Способ лечения и реабилитации людей с химическими и нехимическими зависимостями Российский патент 2017 года по МПК A61M21/00 A61B5/16 

Описание патента на изобретение RU2636868C2

Изобретение относится к медицине, а именно к наркологии, и может быть использовано для реабилитации людей с химическими и нехимическими зависимостями.

Из патента №2402974 RU известен способ профилактики и/или лечения зависимости от психоактивных веществ, который включает генотипирование по генам дофаминовой, серотониновой, норадреналиновой и гамма-аминомасляной кислоты систем нейромедиаторного обмена, психодиагностическое тестирование с последующим формированием психологических типов в соответствии с полиморфизмами в указанных генах. Затем назначают БАД и/или фармакотерапию с учетом результатов генотипирования и выявленных психологических типов с нарушением нейромедиаторного обмена. Использование изобретения позволяет повысить эффективность лечения за счет коррекции нарушения баланса нейромедиаторов, предрасполагающего к формированию зависимости.

Из патента №2339411 RU известен способ лечения зависимости от азартных игр, в котором используют клинический, экспериментально-психологический, нейровизуализационный и электрофизиологический методы. В зависимости от результатов обследования назначают психофармакотерапию: применяют нормотимики, антидепрессанты, атипичные нейролептики, комплексную терапию по Г.Н. Крыжановскому. Проводят психотерапию, включающую методику «похорон смерти», которая предусматривает необходимость после каждого срыва выкапывания могилы полного профиля 2 м в длину, 2 м в глубину и 70 см в ширину и ритуального захоронения смерти. При этом психотерапию проводят под контролем членов семьи.

Из патента №2210396 RU известен способ лечения наркотической и никотиновой зависимости, в котором выявляют триггерные факторы зависимости поведения, затем проводят рациональную психотерапию и настраивают пациента на ожидание изменения в атмосфере необычности происходящего, вербально наделяя метод особой силой и словесным символом "психотронная энергия", укрепляют веру пациента в реальность и эффективность происходящего. Пациенту внушают отсроченные вегетативно-соматические реакции, затем с пациента снимают обувь, часы и все металлические предметы, помещают его в место комнаты, противоположное выбранному им ранее. Пациенту дают команду закрыть глаза и проводят имитацию приборного диагностического сканирования, произнося вслух информацию о степени разрушения тех или иных систем его организма наркотиками или табаком. После этого врач перемещается вокруг пациента, меняя направление, находясь сзади и слева от пациента. Пациенту внушают неприятные ощущения, после этого дают команду максимально напрячь мышцы тела и удерживать это напряжение возможно более длительное время. После достижения у пациента легкого гипнотического транса проводят лечебное внушение, состоящее из двух суггестивных блоков - негативного и позитивно-настраивающего. На первом блоке формируют аверсионные, устрашающие и отрицательные рефлексы на наркотики или табак. При этом на фоне сохраняющегося мышечного напряжения у пациента инициируют переживания, обусловленные физическими и психическими проявлениями состояния абстиненции, пациенту внушают индивидуальные, характерные для его состояния абстиненции, неприятные психические и вегетативно-соматические реакции.

При достижении состояния псевдоабстиненции и аверсии пациенту внушают непереносимость и отказ от наркотиков и табака. Во втором блоке формируют психологические установки на устойчивость и сопротивляемость триггерным факторам зависимости и внушают безразлично-нейтральное отношение к ним, позитивный настрой на здоровый образ жизни, повторяют срок освобождения от зависимости. Затем проводят ролевой тренинг с моделированием провоцирующих ситуаций на фоне внушения псевдоабстинентного состояния. Далее проводят семейную психотерапию с родственниками пациента, направленную на устранение взаимно-негативных межличностных отношений, формируют понимание и позитивное восприятие пациента. В заключение пациенту внушают установку на позитивную психическую саморегуляцию. При этом в качестве средства самоконтроля используют календарь с изображением лечащего врача и отметкой даты проведения сеанса.

Наиболее близким аналогом является способ психотерапии расстройств, отягощенных аддикциями, известный из источника Миназов Р.Д. Психотерапия расстройств личности, сопровождающихся аддикциями, в амбулаторной практике. Тезисы уонференции. Мир аддикций: химические и нехимические психические расстройства, СПб., 2012, С. 85-86. В соответствии с указанным источником этапы психотерапии, в том числе диагностику и собственно лечение, проводят совместно с членами семьи. Также психотерапию сопровождают фармакотерапией. Целесообразно повысить эффективность за счет более точной диагностики и, как следствие, более точной и менее затратной по времени реабилитации.

Целью изобретения является создание комплексной терапевтической методики лечения и реабилитации людей с химическими и нехимическими зависимостями с увеличенной ремиссией.

Способ лечения и реабилитации людей с химическими и нехимическими зависимостями заключается в поэтапных лечении и реабилитации. В соответствии со способом пациенту оказывают медицинскую помощь, которая подразумевает снятие абстиненции, устранение физического влечения в случае с химическими зависимостями и лечебные и профилактические мероприятия, реабилитацию в целом проводят за три этапа. Цель достигается за счет применения следующих подходов психотерапевтического диагностирования и реабилитации.

1. Выявление коморбидных психических расстройств, в частности расстройств личности при лечении пациентов с химической и нехимической зависимостью по критериям DSM-IV-TR методом структурированного клинического интервью - СКИД (SCID-Structured Clinical Interview for DSM-II-R).

