СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА РЕЛЬСОВОГО ПРОФИЛЯ ИЗ НЕРЖАВЕЮЩЕЙ МАРКИ СТАЛИ Российский патент 2011 года по МПК B21B1/08 

Описание патента на изобретение RU2409430C1

Изобретение относится к прокатному производству и может быть использовано при прокате рельсового профиля из нержавеющей марки стали аустенитного класса, коррозионностойкой к внешним воздействиям, для соединения концов рельсов с крестовиной стрелочного перевода по обоим окончаниям [1].

Геометрия рельсового профиля из нержавеющей марки стали для соединения концов магистральных рельсов с крестовинами стрелочных переводов отличается от железнодорожного рельса более массивными элементами профиля и подобен рельсу для стрелочных остряков [2, стр.439].

Производство рельсового профиля из нержавеющей марки стали осуществляется посредством строгания данного профиля из прямоугольной заготовки сечением 150×180 мм до требуемой конфигурации [3, стр.29-32].

Недостатком этого способа является низкая производительность, трудоемкость и значительные потери металла в стружку.

Техническая задача, решаемая изобретением, состоит в производстве рельсового профиля из нержавеющей марки стали посредством горячей прокатки.

В качестве наиболее близкого технического решения может быть принята технология прокатки железнодорожных рельсов Р75 [4]. Однако данная технология прокатки рельсов разработана для рельсовой стали М76, имеющей значительно меньшие прочностные характеристики при падении температуры в процессе прокатки, чем нержавеющая сталь аустенитного класса.

Целью изобретения является разработка способа производства рельсового профиля из нержавеющей марки стали, позволяющего получить точное выполнение геометрии профиля и осуществлять прокатку без перегрузки двигателей и критических нагрузок на прокатные валки.

Технический результат достигается разработкой способа производства рельсового профиля из нержавеющей марки стали, включающего нагрев в печи, обеспечивающий минимальный градиент температур по сечению заготовки до температуры в пределах 1210÷1220°С и дальнейшее формирование профиля многопроходным обжатием заготовки в валках с калибрами, с вытяжками, соответственно равными:

- в черновых ящичных калибрах за проход λ=1,065÷1,125;

- в трапецеидальных калибрах λ=1,15÷1,35;

- в рельсовых калибрах λ=1,06÷1,35, где бóльшие вытяжки соответствуют первым по ходу прокатки калибрам;

- в чистовом калибре λ=1,045÷1,050.

Известное и предложенное техническое решения имеют следующие общие признаки: оба они являются способами производства рельсового профиля, формирование которого осуществляется многопроходным обжатием заготовки в валках.

Отличия предложенного способа состоят в том, что производство рельсового профиля из нержавеющей марки стали заключается в нагреве в печи, обеспечивающем минимальный градиент температур по сечению заготовки до температуры в пределах 1210°С÷1220°С и дальнейшее формирование профиля многопроходным обжатием заготовки в валках с калибрами по схеме прокатки железнодорожных рельсов с вытяжками, соответственно равными:

- в черновых ящичных калибрах за один проход λ=1,065÷1,125;

- в трапецеидальных калибрах λ=1,15÷1,35;

- в рельсовых калибрах λ=1,06÷1,35, где бóльшие вытяжки соответствуют первым по ходу прокатки калибрам;

- в чистовом калибре λ=1,045÷1,050.

Это свидетельствует о соответствии предложенного решения критерию изобретения «новизна». При изучении других известных технических решений в данной области техники признаки, отличающие заявляемое решение, не были выявлены и поэтому они обеспечивают заявляемому техническому решению «изобретательский уровень».

На фиг.1, а представлен рельсовый профиль из нержавеющей марки стали для соединения концов магистральных рельсов с крестовинами стрелочных переводов.

На фиг.1, б представлена схема прокатки рельсового профиля из нержавеющей марки стали с основными размерами элементов калибров.

По этой схеме из прямоугольной заготовки предусмотрено получение подката в трапециевидном калибре клети «900» и дальнейшее формирование профиля в валках клети «800-I», «800-II» и чистовой клети «850» рельсобалочного стана.

Конкретный пример использования предложенного способа прокатки.

