СПОСОБ НОРМИРОВАНИЯ ВЫРАБОТКИ МАШИННО-ТРАКТОРНОГО АГРЕГАТА Российский патент 2012 года по МПК G06Q10/06 G06Q50/02 

Описание патента на изобретение RU2450357C1

Изобретение относится к эксплуатации мобильной сельскохозяйственной техники и касается нормирования ее работы.

Установление технически обоснованных норм выработки машинно-тракторных агрегатов (МТА) является основой их эффективного использования в сельскохозяйственных предприятиях.

Известно, что на производительность МТА оказывают влияние различные факторы: технические возможности энергетического средства (трактора, комбайна и др.), характеристики рабочих машин (в частности, тяговое сопротивление, требуемая мощность на привод рабочих органов, пропускная способность), размеры поля, его конфигурация, рельеф, наличие препятствий, тип и состояние почвы, каменистость, глубина обработки, норма высева/внесения семян и удобрений, урожайность и состояние убираемой культуры и др. Такое многообразие и динамичность нормообразующих факторов существенно снижают точность прогнозирования производительности МТА и объективность нормирования его выработки.

Для анализа уровня техники использованы следующие источники информации:

1. Сергеева З.В., Химченко Г.Т. Справочник нормировщика. М.: Россельхозиздат, 1982. - 368 с.

2. Нормативно-справочные материалы по планированию механизированных работ в сельскохозяйственном производстве: Сборник. - М.: ФГНУ «Росинформагротех», 2008. - 316 с.

3. Типовые нормы выработки и расхода топлива на механизированные работы в сельском хозяйстве. T.1. - М.: Агропромиздат, 1990. - 352 с.

4. Гафуров И.Д. Оперативное нормирование полевых механизированных работ / Техника в сельском хозяйстве. - М., 2009, №3. - С.26-29.

Известные способы нормирования выработки МТА /1, 2, 3/ включают:

а) Определение сменной производительности МТА (в гектарах) при различном сочетании нормообразующих факторов по формуле

где Вр - рабочая ширина захвата агрегата, м;

Vp - средняя рабочая скорость, км/ч;

Тр - время основной работы (чистое рабочее время) в течение смены, ч.

Величина Вр определяется непосредственными измерениями при работе агрегата или по справочным таблицам /1/, Vp - расчетным путем или по результатам наблюдений.

Время Тр вычисляется с использованием данных фотохронометражных наблюдений с учетом значения рабочей скорости Vp /1/:

где Тсм - время смены;

Тпз - время подготовительно-заключительной работы (определяется путем фотохронометражных наблюдений с учетом данных нормативных станций /1/);

Тобс - время организационно-технического обслуживания агрегата на загоне (определяется по данным наблюдений);

Тотл - время на отдых и личные надобности исполнителей (принимается по рекомендациям научно-исследовательских организаций /1/);

Тпто - время перерывов, обусловленных организацией труда и технологиями (определяется по данным наблюдений);

τвс - коэффициент вспомогательной работы, τвсповпертопод.

Составляющие последнего выражения вычисляются по следующим формулам.

Коэффициент холостых поворотов и заездов:

τпов=tповVp/(3,6L),

где tпов - время одного поворота (с), определяется по данным наблюдений;

L - средняя длина гона, м.

Коэффициент τпов вычисляется для принятых в нормировании механизированных работ классов длины гона полей Lcp (менее 150 м, 150-200, 200-300, 300-400, 400-600, 600-1000 и более 1000 м) при соответствующих расчетных значениях L (125, 175, 250, 350, 500, 800 и 1400 м).

Коэффициент внутрисменных переездов с участка на участок (с поля на поле):

τпер=ω(tпп+Lnep/Vтр)/Fср,

где ω - чистая часовая производительность агрегата (га), ω=0,1BpVp;

tпп - время подготовки агрегата к переезду и работе после переезда (по данным наблюдений);

Lпер - расстояние одного переезда (км), определяется по справочным таблицам /1/ в зависимости от класса длины гона;

Vтр - транспортная скорость агрегата (км/ч), определяется по данным наблюдений;

Fcp - средняя площадь участка (га), определяется по справочным таблицам /1/ в зависимости от класса длины гона.

