УПРУГАЯ КЛЕММА Российский патент 2012 года по МПК E01B9/30 E01B9/48 

Описание патента на изобретение RU2463403C2

Изобретение относится к верхнему строению железнодорожного пути, а именно к конструкциям клемм, используемым в промежуточных рельсовых скреплениях для крепления железнодорожных рельсов к шпалам.

Известна пружинная клемма для железнодорожного рельсового скрепления, выполненная из прутка упругого материала с образованием В-образной формы в плоскости клеммы, содержащей прямолинейный нарельсовый участок, концы которого плавно соединены с боковыми протяженными участками, а расположенные за ними дуговые нашпальные участки соединены с концевыми участками, отогнутыми внутрь клеммы; часть каждого дугового нашпального участка, расположенная ближе к концевому участку, выполнена с изгибом в плоскости, перпендикулярной плоскости клеммы, величина кривизны соизмерима с радиусом прутка клеммы (RU, патент №2252287 С2, кл. Е01В 9/00, 9/48, опубл. 2004 г.).

Недостатками данной пружинной клеммы являются:

- для электрической изоляции клеммы относительно рельса требуются специальные электроизолирующие элементы (уголки, прокладки), что усложняет процесс автоматизации сборки пружинных клемм в рельсовых скреплениях и повышает стоимость монтажных работ;

- поверхность электроизолирующего элемента, контактирующая с прутком пружинной клеммы подвергается интенсивному износу в связи с попаданием на нее абразивных частиц балластной призмы железнодорожного пути, что снижает ресурс работы рельсового скрепления;

- изготовление автономно двух деталей пружинной клеммы и изолирующего элемента повышает трудоемкость и стоимость рельсового скрепления.

Известно рельсовое скрепление на железобетонных шпалах, механическое устройство для прикрепления рельса к железобетонной шпале которого имеет двухкомпонентную виброизоляционную и электроизоляционную прокладку из композиционного материала, устанавливаемую на часть пружинной клеммы, контактирующей с поверхностью рельса (US, патент №6572027, кл. Е01В 13/00, опубл. 2003 г.).

Недостатками рельсового скрепления являются:

- небольшая площадь контакта электроизоляционной прокладки, связанная с конструкцией пружинной клеммы, увеличивает удельные нагрузки при работе клеммы, повышает износ прокладки и снижает ресурс ее работы;

- насадка на клемму изоляционной прокладки не исключает возможность попадания абразивных частиц в зону контакта пружинной клеммы и изоляционной прокладки, что также повышает ее износ и снижает ресурс работы рельсового скрепления.

Известен электрический изолятор для клеммы рельсового скрепления, принятый в качестве прототипа, упругая клемма которого снабжена электрическим изолятором, имеющим выпуклую полукруглую опорную поверхность или форму кольца, и может поворачиваться на прижимном участке клеммы, толщина изолятора выполнена переменной, что позволяет изменять высоту положения прижимного участка клеммы относительно полки подошвы рельса (GE, патент №2295178, кл. Е01В 9/30, опубл 1998 г.).

Недостатками известного электрического изолятора являются:

- полукруглая поверхность изолятора или в виде кольца уменьшает его опорную поверхность, повышает удельные нагрузки и снижает ресурс его работы;

- возможность попадания в зону контакта полукруглой поверхности изолятора и поверхности рельса абразивных частиц также снижает ресурс и надежность работы электрического изолятора и рельсового скрепления.

- отсутствует возможность регулировки ширины рельсовой колеи, что сужает технические возможности электрического изолятора.

Техническим результатом изобретения является:

- снижение трудоемкости изготовления и монтажных работ за счет выполнения электрического изолятора и пружинной клеммы в виде единой детали и обеспечение возможности механизации процесса установки пружинной клеммы в рельсовом скреплении;

- повышение надежности и ресурса эксплуатации рельсового скрепления за счет выравнивания усилия прижатия электрического изолятора к верхней поверхности подошвы рельса и исключения попадания абразивных частиц в зону контакта прутка пружинной клеммы и изолятора и в зону контакта изолятора и верхней поверхности подошвы рельса и обеспечение более надежной электрической изоляции скрепления от рельса;

- расширение технических возможностей за счет введения клинового скоса в горизонтальной плоскости для установки ширины рельсовой колеи и выполнение упругой клеммы с увеличенной длиной электрического изолятора.

