УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ШАРНИР Российский патент 2013 года по МПК B21B35/14 

Описание патента на изобретение RU2486978C1

Изобретение относится к прокатному оборудованию, а точнее к универсальным шарнирам шпинделей главных линий приводов прокатных станов (трубных, сортовых, листовых), предназначенных для передачи вращения под различными углами от шестеренных клетей или редукторов к рабочим валкам прокатных станов.

Известен универсальный шарнир, патент РФ №2252878, кл. F16D 3/41, заявл. 16.10.2003 г., опубл. 27.05.2005 г., содержащий две неразъемные вилки с отверстиями, крестовину с цапфами, шарнирно соединяющую вилки между собой, роликовые подшипники качения с корпусами, включающими внутренние и наружные кольца. При этом внутренними кольцами подшипники установлены на цапфах крестовины, а наружными - в отверстиях вилок.

Основным недостатком известного универсального шарнира является выполнение входящих в его состав вилок неразъемными, что при сборке таких шарниров требует уменьшения размеров отверстий вилок и диаметров цапф крестовины. Кроме того, сами подшипники качения имеют большие габариты из-за наличия внутренних и наружных колец, что также ведет к существенному уменьшению размеров отверстий вилок и диаметров цапф крестовины. Для передачи необходимого крутящего момента требуется увеличение диаметра универсального шарнира, что в клетях прокатных станов с двумя валками, имеющими небольшой диаметр, невозможно, поскольку универсальный шарнир должен иметь диаметр, меньший диаметра валка. Все это ограничивает нагрузочную способность универсального шарнира с неразъемными вилками и роликовыми подшипниками качения с внутренними и наружными кольцами.

Из известных универсальных шарниров наиболее близким по технической сущности является универсальный шарнир, описанный в патенте РФ №2241873, кл. F16D 3/40, заявл. 12.02.2003 г., опубл. 10.12.2004 г.

Универсальный шарнир содержит две разъемные вилки, имеющие отверстия и состоящие из соединенных между собой болтовым соединением основания и крышки с зубьями в плоскости разъема. Универсальный шарнир включает также крестовину с цапфами, шарнирно соединяющую вилки между собой, и роликовые подшипники качения, установленные роликами на цапфах крестовины, а корпусами - в отверстиях вилок. Плоскость разъема вилок совпадает с плоскостью, перпендикулярной продольной оси универсального шарнира.

Такое конструктивное решение универсального шарнира позволяет упростить его сборку, увеличить размеры отверстия вилок, цапф крестовины, диаметр самих подшипников качения и передавать необходимый крутящий момент.

Однако в предложенной конструкции разъем вилок находится в сечении, совпадающем с плоскостью, перпендикулярной продольной оси универсального шарнира, на которое при передаче крутящего момента приходится максимальная нагрузка, причем дважды за один оборот шарнира, создающая в этом сечении растягивающие напряжения. В результате этого зубчатые и болтовые соединения вилок под действием этой нагрузки теряют свою жесткость, что приводит к снижению надежности основных деталей универсального шарнира: вилок, крестовины, подшипников, уменьшению величины передаваемого крутящего момента и снижению нагрузочной способности универсального шарнира.

Задачей настоящего изобретения является создание конструкции универсального шарнира, позволяющей увеличить его нагрузочную способность за счет повышения величины передаваемого крутящего момента.

Поставленная задача достигается тем, что в универсальном шарнире, содержащем две разъемные вилки, состоящие из соединенных между собой основания и крышки с зубьями в плоскости разъема и имеющие отверстия, крестовину с цапфами, шарнирно соединяющую вилки между собой, и роликовые подшипники качения, установленные роликами на цапфах крестовины, а корпусами - в отверстиях вилок, согласно изобретению плоскость разъема вилок проходит под углом α к плоскости, перпендикулярной продольной оси универсального шарнира, зубья основания и крышки вилок выполнены трапециевидными с углом профиля α, при этом боковая поверхность зубьев, обращенная к центру универсального шарнира, параллельна его продольной оси, а угол α равен 1,5ω, где ω - угол перекоса в шарнире.