Результаты тестирования по данной методике позволяют выявить наличие личностного расстройства для определения:

1. Мишеней психотерапии

2. Гипотез формирования и закрепления болезни

3. Стратегии ведения пациента

4. Формата работы с пациентом (групповой, индивидуальный, семейный или их комбинация)

2. Выставление многоосевого диагноза согласно DSM-IV-TR в следующих осях:

Ось I. Клинические расстройства, другие клинически релевантные проблемы (состояния, которые нельзя отнести к какому-либо психическому расстройству, но дающие повод для наблюдения или лечения).

Ось II. Расстройства личности, задержка умственного развития (в категории расстройств, которые диагностируются главным образом в младенчестве, детстве или подростковом возрасте).

Ось III. Соматические болезни.

Ось IV. Психосоциальные проблемы и проблемы, обусловленные окружающей средой (9 главных областей, например жилищные или экономические проблемы).

Ось V. Глобальный уровень функционирования.

Выставление многоосевого диагноза позволяет:

1. Дифференцировать психические и соматические заболевания, которые без должного лечения будут неизбежно негативно влиять на состояние пациента после выписки.

2. Уделить внимание психотерапии личностного расстройства, на основе которого могла сформироваться зависимость.

3. Сформировать у самого пациента и его родственников критику к проявлениям как зависимости, так и личностного расстройства.

4. Продолжить фармакотерапию (по назначению) и наблюдение у врача-психиатра после прохождения стационарного лечения.

5. Помочь пациенту в разрешении психосоциальных проблем, способствовать его трудоустройству и социализации.

3. Подход к зависимости, как к семейной болезни.

При поступлении в отделение реабилитации врач-психиатр-нарколог, психотерапевт, психолог и специалист по социальной работе приглашают всех членов семьи. В течение двух дней с момента поступления проводится полноценный комплексный сбор анамнеза. С 3 по 7 сутки ведется индивидуальная психотерапевтическая работа с каждым членом семьи. Далее начиная с 8-10 суток (при отсутствии противопоказаний) родственники включаются в групповую семейную психотерапию. На каждом занятии присутствуют врач и психолог. Подобные группы проводятся 2 раза в неделю. Если достигнутый комплаенс с родственниками и пациентом оценивается как удовлетворительный, то встречи проводятся 1 раз в неделю вплоть до дня выписки пациента. Критериями по достижению комплаенса считают:

1. Активность родственников пациента, написание ими заданий, посещение всех назначенных мероприятий.

2. Посещение лекций для близких и родственников зависимого человека, которые проводятся еженедельно.

3. Включенность пациента во все мероприятия реабилитационного процесса, мотивация на осознание болезни и работу с ее проявлениями.

4. Энтузиазм, доверие, интерес к выздоровлению.

5. Ответственность пациента и самостоятельность в отношении приема препаратов (по назначению врача-психиатра-нарколога).

6. Согласие родственников на разумный контроль состояния пациента самими родственниками и психотерапевтом в течение 12 месяцев.

Подобная тактика ведения пациентов с химической и нехимической зависимостями позволяет создать психотерапевтический альянс, который способствует длительному наблюдению пациента после выписки и поддержанию устойчивой ремиссии. Способствует формированию у пациента здоровой мотивации на поддержание трезвости вследствие гармонизации семейных взаимоотношений.

Осуществление изобретения

В основе метода лежит системный подход к психотерапии зависимости. Основным постулатом в данном методе является утверждение, что «Зависимость - это семейная болезнь». Рассматриваемая концепция подразумевает, что зависимость формируется в рамках дисфункциональных семейных отношений, неверных стратегий семейного поведения, которые из поколения в поколение копируются, передаются и образуют порочный круг зависимости. Методика позволяет работать не только с последствиями употребления психоактивных веществ и поддержанием ремиссии, но и с семейными причинами формирования зависимости, улучшением качества жизни всей семьи.

Реабилитационная программа по представляемой методике состоит из трех этапов. Названия этапов несут смысловую нагрузку и отображают направленность каждого этапа. Первый этап - базовый, второй этап - психотерапевтический, третий этап - адаптационный. К каждому этапу прилагаются методические пособия, которые включают в себя основную информацию по теоретическому материалу и задания для практического применения.

При поступлении в клинику пациенту оказывают медицинскую помощь, которая подразумевает снятие абстиненции, устранение физического влечения (в случае с химическими зависимостями) и лечебные и профилактические мероприятия (с химическими и нехимическими зависимостями). Данные мероприятия способствуют восстановлению физиологических функций. Они включают в себя общую диагностику, назначения препаратов по показаниям, проведение общеукрепляющих процедур (введение витаминных растворов в/в капельно, плазмаферез, ксенонотерапия, ТЭС-терапия, альфа-окси-спа - терапия), восстановление режима сна и бодрствования, режима питания, разработка и назначение диеты (при наличии показаний). На этом этапе семья включается в психотерапевтическую работу. Члены семьи и близкие посещают курс лекций по лечению и профилактике зависимости, тем самым вовлекаясь в реабилитационный процесс. После физического восстановления начинается этап психотерапевтической работы. Для восстановления психической сферы на всех трех этапах в работе с пациентами применяются методы когнитивно-поведенческой терапии, групповой психодинамической терапии, гештальт-терапии в индивидуальном и групповом формате, экзистенциальной психотерапии, телесно-ориентированной терапии, трансактный анализ, методы психодрамы по Я. Морено и расстановок по Б. Хеллингеру, проективные методики. Для диагностики сопутствующих психических нарушений и личностных расстройств используются опросники SCID II, СМОЛ и другие. В программу включены семейная групповая психотерапия, семейное консультирование, индивидуальная психотерапевтическая работа с членами семьи пациента. В процессе всех психотерапевтических мероприятий пациент и его близкие получают возможность выявить причины формирования зависимости в семье, рассмотреть и изменить деструктивные стратегии поведения, провести анализ семейных сценариев, рассмотреть и изменить границы семейной системы в целом и каждого члена семьи отдельно.

