СПОСОБ ИСПЫТАНИЯ ДЕФЕКТНОГО УЧАСТКА ТРУБОПРОВОДА, НАХОДЯЩЕГОСЯ ВНУТРИ ЗАЩИТНОГО ФУТЛЯРА Российский патент 2012 года по МПК F16L1/28 

Описание патента на изобретение RU2446338C2

Изобретение относится к испытанию дефектных, выявленных внутритрубной диагностикой (ВТД) переходов трубопроводов через автомобильные дороги, при переходе через которые трубопровод заключен в защитный футляр.

Известен способ испытания, при котором на пересечении трубопроводов с автомобильными дорогами ремонт осуществляют с остановкой перекачки бестраншейным способом РД 153-39.4-075-01 [1].

Капитальный ремонт переходов бестраншейным способом проводят заменой дефектного участка перехода трубопровода внутри эксплуатируемого защитного футляра на новый, т.е. извлекают дефектный трубопровод, протаскивают новый (бездефектный).

При этом новый участок испытывают отдельно на бровке траншеи.

Недостатками известного способа являются: необходимость изготовления нового участка, длительный перерыв в работе трубопровода, большой объем земляных и строительно-монтажных работ.

Прототипом является способ испытания трубопроводов на переходах через автомобильные (железные) дороги СТО Газпром 2-2.3-231-2008 [2], заключающийся в том, что вскрывают (откапывают) участки у торцов защитного футляра с обеих сторон. С обеих сторон вырезают катушки длиной не менее диаметра трубопровода, чтобы отделить этот участок длиной (L+1,0) м от основной нитки, где L - длина защитного футляра. С одной из сторон (в направлении протаскивания) вскрывают, вырезают и демонтируют технологический участок длиной (L+2,0) м с тем, чтобы освободить место для дефектного участка, извлекаемого из защитного футляра. Участок, находящийся внутри футляра, извлекают протаскиванием и укладывают на освободившееся место технологического участка. Производят обследование этого участка со снятием изоляционного покрытия на дефектных местах, оценивают степень опасности выявленных дефектов и при необходимости их ремонт. Затем этот участок возвращают протаскиванием обратно в защитный футляр, приваривают технологические заглушки, и уже в рабочем положении производят его гидравлическое испытание давлением, превышающим рабочее давление на 25% [3]. Затем укладывают технологический участок и врезают в основную нитку. Таким образом, испытание обследуемого участка является заключительным этапом, определяющим эффективность обследования и ремонта дефектного участка внутри защитного футляра.

При протаскивании не исключена возможность нанесения новых дефектов стенки трубы (риски, царапины и т.п.). Таким образом, относительно «благополучный» трубопровод может приобрести новые дефекты.

Недостатками прототипа являются значительная сложность и трудоемкость, связанная с демонтажем и монтажом технологического участка на свое место, а дефектного участка в защитный футляр.

Цель изобретения - упрощение способа испытания и снижение его трудоемкости за счет исключения идентификации дефектов.

Предлагаемый способ реализуется следующим образом. Останавливают эксплуатацию, вскрывают (откапывают) участки с обеих сторон у торцов защитного футляра 1, вырезают испытываемый участок 2 из основной нитки 3. На участок внутри защитного футляра 1 приваривают технологические заглушки 4 с обеих сторон и производят его гидравлическое испытание давлением Р, отвечающим следующим условиям:

1) испытательное давление на 5% ниже давления разрушения для труб с дефектами типа «потеря металла», принятого согласно современным требованиям с учетом остаточного ресурса. Расчет давления разрушения на участке с дефектами типа «потеря металла» [4], взяв в качестве исходных данных данные отчета внутритрубной диагностики и остаточный ресурс перехода после ремонта не менее 15 лет [6];

2) испытательное давление на 5% выше давления, вызывающего в процессе испытания продольные напряжения, которые равны продольным напряжениям, возникающим в процессе эксплуатации. Расчет давления, вызывающего при испытании продольные напряжения на 5% выше продольных напряжений, возникающих в процессе эксплуатации согласно [5];

3) испытательное давление лежит в пределах 1,1-1,25 рабочего давления. Расчет интервала допустимых значений давления испытания, лежащего в пределах 1,1-1,25 рабочего давления [3].

Затем производится ремонт торцевых уплотнений, узлов электрохимзащиты, врезка испытанного участка в основную нитку (заварка обратно в нитку), уплотнение торцов.

Для реализации способа производится контрольный расчет согласно нормативным требованиям.

Пример реализации способа

В качестве примера реализации способа рассмотрим дефектный участок внутри защитного футляра (по результатам внутритрубной диагностики), участок перехода через автомобильную дорогу газопровода «Поляна - КСПХГ» диаметром 1220×12 мм на участке внутри защитного футляра из 5 труб №5858-5862 (таблица 1).

