СПОСОБ КОНТРОЛЯ И ДИАГНОСТИРОВАНИЯ РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ Российский патент 2013 года по МПК G01M15/14 

Описание патента на изобретение RU2476850C1

Изобретение относится к способам функционального контроля и диагностирования состояния при испытаниях сложных пневмогидравлических объектов, например ракетных двигателей (РД).

Известен способ контроля состояния жидкостного ракетного двигателя (ЖРД), заключающийся в измерении контрольных параметров и сравнении их с допустимыми (пороговыми) значениями, который реализуется с помощью информационно-измерительной системы (см., например, «Испытания ЖРД». Под ред. Левина В.Я. Москва, Машиностроение, 1981 г., с.199).

Данный способ осуществляет контроль состояния объекта и не позволяет диагностировать неисправность, т.е. определять место, степень и наименование неисправности.

Наиболее близким к заявленному способу является способ контроля и диагностирования ракетного двигателя, заключающийся в том, что циклически измеряют параметры двигателя и двигательного отсека, сравнивают их с заданными пороговыми значениями и диагностируют (локализуют) неисправность в случае выхода текущего значения параметра за его пороговый уровень и выключают двигатель (патент РФ 2393450, G01M 15/14) - наиболее близкий аналог.

Известный способ контроля и диагностирования не позволяет диагностировать степень неисправности, а любое превышение пороговых значений измеряемых параметров фиксирует как отказ, и выключают двигатель. При этом программа испытания оказывается не выполненной и требует повторения на дополнительной материальной части. Вместе с тем опыт эксплуатации и испытаний РД показывает, что существует большая группа неисправностей, связанных с незначительными негерметичностями жидкостного и газовых трактов, при которых возможно продолжение испытания и выполнения его программы.

Техническим результатом настоящего изобретения является повышение достоверности контроля и диагностирования РД за счет определения в процессе диагностирования степени неисправности, при которой допустимо продолжение испытания и выполнение его программы, и исключения выхода из строя РД.

Указанный технический результат достигается тем, что в способе контроля и диагностирования ракетного двигателя, заключающемся в циклическом измерении параметров двигателя и двигательного отсека, сравнении их с заданными пороговыми значениями и по результатам сравнения осуществлении контроля и диагностирования двигателя, новым является то, что дополнительно определяют производные изменения параметров во времени, сравнивают их со своими пороговыми значениями и, в случае нахождения производных в пределах пороговых значений, фиксируют степень неисправности, допустимой для продолжения испытания, переводят двигатель на пониженный режим и подают в двигательный отсек инертную среду.

Операции по переводу двигателя на пониженный режим и подаче в двигательный отсек инертной среды позволяют сохранить материальную часть двигателя, кабельной сети и приборов, находящихся в двигательном отсеке, от воздействия агрессивной среды при сравнительно небольших неисправностях. В качестве инертной среды при стендовых испытаниях используют душирование двигательного отсека водой, а при летных испытаниях - газом наддува (азот или гелий).

Сущность заявленного изобретения поясняется чертежом, на котором представлена схема информационно-управляющей системы для осуществления способа.

На данной схеме объект контроля и диагностирования (РД) обозначен позицией 1. В газовых трактах двигателя установлены датчики давления и температуры 2, а в жидкостных трактах - датчики давления и температуры 3. В двигательном отсеке установлены датчики давления и температуры 4. Датчики 2.3.4 связаны с входами коммутирующего устройства 5. Выход коммутирующего устройства 5 связан через устройство сопряжения 6 с входом ЭВМ 7, которая через устройство сопряжения 8 связана с магнитными носителями информации 9 (предназначены для анализа работы системы) и с командным устройством 10, входящим в систему управления (СУ) 11 РД, которая в свою очередь связана со входом устройства 5. В двигательном отсеке дополнительно установлен источник инертной среды 12, который срабатывает по команде от командного устройства 10 системы управления 11 при допустимой степени неисправности. Командное устройство 10 в зависимости от результатов контроля и диагностирования в системе управления 11 выдает команды на перевод двигателя на пониженный режим и подачу инертной среды при нахождении производных изменения параметров в пределах пороговых значений и на выключение двигателя при выходе параметров и их производных за пороговые значения.