Коэффициент технологических остановок:

τто=tзагωН/(60Vφ),

где tзаг - время одной загрузки рабочих машин семенами, удобрениями, ядохимикатами и т.п. (мин), определяется по данным наблюдений;

Н - норма высева семян, внесения удобрений, ядохимикатов и т.п., кг/га;

V - суммарная вместимость технологических емкостей рабочих машин, кг;

φ - коэффициент использования емкостей.

По аналогичным формулам вычисляется значение τто для технологических операций, связанных с выгрузкой собранного урожая. В этих случаях вместо tзаг и Н используются значения времени одной выгрузки tвыг и урожайности U.

Коэффициент времени подъезда агрегата к месту заправки семенами, удобрениями, ядохимикатами и заезда в борозду:

τпод=tподωН/(60Vφ),

где tпод - время одного подъезда (мин), определяется по данным наблюдений.

Средние расчетные значения Wсм, определенные по формуле (1), сводятся в таблицы типовых норм, дифференцированных по группам /2/ или по длине гона /3/.

б) Проведение паспортизации полей сельскохозяйственного предприятия, в результате которого определяются средневзвешенное значение удельного сопротивления плуга kпл, характеризующее почвенные условия и используемое при нормировании пахотных работ, средний класс длины гона полей Lсp и обобщенный поправочный коэффициент на местные условия:

где Кр, Кск, Кизр, Кк, Кв, Кт - частные поправочные коэффициенты, учитывающие снижение производительности из-за рельефа, сложности конфигурации поля, изрезанности препятствиями, каменистости, высоты над уровнем моря, снижения тягового усилия трактора на песчаных и супесчаных почвах.

Коэффициенты Кр, Кв и Кт характеризуют снижение производительности в основном из-за снижения средней скорости движения агрегата, а Кск, Кизр, Кк - из-за уменьшения чистого рабочего времени.

По результатам паспортизации полей с использованием справочных таблиц /1/ определяются группы норм на пахотные работы (по сочетанию Lср, kпл и Кобщ) и на непахотные работы (по значениям Lcp и Кобщ).

в) Установление сменной нормы выработки Wсм, н машинно-тракторного агрегата для условий хозяйства. При использовании таблиц типовых норм, дифференцированных по группам /2/, принимают Wсм, н=Wсм для группы норм, к которой отнесено хозяйство (подразделение) по результатам паспортизации полей. При использовании таблиц типовых норм, дифференцированных по длине гона /3/, принимают Wсм, н=Wсм Кобщ, причем Wсм определяют для значений Lcp и Кпл, полученных по результатам паспортизации полей.

При отсутствии типовых норм для отдельных МТА в сельскохозяйственных предприятиях устанавливаются временные нормы выработки, для чего проводятся фотохронометражные наблюдения за работой агрегатов /1, 2/.

Описанные выше известные способы нормирования имеют следующие недостатки.

Средняя рабочая скорость Vp для расчетов по формуле (1) определяется (прогнозируется) с использованием типовых тяговых характеристик тракторов и средних значений (математических моделей) тягового сопротивления рабочих машин или по материалам фотохронометражных наблюдений.

В первом случае существенная погрешность прогноза обусловлена отклонениями мощности двигателя и тяговых возможностей реальных тракторов от типовых характеристик, что особенно сильно проявляется с увеличением срока службы техники, значительной вариацией сопротивления почвообрабатывающих и посевных рабочих машин в зависимости от влажности и твердости почвы, а уборочных машин - от различных характеристик убираемой культуры, состояния самих машин. Кроме того, для большинства современных импортных и отечественных тракторов и других энергетических средств отсутствуют типовые тяговые характеристики, а для рабочих машин - значения тягового сопротивления и модели, описывающие зависимость сопротивления от основных нормообразующих факторов, например глубины обработки почвы, ее влажности.

