Изобретение относится к транспортному машиностроению, непосредственно к устройствам для самовытаскивания транспортного средства, предназначенным для тяжелых дорожных условий.
Известны различные устройства для самовытаскивания транспортного средства типа лебедок. К их недостаткам можно отнести то, что оператору необходимо разматывать трос, перемещать трос с крюком до опоры, устанавливать в требуемом направлении трос с крюком и опору. После выполнения подтягивания транспортного средства указанные операции повторяются. Такие операции требуют больших трудозатрат, имеют низкую производительность и эффективность.
Известно устройство для самовытаскивания транспортного средства [1], состоящее из силового корпуса, имеющего возможность перемещаться по направляющим, штыкового зацепа с механическим приводом, состоящим из электродвигателя, червячного редуктора, цепной передачи.
Недостатком указанного устройства является сложность конструкции, особенно узла поднятия, опускания и внедрения в грунт штыкового зацепа. Кроме того, при применении такого устройства на большегрузном транспортном средстве для обеспечения надежного сцепления из-за того, что тянущее движение, обеспечиваемое конструкцией, строго горизонтальное, штыковой элемент необходимо глубоко вводить в дорожное покрытие, что может привести к повреждению дорожного полотна.
Известно также устройство для самовытаскивания транспортного средства [2], содержащее подвижный тяговый орган, силовой привод, систему управления, включающую в себя гидросистему, подающие линии. Тяговый привод выполнен в виде пространственного многозвенного шарнирно-рычажного параллелограмма.
Недостатком указанного устройства являются сложность конструкции тягового привода, содержащей много шарниров, и малая жесткость в вертикальном направлении, что делает проблематичным его практическое применение особенно для самовытаскивания тяжелых транспортных средств. Представляется невозможным без воздействия дополнительных средств достаточное внедрение рабочего органа в грунт для обеспечения значительного тягового усилия на транспортное средство, а при передаче значительного толкающего усилия, кроме того, неизбежна потеря устойчивости и деформация многозвенника при его раздвижении.
Задачей предлагаемого изобретения является упрощение конструкции устройства для самовытаскивания транспортного средства и повышение его надежности, а также получение возможности использования данного устройства на тяжело нагруженных транспортных средствах.
Устройство для самовытаскивания транспортного средства, решающее данную задачу, состоит из силового элемента и системы управления, включающих гидросистему, подающие линии и гидроаккумулятор. Силовой элемент смонтирован под рамой транспортного средства и представляет собой два толкателя, каждый из которых имеет корпус коробчатой формы, один конец которого закреплен на раме, толкающий гидроцилиндр, ползун, прижимной гидроцилиндр.
По первому варианту исполнения устройства ползун, а также толкающий гидроцилиндр установлены в корпусе, при этом прижимной гидроцилиндр установлен на корпусе. Корпус имеет возможность наклоняться под действием прижимного гидроцилиндра.
По второму варианту исполнения ползун установлен на корпусе, который имеет возможность вращения вокруг оси, на которой он смонтирован. Сама ось закреплена на раме транспортного средства. При этом прижимной гидроцилиндр расположен внутри корпуса и одним концом крепится к кронштейну, неподвижно установленному на оси.
Кроме того, гидросистема выполнена таким образом, что подающая линия прижимного гидроцилиндра соединена с гидроаккумулятором, который дает возможность при рабочем ходе ползуна изменять его угол наклона и сохранять усилие прижима толкателя к грунту.
Кроме этого, количество толкателей может быть отличным от двух.
Сущность изобретения поясняется чертежами.
Фиг.1 - устройство для самовытаскивания в транспортном положении по первому варианту (вид сбоку);
Фиг.2 - устройство для самовытаскивания транспортного средства по первому варианту (вид снизу);
Фиг.3 - толкатель силового элемента устройства для самовытаскивания транспортного средства, выполненный по второму варианту;
Фиг.4 - устройство для самовытаскивания транспортного средства в рабочем положении по первому варианту (вид сбоку).
