СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА ФАСОННОГО ПРОКАТА Российский патент 2013 года по МПК B21B1/08 

Описание патента на изобретение RU2491139C1

Изобретение относится к прокатному производству и может быть использовано при получении стальных фасонных профилей.

Известны способы производства фасонного проката в виде швеллеров, включающие получение стальных заготовок с выплавкой, разливкой стали и обжимной прокаткой, нагрев заготовок и последующее их многопроходное деформирование в горизонтальных и вертикальных валках с калибрами [1, 2].

Недостаток известных способов состоит в том, что получение стального фасонного проката требует высоких трудовых, материальных и энергетических затрат.

Наиболее близким аналогом к предлагаемому изобретению является способ производства фасонного проката, включающий непрерывную разливку выплавленной стали в заготовку сдвоенного поперечного сечения с соединительной перемычкой, разделение сдвоенных заготовок с удалением перемычки, нагрев заготовок до температуры 1200-1300°C и последующую прокатку с суммарной вытяжкой не менее 5 [3].

Реализация этого способа требует больших ресурсозатрат на производство, связанных с выплавкой стали, разливкой и прокаткой заготовок.

Техническая задача, решаемая изобретением, состоит в снижении ресурсозатрат.

Для решения технической задачи в известном способе производства фасонного проката, включающем нагрев заготовок и последующее их многопроходное деформирование в горизонтальных и вертикальных валках с калибрами, согласно изобретению в качестве заготовки используют изношенные рельсы, состоящие из головки, шейки и подошвы, которые в первых одном-трех проходах разрезают по шейке в продольном направлении на две плети, затем плеть с головкой рельса обжимают в полособульбовый профиль с суммарной вытяжкой не менее 2, а плеть с подошвой обжимают в Т-образный профиль с суммарной вытяжкой не менее 1,5, причем нагрев рельсов ведут до температуры 1000-1195°C.

На фигуре изображена последовательность преобразования поперечного профиля рельса по проходам в фасонный прокат. Номера проходов обозначены римскими цифрами. Рельс (Фиг.) содержит головку 1, шейку 2 и подошву 3.

Сущность изобретения состоит в следующем. В процессе эксплуатации рельса происходит преимущественный фрикционный износ его головки 1 и накопление в структуре металла головки 1, шейки 2 и подошвы 3 усталостных явлений в виде зародышевых трещин. По этой причине изношенные рельсы периодически заменяют на новые.

Нагрев изношенного стального рельса (т.е. заготовки) до температуры 1000-1195°C обеспечивает его разупрочнение, снятие эксплуатационного наклепа. Последующее разрезание рельса в первых одном-трех проходах на две плети обеспечивает формирование двух полуфабрикатов, приближенных по форме поперечного сечения к готовым фасонным профилям -полособульбовому и Т-образному (тавровому), что в известных способах достигается только после обжатия квадратной заготовки в черновых проходах.

Разделение рельса вдоль на две плети более чем за 3 прохода, усложняет технологию и увеличивает ресурсозатраты на осуществление процесса.

Экспериментально установлено, что многопроходное обжатие плети с головкой 1 рельса, которая имеет износ и усталостные повреждения, с вытяжкой λа не менее 2, обеспечивает устранение усталостных явлений и полное восстановление исходных механических и функциональных свойств стали. При вытяжке λа менее 2 не достигается высокое качество полособульбового фасонного проката.

Аналогичное восстановление механических и эксплуатационных свойств стали для плети с подошвой 3 достигается после многопроходного обжатия с меньшим значением допустимой вытяжки λб - не менее 1,5, так как шейка 2 и подошва 3 рельса в процессе его эксплуатации повреждаются меньше, чем головка 1. При вытяжке λб менее 1,5 снижается качество Т-образного фасонного проката.

Экспериментально установлено, что нагрев рельса до температуры выше 1195°C не оказывает влияния на качество фасонных профилей, но увеличивает энергозатраты. Снижение температуры нагрева рельса менее 1000°C приводит к потере пластичности стали в заключительных проходах и невыполнению формы и размеров фасонных профилей.

Примеры реализации способа

Изношенные рельсы железнодорожные типа Р 75 с головкой 1 размерами 75×60 мм, шейкой 2 высотой 104,4 мм и подошвой 3 шириной 150 мм загружают в методическую печь с шагающим подом и нагревают до температуры Т=1100°C.

Очередной нагретый рельс выдают на печной рольганг и транспортируют к двухниточному крупносортному стану 800.