Дефекты стенки трубы, выявленные ВТД

Таблица 1 Номер трубы по трубному журналу Вид дефекта Глубина и длина дефекта, мм 5858 риска 2,16×81 риска 1,68×66 риска 2,76×114 5861 аномальный шов 5862 риска 1,92×86

Расчет испытательного давления

Ограничение к величине испытательного давления исходя из первого условия имеет вид:

где Рп - давление разрушения дефектной трубы, определяемое согласно [4].

На переходе имеются две дефектные трубы №5858, №5862 с дефектами типа «потеря металла».

В отчете ВТД даны глубины и длины дефектов типа «потеря металла» (таблица 1). Расчет давления разрушения дефектного участка производится по максимальному дефекту 2,76×114 мм согласно [4]:

где Рп - расчетное давление разрушения трубы с дефектом, МПа (кгс/см2);

σ - напряжение течения, принимаемое по таблице 2.

Таблица 2 Время от начала эксплуатации трубы до окончания рассчитываемого срока τσ, годы Напряжение течения σ, МПа (кгс/см2) менее 15 0,95 ((σ0,2+<σвр) /2) от 15 до 20 (0,95-0,04(τσ-15))(σ0,2вр)/2 более 20 (0,75-0,003(τσ-20))(σ0.2вр)/2

σ0,2 - нормативный предел текучести трубной стали, σ0,2=470 МПа;

σвр - нормативный предел прочности трубной стали, σвр=600 МПа;

τσэкср - время от начала эксплуатации трубы до окончания рассчитываемого срока, годы;

τэкс - время работы газопровода с момента ввода его в эксплуатацию до момента обследования; газопровод введен в эксплуатацию в 1989 году, ВТД прошла в 2009 году, поэтому τэкс=20 лет;

τр - срок безопасной эксплуатации дефектной трубы, который согласно нормативным документам на ремонтируемые участки, например, подверженные переизоляции принимается равным 15 лет [6];

δ - толщина стенки трубы, δ=12 мм;

R=(Dн-2δ)/2 - внутренний радиус трубы, R=598 мм;

Dн - наружный диаметр трубы, Dн=1220 мм;

Кп - коэффициент, учитывающий конфигурацию дефектов, принимаемый равным 0,7;

tmах = максимальная глубина дефекта, tmах=2,76 мм;

Мп - коэффициент Фолиаса, рассчитанный для длины Lп по формуле (2).

где Lп - оценка полной длины продольной проекции дефекта, определяемая по формуле (3).

где Lизм - измеренная длина дефекта, Lизм=114 мм;

tп - порог чувствительности прибора (снаряда - дефектоскопа), в нашем случае равен 10% от толщины стенки трубопровода, tп=1,2 мм;

Кдоп - коэффициент, определенный по статистическим данным о конфигурации дефектов, принимаемый в зависимости от отношения порога чувствительности к максимальной глубине дефекта по таблице 3.

Таблица 3 Отношение порога чувствительности прибора к максимальной глубине дефекта(tп/tmах) Значение коэффициента Kдоп от 0 до 0,4 0,15 DН от 0,4 до 0,5 0,15Dн+Dн(tп/tmах-0,4) свыше 0,5 0,25Dн

Таким образом, расчетные значения Lп, Mп, Pп составят:

Lп=114+(0,15·1220+1220(0,43-0,4)·1,2=384,5 мм

Следовательно, исходя из условия предотвращения разрушения дефектного участка при испытании значение испытательного давления не может превышать 6,74·0,95=6,4 МПа.

Второе ограничение на величину испытательного давления (испытательное давление на 5% выше давления, вызывающего в процессе испытания продольные напряжения, которые равны продольным напряжениям, возникающим в процессе эксплуатации) имеет вид:

где Pраб - рабочее давление в газопроводе, Рраб=5,4 МПа;

µ - коэффициент Пуассона, µ=0,3;

α - коэффициент температурного расширения стали, α=1,2·10-5 см-1;

Е - модуль упругости стали, Е=2,06 -105 МПа;

Δt - температурный перепад, разница между температурами монтажа и эксплуатации, в нашем случае Δt=-20°С.

Тогда,

Третье ограничение на величину испытательного давления (испытательное давление должно находиться в пределах 1,1-1,25 рабочего давления) имеет вид:

1,1·Рраб=1,1·5,4=5,94≤Pисп<1,25·Рраб=1,25·5,4=6,75 МПа

В итоге получаем, что величина испытательного давления может быть в пределах от 5,49 МПа до 5,94 МПа. С учетом того, что надежность трубопровода главным образом определяется величиной давления разрушения дефектного участка, примем за величину испытательного давления 5,94 МПа.

