Система командного управления коробкой передач Советский патент 1991 года по МПК B60K20/02 

Описание патента на изобретение SU1684116A1

Изобретение относится к системам управления коробок передач, в частности к системам переключения передач в ступенчатых синхронизированных коробках передач транспортных средств. Целью изобретения является повышение надежности.

На фиг. 1 показана схема системы командного управления коробкой передач; на фиг. 2 - цилиндры выбора ползунов и блокировки ползуна первой передачи-заднего хода с распределителем рабочей среды под давлением; на фиг. 3 - разрез А-А на фиг. 2 (цилиндры включения передач); на фиг, 4 - разрез Б-Б на фиг. 2 (устройство пневмокла- пана); на фиг. 5 - вид В на фиг. 2 (устройство фиксации электропневмоклапанов распределителя от проворачивания); на фиг. б - контроллер системы командного управления коробкой передач.

Система командного управления коробкой передач включает в себя механизм 1 выбора ползунов и включения передач, установленный на крышке коробки 2 передач и связанный системой 3 трубопроводов с цилиндром 4 блокировки ползуна первой передачи - заднего хода с распределителем 5 рабочей среды под давлением, электро- пневмоклапаны 6 которого соединены посредством проводников с контроллером 7, Механизм 1 выбора ползунов и включения передач (фиг. 2) содержит два двухлинейных трехпозиционных пневмоцилиндра с взаимно перпендикулярными осями, размещенные в общем корпусе 8, имеющем два сквозных отверстия. В сквозном отверстии меньшего диаметра, закрытого крышкамиJJ, 10 в кольцевых поршнях 11 и 12, установлен шток-поршень 13 цилиндра выбора ползунов, который посредством зубчатого зацепления взаимодействует с двуплечим ключом 14, установленным на штоке 15 цилиндра включения передач с возможностью кинематического взаимодействия с ползуном 16 первой передачи (заднего хода), ползуном 17 второй (третьей) передачи и ползуном 18 четвертой (пятой) передачи, размещенными в крышке коробки передач 2. Полость Г выбора ползуна первой передачи (заднего хода), образованная корпусом 8, крышкой 9, кольцевым поршнем 11 и шток-поршнем 13 цилиндра выбора ползунов, посредством трубопроводов 19-21 к тройника 22 связана с полостью Д цилиндре 4 блокировки ползуна первой передачи (заднего хода). Полость Д образована сверлением в крышке коробки 2 передач и заглушена крышкой 23. В сверлении установлен подпружиненный пружиной 24 шток-поршень 25 цилиндра блокировки с возможностью кинематиче

ского взаимодействия с ползуном 16 первой передачи (заднего хода) и с распределителем 5 (фиг. 1) рабочей среды под давлением. Полость И выбора ползуна четвертой (пятой)

передачи, образованная корпусом 8, крышкой 10, кольцевым поршнем 12 и шток-поршнем 13 цилиндра выбора ползунов, посредством трубопровода 26 соединена с распределителем 5 рабочей среды под дав0 лением. Электропневмоклапаны 27 выбора ползуна перврй передачи (заднего хода) и Электропневмоклапаны 28 выбора ползуна четвертой - пятой передач установлены в первой секции 29 распределителя 5, соеди5 ненной внутренним трубопроводом с аналогичной второй секцией 30 распределителя 5, к которой при помощи трубопровода 31 подводится под давлением рабочая среда. Во второй секции 30 распределителя 5 установ0 лены Электропневмоклапаны 32 включения первой, второй и пятой передач и Электропневмоклапаны 33 заднего хода, третьей и четвертой передач, которые при помощи трубопроводов 34 и 35 соединены соответ5 стеенно с полостью Е (фиг. 3) цилиндра включения первой, второй и пятой передач, образованной корпусом 8, крышкой 36, кольцевым поршнем 37 и поршнем 38, установленным на штоке 15 цилиндра включе0 ния передачам с полостью Ж цилиндра включения заднего хода, третьей и четвертой передач. Полость Ж образована корпусом 8, крышкой 39, кольцевым поршнем 40, поршнем 41, установленным на штоке 15