Во втором случае (определение Vp по материалам наблюдений) погрешность обусловлена неизбежным усреднением полученных данных для широкой области варьирования факторов, влияющих на скорость движения агрегата (рельеф полей, постоянные и переменные свойства почвы, глубина обработки, вид, урожайность и состояние убираемых культур), и зависимостью указанных факторов от складывающихся погодно-климатических условий, принятых севооборотов и т.д. Для более полного учета нормообразующих факторов и соответствующей дифференциации значений Vp необходимо проведение большого числа наблюдений в различных условиях, что весьма сложно в организационном плане.

Следующий недостаток известных способов нормирования /1, 2, 3/ предопределяется усреднением норм выработки для всех полей сельскохозяйственного предприятия (подразделения) или для некоторой группы полей. Разнообразие характеристик полей приводит к тому, что разница между средней нормой для нескольких полей и нормой, которая могла бы быть установлена для отдельного поля, достигает 60% /4/. Это приводит к неадекватной оплате труда исполнителей, работающих на разных полях.

Наиболее близким к заявляемому (прототипом) является способ оперативного нормирования полевых механизированных работ /4/, который предполагает использование электронных баз данных, содержащих значения постоянных нормообразующих факторов каждого поля предприятия, и компьютерной программы, обеспечивающей их усреднение для произвольной совокупности полей с последующим выбором типовых норм выработки из электронных справочников.

Способ позволяет в автоматизированном режиме устанавливать нормы выработки МТА для каждого поля или произвольной группы полей, что существенно снижает погрешность, характерную для способов установления единой средней нормы для хозяйства (подразделения). Однако этот способ также предполагает использование типовых норм выработки /3/, основанных на прогнозе скорости движения агрегата Vp, причины значительной погрешности которого описаны выше.

Целью предлагаемого изобретения является повышение объективности нормирования выработки машинно-тракторного агрегата.

Сущность предлагаемого способа заключается в том, что в отличие от известных способов норму выработки устанавливают не до начала работы машинно-тракторного агрегата на основе прогноза скорости его движения, а по ее окончании, с использованием данных спутникового мониторинга, позволяющего определить фактическую среднюю скорость движения МТА на данном поле (группе полей). Для этого на агрегат, оснащенный оборудованием спутникового мониторинга, устанавливают дополнительный датчик, фиксирующий моменты перевода рабочей машины из транспортного положения в рабочее и обратно, а среднюю рабочую скорость агрегата определяют посредством программного обеспечения спутникового мониторинга делением общего рабочего пути на время его прохождения. Нормативное значение чистого рабочего времени вычисляют при значениях нормообразующих факторов, характеризующих отдельное поле или группу полей, на которых выполнялась нормируемая работа, а обобщенный поправочный коэффициент к норме выработки вычисляют как произведение частных поправочных коэффициентов, учитывающих снижение производительности агрегата из-за сложности конфигурации, изрезанности препятствиями и каменистости указанного поля (полей).

Способ реализуется следующим образом.

1. На основе материалов паспортизации полей сельскохозяйственного предприятия, проведенных по известным методикам /1, 2, 3/, формируют электронные базы данных полей, в которой для каждого поля указывают площадь, класс длины гона Lcp, среднее расстояние одного переезда Lпер и частные поправочные коэффициенты, учитывающие снижение производительности агрегатов из-за сложности конфигурации поля (Кск), изрезанности препятствиями (Кизр), каменистости (Кк).

2. Формируют электронную базу данных машинно-тракторных агрегатов предприятия, в которую для каждого МТА вносят имеющиеся в справочной литературе (например, /1/) или полученные на основе фотохронометражных наблюдений данные для расчета нормативного значения чистого рабочего времени по формуле (2), т.е. Тпз, Тобс, Тотл, Тпто, tпов, tпп, Vтр, tзаг, tвыг, V, φ, tпод, а также значение рабочей ширины захвата Вр.

3. Машинно-тракторный агрегат оснащают бортовым терминалом спутникового мониторинга с дополнительным датчиком, позволяющим фиксировать моменты перевода сельскохозяйственной машины из транспортного положения в рабочее и обратно.