В первом проходе в горизонтальных валках производят надрез шейки 2 рельса на половину ее толщины (профиль I), после чего во втором проходе осуществляют разделение рельса на две плети (профиль II). Левую (на Фиг.) плеть с головкой 1 обжимают в вертикальных валках (профиль IIIa), затем в предчистовой клети с горизонтальными валками (профиль IVa) и завершают обжатие в чистовой клети с получением готового полособульбового профиля Va для изготовления дверной петли.

Суммарную вытяжку полосы в проходах IIIa-Va поддерживают равной λа=2,8, что превышает 2,0. Благодаря этому обеспечивается высокое качество полособульбового фасонного проката.

Одновременно с этим на второй, параллельной нитке крупносортного стана 800, осуществляют прокатку таврового профиля. Для этого плеть с подошвой 3 задают в вертикальные валки и обжимают в профиль IIIб.

Выходящую полосу затем обжимают в предчистовой горизонтальной клети (профиль IVб). Завершают прокатку второй плети в чистовой горизонтальной клети с получением готового таврового профиля Vб. Суммарная вытяжка полосы в калибрах IIIб-Vб составляет λб=3,4, что превышает минимально допустимую, равную 1,5.

От готового полособульбового и Т-образного фасонного проката отбирают пробы и производят испытание механических свойств.

В таблице представлены варианты реализации способа производства фасонного проката и потребные ресурсозатраты Q (относительная себестоимость производства тонны проката).

Таблица. Режимы прокатки и показатели их эффективности № п/п Число режущих клетей N Тн, °С λа λб Механические свойства фасонного проката Q, % полособульбовый Т-образный δт, МПа δ5, % δт, МПа δ5, % 1. 1 950 1,9 1,4 550 8 580 9 55 2. 1 1000 2,0 1,5 680 15 780 16 32 3. 2 1100 2,8 3,4 690 16 790 16 30 4. 3 1195 4,6 6,7 685 15 785 16 32 5. 4 1230 7,4 8,3 610 9 700 8 50 6. 0 1150 15 15 690 16 770 16 100

Из данных, представленных в таблице следует, что при реализации предложенного способа (варианты №2-4) обеспечивается снижение ресурсозатрат. При запредельных значениях заявленных параметров (варианты №1 и №5) ресурсозатраты возрастают, а также ухудшаются механические свойства готовых фасонных профилей. Наибольшие ресурсозатраты требуются для реализации известного способа [3] (вариант №6) с предварительными выплавкой стали, непрерывной разливкой и прокаткой слитков в заготовки.

Технико-экономические преимущества предложенного способа состоят в том, что использование в качестве заготовок для прокатки изношенных рельсов позволяет исключить расходы, связанные с выплавкой, разливкой и прокаткой литого металла в заготовки, а также сократить потребное число проходов при прокатке, так как разделение рельса по шейке на две плети обеспечивает получение полуфабрикатов, близких по форме к готовому фасонному прокату и с мелкодисперсной микроструктурой стали. Прокатка плети с головкой рельса при вытяжке не менее 2, а также прокатка плети с подошвой рельса при вытяжке не менее 1,5 с температурой нагрева 1000-1195°C обеспечивает полное «залечивание» зародышевых усталостных микротрещин, благодаря чему механические свойства фасонного проката не уступают свойствам фасонного проката, полученного с использованием сталеплавильного передела.

Побочным эффектом от использования предложенного способа является повышение экологической безопасности производства за счет исключения сталеплавильного передела.

В качестве базового объекта принят ближайший аналог [3]. Использование предложенного способа обеспечит повышение рентабельности производства стального фасонного проката на 40-50%.

Литературные источники, использованные при составлении описания изобретения:

1. Патент РФ №2169050, МПК В21В 1/08, 2001.

2. Патент РФ №2272683, МПК В21В 1/08, 2006.

3. Патент РФ №2208483, МПК В21В 1/16, 2003.

