БЕСКОНТАКТНЫЙ ДАТЧИК СКОРОСТИ ВРАЩЕНИЯ И ПОЛОЖЕНИЯ РОТОРА Российский патент 2013 года по МПК G01P3/48 

Описание патента на изобретение RU2488122C1

Изобретение относится к измерительной электротехнике, в частности к бесконтактным датчикам скорости вращения и положения ротора, и предназначен для использования в электродвигателях различных типов для определения скорости вращения и положения ротора в резонансном электроприводе возвратно-вращательного движения.

Известен датчик измерения скорости (патент РФ №2150114, опубл. 27.05.2000), включающий корпус, установленные в нем ротор в виде многополюсного магнитного кольца, закрепленного на валу, и датчик магнитного поля, укрепленный в корпусе неподвижно с зазором относительно многополюсного магнитного кольца и отделенный от него герметичной перегородкой. Один конец вала ротора укреплен в корпусе на упорном подшипнике, функции опоры второго конца вала ротора выполняет привод спидометра коробки передач. Между приводом и многополюсным магнитным кольцом установлена пружина сжатия.

Недостатками данного устройства являются сложность изготовления и невозможность регулировки выходного напряжения.

Известен датчик скорости вращения (патент РФ №2190856, опубл. 10.10.2002).

Датчик скорости вращения включает кольцевой многополюсный магнит, расположенный на приводном валу, компаратор магнитной индукции с чувствительным к изменениям магнитного поля элементом, расположенным у внешней цилиндрической поверхности многополюсного магнита, и постоянный магнит, расположенный в области чувствительного элемента, который позволяет производить регулировку параметров, выходного сигнала датчика изменением величины индукции постоянного магнитного поля смещения в области чувствительного элемента перемещением постоянного магнита и/или его вращением вокруг своей оси.

Недостатками данного устройства является необходимость использования многополюсного магнита и компаратора магнитной индукции, что усложняет и удорожает конструкцию датчика.

Также известен датчик положения ротора электродвигателя (патент РФ №2357348, опубл. 27.05.2009), принимаемый за прототип. Датчик положения ротора ЭД содержит неподвижный статор, жестко соединенный со статором электрического двигателя, магниточувствительные элементы, в качестве которых используются, например, датчики Холла или магниторезисторы, ротор, выполненный из магнитоизолирующего материала и кинематически соединенный с ротором электрического двигателя, ферромагнитный диск с прорезями и два кольцевых постоянных магнита, намагниченные аксиально. В данной конструкции датчика используются два общих для всех чувствительных элементов постоянных магнита, жестко закрепленных на валу ротора вместе с магнитопроводящим диском. Поле постоянных магнитов распространяется до чувствительных элементов Холла через магнитопроводящий диск и воздушный зазор, в результате чего снижается чувствительность датчика к смещениям чувствительных элементов относительно магнитов, а также к неоднородности постоянных магнитов.

Недостатками приведенного датчика является необходимость соблюдения заданной точности при изготовлении магнитопроводящего диска с прорезями, а также сложности при замене магниточувствительных элементов, например датчиков Холла или магниторезисторов, расположенных на статоре датчика положения ротора ЭД.

Техническим результатом изобретения является упрощение конструкции и расширение возможностей устройства, в том числе получение удвоенного напряжения на выходе и гальваническую развязку.

Технический результат достигается тем, что бесконтактный датчик скорости вращения и положения ротора, содержащий неподвижный статор и подвижный ротор с постоянными магнитами, снабжен цилиндрическим корпусом с крышкой, в котором размещен статор, выполненный в виде магнитопровода с двумя кольцевыми полуобмотками с полюсным делением равным π, внутри которого соосно на подшипнике установлен магнитный ротор, выполненный явнополюсным с одной парой полюсов.

Цилиндрический корпус с крышкой обеспечивает защиту датчика от воздействия негативных внешних факторов.

Конструктивное исполнение магнитопровода статора с двумя полуобмотками с полюсным делением π позволяет получать различные напряжения на выходе в зависимости от схемы их соединения (последовательно или параллельно), а также иметь два гальванически развязанных источника управляющего напряжения в зависимости от количества используемых обмоток.

Магнитный ротор с постоянными магнитами, выполненный явнополюсным с одной парой полюсов, обеспечивает создание электромагнитного поля для работы устройства.

