СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ МОЩНОСТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ВРАЩАЮЩИХСЯ МЕХАНИЗМОВ И ВСЕХ ТИПОВ ДВИГАТЕЛЕЙ, В ТОМ ЧИСЛЕ И ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ Российский патент 2011 года по МПК G01L3/00 G01L3/08 G01L23/06 G01M15/04 

Описание патента на изобретение RU2427809C2

Изобретение относится к области диагностики вращающихся механизмов и двигателей различных типов, в том числе и двигателей внутреннего сгорания, и может быть использовано, в частности, для определения остаточного ресурса двигателей или оценки технического состояния в эксплуатационных условиях, а также в процессе изготовления или ремонта, а именно к методу для определения основных параметров двигателя.

Известен способ определения мощности механических потерь двигателя внутреннего сгорания [патент РФ №2325626. Способ определения мощности механических потерь двигателя внутреннего сгорания, заявлен 09.01.2007, автор Гребенщиков А.С. и др.].

Способ определения мощностных характеристик вращающихся механизмов и всех типов двигателей, в том числе и двигателя внутреннего сгорания путем определения ускорения или замедления движущихся инерционных масс с помощью датчика положения вала диагностируемого механизма или двигателя с последующими преобразованиями сигнала на дисплей, для чего определяют временной интервал каждого фиксируемого оборота, формируют последовательный ряд временных интервалов отслеженных полных оборотов, по меньшей мере, одинарных, и по нему вычисляют угловую скорость и угловое ускорение вала, при этом перед определением временного интервала каждого полного оборота восстанавливают форму исходного сигнала, по меньшей мере, частично, например, в зоне наибольшей информативности, и временной интервал полного оборота определяют по повторяемости восстановленного сигнала в этой зоне, отличающийся тем, что в качестве датчика положения вала диагностируемого механизма или двигателя используют оптоэлектрический датчик, обеспечивающий оцифрованный устойчивый прямоугольный сигнал, непосредственно улавливаемый микроконтроллером.

Недостатки его состоят в следующем:

Использование индукционных датчиков затруднено и не рентабельно в связи с тем, что при их использовании необходимо наводить электродвижущую силу (ЭДС) в обмотке приемника индукционной пары. Для получения достаточного сигнала с датчика необходимо создать устойчивое магнитное поле на передатчике индукционной пары, что влечет за собой увеличение силы тока в обмотке, а значит, и потребляемой мощности прибора в целом.

Кроме того, на индукционные датчики могут оказывать влияние посторонние электромагнитные наводки, создаваемые от электрооборудования автомобиля, что заставляет использовать различные помехоподавляющие фильтры, что также влечет за собой увеличение потребляемой мощности и усложнение конструкции. Использование таких датчиков также затрудняется в связи с тем, что на выходе индукционного приемника образуется синусоидальный сигнал, который невозможно использовать с вычислительными машинами, предварительно не оцифровав с помощью аналого-цифрового преобразователя (АЦП). Включение АЦП в принципиальную схему прибора влечет за собой снижение надежности, ее усложнение и увеличение себестоимости прибора в целом.

Цель предлагаемого технического решения состоит в расширении области применения способа, в том числе в обеспечении возможности применения для всех типов двигателей.

Следующей целью является упрощение схемы определения мощностных характеристик путем сокращения числа этапов и устройств, за счет чего происходит сокращение суммарной погрешности.

Кроме того, целью изобретения является использование в качестве датчика устройства более упрощенной конструкции.

Сущность изобретения состоит в следующем:

Способ определения мощностных характеристик вращающихся механизмов и всех типов двигателей, в том числе и двигателя внутреннего сгорания путем определения ускорения или замедления движущихся инерционных масс с помощью датчика положения вала диагностируемого механизма или двигателя с последующими преобразованиями сигнала на дисплей, для чего определяют временной интервал каждого фиксируемого оборота, формируют последовательный ряд временных интервалов отслеженных полных оборотов, по меньшей мере, одинарных, и по нему вычисляют угловую скорость и угловое ускорение вала, при этом перед определением временного интервала каждого полного оборота восстанавливают форму исходного сигнала, по меньшей мере, частично, например, в зоне наибольшей информативности, временной интервал полного оборота определяют по повторяемости восстановленного сигнала в этой зоне, отличающийся тем, что в качестве датчика положения вала диагностируемого механизма или двигателя используют оптоэлектрический датчик, обеспечивающий оцифрованный устойчивый прямоугольный сигнал, непосредственно улавливаемый микроконтроллером.