Реабилитация состоит из трех этапов. Каждый этап имеет свои цели и задачи. Первый этап - базовый. На базовом этапе применяются методы когнитивно-поведенческой, гештальт-терапии, проективные методы, психообразовательный подход. Они позволяют сформировать начальную мотивацию на поддержание трезвости, работать с внутренней картиной болезни, критично относится к своему поведению, обнаружить причины формирования и поддержания зависимости. Второй этап - психотерапевтический. Цель второго этапа - проработка ранних объектных отношений, осознание пациентом деструктивных паттернов поведения, формирование внутренней мотивации на поддержание здорового образа жизни, четкое разделение «здорового Я» и «Я больного». К методам первого этапа присоединяется психодинамический подход, психодрама по Я. Морено и расстановки по Б. Хеллингеру. Третий этап - адаптационный. На данном этапе практикуются дополнительно методы экзистенциальной психотерапии и еженедельные лечебные отпуска. Они предназначены для реализации в практическом ключе полученных навыков и выявления трудностей в социальной адаптации. Длительность отпусков постепенно увеличивается. По возвращении из отпуска пациент имеет возможность проработки со специалистом индивидуально и/или в психотерапевтической группе полученных результатов. Данный метод позволяет семье постепенно адаптироваться к изменениям в личности больного, произошедшим в процессе реабилитации. В результате формируется устойчивый психотерапевтический альянс с семьей, который создает условия для длительного амбулаторного наблюдения пациента, необходимого для достижения устойчивой ремиссии после выписки из стационарного отделения.

Для восстановления духовной сферы в программу включены просмотры тематических фильмов, ряд лекций, направленных на восстановление принципов и возобновление духовного развития, проводятся духовные часы для верующих (мусульман и православных). После прохождения трехмесячного курса по данной методике в поддержку духовного и личностного развития пациентов введено волонтерское движение. Оно позволяет пациентам, окончившим курс реабилитации, добровольно помогать тем, кто находится в стационаре. Поэтому вновь поступившие в стационар пациенты могут видеть результаты прохождения полного курса реабилитации, а волонтеры укрепляют свои знания и навыки поддержания трезвости. В работе с пациентами принимают участие социальные работники, имеющие опыт прохождения реабилитации с длительностью ремиссии от 12 месяцев.

Особенностями представленной методики реабилитации пациентов с химической и нехимической зависимостями являются:

1. Выявление коморбидных психических расстройств, в частности расстройств личности при лечении пациентов с химической и нехимической зависимостями.

Одним из методов выявления личностных расстройств по критериям DSM-IV-TR является метод структурированного клинического интервью - СКИД (SCID-Structured Clinical Interview for DSM-II-R). Он был опубликован в 1987 году и с тех пор широко применяется врачами и психологами как в клинической практике, так и в исследовательских целях. Результаты тестирования по данной методике позволяют выявить наличие личностного расстройства для определения:

1. Мишеней психотерапии

2. Гипотез формирования и закрепления болезни

3. Стратегии ведения пациента

4. Формата работы с пациентом (групповой, индивидуальный, семейный или их комбинация)

2. Выставление многоосевого диагноза. Для этого в отделении работают: терапевт, психиатр-нарколог, психотерапевт, психолог и социальный работник.

Многоосевой диагноз позволяет подойти комплексно к лечению зависимости. Согласно DSM-IV-TR многоосевой диагноз представлен в следующих осях:

Ось I. Клинические расстройства, другие клинически релевантные проблемы (состояния, которые нельзя отнести к какому-либо психическому расстройству, но дающие повод для наблюдения или лечения).

Ось II. Расстройства личности, задержка умственного развития (в категории расстройств, которые диагностируются главным образом в младенчестве, детстве или подростковом возрасте).

Ось III. Соматические болезни.

Ось IV. Психосоциальные проблемы и проблемы, обусловленные окружающей средой (9 главных областей, например жилищные или экономические проблемы).

Ось V. Глобальный уровень функционирования.

Выставление многоосевого диагноза позволяет:

6. Дифференцировать психические и соматические заболевания, которые без должного лечения будут неизбежно негативно влиять на состояние пациента после выписки.

7. Уделить внимание психотерапии личностного расстройства, на основе которого могла сформироваться зависимость.

8. Сформировать у самого пациента и его родственников критику к проявлениям как зависимости, так и личностного расстройства.

9. Продолжить фармакотерапию (по назначению) и наблюдение у врача-психиатра после прохождения стационарного лечения.

10. Помочь пациенту в разрешении психосоциальных проблем, способствовать его трудоустройству и социализации.

3. Подход к зависимости, как к семейной болезни. При поступлении в отделение реабилитации врач-психиатр-нарколог, психотерапевт, психолог и специалист по социальной работе приглашают всех членов семьи.

