходит на слив в сливную магистраль 10, соединенную с емкостью 7. При закрытом положении распределителя 9 муфта-редуктор находится в выключенном состоянии, транспортное средство не приводится в движение, даже если включена передача. Если рычаг распределителя 9 поставить в положение «подъем», то масло поступает в напорную магистраль 11 и пневмогидравлический аккумулятор 12. Насос 5 подает масло до тех пор, пока давление масла не достигнет величины, уравновешивающей момент солнечной шестерни, действующий со стороны двигателя. В этом случае насос 5 остановится, солнечная шестерня 4 планетарного механизма также остановится, но его сателлиты 3 начнут вращаться вокруг своей оси, обегая по солнечной шестерне, и будут передавать момент на коронную шестерню 13 и вал силовой передачи 14, соединенный с коробкой передач 15. Транспортное средство начнет поступательное движение вперед.
При значительном увеличении крюковой нагрузки путем переключения распределителя 9 в положение «опускание» мы включаем в работу второй контур гидравлической системы с дополнительным насосом.
Крутящий момент от маховика 1 передается на водило 2 планетарного механизма. Оно начинает вращаться и передает вращение двигателя на сателлиты 3, которые, вращаясь вокруг своей оси, приводят в движение коронную шестерню 13 и привод гидронасоса насоса 16, который закачивает масло в его всасывающую магистраль 6 из емкости 7 для рабочей жидкости транспортного средства. Масло под рабочим давлением поступает в напорную магистраль 17 к распределителю 9, а по магистрали 11 в пневмогидравлический аккумулятор 12. Насос 16 подает масло до тех пор, пока давление масла не достигнет величины, уравновешивающей момент коронной шестерни, действующий со стороны двигателя. В этом случае насос 16 остановится, коронная шестерня 13 планетарного механизма также остановится, но его сателлиты 3 начнут вращаться вокруг своей оси, обегая по коронной шестерне, и будут передавать момент на солнечную шестерню 4 и вал силовой передачи 18, соединенный с коробкой передач 15. Транспортное средство движется вперед с измененным передаточным отношением.
Таким образом, в изобретении предлагается техническое решение по защите двигателя и трансмиссии транспортной машины от пиковых динамических нагрузок не только в начале разгона, но и в процессе установившегося движения, предотвращая полную остановку двигателя путем изменения передаточного отношения.
Источники информации
1. А.С. СССР №684215, кл. F16D 43/20. 1979. Планетарная муфта с изменяемой характеристикой. Заявлено 11.07.77. Опубликовано 05.09.79. Бюл №33.
2. А.С. СССР №1482829 А1, кл. B60K 17/10. 1989. Гидрообъемный ходоуменьшитель самоходной машины. Заявлено 16.09.87. Опубликовано 30.05.89. Бюл №20.
3. А.С. СССР №1592173 А1, кл. B60K 17/10. 1988. Трансмиссия транспортного средства. Заявлено 12.12.88. Опубликовано 15.09.90. Бюл. №34.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ПЛАНЕТАРНАЯ МУФТА СЦЕПЛЕНИЯ С РЕГУЛИРУЕМОЙ ЖЁСТКОСТЬЮ УПРУГОГО ЭЛЕМЕНТА | 2014 |
|
RU2568532C1 |
ПЛАНЕТАРНАЯ МУФТА СЦЕПЛЕНИЯ С БЕССТУПЕНЧАТЫМ РЕГУЛИРОВАНИЕМ ЖЕСТКОСТИ УПРУГОГО ЭЛЕМЕНТА | 2014 |
|
RU2568531C1 |
ПЛАНЕТАРНАЯ УПРУГАЯ МУФТА С РЕГУЛИРУЕМЫМ ПОТОКОМ ЖИДКОСТИ | 2005 |
|
RU2277478C1 |
РЕВЕРСИВНАЯ МУФТА СЦЕПЛЕНИЯ С ПНЕВМОГИДРАВЛИЧЕСКИМ УПРУГИМ ЭЛЕМЕНТОМ | 2009 |
|
RU2422695C1 |
МУФТА СЦЕПЛЕНИЯ С ПНЕВМОГИДРАВЛИЧЕСКИМ УПРУГИМ ЭЛЕМЕНТОМ | 2003 |
|
RU2294850C2 |
Привод ведущего колеса транспортного средства | 1987 |
|
SU1593997A1 |
ТРАНСМИССИЯ САМОХОДНОЙ МАШИНЫ ПРЕИМУЩЕСТВЕННО СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ | 1994 |
|
RU2041583C1 |
ЛЕСНАЯ МАШИНА | 1995 |
|
RU2118262C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СНИЖЕНИЯ ЖЕСТКОСТИ ТРАНСМИССИИ МАШИННО-ТРАКТОРНОГО АГРЕГАТА | 2008 |
|
RU2398147C1 |
Гидромеханическая трансмиссия транспортного средства | 1987 |
|
SU1521621A1 |
Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в трансмиссиях тракторов и дорожно-строительных машинах, работающих в условиях неустановившихся режимов движения. Планетарная муфта содержит связанный с двигателем планетарный редуктор, пневмогидравлический аккумулятор, гидронасос, механически связанный с солнечной шестерней редуктора, и гидрораспределитель. Муфта снабжена дополнительным гидронасосом, который кинематически связан с коронной шестерней. Оба насоса посредством гидрораспределителя соединены с пневмогидравлическим аккумулятором, а с двигателем соединено водило редуктора. Технический результат - расширение кинематических возможностей муфты, повышение надежности и долговечности работы деталей силовой передачи и улучшение динамических характеристик транспортного средства путем плавного изменения передаваемого крутящего момента от двигателя к движителям. 1 ил.
Планетарная муфта, содержащая связанный с двигателем планетарный редуктор, пневмогидравлический аккумулятор, гидронасос, механически связанный с солнечной шестерней редуктора, и гидрораспределитель, отличающаяся тем, что она снабжена дополнительным гидронасосом, который кинематически связан с коронной шестерней, при этом оба насоса посредством гидрораспределителя соединены с пневмогидравлическим аккумулятором, а с двигателем соединено водило редуктора.
МУФТА СЦЕПЛЕНИЯ С ПНЕВМОГИДРАВЛИЧЕСКИМ УПРУГИМ ЭЛЕМЕНТОМ | 2003 |
|
RU2294850C2 |
ПЛАНЕТАРНАЯ УПРУГАЯ МУФТА С РЕГУЛИРУЕМЫМ ПОТОКОМ ЖИДКОСТИ | 2005 |
|
RU2277478C1 |
Устройство для снижения жесткости трансмиссии транспортного средства | 1982 |
|
SU1062035A2 |
МАНИПУЛЯТОР | 1992 |
|
RU2028927C1 |
Авторы
Даты
2011-06-27—Публикация
2010-03-01—Подача