Предлагаемый способ отличается тем, что при использовании оптоэлектрических датчиков можно получать устойчивый прямоугольный сигнал, не зависимый от ЭДС наводимых электрооборудованием автомобиля, который можно использовать с вычислительными машинами, не проводя никаких действий над сигналом, получаемым с приемника оптоэлектрического датчика. Кроме того, для питания оптоэлектрического передатчика не нужно использовать большое напряжение и силу тока, что влечет за собой уменьшение потребляемой мощности прибора в целом, позволяет упростить принципиальную схему.

Это позволит:

- повысить надежность работы прибора;

- повысить технические возможности прибора;

- работать в автономном режиме (без использования ПК);

- снизить погрешность измерения;

- повысить объективность и точность сравнительных замеров;

- уменьшить потребляемую мощность;

- снизить себестоимость.

Для пояснения сущности изобретения приводится конкретные примеры осуществления предлагаемого способа определения мощностных характеристик вращающихся механизмов и всех типов двигателей, в том числе и двигателя внутреннего сгорания.

Способ определения мощностных характеристик вращающихся механизмов и всех типов двигателей, в том числе и двигателя внутреннего сгорания, основан на бестормозном методе, который заключается в следующем: определение мощностных показателей двигателей по параметрам переходных процессов, в частности по изменению частоты вращения вала при разгоне и выбеге за единицу времени.

На чертеже на вращающийся вал 2 установлен флажок 3 при помощи жесткого крепления к валу 2. По траектории флажка 3 установлена жестко оптоэлектрическая пара, которая представляет собой ИК-передатчик и ИК-приемник. При вращении вала 2 происходит и вращение флажка 3, который прерывает сигнал между ИК-передатчиком и ИК-приемником, в оптоэлектрической паре происходит импульс, оцифрованный устойчивый прямоугольный сигнал. Оцифрованный сигнал с датчиков поступает в микроконтроллер 4. Микроконтроллер 4 высчитывает время прохождения флажка через оптодатчики 1, исходя из чего вычисляют обороты по изменению частоты вращения вала при разгоне и выбеге. После обработки микроконтроллером 4 данные принимаются и обрабатываются в ЭВМ 5.

Связь между микроконтроллером с ЭВМ 5 используется через СОМ-порт, через интерфейс RS-232. С помощью специализированной программы, которая имеет условное название «FireDEP V 1.1» (Fireware for determination engine power - Программно-аппаратное обеспечение для определения основных параметров двигателей внутреннего сгорания), происходит дальнейшая обработка информации с дополнительными данными вращающегося механизма, а именно момента инерции конкретного механизма, основных параметров и т.д.

Программа по заранее заданному алгоритму проводит измерения, во время которых выводит результаты в виде числовой, табличной и графической информации.

Похожие патенты RU2427809C2

название год авторы номер документа
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СКОРОСТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ДВИГАТЕЛЕЙ 2006
  • Гололобов Юрий Александрович
RU2325626C1
Способ определения эффективнойМОщНОСТи дВигАТЕля ВНуТРЕННЕгО СгОРА-Ния 1979
  • Лившиц Владимир Моисеевич
  • Воронин Дмитрий Максимович
  • Моносзон Александр Абрамович
  • Дролов Леонид Васильевич
SU815528A2
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ВЫСОКОТОЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ О ЧАСТОТЕ ВРАЩЕНИЯ И ПОЛОЖЕНИИ КОЛЕНЧАТОГО ВАЛА ДЛЯ СИСТЕМ РЕГУЛИРОВАНИЯ И ДИАГНОСТИКИ МНОГОЦИЛИНДРОВЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2008
  • Трюбер Сергей Сергеевич
RU2390745C2
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ МОЩНОСТИ МЕХАНИЧЕСКИХ ПОТЕРЬ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2010
  • Гребенников Сергей Александрович
  • Гребенников Александр Сергеевич
  • Федоров Дмитрий Викторович
RU2454643C1
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ И/ИЛИ ТРАНСМИССИИ АВТОМОБИЛЯ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 1999
  • Ушаков А.П.
  • Тварадзе С.В.
  • Грабовецкий А.А.
  • Рейбанд Ю.Я.
  • Альшевский А.Н.
  • Морошкин И.В.
RU2165605C1
Способ определения эффективной мощности двигателя внутреннего сгорания 2022
  • Кулаков Александр Тихонович
  • Галиев Радик Мирзашаехович
  • Нуретдинов Дамир Имамутдинович
  • Барыкин Алексей Юрьевич
  • Леонов Евгений Викторович
  • Галиев Ильяс Радикович
RU2805116C1
Устройство для измерения мощности двигателя 1982
  • Ивашев Ромил Алексеевич
  • Когосов Леонид Юзефович
  • Морозов Геннадий Федорович
SU1030678A1
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ ПОРШНЕВОГО ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 1990
  • Ханс-Михаэль Кегелер[At]
  • Вильхельм Кунцфельд[At]
RU2082139C1
СПОСОБЫ И СИСТЕМЫ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРОПУСКОВ ЗАЖИГАНИЯ ДВИГАТЕЛЯ 2014
  • Сурнилла Гопичандра
RU2667499C2
СПОСОБ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ МЕХАНИЗМА ГАЗОРАСПРЕДЕЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2011
  • Гребенников Сергей Александрович
  • Гребенников Александр Сергеевич
  • Петров Максим Геннадьевич
  • Федоров Дмитрий Викторович
RU2458330C1