Похожие патенты RU2491139C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ ПЕРЕКАТКИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ РЕЛЬСОВ 2013
  • Иванов Дмитрий Михайлович
  • Трайно Александр Иванович
RU2511201C1
СПОСОБ ПЕРЕКАТКИ РЕЛЬСОВ 2013
  • Трайно Александр Иванович
  • Иванов Дмитрий Михайлович
RU2509615C1
СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА СОРТОВОГО ПРОКАТА ИЗ ДЕМОНТИРОВАННОГО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО РЕЛЬСА 2015
  • Злобин Анатолий Аркадьевич
RU2574531C1
СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА РЕЛЬСОВОГО ПРОФИЛЯ ИЗ НЕРЖАВЕЮЩЕЙ МАРКИ СТАЛИ 2009
  • Юрьев Алексей Борисович
  • Мухатдинов Насибулла Хадиатович
  • Дорофеев Владимир Викторович
  • Добрянский Андрей Владимирович
  • Каретников Алексей Юрьевич
  • Дорофеев Сергей Владимирович
  • Лапченко Андрей Викторович
  • Мезенцев Андрей Владимирович
RU2409430C1
СПОСОБ ПРОКАТКИ ПРОФИЛЕЙ КОРЫТНОЙ ФОРМЫ И СИСТЕМА КАЛИБРОВ ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ СПОСОБА 2008
  • Вихрев Николай Александрович
  • Гусев Сергей Михайлович
  • Белков Валентин Лаврентьевич
RU2388556C1
СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА ДВУТАВРОВОЙ БАЛКИ И ЛИТЕЙНО-ПРОКАТНЫЙ КОМПЛЕКС ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2016
  • Злобин Анатолий Аркадьевич
RU2620212C1
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ РЕЛЬСОВ ПОВЫШЕННОЙ ИЗНОСОСТОЙКОСТИ И КОНТАКТНОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ 2018
  • Полевой Егор Владимирович
  • Юнин Геннадий Николаевич
  • Кузнецов Евгений Павлович
  • Дорофеев Владимир Викторович
  • Головатенко Алексей Валерьевич
RU2743534C1
СПОСОБ ПРОКАТКИ СОРТОВЫХ ПРОФИЛЕЙ 2012
  • Трайно Александр Иванович
RU2492007C1
Способ прокатки рельса (варианты) 2021
  • Соловьев Владимир Николаевич
  • Мазур Игорь Петрович
  • Белолипецкая Елизавета Сергеевна
RU2776314C1
СПОСОБ ПРОКАТКИ АСИММЕТРИЧНЫХ ДВУХГОЛОВЫХ НАКЛАДОК К ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМ РЕЛЬСАМ 2006
  • Дорофеев Владимир Викторович
  • Марамзин Валентин Семенович
  • Пятайкин Евгений Михайлович
  • Королев Валерий Егорович
  • Каретников Алексей Юрьевич
RU2333050C1

Реферат патента 2013 года СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА ФАСОННОГО ПРОКАТА

Изобретение предназначено для снижения ресурсозатрат при изготовлении стальных фасонных профилей. Способ включает нагрев заготовок и последующее их многопроходное деформирование в горизонтальных и вертикальных валках с калибрами. Экономичность изготовления качественных изделий повышается за счет того, что в качестве заготовки используют изношенные рельсы, состоящие из головки, шейки и подошвы, которые в первых одном-трех проходах разрезают по шейке в продольном направлении на две плети, затем, исходя из условия восстановления механических и эксплуатационных свойств стали, плеть с головкой рельса обжимают в полособульбовый профиль с суммарной вытяжкой не менее 2, а плеть с подошвой рельса обжимают в Т-образный профиль с суммарной вытяжкой не менее 1,5, причем нагрев заготовок-рельсов ведут до температуры 1000-1195°С. 1 ил., 1 табл., 1 пр.

Формула изобретения RU 2 491 139 C1

Способ производства фасонного проката, включающий нагрев заготовки и последующее ее многопроходное деформирование в горизонтальных и вертикальных валках с калибрами, отличающийся тем, что в качестве заготовки используют изношенный рельс, состоящий из головки, шейки и подошвы, причем в первых одном - трех проходах рельс разрезают по шейке в продольном направлении на две плети, затем плеть с головкой рельса обжимают в полособульбовый профиль с суммарной вытяжкой не менее 2, а плеть с подошвой рельса обжимают в Т-образный профиль с суммарной вытяжкой не менее 1,5, причем нагрев рельса ведут до температуры 1000-1195°С.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2013 года RU2491139C1

СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА СОРТОВОГО ПРОКАТА 2001
  • Ламухин А.М.
  • Зиборов А.В.
  • Морозов В.Н.
  • Савинова Н.Г.
  • Водовозова Г.С.
  • Зинченко С.Д.
  • Пешев А.Д.
  • Трайно А.И.
RU2208483C2
Способ прокатки двутавровых профилей 1990
  • Панов Виктор Васильевич
  • Нагорнов Валерий Сергеевич
  • Гросман Александр Бенционович
SU1764722A1
RU 2001131270 A, 10.07.2003
СПОСОБ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ РАЗРУШЕНИЯ ТРУБОПРОВОДОВ 1998
  • Лисин В.Н.
  • Будзуляк Б.В.
  • Пужайло А.Ф.
  • Спиридович Е.А.
  • Лисин И.В.
  • Щеголев И.Л.
RU2138725C1

RU 2 491 139 C1

Авторы

Вольшонок Игорь Зиновьевич

Трайно Александр Иванович

Иванов Дмитрий Михайлович

Русаков Андрей Дмитриевич

Рыжик Мария Петровна

Даты

2013-08-27Публикация

2012-03-15Подача