Способ осуществляется следующим образом.

До начала испытания РД известным образом, например, с помощью его математической модели, формируют пороговые значения измеряемых параметров (температуры и давления в газовых и жидкостных трактах) и их производных но времени и заносят их и систему управления 11.

При работе РД датчики 2, 3, 4 циклически замеряют текущие значения параметров в жидкостных и газовых трактах двигателя, а также значения давления и температуры в двигательном отсеке.

Сигналы измеренных параметров и сигналы пороговых значений параметров и их производных по времени поступают на коммутирующее устройство 5, где осуществляется операция сравнения измеренных значений каждого параметра и их производных со значениями его пороговых уровней, после чего сигналы рассогласования через устройство сопряжения 6 поступают на ЭВМ 7, где сигналы обрабатываются и передаются через блок сопряжения на запись на носители информации 9 и на командное устройство 10.

При нахождении всех параметров в диапазоне между пороговыми уровнями принимают состояние двигателя нормальным и РД продолжает работу. При выходе любого из параметров за его пороговый уровень производят сравнение производной его изменения со своими пороговыми значениями.

При нахождении производных изменения параметров во времени в пределах пороговых значений фиксируют степень возникшей неисправности, допустимой для продолжения испытания, и с целью сохранения материальной части двигателя и находящихся в двигательном отсеке приборов и кабельной сети, переводят двигатель на пониженный режим и подают команду на подачу в отсек инертной среды от источника 12.

При выходе производных изменения параметров во времени за свои пороговые значения выключают двигатель и прекращают испытание.

Похожие патенты RU2476850C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ КОНТРОЛЯ И ДИАГНОСТИРОВАНИЯ ЖИДКОСТНОГО РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ 2009
  • Елисеев Вячеслав Владимирович
  • Булатов Мударис Султанович
  • Шостак Александр Викторович
  • Венгерский Эдуард Владимирович
  • Васин Анатолий Сергеевич
  • Усов Генрих Леонидович
  • Ермолов Михаил Иванович
RU2393450C1
Способ локализации неисправности жидкостного ракетного двигателя при огневом испытании 2020
  • Левочкин Петр Сергеевич
  • Мартиросов Давид Суренович
  • Каменский Сергей Станиславович
RU2750875C1
Способ функционального диагностирования жидкостного ракетного двигателя при огневом испытании 2020
  • Левочкин Петр Сергеевич
  • Мартиросов Давид Суренович
  • Каменский Сергей Станиславович
RU2781738C2
Способ контроля характеристик агрегатов жидкостного ракетного двигателя при огневом испытании 2020
  • Левочкин Петр Сергеевич
  • Мартиросов Давид Суренович
  • Каменский Сергей Станиславович
RU2750874C1
СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ РЕЖИМА РАБОТЫ ЖИДКОСТНОЙ РАКЕТНОЙ ДВИГАТЕЛЬНОЙ УСТАНОВКИ 2012
  • Васин Анатолий Сергеевич
  • Венгерский Эдуард Владимирович
  • Усов Генрих Леонидович
  • Ермолов Михаил Иванович
  • Рябых Валерий Юрьевич
  • Кучкин Владимир Николаевич
RU2499906C1
СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ РЕЖИМА РАБОТЫ ЖИДКОСТНОЙ РАКЕТНОЙ ДВИГАТЕЛЬНОЙ УСТАНОВКИ 2000
  • Венгерский Э.В.
  • Васин А.С.
  • Усов Г.Л.
  • Шилкин С.Н.
  • Наумов Л.С.
  • Фукс И.И.
RU2180705C2
СПОСОБ КОНТРОЛЯ И ДИАГНОСТИРОВАНИЯ СОСТОЯНИЯ ПНЕВМОГИДРАВЛИЧЕСКОГО ОБЪЕКТА 1998
  • Васин А.С.
  • Венгерский Э.В.
  • Малиновский А.Ю.
  • Усов Г.Л.
  • Шостак А.В.
RU2133952C1
ЖИДКОСТНЫЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ С ДОЖИГАНИЕМ 2022
  • Горохов Виктор Дмитриевич
  • Подгорный Николай Васильевич
  • Солдатов Дмитрий Валерьевич
RU2784462C1
СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ РЕЖИМА РАБОТЫ ЖИДКОСТНОГО РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ 1996
  • Венгерский Э.В.
  • Васин А.С.
  • Шилкин С.Н.
  • Гордеев В.А.
RU2149439C1
Способ локализации неисправности жидкостного ракетного двигателя при огневом испытании 2022
  • Каменский Сергей Станиславович
  • Мартиросов Давид Суренович
RU2820906C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 476 850 C1