Указанный технический результат достигается тем, что упругая клемма, содержащая пружинную клемму и электрический изолятор, выполненный методом формовки совместно с пружинной клеммой в виде единой детали, представляет единое целое с ней и содержит опорную поверхность плоской или выпуклой формы для опоры на верхнюю полку подошвы рельса и опорную поверхность для опоры на анкер рельсового скрепления, выполненную под углом α=0-10° к вертикальной плоскости, проходящей через ось прутка пружинной клеммы; опорная поверхность для опоры на анкер рельсового скрепления содержит клиновой скос, выполненный в горизонтальной плоскости под углом 0<β≤30° к оси прутка пружинной клеммы с возможностью установки ширины рельсовой колеи; для восприятия повышенных динамических нагрузок упругая клемма выполнена с увеличенной длиной электрического изолятора.

На фиг.1 изображен общий вид упругой клеммы, на фиг.2 - вид сверху на фиг.1 и на фиг.3 - вид сверху с увеличенной длиной электрического изолятора.

Упругая клемма (фиг.1 и 2) содержит пружинную клемму 1 и электрический изолятор 2, выполненный методом формовки совместно с пружинной клеммой 1 в виде единой детали, представляет единое целое с ней и содержит опорную поверхность 3 плоской или выпуклой формы для опоры на верхнюю полку подошвы рельса и опорную поверхность 4 для опоры на анкер рельсового скрепления, выполненную под углом α=0-10° к вертикальной плоскости, проходящей через ось прутка пружинной клеммы 1; опорная поверхность 4 для опоры на анкер рельсового скрепления содержит клиновой скос 5, выполненный в горизонтальной плоскости под углом 0<β≤30° к оси прутка пружинной клеммы 1 с возможностью установки ширины рельсовой колеи; для восприятия повышенных динамических нагрузок упругая клемма (фиг.3) выполнена с увеличенной длиной электрического изолятора 2.

Работа упругой клеммы.

При прохождении транспортного средства и действия на рельс вертикальных динамических усилий происходит деформация виброизолирующих подрельсовых прокладок, величина которой зависит от их жесткости и величин действующих нагрузок. Рельс совершает вертикальные колебательные движения относительно шпал рельсового пути, при этом упругие клеммы производят поджатие подошвы рельса через виброизолирующие подрельсовые прокладки к шпале, выполняя роль демпфера для уменьшения влияния действующих динамических нагрузок на балластный слой железнодорожного пути, и удерживают рельс от наклона. Выполнение электрического изолятора 2 и пружинной клеммы 1 в виде единой детали дает возможность повысить надежность и ресурс эксплуатации рельсового скрепления за счет выравнивания усилия прижатия по длине изолятора к верхней поверхности подошвы рельса и исключения попадания частиц в зону контакта прутка пружинной клеммы и электрического изолятора 2 и в зону контакта изолятора и верхней поверхности подошвы рельса и обеспечить более надежную электрическую изоляцию скрепления от рельса. Кроме того, наличие всего одной сменной детали в рельсовом скреплении упрощает процесс механизации установки упругой клеммы в рельсовом скреплении и позволяет снизить трудоемкость изготовления и монтажных работ, а введение клинового скоса в горизонтальной плоскости для установки ширины рельсовой колеи и выполнение упругой клеммы с увеличенной длиной электрического изолятора для восприятия повышенных динамических нагрузок расширяет технические возможности рельсового скрепления.