В течение двух дней с момента поступления проводится полноценный комплексный сбор анамнеза. С 3 по 7 сутки ведется индивидуальная психотерапевтическая работа с каждым членом семьи. С каждым из них по очереди работают все вышеперечисленные специалисты. Данный аспект является основополагающим, так как дает полноценную информацию как родственникам, так и специалистам. Начиная с 8-10 суток (при отсутствии противопоказаний) родственники включаются в групповую семейную психотерапию. На каждом занятии присутствуют врач и психолог. Подобные группы проводятся 2 раза в неделю. Частота проведения данного мероприятия зависит от уровня критики к болезни, степени осознанности пациента. Если достигнутый комплаенс с родственниками и пациентом оценивается как удовлетворительный, то встречи проводятся 1 раз в неделю вплоть до дня выписки пациента. Критериями по достижению комплаенса считаются:

7. Активность родственников пациента, написание ими заданий, посещение всех назначенных мероприятий.

8. Посещение лекций для близких и родственников зависимого человека, которые проводятся еженедельно.

9. Включенность пациента во все мероприятия реабилитационного процесса, мотивация на осознание болезни и работу с ее проявлениями.

10. Энтузиазм, доверие, интерес к выздоровлению.

11. Ответственность пациента и самостоятельность в отношении приема препаратов (по назначению врача-психиатра-нарколога).

12. Согласие родственников на разумный контроль состояния пациента самими родственниками и психотерапевтом в течение 12 месяцев.

Примеры

Пример 1

Николай, 27 лет, наркозависимый. Поступил в отделение детоксикации в сопровождении близких родственников. Николай употреблял курительные смеси на протяжении последних трех лет. Последний год он не работал. Отношения с девушкой, с которой он встречался несколько лет, прекратились из-за его употребления. Родители начали общаться с ним поверхностно и только при необходимости. Последний раз после употребления он, потеряв ориентацию в пространстве и времени, оказался за городом, был сильно избит и доставлен в клинику родителями под угрозой выселения из дома.

Проводилась дезинтоксикационная терапия с применением препаратов Трисоль, Реамберин, Ремаксол, витамины группы В, седативные препараты, транквилизаторы. Для облегчения абстинентного синдрома была проведена процедура плазмафереза №3, ТЭС №5.

Диагностика психических расстройств методом структурированного клинического интервью - СКИД (SCID II) показала наличие нарциссического и антисоциального радикала.

Многоосевой диагноз:

Ось 1. Клинические расстройства: Психические и поведенческие расстройства, связанные с употреблением психоактивных веществ (ПАВ).

Ось 2. Расстройства личности: Нарциссическое и антисоциальное личностное расстройство.

Ось 3. Соматические болезни: Язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной

кишки.

Ось 4. Психосоциальные проблемы: Симбиотические отношения с матерью и отцом, выраженные в гиперпротекции, нарушении личностных границ и безразличии к потребностям пациента одновременно.

Ось 5. Нарушение адаптации, выраженное в утрате работоспособности в силу злоупотребления ПАВ с тяжелыми социальными последствиями.

Первоначально Николай производил впечатление послушного и спокойного пациента - он в срок выполнял задания и соблюдал режим.

Параллельно проводилась индивидуальная психотерапевтическая работа с членами семьи пациента, направленная на подготовку к возможной импульсивной реакции пациента. Психотерапия членов семьи была направлена на проработку страха в отношениях с ним на адекватное восприятие его психологических защит, выражающихся в форме агрессии, манипуляции.

К середине первой недели Николай начал проявлять агрессивность, саботировал мероприятия, проявлял грубость и открытую агрессию в адрес других пациентов и психологов. Ему было предложено выбрать ответственность за свое поведение и он выбрал изоляцию в палате. По истечении трех суток Николай написал подробный анализ своего поведения и начал иначе относиться к групповой работе.

В процессе семейной групповой психотерапии, проводившейся с 10-х суток реабилитации, ему удалось проговорить родителям свои обиды. Это вызвало сильный эмоциональный всплеск не только у самого пациента и у его родителей, но и у других пациентов. Были достигнуты первые договоренности, и контакты между членами семьи начали выстраиваться напрямую, а не через посредника, которым всегда выступала мать. Отношение отца к реабилитации Николая постепенно изменилось.

Для адаптации пациента к социальной инфраструктуре были организованы периоды лечебных отпусков. После них на группе прорабатывались возникающие проблемы в отношении с отцом и матерью пациента, устанавливались адекватные границы во взаимоотношениях, в которых пациент нес ответственность за себя.

После выписки Николай продолжил посещение центра в качестве волонтера. Его семья продолжала посещать лекции для родственников, индивидуальную и семейную психотерапию. В настоящий момент Николай в ремиссии уже 9,5 месяцев. Отношения с родителями носят теплый и дружеский характер. Удалось восстановить отношения с братом, с которым не общался последние 5 лет. Николай устроился на работу, посещает собрания АН, пишет шаги, посещает центр в качестве гостя.

Пример 2

Анна, 36 лет, поступила в отделение детоксикации после очередного запоя. Имеет сына 12 лет. В центр приехала под давлением матери и старшей сестры. Отношения с матерью характеризовались переменчивостью - от теплоты и любви к ненависти и охлаждению со стороны Анны. Мать прочно занимала роль «Спасателя» для дочери и пыталась в семье выстроить отношения между дочерьми и между отцом и младшей дочерью Анной. Анна с самого начала была ответственной и сознательной. За время прохождения реабилитации не было ни одного нарушения правил. Но она длительное время избегала темы взаимоотношений с сестрой и отцом. Кроме того, испытывала чувство вины перед сыном, который был свидетелем ее употребления.

