Изобретение относится к медицине, конкретно к способам оценки степени нарушений жизнедеятельности в категории «способность к самостоятельному передвижению» у детей различного возраста, и может быть использовано для проведения медико-социальной экспертизы при установлении статуса «ребенок-инвалид», а также для составления индивидуальной программы реабилитации и оценки эффективности ее выполнения при динамическом наблюдении.
Под способностью к самостоятельному передвижению понимается способность самостоятельно перемещаться в пространстве, сохранять равновесие тела при передвижении, в покое и при перемене положения тела, пользоваться общественным транспортом.
Известны критерии оценки степени ограничения жизнедеятельности больных с органическими заболеваниями головного мозга, разработана ориентировочная шкала определения ограничения жизнедеятельности больных при органической патологии головного мозга. На основании шкалы определяют рекомендации по группе инвалидности и степени тяжести заболевания. (В.В.Бычкова, Э.С.Вишневская, «Сибирский вестник психиатрии и наркологии», 2009, 2, с.142-145).
Известно нейропсихологическое обследование как специальная процедура с использованием специально разработанных проб и методик, в ходе которых выявляется связь между нарушенными высшими психическими функциями и состоянием определенных участков мозга (http://www.np-center.ru/structure/move).
Известна оценка бытовой двигательной активности по различным таблицам, в которых обязательно присутствуют разделы: 1) движения в постели; 2) переходы в положение сидя и стоя; 3) способность осуществлять туалет; 4) возможность одевания; 5) возможность еды, манипулируя столовыми приборами; 6) способность к различным видам передвижения; 7) возможность коммуникаций (пользование телефоном, написание письма и др. (http://www.astromeridian.ru/medicina/3/3886.html).
Приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.12.2009 №1013н утверждены «Классификации» и «критерии», используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями МСЭ, согласно которым способность к самостоятельному передвижению характеризуется как способность самостоятельно перемещаться в пространстве, сохранять равновесие тела при передвижении, в покое и при перемене положения тела, пользоваться общественным транспортом.
Задачей изобретения является разработка достоверного балльного способа оценки степени ограничений жизнедеятельности в категории «способность к передвижению» у детей.
Техническим результатом, направленным на решение поставленной задачи, является установление степени ограничений жизнедеятельности в категории «способность к передвижению» у детей при проведении медико-социальной экспертизы с целью установления статуса «ребенок-инвалид», составления индивидуальной программы реабилитации и оценки эффективности ее выполнения.
Способ осуществляется следующим образом. Проводят тестирование по критериям, характеризующим способность к передвижению. Оценивают: изменение и поддержание положения тела, перенос, перемещение и манипулирование объектами, ходьба и передвижение, передвижение с использованием транспорта, каждый критерий оценивают по 4-балльной системе, тестирование проводят за три возрастные периода, предыдущие возрасту ребенка на момент освидетельствования: в возрасте 3-х месяцев - за 3 прошедших месяца; на первом году жизни ребенка за один возрастной период считают полугодие жизни: первое и второе полугодие, причем в возрасте 6 месяцев оценка приобретенных навыков проводится за 6 прошедших месяцев, в возрасте 12 месяцев - за прошедшие 12 месяцев - 2 возрастных периода; от 1 до 7 лет - ежегодно: 2, 3, 4, 5, 6, 7 лет, в возрасте 7 лет - за три предыдущих моменту освидетельствования возрастных периода: 5, 6 и 7 лет; а в возрасте 10 лет - за три предыдущих моменту освидетельствования возрастных периода: 6, 7, 10 лет, в возрасте 15 лет: 7, 10 и 15 лет, при этом соответствие критерия возрастному периоду в норме оценивают в 3 балла, несоответствие критерия возрастному периоду в норме или отставание в выполнении на один возрастной период оценивают в 2 балла, отставание в выполнении на два возрастных периода оценивают в 1 балл, а отставание на три возрастных периода - в 0 баллов, суммируют полученные баллы, при этом суммарная цифра баллов, набранных при тестировании, служит оценкой степени ограничений жизнедеятельности в данной категории в каждом возрастном периоде, отклонение от максимальной суммы баллов вычисляют в процентах и снижение количества набранных баллов на 0-4% классифицируют как отсутствие ограничений жизнедеятельности, на 5-24% - как незначительные ограничения - 1 степень, на 25-49% - как умеренно выраженные ограничения - 2 степень, на 50-95% - как тяжелые ограничения - 3 степень, на 96-100% - как абсолютное ограничение жизнедеятельности.
