УСТРОЙСТВО ДЛЯ АВТОМАТИЧЕСКОЙ ЛИКВИДАЦИИ БОКСОВАНИЯ И ЮЗА КОЛЕСНО-МОТОРНЫХ БЛОКОВ ТЯГОВОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА Российский патент 2012 года по МПК B60L3/10 

Описание патента на изобретение RU2443577C1

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, в частности к устройствам для автоматической защиты колесно-моторных блоков электровозов, электропоездов и тепловозов от боксования их колесных пар при тяге или от юза при электрическом торможении.

Известно устройство для автоматической ликвидации юза колесно-моторных блоков электроподвижного состава, содержащее датчики текущих значений токов тяговых электродвигателей, причем выходы этих датчиков подключены к элементам для выделения максимального MAX и минимального MIN из указанных текущих значений токов, а также исполнительные элементы автоматики для воздействия на колесно-моторные блоки (RU, патент на изобретение №2072669 C1, кл. B60L 3/10, опубл. 1997).

Недостатком устройства является снижение эффективности защиты в связи с невозможностью определения инерционным устройством опорного уровня для однозначной идентификации процессов боксования или юза конкретной колесной пары в процессе развития и ликвидации боксования или юза колесно-моторных блоков при последовательном соединении тяговых электродвигателей.

Известно устройство для автоматической ликвидации боксования и юза колесно-моторных блоков электроподвижного состава, принятое за прототип, содержащее датчики текущих значений рабочих параметров колесно-моторных блоков, включая электрические параметры тяговых электродвигателей, причем выходы этих датчиков подключены к элементам для выделения максимального MAX и минимального MIN из указанных текущих значений рабочих параметров, а также исполнительные элементы автоматики для воздействия на колесно-моторные блоки, причем дополнительно предусмотрены логический элемент ИЛИ, своими входами подключенный к выходам элементов MAX и MIN, предназначенный для обеспечения необходимого алгоритма ликвидации боксования или юза как при параллельном, так и при последовательном соединении тяговых электродвигателей, а также счетно-решающий блок, соединенный своими входами с выходами датчиков текущих значений рабочих параметров и предназначенный для вычисления среднего текущего значения указанных параметров, а выходы логического элемента ИЛИ и счетно-решающего блока подсоединены к входам элемента сравнения с линейным усилителем, выход которого подключен к входам исполнительных элементов автоматики (RU, патент на изобретение №2364525 C2, кл. B60L 3/10, опубл. 2009 г.).

Недостатки устройства состоят в том, что в случае одновременного боксования или юза всех колесных пар снижается его быстродействие и не обеспечивается эффективная защита и безопасность движения тягового подвижного состава.

Техническим результатом изобретения является повышение эффективности и быстродействия устройства для автоматической ликвидации боксования и юза колесно-моторных блоков тягового подвижного состава при любом соединении тяговых двигателей, в том числе при одновременном боксовании или юзе всех колесных пар тягового подвижного состава, повышение безопасности движения железнодорожного транспорта.

Указанный технический результат достигается тем, что в устройстве для автоматической ликвидации боксования и юза колесно-моторных блоков тягового подвижного состава, содержащем датчики текущих значений рабочих параметров колесно-моторных блоков, включая электрические параметры тяговых электродвигателей, исполнительные элементы автоматики, соединенные с тяговыми электродвигателями и форсунками для подачи песка колесно-моторных блоков, счетно-решающий блок, соединенный своими входами с выходами датчиков текущих значений рабочих параметров, а своими выходами - с входами исполнительных элементов автоматики, счетно-решающий блок снабжен блоками вычисления частоты вращения каждого колесно-моторного блока, входы которых соединены с выходами датчиков текущих значений рабочих параметров, блоком формирования опорной частоты вращения и блоками сравнения, первые входы которых соединены с выходом блока формирования опорной частоты вращения, вторые входы блоков сравнения соединены с выходами блоков вычисления частоты вращения каждого колесно-моторного блока, входы блока формирования опорной частоты вращения соединены с выходами блоков вычисления частоты вращения каждого колесно-моторного блока, а выходы блоков сравнения, являющиеся выходами счетно-решающего блока, соединены с входами исполнительных элементов автоматики.