В отделении детоксикации была проведена дезинтоксикационная терапия с применением препаратов Трисоль, Реамберин, Ремаксол, витамины группы В, седативные препараты, ноотропы, транквилизаторы.

Диагностика психических расстройств методом структурированного клинического интервью - СКИД (SCID II) показала наличие обсессивно-компульсивного радикала.

Многоосевой диагноз:

Ось 1. Клинические расстройства: Психические и поведенческие расстройства, связанные с употреблением психоактивных веществ (ПАВ).

Ось 2. Расстройства личности: Обсессивно-компульсивное личностное расстройство.

Ось 3. Соматические болезни: Язвенная болезнь желудка.

Ось 4. Психосоциальные проблемы: Симбиотические отношения с матерью, выраженные в гиперпротекции, нарушении личностных границ и безразличии к потребностям пациента одновременно. Зависть и ревность в отношении старшей сестры.

Ось 5. Нарушение адаптации, выраженное в утрате доверия со стороны родителей и сына. Одиночество и невозможность установления длительных отношений с мужчиной.

Работа с членами семьи началась на первой неделе реабилитации, поскольку пациентка была к ней готова эмоционально. Сначала это была семейная терапия с участием матери, отца, старшей сестры и сына, спустя 3 сессии перешли на формат семейной групповой психотерапии в течении 3 сессий, где принимали участие мать и сын, как основные источники аффективных реакций пациентки.

В процессе семейной психотерапии у Анны сформировалось лояльное отношение к старшей сестре, которая часто в прошлом проявляла агрессию и нетерпимость к Анне. Появилось желание выстроить теплые отношения. Методом гештальт-терапии Анна смогла отреагировать чувства обиды и гнева, которые долгие годы хранила к отцу. Отношения с матерью стали более осознанными и спокойными. Мать посещала лекции для родственников и индивидуальную психотерапию. Благодаря этому смогла избавиться от роли «Спасателя» и начала заниматься собой и своей жизнью. Снизившийся контроль и напряжение в семье стали закономерным результатом во время прохождения пациенткой 3-го адаптационного этапа.

Мишенями групповой психотерапии явились проблемы, которые возникали в ходе лечебных отпусков. Актуализированное чувство вины перед сыном и попытки манипулировать прошлым матери вызывали сильную эмоциональную реакцию пациентки. А нарастающее чувство одиночества в связи нереализованностью как женщина вызывало напряжение и влечение к употреблению алкоголя. Групповая динамическая и экзистенциально-ориентированная психотерапия позволили разрешить актуальные проблемы и стабилизировать состояние пациентки.

Выстраивание взаимоотношений с противоположным полом и проблемы взаимопонимания с мужчиной - это те проблемы, которые пациентка также смогла проработать за время прохождения реабилитации. В настоящее время у Анны 8 месяцев трезвости, она работает, посещает клинику в качестве волонтера и проходит обучение по психологии для того, чтобы занять позицию психолога по работе с зависимыми пациентами. Отношения с отцом и матерью стали доверительными и теплыми. Отношения с сестрой также претерпели изменения, и они начали общаться. Отношения с сыном стали близкими, он принял болезнь матери и научился проговаривать негативные чувства, Анна избавилась от чувства вины и строит отношения с ребенком, опираясь на те знания, которые получила в центре.

Пример 3

Михаил, 26 лет, поступил в клинику в сопровождении матери в состоянии выраженной депрессии, мелькали мысли о суициде, связанные с долговыми обязательствами в результате длительного игрового эпизода. Также отмечал периоды злоупотребление алкоголем и наркотиками в последнее время.

В отделении детоксикации была проведена дезинтоксикационная и психофармакотерапия с применением препаратов Трисоль, Реамберин, витамины группы В и С, антидепрессанты, ноотропы, транквилизаторы.

Диагностика психических расстройств методом структурированного клинического интервью - СКИД (SCID II) показала наличие нарциссического радикала.

Многоосевой диагноз:

Ось 1. Патологическое влечение к азартным играм.

Ось 2. Расстройства личности: Нарциссическое личностное расстройство.

Ось 3. Соматические болезни: Нейродермит.

Ось 4. Психосоциальные проблемы: Симбиотические отношения с матерью, выраженные в гиперпротекции, нарушении личностных границ и безразличии к потребностям пациента одновременно. Выраженное беспокойство в связи с несостоятельностью в личных отношениях.

Ось 5. Нарушение адаптации, выраженное в невозможности длительной адаптации в трудовом коллективе в связи с нарциссическим радикалом, импульсивностью. Постоянные поиски работ вызывают семейные конфликты.

В начале реабилитации Михаил относился к группе и самому психотерапевтическому процессу поверхностно и легкомысленно. Правила внутреннего распорядка отделения он соблюдал, но активного участия не принимал. Вскоре собрал компанию пациентов, близких к себе по возрасту и социальному статусу, в которой стремился к лидерству. Групповая работа с использованием метода расстановки по Б. Хеллингеру, проводившаяся с 8-х суток реабилитации, стала поворотным моментом в терапии Михаила. Он смог открыться перед участниками группы, выразил чувство вины перед умершим дедушкой и свой стыд перед матерью.