Датчик поясняется чертежами, где на фиг.1 приведена схема бесконтактного датчика скорости вращения и положения ротора, на фиг.2 показана форма выходного напряжения с бесконтактного датчика, на фиг.3 представлен бесконтактный датчик без крышки, на фиг.4 представлен бесконтактный датчик в сборке, на фиг.5 представлен магнитопровод с двумя кольцевыми полуобмотками, на фиг.6 представлены варианты исполнения явнополюсных роторов с постоянными магнитами для бесконтактного датчика, на фиг.7 представлены способы подключения обмоток статора бесконтактного датчика в зависимости от предъявляемых требований.

Устройство содержит цилиндрический корпус 1 с крышкой 4, установленные в корпусе 1 кольцевой магнитопровод 2 с двумя кольцевыми полуобмотками с полюсным делением, равным π, и магнитный явнополюсный ротор с постоянными магнитами с одной парой полюсов 3, подшипник скольжения 5 и зазор между статором и ротором 6. Магнитный явнополюсный ротор 3 датчика размещают на валу электродвигателя с совмещением продольных осей симметрии роторов датчика и электродвигателя.

Бесконтактный датчик имеет 6 выведенных концов: "A-X","B-Y", "C-Z", где рабочие обмотки "А-Х" и "B-Y" - выводы полуобмоток по оси X, а "C-Z" - выводы полуобмоток по оси Y. На фиг.7 "*" обозначается начало обмотки. При подключении обмотки, как показано на фиг.7 а) формируется напряжение, равное напряжению каждой из полуобмоток, при этом повышается надежность. При реализации схемы фиг.7 б) получается удвоенное напряжение на выходе. Гармонически развязанные обмотки получаются при подключении по схеме фиг.7 с).

При работе датчика возникает электромагнитное поле между магнитопроводом 2 с двумя кольцевыми полуобмотками с полюсным делением, равным π, и магнитным явнополюсным ротором с одной парой полюсов 3. На выходе датчика получаем напряжение, которое регулируется путем изменения схемы соединения обмоток. При остановке вращения роторов электродвигателя и датчика скорости вращения и положения ротора сигнал на выходе будет равен нулю.

Бесконтактный датчик скорости вращения и положения ротора может быть использован при реализации замкнутых систем управления электроприводами возвратно-вращательного движения, применяемых в буровых комплексах для обеспечения незатухающих резонансных автоколебаний для реализации способа возбуждения и регулирования авторезонансных колебаний в электроприводе возвратно-вращательного движения (патент РФ №2410826 С1). Размах колебаний ротора электропривода возвратно-вращательного движения, при котором может быть использован бесконтактный датчик скорости вращения и положения ротора, достигает 180°.

Кроме того, датчик может быть использован при разводке систем автоматизированного электропривода с неуравновешенным ротором, обеспечивая формирование сигналов положения ротора (фиг.7а) на выходах 4,1-3,2) и амплитудного значения скорости на каждом обороте (фиг.7 выводы 5, 6).

На фиг.2 представлена осциллограмма, на которой показана форма напряжения от бесконтактного датчика скорости вращения и положения ротора UДС, амплитудное значение которого равно UДС=4В. При этом пересечение кривой выходного напряжения оси времени соответствует постановке ротора явнополюсного электродвигателя в крайнее положение.

Таким образом, при упрощении конструкции возможности датчика расширяются.