При комплексной оценке различных показателей, характеризующих ограничения в способности к ориентации, выделяют 3 степени их выраженности: 1 степень - способность к самостоятельному передвижению при более длительной затрате времени, дробности выполнения и сокращения расстояния с использованием при необходимости вспомогательных средств; 2 степень - способность к самостоятельному передвижению и нуждаемость в постоянной помощи других лиц; 3 степень - неспособность к самостоятельному передвижению и нуждаемость в постоянной помощи других лиц.
Международная классификация функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья (МКФ), принятая ВОЗ в 2001 году, трактует данную категорию жизнедеятельности как «мобильность» и рассматривает следующие критерии.
Изменение и поддержание положения тела: изменение позы тела при положении лежа, при положении на корточках, при положении на коленях, при положении сидя, при положении стоя, наклон, перемещение центра тяжести тела; поддержание положения тела, нахождение в положении лежа, нахождение в положении на корточках, нахождение в положении на коленях, нахождение в положении сидя, нахождение в положении стоя, перемещение тела: перемещение тела в положении сидя, перемещение тела в положении лежа.
Перенос, перемещение и манипулирование объектами: поднятие и перенос объектов, поднятие, перенос кистями рук, перенос руками, перенос на плечах, бедрах и спине, перенос на голове, опускание объектов, перемещение объектов ногами, толкание ногами, удар ногой, использование точных движений кисти, подбирание, захват, манипулирование, отпускание, использование кисти и руки, притягивание, отталкивание, вытягивание, вращение или сгибание кистями или руками, бросание, хватание.
Ходьба и передвижение: ходьба на дальние расстояния, ходьба по различным поверхностям, ходьба вокруг препятствий, передвижение способами, отличающимися от ходьбы: ползанье, преодоление препятствий, бег, прыжки, плавание, передвижение в различных местах: передвижение в пределах жилища, передвижение в пределах других зданий, передвижение вне своего дома и вне других зданий, передвижение с использованием технических средств.
Передвижение с использованием транспорта: использование пассажирского транспорта, использование транспорта, в котором движущей силой является человек, использование частного моторизованного транспорта, использование общественного моторизованного транспорта; управление транспортом: управление транспортом, в котором движущей силой является человек, управление моторизованным транспортом, управление гужевым транспортом, езда верхом.
Нами была разработана балльная система оценки степени нарушений способности к ориентации у детей различного возраста. Каждый критерий оценивают по 4-балльной системе. При этом соответствие критерия возрастному периоду в норме оценивают в 3 балла, несоответствие критерия возрастному периоду в норме или отставание в выполнении на один возрастной период оценивают в 2 балла, отставание в выполнении на два возрастных периода оценивают в 1 балл, а отставание на три возрастных периода - в 0 баллов. У детей в возрасте 0-3 года один возрастной период - это эпикризный срок; у детей в возрасте от 3 до 7 лет один возрастной период - 1 год, затем - возраст 10 лет.
Для определения степени нарушений способности к ориентации целесообразно проводить тестирование за период трех возрастных периодов, предыдущих возрасту ребенка на момент освидетельствования: в возрасте 3-х месяцев - за 3 прошедших месяца; на первом году жизни ребенка за один возрастной период считают полугодие жизни: первое и второе полугодие, причем в возрасте 6 месяцев оценка приобретенных навыков проводится за 6 прошедших месяцев, в возрасте 12 месяцев - за прошедшие 12 месяцев - 2 возрастных периода; от 1 до 7 лет - ежегодно: 2, 3, 4, 5, 6, 7 лет, в возрасте 7 лет - за три предыдущих моменту освидетельствования возрастных периода: 5, 6 и 7 лет; а в возрасте 10 лет - за три предыдущих моменту освидетельствования возрастных периода: 6, 7, 10 лет, в возрасте 15 лет: 7, 10 и 15 лет. Суммарное количество набранных при тестировании баллов для каждого возрастного периода рассчитывают в процентном отношении к возрастной норме баллов.
