ЭЛЕКТРОПНЕВМАТИЧЕСКИЙ ПРИВОД КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ Российский патент 2013 года по МПК B60K20/04 

Описание патента на изобретение RU2486072C1

Изобретение относится к автомобилестроению, к приводам переключения передач в механических ступенчатых коробках передач транспортных средств.

Известен механизм автоматизированного переключения передач в механической ступенчатой коробке передач [патент РФ на изобретение №2015936]. Механизм содержит выполненные перекрестно в одном корпусе цилиндр включения передач и размещенный выше последнего цилиндр выбора передач. Штоки цилиндров соединены вне рабочих полостей с рычагом переключения передач, имеющим ось качания, совпадающую с осью цилиндра включения передач. Один конец рычага выполнен в виде хвостовика со сферическими рабочими поверхностями с возможностью соединения с одним из штоков коробки передач, а другой подвижно соединен с осью-штоком цилиндра выбора передач. На штоке цилиндра выбора передач выполнена зубчатая рейка, соединенная с рычагом посредством зубчатого венца.

Известный механизм является приводом, предназначенным для управления переключением передач в коробках с трехштоковым механизмом переключения передач. Конструкция привода не позволяет использовать его на коробках передач с большим числом штоков.

Известна также электропневматическая система управления коробкой передач [Руководство по технической эксплуатации СВИТ.421447.002РЭ. http://www.remkam.ru]. Система содержит выполненные перекрестно в одном корпусе цилиндр включения передач и размещенный выше последнего цилиндр выбора передач. Штоки цилиндров соединены вне рабочих полостей с рычагом переключения передач. Верхний конец рычага жестко соединен со штоком включения передач с возможностью качания относительно оси штока и подвижно соединен с осью-штоком цилиндра выбора передач посредством зубчатого зацепления с возможностью фиксированных остановок оси-штока по заданной программе на позициях включения передач или нейтрали. Нижний конец рычага выполнен в виде хвостовика, имеющего возможность скользящего соединения с одним из штоков коробки передач

Система предназначена для обеспечения дистанционного переключения передач в коробках передач автомобилей с силовым агрегатом КамАЗ. Во всех модификациях упомянутых коробок передач применяется трехштоковый механизм переключения передач. Соответственно, рассматриваемая электропневматическая система обеспечивает включение тех передач, на которые рассчитан трехштоковый механизм переключения, а именно: положения нейтрали и шести фиксированных положений включенных передач - пяти передач для движения вперед и одной передачи заднего хода. Водитель переключает передачи с помощью рукоятки, перемещая ее в нужное положение. При установке рукоятки в положение, соответствующее выбранной передаче, срабатывают датчики Холла, от которых сигнал поступает на ключи, управляющие по заданному алгоритму электропневматическими клапанами. Клапаны подают воздух в соответствующие пневмоцилиндры, происходит включение выбранной передачи.

Применение вышеописанной системы ограничено тем, что она может использоваться для управления переключением передач только на коробках передач с трехштоковым механизмом переключения, а на коробках с четырехштоковым механизмом ее применение невозможно.

Задача, на решение которой направлено заявляемое изобретение, состоит в усовершенствовании конструкции электропневматического привода переключения передач, позволяющем расширить его функциональные возможности.

Технический результат заключается в увеличении модельного ряда коробок передач, включающего коробки с трех- и четырехштоковыми механизмами переключения передач, и соответствующем увеличении общего количества коробок, на которых может применяться заявляемое устройство.

Технический результат достигается электропневматическим приводом коробки передач, содержащим электропневматический исполнительный механизм. В исполнительный механизм входят два трехпозиционных пневмоцилиндра для выбора и включения передач, выполненных перекрестно в одном корпусе, управляемых нормально закрытыми электромагнитными пневматическими клапанами. Штоки цилиндров соединены вне рабочих полостей с рычагом переключения передач. Верхний конец рычага жестко соединен со штоком цилиндра включения передач с возможностью качания относительно оси штока и подвижно соединен с осью-штоком цилиндра выбора передач посредством зубчатого зацепления с возможностью фиксированных остановок оси-штока по заданной программе на позициях включения передач или нейтрали. Нижний конец рычага выполнен в виде хвостовика, имеющего возможность скользящего соединения с одним из штоков коробки передач.

Новое заключается в том, что цилиндр выбора передач, содержащийся в приводе трехштокового механизма переключения передач, снабжен управляемым упором для его оси-штока. Упор выполнен в виде двухпозиционного пневмоцилиндра и соединен с цилиндром выбора передач так, что оси обоих цилиндров параллельны. Двухпозиционный пневмоцилиндр может быть соединен с цилиндром выбора передач соосно.

На чертежах представлен заявляемый электропневматический привод.

Фиг.1 - установка управляемого упора на пневмоцилиндр выбора передач.

Фиг.2 - прототип заявляемого привода.

Рычаг переключения передач 1 жестко соединен со штоком 2 цилиндра включения передач и подвижно соединен с осью-штоком 3 цилиндра выбора передач 4 посредством зубчатого зацепления. Цилиндр выбора передач 4 соединен с управляемым упором 5. Упор 5 выполнен в виде двухпозиционного пневмоцилиндра с поршнем 6, который может занимать положения I и II. В рассматриваемом примере упор 5 соединен с цилиндром 4 соосно.