5 цилиндра включения передач. Электропневмоклапаны 27, 28, 32, 33 секций 29 и 30 распределителя 5 симметричны относительно сквозного отверстия 42, имеющегося в обеих секциях 29 и 30, соединенного по0 средством трубопровода 31 с источником давления. Каждый из электропневмоклапанов 27, 28, 32, 33 имеет аналогичную конструкцию и включает в себя силовой электромагнит 43 (фиг. 4) с толкателем 44,

5 закрепленный на установленном в корпусе 45 при помощи резьбового соединения фланце 46 пневмоклапана, во втулке 47 которого размещен подпружиненный пружиной 48 клапан 49, имеющий возможность

0 взаимодействия с седлом клапана 50, установленного в корпусе 45 соосно сквозному отверстию 42. Корпус 45, фланец 46 пневмоклапана и клапан 49 образуют рабочую полость К. Предварительно отрегулирован5 ные по ходам Электропневмоклапаны 27,28, 32, 33 попарно зафиксированы от проворачивания при помощи двух фигурных пластин 51, 52 и резьбового соединения 53 (фиг. 5), а их клеммы при помощи электропроводников соединены стрехпозиционными выключателями 54 и 55 (фиг. 6 а, б) контроллера 7, оси тумблеров 56, 57 которых взаимно перпендикулярны. Тумблеры 56 и 57 выключателей 54 и 55 кинематически связаны с подпружиненной при помощи шарика 58, толкателя 59 пружины 60 сферой 61с кольцевым пазом, которая установлена в нижней 62 и верхней 63 чашках корпуса 64 контроллера. В верхней чашке 63 корпуса 64 контроллера установлены две пружины 65, 66 с толкателями 67 и 68, причем пружина 66, установленная со стороны положения первой передачи (заднего хода), имеет большую жесткость. На сфере 61 с кольцевым пазом при помощи резьбового соединения закреплен рычаг 69 контроллера, на котором установлен подпружиненный пружиной 70 фиксатор 71, имеющий возможность взаимодействия с гнездами 72, расположенными с внутренней стороны корпуса 64 контроллера, в положениях, соответствующих включенной передаче или общей нейтрали. В верхней части корпуса 64 контроллера имеется сквозная Ж-образная прорезь 73, предназначенная для направления рычага 69 контроллера, на лучах которой имеются обозначения 74 включенной передачи.

Система командного управления коробкой передач работает следующим образом.

При установке рычага 69 контроллера в положение общей нейтрали подпружиненный пружиной 70 фиксатор 71 входит в соответствующее гнездо 72, устанавливая тумблеры 56, 57 выключателей 54 и 55 при помощи сферы 61 с кольцевым пазом в положение, при котором оси взаимно перпендикулярны и находятся в одной плоскости (фиг. 6). Таким образом, ни на один из контактов выключателей 54 и 55, соединенных при помощи проводников с клеммами элек- тропневмоклапанов 27, 28,32, 33 распределителя 5 рабочей среды, электрическое питание не подается, Клапаны 49 электро- пневмоклапанов 27, 28, 32, 33 находятся при этом в отжатом состоянии (фиг. 4) и рабочая среда через трубопровод 31 и сквозные отверстия 42 секций 29, 30 поступает в полости К распределителя 5 и далее по системе 3 трубопроводов - в рабочие полости Г, Е, Ж и И механизма 1 выбора ползунов и включения передач, а также в полость Д цилиндра 4 блокировки ползуна первой передачи (заднего хода). При этом все элементы механизма 1 выбора ползунов и включения передач и цилиндра 4 блокировки ползуна первой передачи - заднего хода занимают положение, показанное на фиг. 2 и 3. При переводе рычага 69 контроллера в правое нейтральное положение водитг,/ь воспринимает усилие со стороны пру- 66, информирующее его о том, что он производит выбор ползуна 16 первой пере- дачм (заднего хода), при этом сфера 61 с 5 кольцевым пазом, взаимодействуя стумбле- . ром выключателя 54, переводит его в ниишее положение и электропитание со средней клеммы выключателя 54 передается на его верхнюю клемму и далее на клем10 мь: электропневмоклзпана 27 выбора ползуна первой передачи (заднего хода), толкатель 44 которого устанавливает клапан 49 на седло 50 клапана, соединяя тем самым полость Г выбора ползуна первой передачи