Работа с членами семьи началась на первой неделе реабилитации в форме индивидуальной психотерапии с матерью, направленной на проработку ее чувства вины перед сыном за то, что он рос без отца. После стабилизации состояния матери на второй неделе начали сеансы групповой семейной психотерапии, где чувства матери в отношении сына вызывали проекции у других участников группы. Тем самым и пациент, и члены группы прорабатывали чувство вины перед матерью на этой групповой сессии. Это помогло пациенту перейти с языка манипуляций на прямой и открытый диалог с матерью.

Выполнив плановые задания согласно программе реабилитации, пациент был переведен на адаптационный этап с периодами лечебных отпусков. В ходе которых пациент прорабатывал обиды на мать и чувство вины перед ней. С учетом наличия у пациента нарциссического радикала этот процесс занял больше времени, чем планировалось. А также эти мишени, наравне с целью - выработки эмпатии - легли в основу постлечебной реабилитационной программы, составленной с участием лечащего врача и курирующего психолога.

К моменту выписки из стационара Михаил стал более уверенным, сознательным, целеустремленным. Он посещал клинику как волонтер до момента трудоустройства. В настоящее время у него 9 месяцев ремиссии, он посещает группы АИ (Анонимных Игроманов), поддерживает дружеские отношения с другими выздоравливающими выпускниками клиники.

Пример 4

Пациент Петр, 32 года, обратился в сопровождении родственников с жалобами на ежедневное употребление алкоголя в дозе 0,5 литра в сутки. Пациент отказывался от лечения так же как и раньше. В отделении детоксикации была проведена дезинтоксикационная и психофармакотерапия с применением препаратов Трисоль, Реамберин, витамины группы В и С, транквилизаторы.

В первую неделю реабилитации родственники пациента начали посещать лекции для родственников зависимых пациентов с целью осознания патологического созависимого поведения и получения информации о проблеме зависимости. После принятия решения родственниками о продолжения лечения в отделении реабилитации было проведено мотивационное интервью с пациентом в присутствии родственников для преодоления отрицания болезни пациентом и получения согласия на дальнейшее лечение.

В начале первого этапа реабилитации была проведена диагностика с помощью SCID II, где были выявлены личностные особенности нарциссического и пограничного толка, что позволило определить мишени психотерапии, такие как эмоциональная холодность, связанная с детским одиночеством, неустойчивость в межличностных отношения в связи с утратой доверия родителям в детстве в силу противоречивого отношения к пациенту и другие мишени. Определена ведущая мотивация употребления алкоголя, как способ заполнения «пустоты», соответственно психотерапия была направлена на поиск способов самореализации пациента на третьем этапе реабилитации.

С 8 по 16 день лечения в отделении реабилитации были насыщены сеансами семейной психотерапии. Члены семьи принимали активное участие не только в сеансах семейной психотерапии, но и в проведении когнитивно-поведенческой групповой психотерапии, где у пациента не было возможности преуменьшать значимость влияния алкоголя на жизнь пациента и близких родственников. Это помогло быть более открытым в отношении с другими пациентами, самим собой и форсировало переход от отрицания болезни к принятию диагноза. Эта форма семейной психотерапии в комбинации семейной групповой психотерапии помогла сформировать доверие родственников в пациента и перспективу его лечения и реабилитации. Тем самым сформировался устойчивый альянс в системе семья - команда специалистов (врач психиатр-нарколог, психотерапевт, психолог, специалист по социальной работе) для достижения терапевтических целей. Методы гештальт-терапии и проективные методы позволили осознать пациенту собственные мотивы употребления алкоголя, минуя психологические защиты, что ускорило процесс принятия болезни.

На втором этапе реабилитации лечебно-диагностический процесс был наполнен методами психодинамической групповой психотерапии. Для определения тактики и ведения психодинамического процесса была проведена многоосевая диагностика, где выявлены по Оси I - Психические и поведенческое расстройства в результате употребления психоактивных веществ. По Оси II - Нарциссическое и пограничное личностное расстройство. По Оси III - Язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки как одно из наиболее часто встречающихся психосоматических заболеваний. По Оси IV - симбиотические отношения с матерью в силу дефицита любви и отражения и компенсаторным чувством вины, созависимые отношения с супругой, стыд перед детьми. Эти мишени легли в основу тактики психодинамической терапии, психодрамы по Я.Л. Морено.

Третий этап реабилитации был направлен на поиск способов самореализации для компенсации феномена «пустоты» или экзистенциального вакуума. Для чего применялись методы экзистенциально-гуманистического подхода (Логотерапия В. Франкла, Person - анализ А. Лэнгле). Для реализации полученного опыта пациент еженедельно находился в лечебном отпуске в течение двух выходных дней, далее в течение недели проводилась работа над ошибками в формате индивидуальной и семейной психотерапии. Спустя 2 недели пациент был переведен на дневной стационар - следующий этап плавной интеграции в самостоятельное социальное функционирование. В течение четырех недель проводилась работа по текущим запросам пациента в связи с возникающими внутренними и внешними конфликтами, как результатом новых взаимоотношений с семьей.

После выписки пациента он принимал участие в реабилитации других зависимых пациентов в качестве волонтера и продолжал посещение амбулаторных психотерапевтических групп в течение двух месяцев, при этом семья пациента продолжала посещать лекции для созависимых еженедельно до окончания срока амбулаторного этапа лечения.