Устройство работает следующим образом.

При выборе передач ось-шток 3 смещается влево или вправо на заданную величину. Перемещения штока 3 задает электронный блок управления, по командам от которого срабатывают соответствующие электропневмоклапаны (на чертеже не показаны), подающие сжатый воздух в рабочие полости пневмоцилиндров. Соответственно перемещениям оси-штока 3 рычаг 1 отклоняется на определенный угол и его нижний конец - хвостовик 7 занимает одно из положений - а, b, с или d.

Для взаимодействия хвостовика 7 со штоками трехштокового механизма переключения передач рычаг 2 отклоняется осью-штоком 3 в одну из трех позиций, которые соответствуют положениям b, с или d хвостовика 7. Отклонение хвостовика 7 в положение b происходит в результате перемещения оси-штока 3 вправо до упора в поршень 6, находящийся в положении I. Поршень 6 приходит в положение I благодаря команде от электронного блока управления на открытие соответствующего электропневмоклапана и заполнению сжатым воздухом полости А. Таким образом осуществляется выбор передач в коробке с трехштоковым механизмом переключения передач.

В случае установки заявляемого электропневматического привода на коробку передач с четырехштоковым механизмом переключения все перемещения элементов привода происходят аналогично вышеописанному процессу выбора передач, происходящему в коробке с трехштоковым механизмом. Для взаимодействия хвостовика 7 с четвертым штоком его необходимо выставить в положение а. В этом случае ось-шток 3 смещается вправо дальше благодаря тому, что из полости А сбрасывается сжатый воздух и поршень 6 уходит в крайнее правое положение II, не препятствуя смещению оси-штока 3 вправо.

В прототипе (фиг.2) ось-шток 3 и, соответственно, хвостовик 7 рычага 2 могут занимать только три положения для взаимодействия с тремя штоками механизма переключения передач - среднее и симметрично два крайних.

Таким образом, благодаря наличию управляемого упора 5 заявляемый электропневматический привод коробки передач приобрел универсальные свойства, может использоваться на коробках передач с трехштоковыми и четырехштоковыми механизмами переключения передач.

Опытные образцы устройства проверены в эксплуатации, в результате подтвердились надежность и универсальность привода.

Похожие патенты RU2486072C1

название год авторы номер документа
ЭЛЕКТРОПНЕВМАТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ МЕХАНИЗМОМ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2000
  • Каменский А.Д.
  • Раскин А.М.
  • Кеменов В.А.
  • Кожевников В.С.
  • Беляев В.Ю.
RU2170678C1
ПРИВОД ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ ПЕРЕДАЧ В МЕХАНИЧЕСКОЙ СТУПЕНЧАТОЙ КОРОБКЕ ПЕРЕДАЧ 2007
  • Хабиев Фарит Набиевич
RU2348544C1
МЕХАНИЗМ АВТОМАТИЗИРОВАННОГО ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ ПЕРЕДАЧ В МЕХАНИЧЕСКОЙ СТУПЕНЧАТОЙ КОРОБКЕ ПЕРЕДАЧ 1991
  • Паршин Н.Е.
  • Топорков В.П.
  • Аникин Л.М.
  • Рябков А.И.
  • Шаронов Г.И.
  • Осипов Е.М.
RU2015936C1
ПНЕВМАТИЧЕСКИЙ ПРИВОД САЯПИНА И ЭЛЕКТРОПНЕВМАТИЧЕСКОЕ УПРАВЛЯЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО 1998
  • Саяпин В.В.
RU2131065C1
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ КОРОБКОЙ ПЕРЕДАЧ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 1990
  • Маханьков О.А.
  • Бомбешко А.П.
  • Кравцов Ю.В.
  • Лебедев М.С.
  • Сычев Г.Д.
RU2013227C1
УСТРОЙСТВО УПРАВЛЕНИЯ ЭЛЕКТРОПНЕВМАТИЧЕСКИМ ПРИВОДОМ МЕХАНИЧЕСКОЙ СТУПЕНЧАТОЙ КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ 2006
  • Аникин Леонид Михайлович
  • Бачило Евгений Сергеевич
  • Грибанов Михаил Васильевич
  • Завизион Дмитрий Андреевич
  • Киселевич Валерий Павлович
  • Сапрыкин Владимир Абрамович
  • Хвеженко Валерий Петрович
RU2327203C2
УСТРОЙСТВО ДИСТАНЦИОННОГО ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ ПЕРЕДАЧ В МЕХАНИЧЕСКОЙ СТУПЕНЧАТОЙ КОРОБКЕ ПЕРЕДАЧ 1991
  • Паршин Николай Егорович
  • Топорков Владимир Петрович
  • Аникин Леонид Михайлович
  • Рябков Александр Иванович
  • Шаронов Геннадий Иванович
  • Осипов Евгений Михайлович
RU2015937C1
Устройство дистанционного переключения передач транспортного средства 1989
  • Лебедев Михаил Сергеевич
  • Маханьков Олег Анатольевич
  • Сечко Михаил Владимирович
  • Бомбешко Аркадий Павлович
  • Цереня Анатолий Александрович
  • Евстратовский Александр Владимирович
  • Куцеволов Василий Алексеевич
SU1699825A1
КОРОБКА ПЕРЕДАЧ 2001
  • Недялков А.П.
  • Кутенев В.Ф.
  • Ипатов А.А.
  • Гируцкий О.И.
  • Выборнов В.Г.
  • Зеленин Ю.Л.
  • Трикоз А.А.
  • Пашкина С.Р.
  • Орлова З.П.
  • Гапоян С.Д.
  • Сермягин В.А.
RU2253781C2
Система управления составной коробкой передач транспортного средства 1990
  • Гологуш Анатолий Адамович
  • Евстратовский Александр Владимирович
  • Игнатович Александр Иванович
  • Захарик Андрей Михайлович
  • Козыревич Евгений Леонидович
SU1710377A1

