ШАГАЮЩЕЕ КОЛЕСО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА ПОВЫШЕННОЙ ПРОХОДИМОСТИ Российский патент 2012 года по МПК B60B19/00 B62D57/32 

Описание патента на изобретение RU2455172C1

Изобретение относится к шагающим колесам и может быть использовано в транспортных средствах повышенной проходимости, в частности, для перемещения объектов по лестницам.

Известно шагающее колесо транспортного средства (авт. св. СССР №703366, кл. В60В 19/00, 1979), содержащее поворотно установленный на неподвижной оси корпуса диск и опорные стойки, выполненные в виде гидроцилиндров, соединенных каналами с распределителем давления текучей среды, гидроцилиндры установлены на поворотных пружинных кольцах и снабжены ограничителями поворота.

Недостатком данного технического решения является сложность конструкции и системы управления и привода.

Наиболее близким к предлагаемому является шагающее колесо транспортного средства (авт. св. СССР №1524347, кл. В60В 19/00, 1987), содержащее две спаренные опоры с выпуклыми опорными секторами, образованными дугами окружности, закрепленные на установленных на водиле в противофазе сателлитах, взаимодействующих посредством внутреннего зацепления с зубчатым венцом планетарного механизма, закрепленным на корпусе транспортного средства.

Недостаток этого технического решения состоит в отсутствии адаптации к ширине проступи, вследствие чего выпуклая опора при перекатывании может упереться в следующую ступень и проскальзывать, разрушая поверхность проступи, а также недостаточной равномерности перемещения.

Технический результат, достигаемый при реализации данного изобретения, заключается в адаптации геометрических параметров шагающего колеса к изменяющимся размерам ступеней, а также обеспечении равномерности перемещения.

Задачей изобретения является адаптация геометрических параметров шагающего колеса транспортного средства к изменяющимся размерам ступеней.

Поставленная задача решается тем, что в шагающем колесе транспортного средства повышенной проходимости, содержащем две спаренные опоры с выпуклыми опорными секторами, образованными дугами окружности, закрепленные на установленных на водиле в противофазе сателлитах, взаимодействующих посредством внутреннего зацепления с зубчатым венцом планетарного механизма, закрепленным на корпусе транспортного средства, опорные секторы закреплены на опорах шарнирно в вертикальной плоскости движения и подпружинены относительно опоры с возможностью упругого поворота вокруг шарнира, а шарнир закреплен на оси опоры в центре кривизны сектора.

Схема шагающего колеса транспортного средства повышенной проходимости показана на фиг.1.

Шагающее колесо содержит закрепленное на корпусе транспортного средства центральное зубчатое колесо (эпицикл) 1 и обращающиеся внутри него сателлиты 2 и 2', установленные на водиле 3 в противофазе. Спаренные опоры 4 и 4', опорные секторы которых 5 образованы дугами окружности радиуса R, жестко закреплены на сателлитах 2 и 2', а опорные секторы шарнирно закреплены на опорах в центрах кривизны секторов. Число зубьев каждого сателлита равно 2/3 от числа зубьев эпицикла. Опорные секторы 5 закреплены на опорах шарнирно в вертикальной плоскости движения и подпружинены относительно опоры с возможностью упругого поворота вокруг шарнира, причем пружины 6 обеспечивают центральное устойчивое положение секторов относительно опор за счет равной жесткости пружин, воздействующих на плечи секторов. Траектория центров кривизны (шарниров M) опорных поверхностей представляет собой равносторонний треугольник со скругленными вершинами, ориентированный таким образом, что одна из сторон параллельна поверхности грунта. Расстояние от оси вращения сателлита O до направляющей точки M, равное r2 (как и для прототипа), если длину водила обозначить как r1, угол поворота водила от вертикальной оси как φ1, а угол поворота опоры как φ2:

В этом уравнении ; ; ;

откуда:

Величина радиуса R (как в прототипе) на траекторию центра кривизны М не влияет, поэтому он может быть выполнен в зависимости от ширины проступи.

Шагающее колесо работает следующим образом, фиг.2.

При вращении водила 3 сателлиты 2 и 2' перемещают опоры 4 и 4' таким образом, что центры кривизны M опорных секторов 5 будут перемещаться по гипотрохоиде, имеющей форму равностороннего треугольника с закругленными вершинами (на фиг.1 и фиг.2 не показан), при этом опорные секторы обкатывают опорную поверхность, эквидистантную нижней стороне упомянутого треугольника (как в прототипе).

При движении по лестничному маршу в зависимости от ширины проступи опора может оказаться в положении упора в следующую ступень. Во избежание ее принужденного проворачивания и разрушения поверхности проступи при продолжении движения водила 3 происходит упругая деформация пружин 6 и перемещение опоры 4 из положения А, показанного пунктиром, в положение Б до плавного переноса тяжести на следующую опору, сектор которой становится на следующую ступень.