Такое конструктивное выполнение универсально шарнира позволяет увеличить его нагрузочную способность за счет повышения величины передаваемого крутящего момента.

Это достигается благодаря тому, что в предлагаемой конструкции плоскость разъема вилок вынесена из зоны максимально нагруженного сечения, совпадающего с плоскостью, перпендикулярной продольной оси универсального шарнира, и расположена под углом α, равным 1,5ω, где ω - угол перекоса в шарнире, к этой плоскости. Это позволяет существенно повысить передаваемый шпинделем крутящий момент, поскольку в процессе его передачи нагрузка Р на вилки, меняющая свое направление за один оборот универсального шарнира от сечения, совпадающего с плоскостью, перпендикулярной продольной оси универсального шарнира, в ту и другую стороны на угол, равный углу перекоса в шарнире ω, не воздействует на плоскость их разъема, так как расположена под углом α, большим угла ω. В результате этого растягивающие напряжения в разъемах вилок уменьшаются, зубчатые и болтовые соединения вилок сохраняют свою жесткость, что увеличивает нагрузочную способность универсального шарнира.

Выполнение зубьев основания и крышки вилок трапециевидными с углом профиля α, а боковой поверхности зубьев, обращенной к центру универсального шарнира, - параллельной продольной оси универсального шарнира, позволяет выполнить сборку разъемных вилок, соединяя их крышки с основаниями, перемещая их по оси 0-0 универсального шарнира и вводя зубья в зацепление друг с другом.

Для пояснения изобретения ниже приводится конкретный пример выполнения изобретения со ссылкой на прилагаемые чертежи, на которых:

на фиг.1 - изображен универсальный шарнир,

на фиг.2 - вилка универсального шарнира в разъемном виде,

на фиг.3 - место А на фиг.1.

Универсальный шарнир содержит две разъемные вилки 1, состоящие из основания 2 и крышки 3 с зубьями 4 в плоскости разъема и имеющие отверстия 5, крестовину 6 с цапфами 7, шарнирно соединяющую вилки 1 между собой, и роликовые подшипники качения.

Роликовые подшипники качения роликами 8 установлены на цапфах 7 крестовины 6, а корпусом 9 - в отверстиях 5 вилок 1.

Основания 2 и крышки 3 вилок 1 с зубьями 4 соединяются между собой болтами 10.

Плоскость разъема вилок 1 проходит под углом α к плоскости, перпендикулярной продольной оси 0-0 универсального шарнира, при этом угол α равен 1,5ω, где ω - угол перекоса в шарнире.

Зубья 4 основания 2 и крышки 3 вилок 1 выполнены трапециевидными с углом профиля α. Боковая поверхность «б-б» зубьев 4, обращенная к центру универсального шарнира, параллельна его продольной оси 0-0.

Предложенный универсальный шарнир работает следующим образом.

При передаче вращения шпинделем с углом перекоса в шарнире, равным ω, крутящий момент от одной вилки 1 передается другой через роликовые подшипники качения 8 и крестовину 6, причем направление нагрузки Р за один оборот универсального шарнира меняется от сечения, совпадающего с плоскостью, перпендикулярной продольной оси универсального шарнира, в ту и другую стороны на угол ω. При этом нагрузка Р не воздействует на плоскость разъема вилок, так как расположена под углом α, большим угла ω.

Сборку разъемных вилок 1 осуществляют, последовательно соединяя крышки 3 с основаниями 2, перемещая их по оси 0-0 универсального шарнира, вводя зубья 4 в зацепление друг с другом и скрепляя крышки 3 и основания 2 болтами 11.

Предложенная конструкция универсального шарнира по сравнению с известными позволяет увеличить его нагрузочную способность за счет повышения величины передаваемого крутящего момента.