Похожие патенты RU2463403C2

название год авторы номер документа
УПРУГАЯ КЛЕММА 2010
  • Кириков Александр Константинович
  • Огуенко Василий Николаевич
  • Лазебная Елена Владимировна
RU2454497C1
ИЗОЛИРУЮЩИЙ УПОР РЕЛЬСОВОГО СКРЕПЛЕНИЯ 2012
  • Кириков Александр Константинович
  • Березин Василий Витальевич
  • Долгополов Сергей Иванович
RU2505637C1
УПРУГАЯ КЛЕММА 2010
  • Кириков Александр Константинович
  • Коссов Валерий Семенович
  • Бидуля Александр Леонидович
RU2441959C1
РЕЛЬСОВОЕ СКРЕПЛЕНИЕ 2010
  • Кириков Александр Константинович
  • Коссов Валерий Семенович
  • Бидуля Александр Леонидович
RU2452806C1
УСИЛЕННОЕ РЕЛЬСОВОЕ СКРЕПЛЕНИЕ 2010
  • Кириков Александр Константинович
  • Коссов Валерий Семенович
  • Бидуля Александр Леонидович
RU2437976C1
УЗЕЛ РЕЛЬСОВОГО СКРЕПЛЕНИЯ С ПОЛУШПАЛКОМ 2019
  • Соловьёв Дмитрий Евгеньевич
  • Валиулов Константин Яковлевич
RU2718528C1
УСИЛЕННОЕ РЕЛЬСОВОЕ СКРЕПЛЕНИЕ 2011
  • Кириков Александр Константинович
  • Коссов Валерий Семенович
  • Бидуля Александр Леонидович
RU2454496C1
АНКЕР РЕЛЬСОВОГО СКРЕПЛЕНИЯ ДЛЯ ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ ШПАЛ 2005
RU2372437C2
Рельсовое скрепление 2016
  • Воронов Виктор Акимович
  • Растригина Ольга Акимовна
RU2624765C1
АНКЕРНОЕ РЕЛЬСОВОЕ СКРЕПЛЕНИЕ 1999
  • Алексеева Л.П.
  • Левшин С.В.
  • Моисеев Е.Ф.
RU2190720C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 463 403 C2

Реферат патента 2012 года УПРУГАЯ КЛЕММА

Изобретение относится к верхнему строению железнодорожного пути, а именно к конструкциям клемм, используемым в промежуточных рельсовых скреплениях для крепления железнодорожных рельсов к шпалам. Упругая клемма содержит пружинную клемму и электрический изолятор. Электрический изолятор выполнен методом формовки совместно с пружинной клеммой в виде единой детали, представляет единое целое с ней и содержит опорную поверхность плоской или выпуклой формы для опоры на верхнюю полку подошвы рельса и опорную поверхность для опоры на анкер рельсового скрепления, выполненную под углом α=0-10° к вертикальной плоскости, проходящей через ось прутка пружинной клеммы. Опорная поверхность для опоры на анкер рельсового скрепления содержит клиновой скос, выполненный в горизонтальной плоскости под углом 0<β≤30° к оси прутка пружинной клеммы с возможностью установки ширины рельсовой колеи. Для восприятия повышенных динамических нагрузок упругая клемма выполнена с увеличенной длиной электрического изолятора. В результате повышается надежность и ресурс эксплуатации рельсового скрепления. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.

Формула изобретения RU 2 463 403 C2

1. Упругая клемма, содержащая пружинную клемму и электрический изолятор, отличающаяся тем, что электрический изолятор выполнен методом формовки совместно с пружинной клеммой в виде единой детали, представляет единое целое с ней и содержит опорную поверхность плоской или выпуклой формы для опоры на верхнюю полку подошвы рельса и опорную поверхность для опоры на анкер рельсового скрепления, выполненную под углом α=0-10° к вертикальной плоскости, проходящей через ось прутка пружинной клеммы; опорная поверхность для опоры на анкер рельсового скрепления содержит клиновой скос, выполненный в горизонтальной плоскости под углом 0<β≤30° к оси прутка пружинной клеммы с возможностью установки ширины рельсовой колеи.

2. Упругая клемма по п.1, отличающаяся тем, что для восприятия повышенных динамических нагрузок упругая клемма выполнена с увеличенной длиной электрического изолятора.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2012 года RU2463403C2

КРЕПЛЕНИЕ РЕЛЬС К ШПАЛЕ 2004
  • Бучко Игорь Владимирович
  • Кацберг Леонид Антонович
RU2280725C2
СИСТЕМА КРЕПЛЕНИЯ БУЧКО, КАЦБЕРГ РЕЛЬСА К ШПАЛЕ 2005
  • Бучко Игорь Владимирович
  • Кацберг Леонид Антонович
RU2306377C2
МАЛОШУМНАЯ СИСТЕМА КРЕПЛЕНИЯ БУЧКО, КАЦБЕРГ, ПИТЕЕВ РЕЛЬСА К ШПАЛЕ 2008
  • Бучко Игорь Владимирович
  • Кацберг Леонид Антонович
  • Питеев Николай Иванович
RU2382132C1
US 20040056108 A1, 25.09.2004
US 20100147967 A1, 17.06.2010.

RU 2 463 403 C2

Авторы

Кириков Александр Константинович

Огуенко Василий Николаевич

Лазебная Елена Владимировна

Даты

2012-10-10Публикация

2010-12-16Подача