Данный способ использован при прокатке рельсового профиля из нержавеющей марки стали 08Х18Н10Т на рельсобалочном стане ОАО «НКМК» за 15 проходов.

Такая схема аналогична схеме прокатки железнодорожных рельсов типа Р65 и Р75. Геометрические размеры элементов нержавеющего рельса значительно больше, чем у железнодорожного рельса, но в связи с высокой прочностью нержавеющей стали по сравнению с углеродистой при калибровке в каждом проходе предусматриваются значительно меньшие значения вытяжки.

Исходную заготовку размерами 260×330×3750 мм нагревают в печи с шагающими балками до температуры 1215°С и далее прокатывают в клети «900»: два прохода в ящичном калибре №1 до размеров h×b=240×335 мм, после кантовки раската на 90° осуществляется один проход в ящичном калибре №2, после чего раскат кантуют на 90° и задают в калибр №3, где осуществляется три прохода и после кантовки на 90° он прокатывается в трапецеидальном калибре №4.

Далее прокатка осуществляется в четырех калибрах I клети линии «800», трех калибрах II клети линии «800» и чистовом калибре клети «850».

Формирование профиля осуществляется многопроходным обжатием заготовки в валках с вытяжками в калибрах, соответственно равными:

- в черновых ящичных калибрах за один проход:

- первый калибр клети «900»:

а) 1-й проход - λ=1,083;

б) 2-й проход (холостой);

- второй калибр клети «900» - λ=1,125;

- третий калибр клети «900»:

а) 1-й проход -λ=1,120;

б) 2-й проход - λ=1,123;

в) 3-й проход - λ=1,065;

- в трапециевидных калибрах:

- четвертый калибр клети «900» - λ=1,35;

- первый калибр клети «800-I» - λ=1,15;

- второй калибр клети «800-I» - λ=1,20;

- в рельсовых калибрах:

- третий калибр клети «800-I» - λ=1,35;

- четвертый калибр клети «800-I» - λ=1,19;

- пятый калибр клети «800-II» - λ=1,10;

- шестой калибр клети «800-II» - λ=1,08;

- седьмой калибр клети «800-II» - λ=1,06;

- в чистовом калибре:

- восьмой калибр клети «850» - λ=1,045.

Нагрев заготовки менее 1210°С при прокатке по данной схеме увеличивает вероятность поломки валков при прокатке из-за высокого сопротивления деформации данного металла (нержавеющей марки стали) при снижении температуры.

При нагреве заготовки более 1220°С имеется вероятность пережега.

Принятие коэффициентов вытяжек меньше представленных в заявке приведет к увеличению проходов и дополнительному остыванию полосы, что может также привести к поломке валков, а применение коэффициентов вытяжек бóльших, чем отраженные в заявке, могут привести к увеличению нагрузки на прокатные валки и также к их поломке.

Проектирование седьмого (предчистового) и восьмого (чистового) калибров выполнено с учетом дифференцированных коэффициентов усадки элементов профиля: по головке и подошве k=1,015, по шейке k=1,01, что позволяет стабилизировать получение геометрии профиля при остывании в требуемых пределах.

Технико-экономические преимущества предложенного способа заключаются в том, что производство данного рельсового профиля из нержавеющей марки стали путем горячей прокатки значительно сокращает трудоемкость, потери металла в стружку и увеличивает производительность данного профиля.

Список источников

1. Рынок крестовин стрелочных переводов // Железные дороги мира. 2005. №4.

2. Илюкович Б.М. Прокатка и калибровка. Справочник. Том VI [Текст] / Б.М.Илюкович // Днепропетровск: РВА «Днипро-ВАЛ», 2004. - 824 с.

3. Кучук-Яценко С.И. Технология и оборудование для контактной стыковой сварки железнодорожных крестовин с рельсовыми окончаниями через аустенитную вставку // Кучук-Яценко С.И., Швец Ю.В., Дидковский А.В. и др. - Сварочное производство. 2007. №7. с.29-32.

4. Кравченко Е.Л. Прокатка железнодорожных рельсов Р75 // Е.Л.Кравченко, И.А.Шарапов, В.А.Скороходов и др. - Сталь. 1987. №7. с 40-42.