Реферат патента 2013 года СПОСОБ КОНТРОЛЯ И ДИАГНОСТИРОВАНИЯ РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ

Изобретение относится к способам функционального контроля и диагностирования состояния при испытаниях сложных пневмогидравлических объектов, например ракетных двигателей. Способ контроля и диагностирования ракетного двигателя заключается в циклическом измерении контролируемых параметров двигателя и двигательного отсека, сравнении их с заданными пороговыми значениями и по результатам сравнения осуществления контроля и диагностирования двигателя. В качестве измеряемых параметров используют температуру и давление в газовых и жидкостных трактах двигателя и двигательного отсека, причем дополнительно определяют производные изменения параметров по времени, сравнивают их со своими пороговыми значениями, в случае нахождения производных в пределах пороговых значений, фиксируют степень неисправности, допустимой для продолжения испытания, переводят двигатель на пониженный режим и подают в двигательный отсек инертную среду. Изобретение обеспечивает повышение достоверности контроля и диагностирования ракетного двигателя, за счет определения степени неисправности, при которой допустимо продолжение испытаний и выполнение программы. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 476 850 C1

Способ контроля и диагностирования ракетного двигателя, заключающийся в циклическом измерении параметров двигателя и двигательного отсека, сравнении их с заданными пороговыми значениями и по результатам сравнения осуществлении контроля и диагностирования двигателя, отличающийся тем, что дополнительно определяют производные изменения параметров по времени, сравнивают их со своими пороговыми значениями и, в случае нахождения производных в пределах пороговых значений, фиксируют степень неисправности как допустимую, после чего для продолжения испытания переводят двигатель на пониженный режим и подают в двигательный отсек инертную среду.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2013 года RU2476850C1

СПОСОБ КОНТРОЛЯ И ДИАГНОСТИРОВАНИЯ ЖИДКОСТНОГО РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ 2009
  • Елисеев Вячеслав Владимирович
  • Булатов Мударис Султанович
  • Шостак Александр Викторович
  • Венгерский Эдуард Владимирович
  • Васин Анатолий Сергеевич
  • Усов Генрих Леонидович
  • Ермолов Михаил Иванович
RU2393450C1
СПОСОБ КОНТРОЛЯ И ДИАГНОСТИРОВАНИЯ СОСТОЯНИЯ ПНЕВМОГИДРАВЛИЧЕСКОГО ОБЪЕКТА 1998
  • Васин А.С.
  • Венгерский Э.В.
  • Малиновский А.Ю.
  • Усов Г.Л.
  • Шостак А.В.
RU2133952C1
СПОСОБ КОНТРОЛЯ И ДИАГНОСТИКИ ПНЕВМОГИДРАВЛИЧЕСКОГО ОБЪЕКТА 1990
  • Васин А.С.
  • Венгерский Э.В.
  • Шилкин С.Н.
  • Розколупа А.И.
  • Липсон А.Э.
RU2018900C1
SU 1519350 A1, 20.08.1996
СПОСОБ ХИРУРГИЧЕСКОГО ЛЕЧЕНИЯ ПРОТЯЖЕННЫХ СТРИКТУР И ОБЛИТЕРАЦИЙ МОЧЕТОЧНИКА 2009
  • Базаев Владимир Викторович
  • Трапезникова Маргарита Федоровна
RU2407463C1
US 4158884 A, 19.06.1979.

RU 2 476 850 C1

Авторы

Васин Анатолий Сергеевич

Венгерский Эдуард Владимирович

Усов Генрих Леонидович

Ермолов Михаил Иванович

Рябых Валерий Юрьевич

Кучкин Владимир Николаевич

Даты

2013-02-27Публикация

2011-11-30Подача