На чертеже представлена блок-схема устройства для автоматической ликвидации боксования и юза колесно-моторных блоков тягового подвижного состава.

Устройство содержит датчики 1 текущих значений рабочих параметров колесно-моторных блоков 2 (соответственно числу ведущих осей локомотива), включая электрические параметры тяговых электродвигателей 3, исполнительные элементы автоматики 4 и 5 для воздействия на колесно-моторные блоки 2, счетно-решающий блок 6, соединенный своими входами с выходами датчиков 1 текущих значений рабочих параметров, а своими выходами - с входами исполнительных элементов автоматики 4 и 5, причем счетно-решающий блок 6 снабжен блоками 7 вычисления частоты вращения каждого колесно-моторного блока 2, входы которых соединены с выходами датчиков 1 текущих значений рабочих параметров, блоком 8 формирования опорной частоты вращения и блоками 9 сравнения, первые входы которых соединены с выходом блока 8 формирования опорной частоты вращения, вторые входы блоков 9 сравнения соединены с выходами блоков 7 вычисления частоты вращения каждого колесно-моторного блока 2, входы блока 8 формирования опорной частоты вращения соединены с выходами блоков 7 вычисления частоты вращения каждого колесно-моторного блока 2, а выходы блоков 9 сравнения, являющиеся выходами счетно-решающего блока 6, соединены с входами исполнительных элементов автоматики 4 и 5.

Исполнительные элементы автоматики 4 и 5 предназначены соответственно для воздействия на электромагнитные параметры тяговых электродвигателей 3 и для включения устройств импульсной пескоподачи. Первые выходы исполнительных элементов автоматики 4 и 5 соединены с тяговыми электродвигателями 3 для воздействия на их электромагнитные параметры, другие выходы исполнительных элементов автоматики 4 и 5 соединены с форсунками 10 для подачи песка, обеспечивающими импульсную подачу песка под колесные пары 1. Колесно-моторные блоки 2 содержат тяговые электродвигатели 3 и колесные пары 11 с тяговыми редукторами и промежуточными компонентами (на чертеже не показаны).

Предложенное устройство работает следующим образом.

В качестве измеряемых параметров колесно-моторных блоков 2 принимаются токовые нагрузки тяговых электродвигателей 3 (токи якорей и обмоток возбуждения) и напряжения на тяговых электродвигателях 3.

В режимах электрической тяги или электрического торможения по измеренным значениям токовых нагрузок тяговых электродвигателей 3 в блоках 7 вычисления частоты вращения вычисляются текущие значения частот вращения колесно-моторных блоков 2 в соответствии со следующим выражением:

,

где: ni, Ui, Ii, Ri, СФi - соответственно частота вращения, напряжение якорной цепи, ток якоря, сопротивление якорной цепи и магнитный поток i-го тягового электродвигателя.

Для режима электрической тяги в выражении для расчета берется знак «минус», для режима электрического торможения - знак «плюс».

В блоке 8 формирования опорной частоты вращения по полученным значениям частот вращения каждого колесно-моторного блока 2 определяется минимальное значение частоты вращения nmin для режима электрической тяги и максимальное значение nmax для режима электрического торможения. По заданным заранее параметрам задается величина максимально допустимого ускорения/замедления тягового подвижного состава в режимах электрической тяги и электрического торможения соответственно.

Далее в блоке 8 вычисляется величина опорной частоты вращения nоп в соответствии со следующим алгоритмом:

1) для режима электрической тяги

nоп=nоп-amaxdt при nоп>nmin

nоп=nоп+amaxdt при nоп<nmin

2) для режима электрического торможения

nоп=nоп-amaxdt при nоп>nmax

nоп=nоп+amaxdt при nоп<nmax

Полученное значение опорной частоты вращения nоп с выхода блока 8 подается на входы блоков 9 сравнения, где сравнивается с текущими значениями частот вращения каждого колесно-моторного блока 2, вычисленными в блоках 7.