МКФ расценивает снижение способности на 0-4% как отсутствие ограничений, на 5-24% - как незначительные ограничения, на 25-49% - как умеренно выраженные ограничения, на 50-95% - как тяжелые ограничения, на 96-100% - как абсолютные ограничения (Международная классификация функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья. // Перевод Г.Д.Шостка, В.Ю.Ряснянский, А.В.Квашин и др. / ВОЗ, Женева. 2001, 342 с.).
Пример осуществления способа
Пример 1. Мальчик Сулейманов Рустам, 15 лет. Диагноз: Болезнь Вильсона, смешанная форма (акинетико-ригидная форма), цирроз печени; дементный синдром.
Балльная система может быть объективным критерием оценки степени ограничений жизнедеятельности в категории «способность к передвижению» у детей различного возраста и использоваться при проведении медико-социальной экспертизы с целью установления статуса «ребенок-инвалид», разработки индивидуальной программы реабилитации и оценки эффективности ее выполнения.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ОЦЕНКИ СТЕПЕНИ ОГРАНИЧЕНИЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ В КАТЕГОРИИ СПОСОБНОСТЬ К САМООБСЛУЖИВАНИЮ | 2011 |
|
RU2462189C1 |
СПОСОБ ОЦЕНКИ СТЕПЕНИ ОГРАНИЧЕНИЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ В КАТЕГОРИИ СПОСОБНОСТЬ К ОБУЧЕНИЮ И ПРИМЕНЕНИЮ ЗНАНИЙ | 2011 |
|
RU2462178C1 |
СПОСОБ ОЦЕНКИ СТЕПЕНИ ОГРАНИЧЕНИЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ В КАТЕГОРИИ СПОСОБНОСТЬ КОНТРОЛИРОВАТЬ СВОЕ ПОВЕДЕНИЕ | 2011 |
|
RU2462187C1 |
СПОСОБ ОЦЕНКИ СТЕПЕНИ ОГРАНИЧЕНИЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ В КАТЕГОРИИ СПОСОБНОСТЬ К ОРИЕНТАЦИИ | 2011 |
|
RU2462188C1 |
СПОСОБ ОЦЕНКИ СТЕПЕНИ ОГРАНИЧЕНИЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ В КАТЕГОРИИ СПОСОБНОСТЬ К ОБЩЕНИЮ | 2011 |
|
RU2462179C1 |
СПОСОБ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЛЕЧЕНИЯ БОЛЬНЫХ СИРИНГОМИЕЛИЕЙ | 2005 |
|
RU2290866C2 |
Способ прогнозирования функционального восстановления после ишемического инсульта | 2024 |
|
RU2825714C1 |
Способ оценки познавательного развития детей от 6 месяцев до 10 лет жизни | 2016 |
|
RU2640097C1 |
СПОСОБ ОЦЕНКИ ОГРАНИЧЕНИЯ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ПСИХОНЕВРОЛОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ | 2009 |
|
RU2391899C1 |
СПОСОБ ОЦЕНКИ СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА | 2015 |
|
RU2594559C1 |
Изобретение относится к медицине, конкретно к способам оценки степени нарушений жизнедеятельности в категории «способность к самостоятельному передвижению» у детей различного возраста. Проводят тестирование по критериям, характеризующим способность к передвижению. Оценивают изменение и поддержание положения тела, перенос, перемещение и манипулирование объектами, ходьба и передвижение, передвижение с использованием транспорта. Соответствие критерия возрастному периоду в норме оценивают в 3 балла, несоответствие критерия возрастному периоду в норме или отставание в выполнении на один возрастной период оценивают в 2 балла. Отставание в выполнении на два возрастных периода оценивают в 1 балл, а отставание на три возрастных периода - в 0 баллов. Суммируют полученные баллы, при этом суммарная цифра баллов, набранных при тестировании, служит оценкой степени ограничений жизнедеятельности в данной категории в каждом возрастном периоде. Отклонение от максимальной суммы баллов вычисляют в процентах, и снижение количества набранных баллов на 0-4% классифицируют как отсутствие ограничений жизнедеятельности, снижение на 5-24% - как незначительные ограничения - 1 степень, снижение на 25-49% - как умеренно выраженные ограничения - 2 степень, снижение на 50-95% - как тяжелые ограничения - 3 степень, на 96-100% - как абсолютное ограничение жизнедеятельности. Способ позволяет установить степени нарушения способности контролировать к передвижению у детей различного возраста. 1 табл., 1 пр.