4. Программное обеспечение спутникового мониторинга дорабатывают таким образом, чтобы в самой программе или после экспортирования данных в другое приложение (например, 1C или Excel) можно было за произвольный период работы агрегата путем обработки сигналов указанного выше датчика определить фактическое значение чистого рабочего времени Тр.ф (время движения агрегата при рабочем положении сельскохозяйственной машины) и путь Lp, пройденный за это время, с последующим расчетом средней рабочей скорости как

5. С использованием программы спутникового мониторинга определяют период времени tp, в течение которого агрегат выполнял работу на данном поле (группе полей), и задают характеристики условий работы (переменные нормообразующие факторы), например норму высева семян Н или среднюю урожайность убираемой культуры U. Состав агрегата, перечень (номера) обработанных полей, значения tp, Н, U, а также Lp и Тр.ф вводят в качестве исходных данных в расчетную компьютерную программу, при помощи которой с использованием баз данных полей и машинно-тракторных агрегатов вычисляют:

- среднюю площадь Fcp и средний класс длины гона Lcp для выбранной группы полей, а также средние значения частных поправочных коэффициентов на сложность конфигурации Кск, изрезанность препятствиями Кизр, каменистость Кк и обобщенный поправочный коэффициент к норме выработки по формуле

- среднюю скорость движения Vp по формуле (4);

- нормативное чистое рабочее время Tp по формуле (2);

- сменную норму выработки (в гектарах) по формуле

Похожие патенты RU2450357C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ НОРМИРОВАНИЯ РАСХОДА ТОПЛИВА МАШИННО-ТРАКТОРНЫМ АГРЕГАТОМ 2012
  • Гафуров Ильдар Данилович
  • Рябов Алексей Владимирович
  • Ахмадуллин Ильяс Миниханович
RU2510958C1
ТРАКТОР ТОЧНОГО ХОДА И СПОСОБ АВТОПИЛОТИРОВАНИЯ МАШИННО-ТРАКТОРНОГО АГРЕГАТА ПО МЕСТНЫМ ОРИЕНТИРАМ 2013
  • Черняков Юрий Феликсович
RU2550915C1
Устройство для вождения колесного машинно-тракторного агрегата на рабочем гоне и поворотной полосе 1980
  • Бубнов Виктор Захарович
  • Тараторкин Виктор Михайлович
SU934942A1
Угломерная радионавигационная система автовождения машинно-тракторного агрегата 1988
  • Тараторкин Виктор Михайлович
  • Гришко Алла Михайловна
SU1630625A1
Способ определения динамических характеристик движения машинно-тракторного агрегата и устройство для его осуществления 1990
  • Кортунов Василий Алексеевич
  • Кивва Феликс Васильевич
  • Дудин Александр Владимирович
  • Сазонов Игорь Петрович
  • Рославцев Анатолий Васильевич
  • Авдеев Владимир Миронович
SU1723485A1
Способ движения машинных агрегатов на торфяных почвах,орошаемых дождевальными машинами кругового действия 1984
  • Рязанцев Анатолий Иванович
  • Симоненко Анатолий Прокопьевич
SU1194302A1
Способ ограничения величины буксования 2023
  • Коцарь Юрий Алексеевич
  • Смольков Максим Сергеевич
  • Кабанов Олег Викторович
  • Кочегарова Ольга Сергеевна
RU2815769C1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРЕДЕЛЬНО ДОПУСТИМОГО РАСХОДА ТОПЛИВА ПРИ РАБОТЕ ТРАКТОРНОГО АГРЕГАТА 2000
  • Иофинов С.А.
  • Шкрабак В.С.
  • Фокин Г.А.
  • Скробач В.Ф.
RU2263286C2
СПОСОБ ИЗМЕРЕНИЯ ВРЕМЕНИ РАБОТЫ МАШИННО-ТРАКТОРНОГО АГРЕГАТА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2015
  • Машков Сергей Владимирович
  • Васильев Сергей Иванович
  • Котов Дмитрий Николаевич
  • Прокопенко Владимир Андреевич
RU2603815C1
Устройство для контроля глубины хода рабочих органов 1987
  • Баширов Рив Минниханович
  • Гафуров Ильдар Данилович
SU1521316A1