Реферат патента 2011 года СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ МОЩНОСТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ВРАЩАЮЩИХСЯ МЕХАНИЗМОВ И ВСЕХ ТИПОВ ДВИГАТЕЛЕЙ, В ТОМ ЧИСЛЕ И ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ

Изобретение относится к области диагностики вращающихся механизмов и двигателей различных типов, в том числе и двигателей внутреннего сгорания, и может быть использовано, в частности, для определения остаточного ресурса двигателей или оценки технического состояния в эксплуатационных условиях, а также в процессе изготовления или ремонта, а именно к методу для определения основных параметров двигателя. Техническим результатом является расширение области применения за сет обеспечения возможности применения для всех типов двигателей, упрощение схемы определения мощностных характеристик путем сокращения числа этапов. Способ определения мощностных характеристик вращающихся механизмов и всех типов двигателей, в том числе и двигателя внутреннего сгорания заключается в определении ускорения или замедления движущихся инерционных масс с помощью датчика положения вала диагностируемого механизма или двигателя с последующими преобразованиями сигнала на дисплей. Для этого определяют временной интервал каждого фиксируемого оборота, формируют последовательный ряд временных интервалов отслеженных полных оборотов, по меньшей мере, одинарных, и по нему вычисляют угловую скорость и угловое ускорение вала. Перед определением временного интервала каждого полного оборота восстанавливают форму исходного сигнала, по меньшей мере, частично, например, в зоне наибольшей информативности, и временной интервал полного оборота определяют по повторяемости восстановленного сигнала в этой зоне. В качестве датчика положения вала используют оптоэлектрический датчик, обеспечивающий оцифрованный устойчивый прямоугольный сигнал, непосредственно улавливаемый микроконтроллером. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 427 809 C2

Способ определения мощностных характеристик вращающихся механизмов и всех типов двигателей, в том числе и двигателя внутреннего сгорания, путем определения ускорения или замедления движущихся инерционных масс с помощью датчика положения вала диагностируемого механизма или двигателя с последующими преобразованиями сигнала на дисплей, для чего определяют временной интервал каждого фиксируемого оборота, формируют последовательный ряд временных интервалов отслеженных полных оборотов, по меньшей мере, одинарных, и по нему вычисляют угловую скорость и угловое ускорение вала, при этом перед определением временного интервала каждого полного оборота восстанавливают форму исходного сигнала, по меньшей мере, частично, например, в зоне наибольшей информативности, временной интервал полного оборота определяют по повторяемости восстановленного сигнала в этой зоне, отличающийся тем, что в качестве датчика положения вала диагностируемого механизма или двигателя используют оптоэлектрический датчик (1), через который проходит флажок (3), зафиксированный на вал (2) с помощью жесткого крепления, чем обеспечивают оцифрованный устойчивый прямоугольный сигнал, непосредственно устанавливаемый микроконтроллером (4).

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2011 года RU2427809C2

СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СКОРОСТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ДВИГАТЕЛЕЙ 2006
  • Гололобов Юрий Александрович
RU2325626C1
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ ДВИГАТЕЛЯ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2004
  • Рожков Анатолий Павлович
RU2280244C2
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2001
  • Добролюбов И.П.
  • Федюнин П.И.
  • Ольшевский С.Н.
RU2208771C2
Устройство для измерения расхода сыпучих материалов 1988
  • Ярыч Виктор Иванович
SU1673842A1
Вентильный торцовый электродвигатель 1985
  • Петропольский Николай Васильевич
  • Ковалев Сергей Николаевич
  • Бутковский Леонид Александрович
  • Трифонова Людмила Викторовна
SU1348966A1
US 6649924 B1, 18.11.2003
DE 19932202 A1, 09.03.2000
EP 0392650 A1, 17.10.1990.

RU 2 427 809 C2

Авторы

Мяленко Виктор Иванович

Аверичев Леонид Витальевич

Васильченко Александр Михайлович

Бадулин Роман Сергеевич

Вахрин Александр Николаевич

Чернышов Николай Сергеевич

Даты

2011-08-27Публикация

2009-07-31Подача