Способ оценки степени ограничений жизнедеятельности у детей в категории способность к передвижению, включающий оценку степени нарушений критериев, характеризующих способность к передвижению, на основе балльной системы, отличающийся тем, что оценивают: изменение и поддержание положения тела, перенос, перемещение и манипулирование объектами, ходьба и передвижение, передвижение с использованием транспорта, каждый критерий оценивают по 4-балльной системе, тестирование проводят за три возрастные периода, предыдущие возрасту ребенка на момент освидетельствования: в возрасте 3-х месяцев - за 3 прошедших месяца; на первом году жизни ребенка за один возрастной период считают полугодие жизни: первое и второе полугодие, причем в возрасте 6 месяцев оценка приобретенных навыков проводится за 6 прошедших месяцев, в возрасте 12 месяцев - за прошедшие 12 месяцев - 2 возрастных периода; от 1 до 7 лет - ежегодно: 2, 3, 4, 5, 6, 7 лет; в возрасте 7 лет - за три, предыдущих моменту освидетельствования, возрастных периода: 5, 6 и 7 лет; а в возрасте 10 лет - за три, предыдущих моменту освидетельствования, возрастных периода: 6, 7, 10 лет, в возрасте 15 лет: 7, 10 и 15 лет, при этом соответствие критерия возрастному периоду в норме оценивают в 3 балла, несоответствие критерия возрастному периоду в норме или отставание в выполнении на один возрастной период оценивают в 2 балла, отставание в выполнении на два возрастных периода оценивают в 1 балл, а отставание на три возрастных периода - в 0 баллов, суммируют полученные баллы, при этом суммарная цифра баллов, набранных при тестировании, служит оценкой степени ограничений жизнедеятельности в данной категории в каждом возрастном периоде, отклонение от максимальной суммы баллов вычисляют в процентах и снижение количества набранных баллов на 0-4% классифицируют как отсутствие ограничений жизнедеятельности, снижение на 5-24% - как незначительные ограничения 1 степень, снижение на 25-49% - как умеренно выраженные ограничения - 2 степень, снижение на 50-95% - как тяжелые ограничения - 3 степень, на 96-100% - как абсолютное ограничение жизнедеятельности.
БЫЧКОВА В.В | |||
и др | |||
Критерии оценки степени ограничения жизнедеятельности больных с органическим заболеванием головного мозга | |||
- Сиб | |||
Вестник психиатрии и наркологии, №2, 2009, с.142-145 | |||
СПОСОБ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЙ ДИАГНОСТИКИ УРОВНЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 2-7-ЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА | 2003 |
|
RU2267980C2 |
СПОСОБ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ ПСИХИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ЧЕЛОВЕКА | 2004 |
|
RU2261045C1 |
КРЮЧОК В.Г | |||
Ограничения жизнедеятельности в детском возрасте | |||
Учебно-методическое пособие | |||
- Минск, |
Авторы
Даты
2012-09-27—Публикация
2011-07-12—Подача