Устройство для самовытаскивания транспортного средства 1 содержит силовой элемент 2 и систему управления 3. Силовой элемент 2 смонтирован под рамой 4 и состоит из двух толкателей 5 и 6. Каждый из толкателей 5 и 6 выполнен в виде корпуса 7 коробчатой формы, один конец которого крепится на раме 4 транспортного средства 1. Ползун 8 установлен в корпусе 7, для ползуна 8 корпус 7 служит направляющей. Толкающий гидроцилиндр 9 расположен в корпусе 7 и служит для продольного перемещения ползуна 8. Прижимной гидроцилиндр 10, который в начале цикла работы поворачивает и прижимает толкатель 5 к грунту, прикреплен к корпусу 7 толкателя 5.
Система управления 3, к примеру электрогидравлическая, содержит гидроаккумулятор 11, соединенный с подающей линией 12 прижимного гидроцилиндра 10.
По второму варианту исполнения ползун 8 установлен на корпусе 7. В этом случае корпус 7 монтируется на оси 13 с возможностью вращения. Ось 13 крепится на раме 4 транспортного средства 1. Тогда прижимной гидроцилиндр 9 располагается внутри корпуса 7 и одним концом крепится к кронштейну 14, неподвижно установленному на оси 13.
В отдельных случаях может быть применен только один толкатель, или количество толкателей может быть больше двух.
Система управления 3 может быть оборудована, к примеру, двумя джойстиками 15 (по числу толкателей), каждый из которых выполнен с возможностью управления соответствующим толкателем 5 или толкателем 6.
Движение рукоятки джойстика 15 в одной плоскости управляет работой толкающего гидроцилиндра 9, а в другой - движением прижимного гидроцилиндра 10 толкателя 5.
Устройство работает следующим образом.
В транспортном положении система управления 3 выключена, толкатели 5 и 6 подняты и находятся в горизонтальном положении.
При пробуксовке транспортного средства 1 или при необходимости преодоления тяжелых дорожных условий оператор включает систему управления 3. Затем с помощью джойстика 15 приводит в действие один из толкателей, например 5. Рукоятка джойстика 15 имеет возможность двигаться в двух взаимно перпендикулярных плоскостях. При нейтральном положении рукоятки джойстика 15 подающие линии гидроцилиндров 9 и 10 заперты. Движением рукоятки джойстика в одной плоскости приводится в действие прижимной гидроцилиндр 10, вследствие чего корпус 7 толкателя наклоняется (угол наклона α увеличивается). Движением рукоятки джойстика 15 в другой плоскости приводится в действие толкающий гидроцилиндр 9, ползун 8 выдвигается, вступает в контакт с дорогой (грунтом) и толкает транспортное средство 1 вперед.
При этом во время выдвижения ползуна 8 и вызванного им продвижения транспортного средства 1 вперед угол наклона α стремится уменьшиться. Гидроаккумулятор 11, соединенный с подающей линией 12, при запертой подающей линии прижимного гидроцилиндра 10 позволяет штоку последнего немного втягиваться, допуская при этом уменьшение угла наклона α и сохраняя усилие прижатия толкателя 5 к грунту.
Далее оператор для возвращения толкателя 5 в исходное положение с помощью обратных движений джойстика 15 приводит в действие гидроцилиндры 9 и 10 толкателя 5. Ползун 8 толкателя 5 втягивается, и его корпус 7 поднимается. Таким образом, толкатель 5 возвращается в исходное положение.
В это же время оператор с помощью второго джойстика 15 приводит в действие второй толкатель 6. Процесс повторяется аналогично первому.
Таким образом, с помощью поочередного действия толкателей 5 и 6 транспортное средство 1 способно продвигаться вперед вплоть до окончания труднопроходимого участка пути.
Коробчатая конструкция ограничивает глубину внедрения ползуна 8 в грунт вследствие быстрого увеличения площади контакта, а расположение толкающего гидроцилиндра 9 в корпусе 7 защищает его от камней, грязи и др.
При прекращении буксования колес шасси по команде водителя через кнопку выключения толкатели 5 и 6 приводятся в транспортное положение и не препятствуют быстрому движению транспортного средства.
Таким образом, предлагаемое изобретение имеет упрощенную конструкцию и повышенную надежность, а также дает возможность использования данного устройства на тяжело нагруженных транспортных средствах.