Похожие патенты RU2486978C1

название год авторы номер документа
Карданный шарнир 1983
  • Удовидчик Петр Александрович
  • Минченя Николай Тимофеевич
  • Дереченик Леонард Иосифович
  • Исаков Василий Филиппович
SU1157284A1
УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ШАРНИР 1969
SU247731A1
УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ШАРНИР 1997
  • Синицын В.Х.
RU2149291C1
Карданный шарнир и способ его сборки 1991
  • Удовидчик Петр Александрович
  • Удовидчик Кирилл Петрович
  • Скорынин Юрий Васильевич
  • Черных Сергей Иванович
SU1781478A1
Универсальный шарнир 1990
  • Робер Арон Исаакович
  • Давыдова Раиса Яковлевна
  • Строкова Вера Ивановна
SU1712700A1
Карданный шарнир 1980
  • Удовидчик Петр Александрович
  • Скорынин Юрий Васильевич
  • Минченя Николай Тимофеевич
  • Козлов Анатолий Борисович
SU903598A1
КАРДАННЫЙ ШАРНИР 1993
  • Сигаев А.М.
  • Пастухов А.Г.
RU2106548C1
Карданный шарнир 1982
  • Мишель Александр Орэн
SU1145936A3
Универсальный шарнир 1987
  • Еберхард Енде
SU1565353A3
ПОДШИПНИКОВЫЙ УЗЕЛ 1969
SU246975A1

Иллюстрации к изобретению RU 2 486 978 C1

Реферат патента 2013 года УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ШАРНИР

Изобретение предназначено для увеличения нагрузочной способности универсальных шарниров шпинделей главных линий приводов прокатных станов, предназначенных для передачи вращения под различными углами от шестеренных клетей или редукторов к рабочим валкам прокатных станов. Универсальный шарнир содержит две разъемные вилки, состоящие из соединенных между собой основания и крышки с зубьями в плоскости разъема и имеющие отверстия, крестовину с цапфами, шарнирно соединяющую вилки между собой, и роликовые подшипники качения. Повышение величины передаваемого крутящего момента обеспечивается за счет того, что подшипники качения роликами установлены на цапфах крестовины, а корпусом - в отверстиях вилок. Плоскость разъема вилок проходит под углом α к плоскости, перпендикулярной продольной оси универсального шарнира. Зубья основания и крышки вилок выполнены трапециевидными с углом профиля α, при этом боковая поверхность зубьев, обращенная к центру универсального шарнира, параллельна его продольной оси, а угол α равен 1,5ω, где ω - угол перекоса в шарнире. 3 ил.

Формула изобретения RU 2 486 978 C1

Универсальный шарнир, содержащий две разъемные вилки, состоящие из соединенных между собой основания и крышки с зубьями в плоскости разъема и имеющие отверстия, крестовину с цапфами, шарнирно соединяющую вилки между собой, и роликовые подшипники качения, установленные роликами на цапфах крестовины, а корпусом - в отверстиях вилок, отличающийся тем, что плоскость разъема вилок проходит под углом α к плоскости, перпендикулярной продольной оси универсального шарнира, зубья основания и крышки вилок выполнены трапециевидными с углом профиля α, при этом боковая поверхность зубьев, обращенная к центру универсального шарнира, параллельна его продольной оси, а угол α равен 1,5ω, где ω - угол перекоса в шарнире.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2013 года RU2486978C1

ВИЛКА ШАРНИРА И СОДЕРЖАЩИЙ ЕЕ ЖЕСТКИЙ КАРДАН 2003
  • Гилле Вилфрид
  • Бишофф Вальтер
RU2241873C2
Шарнир универсального шпинделя с устройством для удержания смазки 1979
  • Комаров Александр Николаевич
  • Урин Юрий Леонидович
  • Алексеенко Георгий Яковлевич
  • Свирский Иосиф Борухович
  • Славкин Геннадий Михайлович
SU884762A1
УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ШАРНИР 0
SU247731A1
Устройство для переформирования волокнистой ленты 1978
  • Лебедев Александр Генрихович
  • Дербенев Александр Сергеевич
  • Штин Василий Петрович
  • Апыхин Александр Павлович
  • Мазин Валерий Васильевич
SU705009A1

RU 2 486 978 C1

Авторы

Уткин Борис Сергеевич

Медведева Валентина Николаевна

Константинова Наталья Андреевна

Фокин Геннадий Борисович

Катырев Вячеслав Васильевич

Даты

2013-07-10Публикация

2012-01-17Подача