Похожие патенты RU2455172C1

название год авторы номер документа
ДВИЖИТЕЛЬ 2020
  • Осокин Алексей Рудольфович
RU2750931C1
Кресло-коляска для инвалидов 1988
  • Мулухов Казбек Казгериевич
SU1630822A1
ШАССИ ДЛЯ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ ПО РАЗЛИЧНЫМ ОПОРНЫМ ПОВЕРХНОСТЯМ С КОЛЕСНО-ШАГОВЫМИ ДВИЖИТЕЛЯМИ 2015
  • Гертнер Дмитрий Александрович
RU2628285C2
ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО С КОЛЕСНО-ШАГАЮЩИМИ ДВИЖИТЕЛЯМИ М.И.ЛОВЧИКОВА 1992
  • Ловчиков М.И.
RU2031040C1
Трансформируемое ведущее колесо безэкипажного транспортного средства 2015
  • Семенов Александр Георгиевич
RU2609851C1
Шагающая опора транспортного средства 1980
  • Логунов Валерий Анатольевич
SU933533A1
ГРУНТОУПЛОТНЯЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПЛОТНЕНИЯ И ВЫТРАМБОВЫВАНИЯ ТРАНШЕЙ И ОРОСИТЕЛЬНЫХ КАНАЛОВ 2006
  • Дикий Роман Владимирович
  • Кузнецов Сергей Анатольевич
RU2320817C1
Движитель транспортного средства Анопченко В.Г. 1990
  • Анопченко Виктор Григорьевич
SU1790936A1
Колесно-шагающий движитель транспортного средства 2024
  • Новиков Вячеслав Владимирович
  • Калиев Рауль Сергеевич
  • Гаврилов Андрей Евгеньевич
  • Сапрыкин Сергей Сергеевич
RU2824228C1
КОЛЕСО С ОСЬЮ (ВАРИАНТЫ) 2011
  • Горбатов Евгений Сергеевич
RU2471636C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 455 172 C1

Реферат патента 2012 года ШАГАЮЩЕЕ КОЛЕСО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА ПОВЫШЕННОЙ ПРОХОДИМОСТИ

Изобретение относится к шагающим колесам и может быть использовано в транспортных средствах повышенной проходимости, в частности, для перемещения объектов по лестницам. Шагающее колесо содержит закрепленное на корпусе транспортного средства центральное зубчатое колесо, обращающиеся внутри него сателлиты, установленные на водиле в противофазе, и две спаренные опоры с выпуклыми опорными секторами, образованными дугами окружности. Опорные секторы закреплены на опорах шарнирно в вертикальной плоскости движения и подпружинены относительно опоры с возможностью упругого поворота вокруг шарнира. Шарнир закреплен на оси опоры в центре кривизны сектора. Достигается адаптация геометрических параметров шагающего колеса к изменяющимся размерам ступеней, а также обеспечение равномерности перемещения. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 455 172 C1

Шагающее колесо транспортного средства повышенной проходимости, содержащее две спаренные опоры с выпуклыми опорными секторами, образованными дугами окружности, закрепленные на установленных на водиле в противофазе сателлитах, взаимодействующих посредством внутреннего зацепления с зубчатым венцом планетарного механизма, закрепленным на корпусе транспортного средства, отличающееся тем, что опорные секторы закреплены на опорах шарнирно в вертикальной плоскости движения и подпружинены относительно опоры с возможностью упругого поворота вокруг шарнира, а шарнир закреплен на оси опоры в центре кривизны сектора.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2012 года RU2455172C1

Средство для консервирования кормов 1988
  • Деревянко Роза Шарматовна
  • Моргунова Евгения Трофимовна
  • Колесников Николай Васильевич
  • Глухойкина Надежда Васильевна
  • Резниченко Иван Семенович
SU1579496A1
Шагающее колесо транспортного средства 1978
  • Фомин Леонид Устинович
SU703366A1
ЛЕЧЕНИЕ ЗАБОЛЕВАНИЙ, СВЯЗАННЫХ С МЕТИОНИНСУЛЬФОКСИДРЕДУКТАЗОЙ А (MSRA), ПУТЕМ ИНГИБИРОВАНИЯ ПРИРОДНОГО АНТИСМЫСЛОВОГО ТРАНСКРИПТА ГЕНА MSRA 2011
  • Коллард Джозеф
  • Хоркова Шерман Ольга
RU2620978C2
US 2005116539 A1, 02.06.2005
WO 9420313 A1, 15.09.1994
CN 87212214 U, 06.04.1988.

RU 2 455 172 C1

Авторы

Кузнецов Сергей Анатольевич

Шарейко Олег Иванович

Дикий Роман Владимирович

Лысенко Ярослав Алексеевич

Даты

2012-07-10Публикация

2011-02-14Подача