При отсутствии боксования или юза выходные сигналы блока 8 и блоков 7 равны между собой, в результате чего сигналы на выходе блоков 9 сравнения отсутствуют и соответственно блоки 4 и 5 не срабатывают.

Если в режиме электрической тяги или электрического торможения начинается боксование или юз хотя бы одного из колесно-моторных блоков 2, то появляется разница между выходными сигналами блока 8 и блоков 7, которую определяют соответствующие блоки 9, сигналы с выходов которых поступает на соответствующие исполнительные элементы автоматики 4 и 5, обеспечивая снижение силы тяги или торможения тяговых электродвигателей, потерявших сцепление, с одновременной импульсной подачей песка соответствующими форсунками 10, что позволяет ускорить восстановление сцепления, повысить эффективность и быстродействие устройства для автоматической ликвидации боксования и юза колесно-моторных блоков 2 тягового подвижного состава при любом соединении тяговых электродвигателей 3, в том числе при одновременном боксовании или юзе всех колесных пар 11 тягового подвижного состава, повышение безопасности движения железнодорожного транспорта.

Предлагаемое устройство испытано с применением микропроцессорной системы управления на маневровом тепловозе и показало положительные результаты.

Похожие патенты RU2443577C1

название год авторы номер документа
УСТРОЙСТВО ДЛЯ АВТОМАТИЧЕСКОЙ ЛИКВИДАЦИИ БОКСОВАНИЯ И ЮЗА КОЛЕСНО-МОТОРНЫХ БЛОКОВ ЭЛЕКТРОПОДВИЖНОГО СОСТАВА 2007
  • Дедов Александр Александрович
  • Ляпустин Василий Николаевич
  • Феоктистов Валерий Павлович
RU2364525C2
Способ обнаружения боксования и юза колес транспортного средства с электрической передачей 2018
  • Грачев Владимир Васильевич
  • Грищенко Александр Васильевич
  • Базилевский Федор Юрьевич
  • Ким Сергей Ирленович
  • Федотов Михаил Владимирович
RU2702549C1
Способ обнаружения боксования и юза колес транспортного средства с электрической передачей 2016
  • Грачев Владимир Васильевич
  • Грищенко Александр Васильевич
  • Базилевский Федор Юрьевич
  • Ким Сергей Ирленович
  • Федотов Михаил Владимирович
  • Титов Михаил Владимирович
RU2657157C1
Устройство для регулирования силы тяги и торможения электроподвижного состава при автоматическом управлении 2019
  • Юренко Константин Иванович
  • Юренко Иван Кондратьевич
  • Щербаков Виктор Гаврилович
  • Харченко Павел Алексеевич
RU2739552C1
Способ регулирования электрической передачи тепловоза 2020
  • Ким Сергей Ирленович
  • Харитонов Владимир Иванович
  • Ким Светлана Владимировна
RU2729865C1
СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭЛЕКТРОПЕРЕДАЧИ ТЕПЛОВОЗОВ 2011
  • Ким Сергей Ирленович
  • Харитонов Владимир Иванович
RU2476332C1
СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ПЕРЕДАЧИ ТЕПЛОВОЗА 2010
  • Ким Сергей Ирленович
  • Клименко Юрий Иванович
  • Варегин Юрий Андреевич
  • Сергеев Сергей Валерьевич
  • Харитонов Владимир Иванович
  • Ким Светлана Владимировна
RU2423252C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАЩИТЫ ОТ БОКСОВАНИЯ И ЮЗА КОЛЕСНЫХ ПАР ЭЛЕКТРОПОДВИЖНОГО СОСТАВА 1991
  • Наумов Б.М.
  • Логинов И.Я.
  • Малютин В.А.
RU2025310C1
СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ПЕРЕДАЧИ ТЕПЛОВОЗА 2013
  • Ким Сергей Ирленович
  • Харитонов Владимир Иванович
  • Пронин Андрей Андреевич
RU2534597C1
Устройство для автоматического управления электровозом 1986
  • Западинский Алексей Леонидович
  • Карев Игорь Александрович
SU1402449A1