Реферат патента 2012 года СПОСОБ НОРМИРОВАНИЯ ВЫРАБОТКИ МАШИННО-ТРАКТОРНОГО АГРЕГАТА

Изобретение относится к эксплуатации мобильной сельскохозяйственной техники и касается нормирования ее работы. Техническим результатом изобретения является повышение точности нормирования выработки машинно-тракторного агрегата. В способе нормирования выработки машинно-тракторный агрегат оснащают бортовым терминалом спутникового мониторинга. Среднюю рабочую скорость агрегата вычисляют делением общего рабочего пути на фактическое чистое рабочее время, которые вычисляют с использованием сигналов устанавливаемого на агрегат датчика, фиксирующего моменты перевода рабочей машины из транспортного положения в рабочее и обратно, значение нормативного чистого рабочего времени вычисляют при значениях нормообразующих факторов, характеризующих отдельное поле, на котором выполнялась нормируемая работа, а обобщенный поправочный коэффициент к норме выработки вычисляют как произведение частных поправочных коэффициентов, учитывающих снижение производительности агрегата из-за сложности конфигурации, изрезанности препятствиями и каменистости указанного поля.

Формула изобретения RU 2 450 357 C1

Способ нормирования выработки машинно-тракторного агрегата, заключающийся в предварительном проведении фотохронометражных наблюдений с определением по их результатам рабочей ширины захвата агрегата, нормативных значений элементов времени смены, проведении паспортизации полей с определением для каждого из них и внесением в электронные базы данных значений площади, класса длины гона и частных поправочных коэффициентов, учитывающих влияние нормообразующих факторов поля на производительность агрегата, и последующем установлении нормы выработки агрегата как произведения его рабочей ширины захвата, средней рабочей скорости движения, нормативного чистого рабочего времени и обобщенного поправочного коэффициента, вычисляемого при помощи компьютерной программы для произвольной группы полей путем усреднения и перемножения частных поправочных коэффициентов, отличающийся тем, что среднюю рабочую скорость агрегата определяют по окончании его работы на данном поле или группе полей посредством программного обеспечения спутникового мониторинга делением общего рабочего пути на фактическое чистое рабочее время, которые вычисляют с использованием сигналов устанавливаемого на агрегат датчика, фиксирующего моменты перевода рабочей машины из транспортного положения в рабочее и обратно, значение нормативного чистого рабочего времени вычисляют при значениях нормообразующих факторов, характеризующих отдельное поле или группу полей, на которых выполнялась нормируемая работа, а обобщенный поправочный коэффициент к норме выработки вычисляют как произведение частных поправочных коэффициентов, учитывающих снижение производительности агрегата из-за сложности конфигурации, изрезанности препятствиями и каменистости указанного поля (полей).

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2012 года RU2450357C1

Приспособление для прижима товарного валика к вальяну на ткацких станках 1940
  • Кирсанов М.И.
SU63573A1
Способ определения удельной мощности затрачиваемой машинно-тракторным агрегатом на обработку материала 1989
  • Воронин Дмитрий Максимович
  • Шилов Михаил Геннадьевич
SU1789888A1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРЕДЕЛЬНО ДОПУСТИМОГО РАСХОДА ТОПЛИВА ПРИ РАБОТЕ ТРАКТОРНОГО АГРЕГАТА 2000
  • Иофинов С.А.
  • Шкрабак В.С.
  • Фокин Г.А.
  • Скробач В.Ф.
RU2263286C2
Способ регистрации времени работы машин 1984
  • Шпицберг Борис Пейсахович
  • Гельфенбейн Семен Павлович
  • Оковалков Валерий Викторович
  • Барановский Андрей Викторович
SU1164758A1
JP 8263554 A, 11.10.1996.

RU 2 450 357 C1

Авторы

Гафуров Ильдар Данилович

Даты

2012-05-10Публикация

2011-05-20Подача