5 (заднего хода) механизма 1 выбора ползунов и включения передач и полость Д цилиндра 4 блокировки ползуна первой передачи - заднего хода с атмосферой. При этом за счет перепадов давления в. полостях Г и

0 И механизма 1 выбора ползунов и включения передач шток-поршень 13 цилиндра выбора ползунов начинает перемещаться влево, проворачивая при помощи зубчатого зацепления двуплечий ключ 14, рычаг кото5 рого начинает входит в паз ползуна 16 первой передачи (заднего хода). Одновременно под воздействием пружины 24 из паза ползуна 16 первой передачи (заднего хода) выходит шток-поршень 25 цилиндра блоки0 РОБКИ; причем ходы рычага ключа 14 и шток- поршня 25 цилиндра блокировки согласованы так, что любом положении существует кинематическое взаимодействие между ползуном первой передачи (заднего хода) с одним

5 или обоими указанными элементами 14 и 25. После завершения процесса выбора ползуна 16 первой передачи (заднего хода) рычаг ключа 14 механизма выбора ползунов и включения передач входит в паз упомянутого

0 ползуна, а шток-поршень 25 выходит из него, завершая операция выбора ползуна. Последующий перевод рычага 69 контроллера в положение включенной первой передачи, где он фиксируется при помощи фиксатора

5 71 в положение включенной первой передачи, приводит к переводу тумблера 57 при помощи сферы 61 с кольцевым пазом в верхнее положение. Это обеспечивает подвод электропитания к электропневмоклапану 32

0 включения первой, второй и пятой передач, что приводит к соединению полости Е ис- польительного механизма 1 выбора ползунов и включению передач с атмосферой и смещению штока цилиндра включения пе5 редач в крайнее левое положение, соответствующее включенной первой передаче. При переводе рычага 69 контроллера в нейтральное положение выключатель 57 тумблера 55 возвращается в сроднее положение, отключая тем самым от электропитания

электропневмоклапан 32 включения первой, второй и пятой передач, что приводит к соединению полости Е с источником давления, т.е. к переводу штока цилиндра включения передач в нейтральное положение. После снятия водителем усилия с рычага 69 контроллера пружина 66 возвращает его в положение общей нейтрали. При этом полость Г исполнительного механизма 1 выбора ползунов и включения передач через электропневмоклапан 27 выбора ползуна первой передачи (заднего хода) соединяется с источником давления, что приводит к постепенной установке шток-поршня 13 цилиндра выбора ползунов в положение общей нейтрали, причем по мере выхода рычага ключа 14 из паза ползуна 16 первой передачи (заднего хода) в него одновременно входит шток-поршень 25 цилиндра блокировки, чем обеспечиваются надежное улавливание и фиксация ползуна первой передачи (заднего хода), предотвращающие включение под действием больших инерционных сил передачи заднего хода. Путем различных комбинаций установки рычага 69 контроллера, а следовательно, различного состояния электропневмоклапанов 27, 28, 32, 33 распределителя 5 рабочей среды под давлением производится выбор одного из ползунов 16-18 и включение одной из пяти передач вперед или передачи заднего хода. Формула изобретения 1. Система командного управления коробкой передач, содержащая коробку, внутри корпуса которой размещен ползуны с вилками включения передач, пневмопривод выбора ползунов и включения передач,

включающий в себя два кинематически связанных взаимно перпендикулярных штока, установленных в силовых цилиндрах, закрепленных на крышке коробки, механизм