Иллюстрации к изобретению RU 2 443 577 C1

Реферат патента 2012 года УСТРОЙСТВО ДЛЯ АВТОМАТИЧЕСКОЙ ЛИКВИДАЦИИ БОКСОВАНИЯ И ЮЗА КОЛЕСНО-МОТОРНЫХ БЛОКОВ ТЯГОВОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, в частности к устройствам для автоматической защиты колесно-моторных блоков танспортных средств от боксования их колесных пар при тяге или от юза при электрическом торможении. Предложенное устройство содержит датчики текущих значений рабочих параметров колесно-моторных блоков, включая исполнительные элементы автоматики, соединенные с тяговыми электродвигателями и форсунками для подачи песка колесно-моторных блоков, счетно-решающий блок, соединенный своими входами с выходами датчиков параметров, а выходами - с входами исполнительных элементов автоматики. Счетно-решающий блок снабжен блоками вычисления частоты вращения каждого колесно-моторного блока, блоком формирования опорной частоты вращения и блоками сравнения, первые входы которых соединены с выходом блока формирования опорной частоты вращения, вторые входы блоков сравнения соединены с выходами блоков вычисления частоты вращения каждого колесно-моторного блока. Входы блока формирования опорной частоты вращения соединены с выходами блоков вычисления частоты вращения каждого колесно-моторного блока, а выходы блоков сравнения соединены с входами исполнительных элементов автоматики. Технический результат заключается в повышении быстродействия устройства и безопасности движения подвижного состава. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 443 577 C1

Устройство для автоматической ликвидации боксования и юза колесно-моторных блоков тягового подвижного состава, содержащее датчики текущих значений рабочих параметров колесно-моторных блоков, включая электрические параметры тяговых электродвигателей, исполнительные элементы автоматики, соединенные с тяговыми электродвигателями и форсунками для подачи песка колесно-моторных блоков, счетно-решающий блок, соединенный своими входами с выходами датчиков текущих значений рабочих параметров, а своими выходами - с входами исполнительных элементов автоматики, отличающееся тем, что счетно-решающий блок снабжен блоками вычисления частоты вращения каждого колесно-моторного блока, входы которых соединены с выходами датчиков текущих значений рабочих параметров, блоком формирования опорной частоты вращения и блоками сравнения, первые входы которых соединены с выходом блока формирования опорной частоты вращения, вторые входы блоков сравнения соединены с выходами блоков вычисления частоты вращения каждого колесно-моторного блока, входы блока формирования опорной частоты вращения соединены с выходами блоков вычисления частоты вращения каждого колесно-моторного блока, а выходы блоков сравнения, являющиеся выходами счетно-решающего блока, соединены с входами исполнительных элементов автоматики.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2012 года RU2443577C1

УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАЩИТЫ ОТ БОКСОВАНИЯ И ЮЗА КОЛЕСНЫХ ПАР ЭЛЕКТРОПОДВИЖНОГО СОСТАВА 1991
  • Наумов Б.М.
  • Логинов И.Я.
  • Малютин В.А.
RU2025310C1
Дисковый лущильник 1948
  • Алексеев А.П.
  • Левицкий В.Л.
SU77580A1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ АВТОМАТИЧЕСКОЙ ЛИКВИДАЦИИ БОКСОВАНИЯ И ЮЗА КОЛЕСНО-МОТОРНЫХ БЛОКОВ ЭЛЕКТРОПОДВИЖНОГО СОСТАВА 2007
  • Дедов Александр Александрович
  • Ляпустин Василий Николаевич
  • Феоктистов Валерий Павлович
RU2364525C2
DE 1203814 В, 28.10.1965.

RU 2 443 577 C1

Авторы

Ким Сергей Ирленович

Журавлев Сергей Николаевич

Уткин Алексей Евгеньевич

Ким Светлана Владимировна

Даты

2012-02-27Публикация

2010-12-16Подача