Похожие патенты RU2636868C2

название год авторы номер документа
СПОСОБ РЕАБИЛИТАЦИИ ЛЮДЕЙ, СТРАДАЮЩИХ ХИМИЧЕСКОЙ ЗАВИСИМОСТЬЮ 2011
  • Антошкин Олег Леонидович
  • Михалев Андрей Александрович
  • Тихомирова Марина Витальевна
RU2474440C1
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ ЗАВИСИМОСТИ ОТ АЗАРТНЫХ ИГР 2006
  • Бухановский Александр Олимпиевич
  • Солдаткин Виктор Александрович
  • Мадорский Владимир Викторович
  • Баранова Ирина Викторовна
RU2339411C2
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ 2012
  • Бухановский Александр Олимпиевич
  • Солдаткин Виктор Александрович
  • Мадорский Владимир Викторович
  • Мавани Давал Чандракант
  • Дьяченко Антон Васильевич
RU2486924C1
СПОСОБ КОРРЕКЦИИ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНЫХ И ПСИХОСОМАТИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ У ДЕТЕЙ С ТЕРМИЧЕСКОЙ ТРАВМОЙ 2004
  • Брычева Наталья Валерьевна
RU2270036C1
СПОСОБ ТЕРАПИИ ШИЗОФРЕНИИ 2008
  • Бухановский Александр Олимпиевич
  • Мадорский Владимир Викторович
  • Солдаткин Виктор Александрович
RU2371209C1
СПОСОБ АНАЛИЗА ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ И ПАТОЛОГИЧЕСКИХ ОТКЛОНЕНИЙ ПСИХИКИ 2006
  • Осницкий Анатолий Викторович
RU2325195C2
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ ПАТОЛОГИЧЕСКОГО ВЛЕЧЕНИЯ К АЗАРТНЫМ ИГРАМ 2006
  • Бухановский Александр Олимпиевич
  • Солдаткин Виктор Александрович
RU2330610C1
МЕТОД КОРРЕКЦИИ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ И ЛЕЧЕНИЯ НЕВРОТИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ И ПАТОЛОГИЧЕСКИХ ЗАВИСИМОСТЕЙ "ИНТЕГРАЛЬНО-СИНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ" 2004
  • Осницкий Анатолий Викторович
RU2276999C2
ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЙ СПОСОБ РЕАБИЛИТАЦИИ ОБОЖЖЕННЫХ ДЕТЕЙ 2011
  • Хунафин Саубан Нурлыгаянович
  • Гизатуллин Тагир Рафаилович
  • Юлдашев Владимир Лабибович
  • Зинатуллин Радик Медыхатович
  • Хатмуллина Карина Радиковна
  • Садыкова Оксана Ришатовна
RU2445129C1
СПОСОБ ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ДЕТЕЙ 2000
  • Драпкин Б.З.
RU2160607C1

Реферат патента 2017 года Способ лечения и реабилитации людей с химическими и нехимическими зависимостями

Изобретение относится к медицине, а именно к наркологии, и может быть использовано для реабилитации людей с химическими и нехимическими зависимостями. Проводят мероприятия, направленные на восстановление физиологических функций пациента, и реабилитацию пациента, вовлекая членов семьи пациента с проведением семейной психотерапии. При этом на первом этапе реабилитации применяют методы когнитивно-поведенческой, гештальт-терапии, проективные методы, психообразовательный подход с формированием начальной мотивации, появления у пациента критики собственного поведения, обнаружения причин формирования и поддержания зависимости. На втором этапе реабилитации приемы первого этапа дополняют методами психодинамического подхода, психодрамы по Я. Морено и расстановок по Б. Хеллингеру, формируя осознания пациентом деструктивных паттернов поведения, внутреннюю мотивацию на поддержание здорового образа жизни, четкого разделения «здорового Я» и «Я больного». На третьем этапе реабилитации приемы предыдущих этапов дополняют методами экзистенциальной психотерапии и еженедельными лечебными отпусками, направленными на реализацию полученных навыков и выявление трудностей в социальной адаптации, с постепенным увеличением длительности отпусков и сеансами обсуждения результатов отпусков со специалистом индивидуально и/или в психотерапевтической группе. Способ позволяет достичь длительной и устойчивой ремиссии, сформировать мотивацию на поддержание трезвости за счет гармонизации семейных взаимоотношений, составления многоосевого диагноза пациента, а также за счет вовлечения в процедуры реабилитации членов семьи. 5 з.п. ф-лы, 4 пр.

Формула изобретения RU 2 636 868 C2

1. Способ лечения и реабилитации пациентов с химическими и нехимическими зависимостями, заключающийся в проведении лечебно-профилактических мероприятий, отличающийся тем, что проводят мероприятия, направленные на восстановление физиологических функций пациента, и реабилитацию пациента, вовлекая членов семьи пациента с проведением семейной психотерапии, при этом на первом этапе реабилитации

применяют методы когнитивно-поведенческой, гештальт-терапии, проективные методы, психообразовательный подход с формированием начальной мотивации, появления у пациента критики собственного поведения, обнаружения причин формирования и поддержания зависимости,

на втором этапе реабилитации приемы первого этапа дополняют методами психодинамического подхода, психодрамы по Я. Морено и расстановок по Б. Хеллингеру, формируя осознания пациентом деструктивных паттернов поведения, внутреннюю мотивацию на поддержание здорового образа жизни, четкого разделения «здорового Я» и «Я больного»,

на третьем этапе реабилитации приемы предыдущих этапов дополняют методами экзистенциальной психотерапии и еженедельными лечебными отпусками, направленными на реализацию полученных навыков и выявление трудностей в социальной адаптации, с постепенным увеличением длительности отпусков и сеансами обсуждения результатов отпусков со специалистом индивидуально и/или в психотерапевтической группе.