блокировки ползуна первой передачи и реверса со штоком, установленным в корпусе механизма блокировки, воздухораспределитель, соединенный трубопроводами с источником, давления и силовыми цилиндрами, электропневмоклапаны и рычаг переключения передач, установленный в корпусе контроллера,отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности, электропневмоклапаны подключены к контроллеру, который снабжен закрепленными на его корпусе выключателями с тумблерами управления электропневмоклапанами воздухораспределителя, верхней и нижней чашками, сферой с кольцевым пазом, подвижно установленной в упомянутых чашках и закрепленной на нижнем конце рычага переключения передач, подпружиненными толкателями, соосно установленными в верхней чашке и выполненными с возможностью взаимодействия с рычагом переключения передач, при этом тумблеры установлены перпендикулярно к оси рычага и взаимно перпендикулярно друг относительно друга и выполнены с возможностью взаимодействия с кольцевым пазом сферы.

2.Система по п.1,отличающаяся тем, что корпус механизма блокировки соединен с источником давления.

3.Система по п. 1, отличающаяся тем, что электропневмоклапаны попарно

скреплены при помощи зажимного устройства.

Похожие патенты SU1684116A1

название год авторы номер документа
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ЭЛЕКТРОПНЕВМАТИЧЕСКИМ ПРИВОДОМ МЕХАНИЧЕСКОЙ СТУПЕНЧАТОЙ КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ 2008
  • Грибанов Михаил Васильевич
  • Завизион Дмитрий Андреевич
  • Сапрыкин Владимир Абрамович
  • Тимченко Александр Петрович
RU2374092C1
УСТРОЙСТВО УПРАВЛЕНИЯ ЭЛЕКТРОПНЕВМАТИЧЕСКИМ ПРИВОДОМ МЕХАНИЧЕСКОЙ СТУПЕНЧАТОЙ КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ 2006
  • Аникин Леонид Михайлович
  • Бачило Евгений Сергеевич
  • Грибанов Михаил Васильевич
  • Завизион Дмитрий Андреевич
  • Киселевич Валерий Павлович
  • Сапрыкин Владимир Абрамович
  • Хвеженко Валерий Петрович
RU2327203C2
МЕХАНИЗМ АВТОМАТИЗИРОВАННОГО ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ ПЕРЕДАЧ В МЕХАНИЧЕСКОЙ СТУПЕНЧАТОЙ КОРОБКЕ ПЕРЕДАЧ 1991
  • Паршин Н.Е.
  • Топорков В.П.
  • Аникин Л.М.
  • Рябков А.И.
  • Шаронов Г.И.
  • Осипов Е.М.
RU2015936C1
Привод управления коробкой передач транспортного средства 1987
  • Сычев Геннадий Дмитриевич
  • Стаскевич Сергей Геннадьевич
  • Бомбешко Аркадий Павлович
  • Сечко Михаил Владимирович
  • Цереня Анатолий Александрович
  • Черванев Александр Дмитриевич
  • Яцковский Виктор Михайлович
  • Мелешко Михаил Григорьевич
SU1493499A1
Механизм переключения передач транспортного средства 1987
  • Сычев Геннадий Дмитриевич
  • Стаскевич Сергей Геннадьевич
  • Сечко Михаил Владимирович
  • Бомбешко Аркадий Павлович
  • Маханьков Олег Анатольевич
  • Барановский Владимир Федорович
  • Михайлов Алексей Александрович
  • Куцеволов Василий Алексеевич
  • Лебедев Михаил Сергеевич
  • Черванев Александр Дмитриевич
SU1498643A1
УСТРОЙСТВО ДИСТАНЦИОННОГО ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ ПЕРЕДАЧ В МЕХАНИЧЕСКОЙ СТУПЕНЧАТОЙ КОРОБКЕ ПЕРЕДАЧ 1991
  • Паршин Николай Егорович
  • Топорков Владимир Петрович
  • Аникин Леонид Михайлович
  • Рябков Александр Иванович
  • Шаронов Геннадий Иванович
  • Осипов Евгений Михайлович
RU2015937C1
Механизм переключения передач транспортного средства 1987
  • Сычев Геннадий Дмитриевич
  • Стаскевич Сергей Геннадьевич
  • Сечко Михаил Владимирович
  • Бомбешко Аркадий Павлович
  • Маханьков Олег Анатольевич
  • Барановский Владимир Федорович
  • Михайлов Алексей Александрович
  • Куцеволов Василий Алексеевич
  • Лебедев Михаил Сергеевич
  • Черванев Александр Дмитриевич
SU1418095A1
Механизм переключения передач 1990
  • Маханьков Олег Анатольевич
  • Гришкевич Аркадий Иванович
SU1770164A2
Система управления составной коробкой передач транспортного средства 1990
  • Гологуш Анатолий Адамович
  • Евстратовский Александр Владимирович
  • Игнатович Александр Иванович
  • Захарик Андрей Михайлович
  • Козыревич Евгений Леонидович
SU1710377A1
МЕХАНИЗМ АВТОМАТИЗИРОВАННОГО ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ ПЕРЕДАЧ В МЕХАНИЧЕСКОЙ СТУПЕНЧАТОЙ КОРОБКЕ ПЕРЕДАЧ 2003
  • Фадеев Р.М.
RU2241610C1