В настоящее время основным способом выявления дефектов стенки трубы является ВТД. Причем дефекты, выявленные при ВТД, должны пройти идентификацию, например, методом шурфования. Так как традиционный способ идентификации дефектов, выявленных ВТД, для переходов трубопроводов через автомобильные дороги неприемлем, предложенный способ испытания может заменить стадию идентификации дефектов.

Список использованных источников

1. РД 153-39.4-075-01. Правила капитального ремонта магистральных нефтепродуктопроводов на переходах через водные преграды, железные и автомобильные дороги I-IV категорий (с.32).

2. СТО Газпром 2-2.3-231-2008. Правила производства работ при капитальном ремонте линейной части магистральных газопроводов (прототип - с.37-38).

3. СНиП III-42-80* Магистральные трубопроводы (с.64).

4. ВРД 39-1.10-032-2001. Инструкция по классификации стресскоррозионных дефектов по степени опасности (с.7-10).

5. СНиП 2.05.06-85*. Магистральные трубопроводы (с.32-35).

6. Инструкция по оценке дефектов труб и соединительных деталей при ремонте и диагностике магистральных газопроводов. ОАО «Газпром». - М.: 2008 (с.14).

Похожие патенты RU2446338C2

название год авторы номер документа
СПОСОБ РЕАБИЛИТАЦИИ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЭКСПЛУАТАЦИОННОГО РЕСУРСА МАГИСТРАЛЬНОГО ТРУБОПРОВОДА, ОСУЩЕСТВЛЯЕМЫЙ ПРИ ЕГО НАГРУЖЕНИИ ПОВЫШЕННЫМ ДАВЛЕНИЕМ В ПОЛЕВЫХ УСЛОВИЯХ 2007
  • Дубинский Виктор Григорьевич
  • Антипов Борис Николаевич
  • Егоров Иван Федорович
  • Сивоконь Виктор Николаевич
  • Пономарев Владимир Михайлович
  • Щербаков Алексей Григорьевич
  • Калинин Николай Александрович
  • Велиюлин Ибрагим Ибрагимович
RU2324160C1
СПОСОБ ОЦЕНКИ НАПРЯЖЕННО-ДЕФОРМИРОВАННОГО СОСТОЯНИЯ МАГИСТРАЛЬНОГО ТРУБОПРОВОДА С ДЕФЕКТНЫМИ СВАРНЫМИ СТЫКАМИ 2016
  • Бахтизин Рамиль Назифович
  • Шарипов Шамиль Гусманович
  • Аскаров Роберт Марагимович
  • Рафиков Салават Кашфиевич
  • Бакиев Тагир Ахметович
  • Аскаров Герман Робертович
  • Шарнина Гульнара Салаватовна
RU2656163C2
СПОСОБ РЕМОНТА ТРУБОПРОВОДА 2015
  • Мустафин Фаниль Мухаметович
  • Файзуллин Саяфетдин Минигулович
  • Бахтизин Рамиль Назифович
  • Спектор Юрий Иосифович
  • Усманов Рустем Ринатович
  • Чучкалов Михаил Владимирович
  • Файзуллин Булат Саяфетдинович
RU2599401C2
СПОСОБ СТРОИТЕЛЬСТВА ТРУБОПРОВОДОВ 1999
  • Шарыгин В.М.
  • Яковлев А.Я.
  • Теплинский Ю.А.
RU2171939C2
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СРОКА СЛУЖБЫ ТРУБОПРОВОДА 2013
  • Машуров Сергей Сэмович
  • Городниченко Владимир Иванович
RU2518787C1
СПОСОБ РЕМОНТА ТРУБОПРОВОДА 2011
  • Пашин Сергей Тимофеевич
  • Усманов Рустем Ринатович
  • Чучкалов Михаил Владимирович
  • Файзуллин Саяфетдин Минигуллович
  • Аскаров Герман Робертович
  • Габсаттаров Альберт Вазихович
RU2493468C2
СПОСОБ РЕМОНТА ТРУБОПРОВОДА 2012
  • Пашин Сергей Тимофеевич
  • Усманов Рустем Ринатович
  • Чучкалов Михаил Владимирович
  • Мустаев Айрат Гайсович
  • Аскаров Роберт Марагимович
  • Файзуллин Саяфетдин Минигуллович
  • Аскаров Герман Робертович
RU2493472C1
Способ оценки степени опасности дефектных кольцевых стыков на магистральных газопроводах 2021
  • Шарипов Шамиль Гусманович
  • Закирьянов Рустэм Васильевич
  • Закирьянов Марс Васильевич
  • Аскаров Роберт Марагимович
  • Аскаров Герман Робертович
  • Бакиев Тагир Ахметович
  • Исламов Ильдар Магзумович
RU2798635C1
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ НЕСУЩЕЙ СПОСОБНОСТИ ТРУБОПРОВОДА 2013
  • Топилин Алексей Владимирович
  • Дубинский Виктор Григорьевич
  • Калинин Николай Александрович
  • Егоров Иван Фёдорович
  • Пономарев Владимир Михайлович
  • Кудрявцев Дмитрий Алексеевич
RU2516766C1
СПОСОБ РЕМОНТА МАГИСТРАЛЬНОГО ГАЗОПРОВОДА (МГ)ВЫСОКОГО ДАВЛЕНИЯ, ИМЕЮЩЕГО ДЕФЕКТЫ ИЗОЛЯЦИОННОГО ПОКРЫТИЯ (КОНТАКТ ТРУБА-ФУТЛЯР), РАСПОЛОЖЕННОГО ПОД ДОРОЖНЫМ ПОЛОТНОМ И ПЕРЕСЕКАЮЩЕГО ТРАНСПОРТНУЮ МАГИСТРАЛЬ 2002
  • Матвеев В.А.
  • Матвеев А.В.
  • Линник Р.В.
RU2232332C2

