Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для линейного перемещения исполнительных органов тяжело нагруженных механизмов.
Из уровня техники широко известны шарико-винтовые передачи, предназначенные для преобразования вращательного движения приводов в поступательное движение исполнительных органов широкого ряда оборудования. Конструктивно шарико-винтовая передача (ШВП) состоит из винта и гайки с винтовыми канавками криволинейного профиля. Канавки служат дорожками качения для размещенных между витками винта и гайки шариков. Перемещение шариков происходит по замкнутой траектории - при вращении винта шарики вовлекаются в движение по винтовым канавкам, поступательно перемещают гайку и через перепускной канал (канал возврата) возвращаются в исходное положение. Благодаря замене трения скольжения трением качения, твердости рабочих поверхностей, подбору соотношений диаметра шарика, радиуса профиля и угла контакта ШВП дают возможность создать надежные механизмы, обладающие высокой способностью к нагрузкам, высокой точностью позиционирования, плавностью и бесшумностью движения, высоким КПД, надежностью при высоких скоростях обработки.
Задача, на решение которой направлено заявленное изобретение, состоит в дальнейшем усовершенствовании конструкции гайки ШВП, при этом технический результат, достигаемый при реализации изобретения, состоит в повышении эксплуатационных характеристик передачи за счет, в частности, увеличения передаваемых нагрузок, повышения КПД, упрощения конструкции.
Для достижения поставленного результата предлагается конструкцию гайки известной шариковой винтовой передачи (ШВП), содержащей корпус с установленными в нем телами качения, дополнить выполнением в корпусе радиальных отверстий и, дополнительно, рычагами, радиально вставленными в указанные отверстия так, что один из концов каждого из рычагов подпружинен в отверстии относительно корпуса, а второй расположен внутри корпуса и служит для установки на нем, по меньшей мере, одного тела качения, выполненного в виде радиального или радиально-упорного подшипника.
Предпочтительные, но не обязательные варианты исполнения гайки предполагают выполнение внутреннего окончания рычага в виде шаровой опоры, а также шарнирную установку подшипников на рычаге посредством оси, проходящей через внутреннее его кольцо, и с возможностью качания вокруг указанной оси.
Возможность достижения поставленного результата в заявленной конструкции обеспечивается, в частности, использованием в качестве тел качения стандартных подшипников, наружные кольца и тела качения которых, по существу, выполняют функцию шариков в традиционных ШВП.
Изобретение иллюстрируется чертежом с общим видом передачи в разрезе, в состав которой входит заявленная гайка.
В общем виде принцип работы ШВП ничем не отличается от существующих аналогов и состоит в том, что винт 2 или гайка 3 вращаются относительно друг друга и вокруг оси 1. Ролики 9, по существу являющиеся наружными кольцами подшипников 10, обкатываются по витку прямоугольной резьбы винта 2, преобразуя крутящий момент в линейное перемещение. Внутренние кольца 7 подшипников 10 посредством оси 8 закреплены на рычаге 5. Отображенный на чертеже вариант конструкции предполагает шарнирную установку колец 7 на выступе рычага с возможностью качания вокруг оси 8, что предоставляет дополнительные возможности по компенсации нагрузки на ролики. В корпусе гайки 3 выполнены радиальные отверстия с кольцевой расточкой, в каждое из которых радиально вставлен рычаг 5 так, что один его конец (наружный) размещен в кольцевой расточке и подпружинен относительно ее стенок посредством пружин 6, а второй (внутренний) расположен внутри корпуса и служит для вышеописанной установки подшипника (или рядно нескольких подшипников) 10. Рычаг 5 посредством пружин 6 и, дополнительно, шаровой опоры 4, выполненной на втором (внутреннем) конце, передает нагрузку на корпуса гайки 3. Описанный пружинящий механизм компенсирует разницу нагрузки на каждый ролик, которая образуется из-за неточностей изготовления винта, неточностей изготовления гайки и неравномерного износа.
К числу преимуществ ШВП, использующих гайку заявленной конструкции, следует отнести простоту конструкции, возможность использования в качестве ролика серийных подшипников, большие передаваемые нагрузки, высокий КПД, значительно более низкие требования к точности изготовления, способность штатно работать при большом неравномерном износе.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ГАЙКА И РОЛИКОВЫЙ ВИНТОВОЙ МЕХАНИЗМ | 2005 |
|
RU2377457C2 |
Линейный исполнительный механизм гидросооружений | 2021 |
|
RU2752672C1 |
Шарикоподшипниковая гайка (ШПГ) | 2023 |
|
RU2812815C1 |
Линейный исполнительный механизм | 2021 |
|
RU2752673C1 |
ВИНТОВАЯ ПЕРЕДАЧА | 2013 |
|
RU2544033C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ВРАЩАТЕЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ В ПОСТУПАТЕЛЬНОЕ | 2006 |
|
RU2310785C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ВОЗВРАТНО-ПОСТУПАТЕЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ В ОДНОСТОРОННЕЕ ВРАЩАТЕЛЬНОЕ | 1994 |
|
RU2083895C1 |
ВЕЛОСИПЕД ДВУХКОЛЕСНЫЙ | 2018 |
|
RU2696749C1 |
РЕГУЛЯТОР ДАВЛЕНИЯ С РЕДУКТОРОМ СКОЛЬЖЕНИЯ | 2018 |
|
RU2715762C1 |
Плунжерный агрегат | 2017 |
|
RU2654560C1 |
Изобретение относится к машиностроению, а именно к гайкам. Гайка шарико-винтовой передачи содержит корпус и установленные в нем тела качения. В корпусе выполнены радиальные отверстия. В указанные отверстия радиально вставлены рычаги таким образом, что один из концов каждого из рычагов подпружинен в отверстии относительно корпуса, а второй расположен внутри корпуса и служит для установки на нем тел качения. Тела качения выполнены в виде радиального или радиально-упорного подшипника. Изобретение направлено на повышение эксплуатационных характеристик передачи. 2 з.п. ф-лы, 1 ил.
1. Гайка шарико-винтовой передачи, содержащая корпус и установленные в нем тела качения, отличающаяся тем, что в корпусе выполнены радиальные отверстия, гайка дополнительно содержит рычаги, радиально вставленные в указанные отверстия так, что один из концов каждого из рычагов подпружинен в отверстии относительно корпуса, а второй расположен внутри корпуса и служит для установки на нем, по меньшей мере, одного тела качения, выполненного в виде радиального или радиально-упорного подшипника.
2. Гайка по п.1, отличающаяся тем, что внутреннее окончание каждого из рычагов выполнено в виде шаровой опоры.
3. Гайка по п.1, отличающаяся тем, что подшипники установлены на рычагах шарнирно посредством оси, проходящей через внутреннее его кольцо, и с возможностью качания вокруг указанной оси.
САМОУСТАНАВЛИВАЮЩАЯСЯ ГАЙКА | 0 |
|
SU301464A1 |
Роликовый винтовой механизм | 1989 |
|
SU1803660A1 |
Устройство для установки заклепок | 1982 |
|
SU1047575A1 |
Винтовая пара | 1983 |
|
SU1155812A1 |
Устройство для возврата крупки на домол | 1976 |
|
SU685333A1 |
Авторы
Даты
2011-09-20—Публикация
2009-09-18—Подача