Иллюстрации к изобретению SU 1 684 116 A1

Реферат патента 1991 года Система командного управления коробкой передач

Изобретение относится к системам управления и может быть использовано для дистанционного управления ступенчатыми синхронизированными коробками передач транспортных средств. Система включает в себя механизм 1 выбора ползунов и включения передач, установленный на крышке коробки передач, полости Г и И, соединенные системой трубопровода с полостью Д цилиндра блокировки ползуна 16 первой передачи (заднего хода) и с полостями распределителя рабочей среды под давлением, электропневмоклапаны которого соединены посредством проводников с тумблерами контроллера. Выключатели контроллера имеют возможность кинематического взаимодействия со сферой, имеющей кольцевой паз, на котором закреплен рычаг контроллера. Перевод и фиксация рычага контроллера в положение выбора одного из ползунов 16; 17,18 или в положение включения одной из шести передач приводит к подаче рабочей среды под давлением в полости Г и И или к соединению этих полостей с атмосферой и к установлению требуемого режима работы ступенчатой синхронизированной коробки передач. Пневматическая связь между полостью Г исполнительного механизма 1 выбора ползунов и включения передач с. полостью цилиндра блокировки ползуна 16 первой передачи (заднего хода) позволяет при выключении первой передачи (или передачи заднего хода) с последующим переходом в положение общей нейтрали коробки передач добиться надежного улавливания и фиксации ползуна 16, исключив тем самым самопроизвольные включения одной из этих передач под действием больших инерционных сил. 2 з.п.ф-лы, 6 ил. У Ј сь е CN

Формула изобретения SU 1 684 116 A1

34 36 О 37 3S /5 «

Фиг.З

фиг. It

ЬидВ

Фиг 5

Л-Л

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1991 года SU1684116A1

Система управления многоскоростной коробкой передач 1988
  • Воронин Валентин Николаевич
SU1602771A1
Способ получения молочной кислоты 1922
  • Шапошников В.Н.
SU60A1

SU 1 684 116 A1

Авторы

Стаскевич Сергей Геннадьевич

Маханьков Олег Анатольевич

Сычев Геннадий Дмитриевич

Бомбешко Аркадий Павлович

Сечко Михаил Владимирович

Лебедев Михаил Сергеевич

Черванев Александр Дмитриевич

Цереня Анатолий Александрович

Куцеволов Василий Алексеевич

Кравцов Юрий Владимирович

Гришкевич Аркадий Иванович

Даты

1991-10-15Публикация

1989-02-16Подача