Реферат патента 2012 года СПОСОБ ИСПЫТАНИЯ ДЕФЕКТНОГО УЧАСТКА ТРУБОПРОВОДА, НАХОДЯЩЕГОСЯ ВНУТРИ ЗАЩИТНОГО ФУТЛЯРА

Изобретение относится к способу испытания дефектных участков трубопроводов, находящихся внутри защитного футляра. Испытание производится повышенным давлением непосредственно в защитном футляре, при этом величина испытательного давления должна быть: на 5% выше давления, вызывающего продольные напряжения, равные продольным напряжениям, возникающим в процессе эксплуатации; на 5% ниже расчетного давления разрушения дефектных труб с остаточным ресурсом не менее 15 лет и находиться в пределах 1,1…1,25 рабочего давления. Технический результат: упрощение способа испытания трубопровода и снижение трудоемкости работ за счет исключения процесса идентификации дефектов. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 446 338 C2

Способ испытания дефектного участка перехода трубопровода, находящегося внутри футляра, заключающийся в остановке эксплуатации, вскрытии, вырезке испытываемого участка, приварке технологических заглушек, испытании, заварке обратно в нитку, уплотнении торцов, отличающийся тем, что величина испытательного давления должна быть на 5% выше давления, вызывающего продольные напряжения, равные продольным напряжениям, возникающим в процессе эксплуатации, на 5% ниже расчетного давления разрушения дефектных труб и находиться в пределах 1,1÷1,25 рабочего давления.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2012 года RU2446338C2

Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1
Правила производства работ при капитальном ремонте линейной части магистральных газопроводов
- М.: ОАО "Газпром", 2008
Паровозный золотник (байпас) 1921
  • Трофимов И.О.
SU153A1
Правила капитального ремонта магистральных нефтепродуктопроводов на переходах через водные преграды, железные и автомобильные дороги I-IV категорий
СПОСОБ АНАЛИТИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ РАЗРУШАЮЩЕГО ДАВЛЕНИЯ ТРУБОПРОВОДОВ С ПОВЕРХНОСТНЫМИ ДЕФЕКТАМИ 2003
  • Киселев В.К.
  • Столов В.П.
RU2240469C1
СПОСОБ ГИДРАВЛИЧЕСКИХ ИСПЫТАНИЙ ТРУБОПРОВОДОВ ТЕПЛОВЫХ СЕТЕЙ ПОВЫШЕННЫМ ДАВЛЕНИЕМ 2008
  • Плешивцев Всеволод Георгиевич
  • Пак Юрий Алексеевич
  • Глухих Марина Владиславовна
  • Филиппов Георгий Анатольевич
RU2364849C1
СПОСОБ РЕАБИЛИТАЦИИ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЭКСПЛУАТАЦИОННОГО РЕСУРСА МАГИСТРАЛЬНОГО ТРУБОПРОВОДА, ОСУЩЕСТВЛЯЕМЫЙ ПРИ ЕГО НАГРУЖЕНИИ ПОВЫШЕННЫМ ДАВЛЕНИЕМ В ПОЛЕВЫХ УСЛОВИЯХ 2007
  • Дубинский Виктор Григорьевич
  • Антипов Борис Николаевич
  • Егоров Иван Федорович
  • Сивоконь Виктор Николаевич
  • Пономарев Владимир Михайлович
  • Щербаков Алексей Григорьевич
  • Калинин Николай Александрович
  • Велиюлин Ибрагим Ибрагимович
RU2324160C1

RU 2 446 338 C2

Авторы

Пашин Сергей Тимофеевич

Файзуллин Саяфетдин Минигуллович

Чучкалов Михаил Владимирович

Аскаров Герман Робертович

Егоров Александр Владимирович

Уельданов Алмаз Разакович

Даты

2012-03-27Публикация

2010-02-24Подача