2. Способ по п. 1, отличающийся тем, что проведение лечебных мероприятий направлено на снятие абстиненции и устранение физического влечения у пациентов с химическими зависимостями.

3. Способ по п. 1, отличающийся тем, что проводят лечебные и профилактические мероприятия для формирования начальной мотивации на поддержание трезвости у пациентов с химическими зависимостями.

4. Способ по п. 1, отличающийся тем, что проведение лечебных и профилактических мероприятий проводят с выявлением коморбидных психических расстройств по критериям DSM-IV-TR методом структурированного клинического интервью - СКИД (SCID-Structured Clinical Interview for DSM-II-R) и определяют мишени психотерапии, гипотезы формирования и закрепления болезни, стратегии ведения пациента, формат работы с пациентом, причем последний выбирают из группового, индивидуального, семейного или их комбинации.

5. Способ по п. 1, отличающийся тем, что проводят профилактические мероприятия с выявлением многоосевого диагноза в следующих осях:

A) клинические расстройства либо клинически релевантные проблемы,

Б) расстройства личности и задержка умственного развития,

B) соматические болезни,

Г) психосоциальные проблемы и проблемы, обусловленные окружающей средой.

6. Способ по п. 1, отличающийся тем, что проводят диагностику с участием всех членов семьи, с 3 по 7 сутки ведут индивидуальную психотерапевтическую работу с каждым членом семьи, далее начиная с 8-10 суток членов семей подвергают групповой семейной психотерапии с частотой сеансов 2 раза в неделю, при этом количество сеансов сокращается до 1 раза в неделю при достижении удовлетворительного комплаенса с родственниками и пациентом, который определяют при выполнении следующих критериев:

1) активность родственников пациента, написание ими заданий, посещение всех назначенных мероприятий,

2) посещение лекций для близких и родственников зависимого человека, которые проводятся 1 раз в неделю,

3) включенность пациента во все мероприятия реабилитационного процесса, мотивация на осознание болезни и работу с ее проявлениями,

4) энтузиазм, доверие, интерес к выздоровлению,

5) ответственность пациента и самостоятельность в отношении приема препаратов, по назначению врача-психиатра-нарколога,

6) согласие родственников на разумный контроль состояния пациента самими родственниками и психотерапевтом в течение 12 месяцев.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2017 года RU2636868C2

МИНАЗОВ Р
Д
Психотерапия расстройств личности, сопровождающихся аддикциями, в амбулаторной практике
Тезисы конференции
Мир аддикций: химические и нехимические психические расстройства, СПб., 2012, С
Устройство для выпрямления опрокинувшихся на бок и затонувших у берега судов 1922
  • Демин В.А.
SU85A1
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ ПИЩЕВОЙ АДДИКЦИИ, СОПРОВОЖДАЮЩЕЙСЯ ОЖИРЕНИЕМ 2002
  • Семке В.Я.
  • Красноперов О.В.
  • Панченко А.Л.
  • Бохан Н.А.
  • Красноперова Н.Ю.
RU2244569C2
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ АЛКОГОЛИЗМА, НАРКОМАНИИ, ТАБАКОКУРЕНИЯ, ОЖИРЕНИЯ, ИГРОМАНИИ И СЕКСУАЛЬНОЙ НЕАДЕКВАТНОСТИ 2003
  • Крыласов А.А.
  • Соляников В.В.
RU2226409C1
СПОСОБ КОМПЛЕКСНОГО ЛЕЧЕНИЯ ПРОБЛЕМ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАВИСИМОСТЕЙ 2013
  • Нелаева Ирина Анатольевна
RU2538173C2
МИНАЗОВ Р
Д
Психодрама как метод психотерапии в реабилитации наркозависимых
Вестник психиатрии и психологии Чувашии, N10, 2014, С
Способ подготовки рафинадного сахара к высушиванию 0
  • Названов М.К.
SU73A1
БАТИЩЕВ В
В
и др
Основные принципы и приемы проведения психотерапии и психокоррекции в малых группах больных с зависимостью от психоактивных веществ (алкоголизмом) в стационарном отделении с интенсивной психотерапевтической и реабилитационной программой, использующей в своей структуре методологию "12 Шагов"
Психотерапевтическая программа "Решение", 2011, М., С
Печь для непрерывного получения сернистого натрия 1921
  • Настюков А.М.
  • Настюков К.И.
SU1A1
АНДРУХ П
Г
и др
Система психотерапии и психосоциальной реабилитации пациентов с зависимостью от различных психоактивных веществ на основе исследования феноменов созависимости и эмоциогенеза
Мир аддикций: химические и нехимические психические расстройства, СПб., 2012, С
Устройство для выпрямления опрокинувшихся на бок и затонувших у берега судов 1922
  • Демин В.А.
SU85A1

RU 2 636 868 C2

Авторы

Миназов Ренат Данисович

Даты

2017-11-28Публикация

2016-01-20Подача