Источники информации
1. RU 2198109 С2, 24.01.2001.
2. RU 2340482 С1, 04.06.2007.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
УСТРОЙСТВО ДЛЯ САМОВЫТАСКИВАНИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2014 |
|
RU2582585C1 |
Скрепер | 1989 |
|
SU1691479A1 |
Бульдозер | 1981 |
|
SU1004545A1 |
Устройство для самовытаскивания транспортного средства | 1981 |
|
SU998143A1 |
АНКЕР-БАРАБАН ДЛЯ САМОВЫТАСКИВАНИЯ АВТОМОБИЛЯ | 2022 |
|
RU2792122C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ САМОВЫТАСКИВАНИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2007 |
|
RU2340482C1 |
ЗЕМЛЕРОЙНАЯ МАШИНА | 1989 |
|
RU2068060C1 |
Устройство для самовыталкивания колесных машин | 1988 |
|
SU1569393A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ САМОВЫТАСКИВАНИЯ КОЛЕСНОЙ ТЕХНИКИ | 1998 |
|
RU2145929C1 |
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ И ОЦЕНКИ ПАРАМЕТРОВ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО АГРЕГАТА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 1990 |
|
RU2021654C1 |
Устройство содержит силовой элемент и систему управления, включающие гидросистему, подающие линии, гидроаккумулятор. Силовой элемент смонтирован под рамой транспортного средства и представляет собой два толкателя, каждый из которых содержит корпус коробчатой формы, один конец которого закреплен на раме, толкающий гидроцилиндр, ползун, прижимной гидроцилиндр. В первом варианте исполнения устройства ползун, толкающий гидроцилиндр установлены в корпусе, а прижимной гидроцилиндр установлен на корпусе, который выполнен с возможностью наклона под действием прижимного гидроцилиндра. Во втором варианте исполнения устройства ползун установлен на корпусе, который имеет возможность вращения вокруг оси, на которой он смонтирован. Сама ось закреплена на раме транспортного средства. При этом прижимной гидроцилиндр расположен внутри корпуса и одним концом крепится к кронштейну, неподвижно установленному на оси. Кроме того, подающая линия прижимного гидроцилиндра соединена с гидроаккумулятором, который дает возможность при рабочем ходе ползуна изменять его угол наклона и сохранять усилие прижима толкателя к грунту. Технический результат - упрощение конструкции устройства и повышение его надежности, а также получение возможности использования данного устройства на тяжело нагруженных транспортных средствах. 2 н.п. ф-лы, 4 ил.
1. Устройство для самовытаскивания транспортного средства, содержащее силовой элемент и систему управления, включающие в себя гидросистему, подающие линии, отличающееся тем, что силовой элемент, расположенный под рамой транспортного средства, содержит толкатели, каждый из которых выполнен в виде корпуса коробчатой формы, один конец которого закреплен на раме и установлен с возможностью наклона посредством размещенного на нем прижимного гидроцилиндра, в упомянутом корпусе установлен толкающий гидроцилиндр, а также ползун с возможностью продольного перемещения относительно корпуса, при этом гидросистема снабжена гидроаккумулятором, который соединен с подающей линией прижимного гидроцилиндра.
2. Устройство для самовытаскивания транспортного средства, содержащее силовой элемент и систему управления, включающие в себя гидросистему, подающие линии, отличающееся тем, что силовой элемент, расположенный под рамой транспортного средства, содержит толкатели, каждый из которых выполнен в виде корпуса коробчатой формы, размещенного на оси, закрепленной на раме, с возможностью вращения вокруг нее, в упомянутом корпусе установлен толкающий гидроцилиндр и прижимной гидроцилиндр, один конец которого закреплен на кронштейне, неподвижно установленном на оси, а ползун размещен на корпусе с возможностью продольного перемещения относительно него, при этом гидросистема снабжена гидроаккумулятором, который соединен с подающей линией прижимного гидроцилиндра.
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ПРОХОДИМОСТИ КОЛЕСНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1991 |
|
RU2033929C1 |
САМОВЫТАСКИВАТЕЛЬ АВТОМОБИЛЯ | 2001 |
|
RU2198109C2 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ САМОВЫТАСКИВАНИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2007 |
|
RU2340482C1 |
СПОСОБ УВЕЛИЧЕНИЯ МОЩНОСТИ ГЭС И ГИДРОЭЛЕКТРОСТАНЦИЯ | 2007 |
|
RU2348830C1 |
Авторы
Даты
2012-04-10—Публикация
2010-08-09—Подача