Похожие патенты RU2488122C1

название год авторы номер документа
ВЕНТИЛЬНЫЙ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ 1992
  • Карпов В.Г.
  • Кравченко В.В.
RU2025872C1
ОДНОФАЗНЫЙ ВЕНТИЛЬНЫЙ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ 2010
  • Нестерин Валерий Алексеевич
  • Чихняев Виктор Александрович
  • Афанасьев Александр Александрович
  • Мочалов Дмитрий Олегович
RU2453968C2
Энергонезависимый датчик углового положения вала 2023
  • Фазатдинов Ренад Ибрагимович
  • Латкин Евгений Викторович
  • Хлыст Сергей Васильевич
  • Иванов Алексей Геннадьевич
  • Шестаков Андрей Николаевич
  • Кириченко Михаил Николаевич
  • Пшеничников Павел Александрович
RU2807016C1
МОТОР-КОЛЕСО ДЛЯ ПРИВОДА ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ 2013
  • Егоров Михаил Владимирович
  • Петров Иннокентий Иванович
  • Петров Олег Иннокентьевич
  • Петров Сергей Иннокентьевич
RU2538774C1
БЕСКОНТАКТНАЯ РЕДУКТОРНАЯ МАГНИТОЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА С ЯВНОПОЛЮСНЫМ ЯКОРЕМ 2010
  • Чернухин Владимир Михайлович
RU2416860C1
ДВИГАТЕЛЬ 2008
  • Афанасьев Александр Александрович
  • Нестерин Валерий Алексеевич
  • Николаев Алексей Васильевич
  • Чихняев Виктор Александрович
RU2371827C1
БЕСКОНТАКТНАЯ РЕДУКТОРНАЯ МАШИНА С ЯВНОПОЛЮСНЫМ ЯКОРЕМ 2010
  • Чернухин Владимир Михайлович
RU2416861C1
ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКИЙ УСИЛИТЕЛЬ РУЛЯ АВТОМОБИЛЯ 2007
  • Петров Иннокентий Иванович
  • Петров Олег Иннокентьевич
RU2423272C2
НЕРЕВЕРСИВНЫЙ БЕСКОНТАКТНЫЙ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ ПОСТОЯННОГО ТОКА 1996
  • Ершов Н.Н.
  • Сергеев Г.П.
  • Даньшина Л.А.
  • Садретдинов И.Ш.
  • Иванов В.А.
  • Никитин А.Л.
RU2103788C1
Вентильный торцовый электродвигатель 1985
  • Петропольский Николай Васильевич
  • Ковалев Сергей Николаевич
  • Бутковский Леонид Александрович
  • Трифонова Людмила Викторовна
SU1348966A1

Иллюстрации к изобретению RU 2 488 122 C1

Реферат патента 2013 года БЕСКОНТАКТНЫЙ ДАТЧИК СКОРОСТИ ВРАЩЕНИЯ И ПОЛОЖЕНИЯ РОТОРА

Изобретение относится к измерительной технике, в частности к бесконтактным датчикам скорости вращения и положения ротора, и может быть использовано для определения скорости вращения и положения ротора электродвигателей различных типов. Устройство содержит неподвижный статор и подвижный ротор с постоянными магнитами. Статор выполнен в виде кольцевого магнитопровода с двумя кольцевыми полуобмотками с полюсным делением равным π, внутри которого соосно на подшипнике установлен магнитный ротор, выполненный явнополюсным с одной парой полюсов. При этом статор и ротор размещены в цилиндрическом корпусе. Технический результат заключается в упрощении конструкции и расширении возможностей устройства, в том числе получение удвоенного напряжения на выходе и гальваническую развязку. 7 ил.

Формула изобретения RU 2 488 122 C1

Бесконтактный датчик скорости вращения и положения ротора, содержащий неподвижный статор и подвижный ротор с постоянными магнитами, отличающийся тем, что статор выполнен в виде кольцевого магнитопровода с двумя кольцевыми полуобмотками с полюсным делением, равным π, внутри которого соосно на подшипнике установлен магнитный ротор, выполненный явнополюсным с одной парой полюсов, при этом статор и ротор размещены в цилиндрическом корпусе с крышкой.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2013 года RU2488122C1

ДАТЧИК ПОЛОЖЕНИЯ РОТОРА ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ДВИГАТЕЛЯ 2008
  • Малафеев Сергей Иванович
  • Салов Семен Александрович
RU2357348C1
ДАТЧИК СКОРОСТИ ВРАЩЕНИЯ 2001
  • Урусов В.Б.
RU2190856C1
ДАТЧИК ИЗМЕРЕНИЯ СКОРОСТИ 1998
  • Дремов М.В.
  • Каплунов Г.Ф.
  • Кондратьев С.Г.
  • Шустерман Е.В.
RU2150114C1
ШАГОВЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 1996
  • Корешков К.В.
  • Сашина И.Ю.
  • Скалон А.И.
RU2101840C1

RU 2 488 122 C1

Авторы

Загривный Эдуард Анатольевич

Фоменко Александр Николаевич

Гаврилов Юрий Александрович

Иваник Владислав Владимирович

Губарь Николай Сергеевич

Даты

2013-07-20Публикация

2012-02-13Подача