Иллюстрации к изобретению RU 2 486 072 C1

Реферат патента 2013 года ЭЛЕКТРОПНЕВМАТИЧЕСКИЙ ПРИВОД КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ

Изобретение относится к автомобилестроению, к приводам переключения передач в механических ступенчатых коробках передач транспортных средств. Электропневматический привод коробки передач состоит из электропневматического исполнительного механизма. Электропневматический исполнительный механизм содержит два трехпозиционных пневмоцилиндра для выбора и включения передач. Пневмоцилиндры выполнены перекрестно в одном корпусе и управляются нормально закрытыми электромагнитными пневматическими клапанами. Штоки цилиндров соединены вне рабочих полостей с рычагом переключения передач. Верхний конец рычага жестко соединен со штоком цилиндра включения передач. Нижний конец рычага выполнен в виде хвостовика, имеющего возможность скользящего соединения с одним из штоков коробки передач. Цилиндр выбора передач трехштокового механизма переключения передач снабжен управляемым упором для его оси-штока. Упор выполнен в виде двухпозиционного пневмоцилиндра и соединен с цилиндром выбора передач так, что оси обоих цилиндров параллельны. Технический результат заключается в расширении функциональных возможностей привода коробки передач. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.

Формула изобретения RU 2 486 072 C1

1. Электропневматический привод коробки передач, состоящий из электропневматического исполнительного механизма коробки передач, содержащего два трехпозиционных пневмоцилиндра для выбора и включения передач, выполненных перекрестно в одном корпусе, управляемых нормально закрытыми электромагнитными пневматическими клапанами, штоки цилиндров соединены вне рабочих полостей с рычагом переключения передач, при этом верхний конец рычага жестко соединен со штоком цилиндра включения передач с возможностью качания относительно оси штока и подвижно соединен с осью-штоком цилиндра выбора передач посредством зубчатого зацепления с возможностью фиксированных остановок оси-штока по заданной программе на позициях включения передач или нейтрали, а нижний конец рычага выполнен в виде хвостовика, имеющего возможность скользящего соединения с одним из штоков коробки передач, отличающийся тем, что цилиндр выбора передач, содержащийся в приводе трехштокового механизма переключения передач, снабжен управляемым упором для его оси-штока, выполненным в виде двухпозиционного пневмоцилиндра и соединенным с цилиндром выбора передач так, что оси обоих цилиндров параллельны.

2. Электропневматический привод по п.1, отличающийся тем, что двухпозиционный пневмоцилиндр соединен с цилиндром выбора передач соосно.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2013 года RU2486072C1

МЕХАНИЗМ АВТОМАТИЗИРОВАННОГО ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ ПЕРЕДАЧ В МЕХАНИЧЕСКОЙ СТУПЕНЧАТОЙ КОРОБКЕ ПЕРЕДАЧ 1991
  • Паршин Н.Е.
  • Топорков В.П.
  • Аникин Л.М.
  • Рябков А.И.
  • Шаронов Г.И.
  • Осипов Е.М.
RU2015936C1
Устройство дистанционного переключения передач транспортного средства 1989
  • Лебедев Михаил Сергеевич
  • Маханьков Олег Анатольевич
  • Сечко Михаил Владимирович
  • Бомбешко Аркадий Павлович
  • Цереня Анатолий Александрович
  • Евстратовский Александр Владимирович
  • Куцеволов Василий Алексеевич
SU1699825A1
Система командного управления коробкой передач 1989
  • Стаскевич Сергей Геннадьевич
  • Маханьков Олег Анатольевич
  • Сычев Геннадий Дмитриевич
  • Бомбешко Аркадий Павлович
  • Сечко Михаил Владимирович
  • Лебедев Михаил Сергеевич
  • Черванев Александр Дмитриевич
  • Цереня Анатолий Александрович
  • Куцеволов Василий Алексеевич
  • Кравцов Юрий Владимирович
  • Гришкевич Аркадий Иванович
SU1684116A1
US 2002166402 A1, 14.11.2002.

RU 2 486 072 C1

Авторы

Рябков Александр Иванович

Залилов Мизхат Азгарович

Даты

2013-06-27Публикация

2011-11-10Подача