Похожие патенты RU2409430C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ РЕЛЬСОВ ПОВЫШЕННОЙ ИЗНОСОСТОЙКОСТИ И КОНТАКТНОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ 2018
  • Полевой Егор Владимирович
  • Юнин Геннадий Николаевич
  • Кузнецов Евгений Павлович
  • Дорофеев Владимир Викторович
  • Головатенко Алексей Валерьевич
RU2743534C1
СПОСОБ ПРОКАТКИ АСИММЕТРИЧНЫХ ПРОФИЛЕЙ 2005
  • Дорофеев Владимир Викторович
  • Пятайкин Евгений Михайлович
  • Кравченко Евгений Логинович
  • Марамзин Валентин Семенович
  • Каретников Алексей Юрьевич
  • Шарапов Игорь Александрович
RU2284872C1
СПОСОБ ПРОКАТКИ КВАДРАТНОЙ ЗАГОТОВКИ В ДУО-РЕВЕРСИВНОЙ КЛЕТИ ЗАГОТОВОЧНОГО СТАНА 2006
  • Дорофеев Владимир Викторович
  • Пятайкин Евгений Михайлович
  • Кравченко Евгений Логинович
  • Гришин Сергей Павлович
  • Каретников Алексей Юрьевич
  • Степанов Сергей Владимирович
  • Дорофеев Андрей Владимирович
RU2314883C1
СПОСОБ ПРОКАТКИ НЕСИММЕТРИЧНЫХ РЕЛЬСОВЫХ ПРОФИЛЕЙ В ЧЕРНОВЫХ КАЛИБРАХ 2019
  • Дорофеев Владимир Викторович
  • Головатенко Алексей Валерьевич
  • Добрянский Андрей Владимирович
  • Серегин Владимир Александрович
  • Первушин Дмитрий Эдуардович
RU2721968C1
СИСТЕМА ЧЕРНОВЫХ КАЛИБРОВ ДЛЯ ПРОКАТКИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ РЕЛЬСОВ 2021
  • Дорофеев Владимир Викторович
  • Головатенко Алексей Валерьевич
  • Добрянский Андрей Владимирович
  • Серегин Владимир Александрович
  • Первушин Дмитрий Эдуардович
RU2784961C1
СПОСОБ КАЛИБРОВКИ ДУБЛИРУЮЩИХ КОСОРАСПОЛОЖЕННЫХ КАЛИБРОВ 2009
  • Юрьев Алексей Борисович
  • Мухатдинов Насибулла Хадиатович
  • Дорофеев Владимир Викторович
  • Каретников Алексей Юрьевич
  • Дорофеев Сергей Владимирович
  • Лапченко Андрей Викторович
  • Сапелкин Олег Игоревич
RU2410171C1
СПОСОБ ПРОКАТКИ АСИММЕТРИЧНЫХ ДВУХГОЛОВЫХ НАКЛАДОК К ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМ РЕЛЬСАМ 2006
  • Дорофеев Владимир Викторович
  • Марамзин Валентин Семенович
  • Пятайкин Евгений Михайлович
  • Королев Валерий Егорович
  • Каретников Алексей Юрьевич
RU2333050C1
СПОСОБ ПРОКАТКИ ТРАМВАЙНЫХ ЖЕЛОБЧАТЫХ РЕЛЬСОВ 2022
  • Дорофеев Владимир Викторович
  • Головатенко Алексей Валерьевич
  • Добрянский Андрей Владимирович
  • Серегин Владимир Александрович
  • Первушин Дмитрий Эдуардович
RU2787897C1
СПОСОБ ПРОКАТКИ РЕЛЬСОВ 2019
  • Головатенко Алексей Валерьевич
  • Юнин Геннадий Николаевич
  • Дорофеев Владимир Викторович
  • Добрянский Андрей Владимирович
  • Серегин Владимир Александрович
  • Первушин Дмитрий Эдуардович
RU2710410C1
Способ прокатки полосы заготовки полнопрофильного сердечника металлокомпозитной накладки клееболтового изолирующего стыка 2022
  • Шведов Константин Николаевич
  • Галимьянов Ильяс Каримович
  • Шкабара Андрей Викторович
  • Мехаев Илья Андреевич
  • Свириденко Валерий Васильевич
  • Лабутин Владимир Александрович
RU2787286C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 409 430 C1

Реферат патента 2011 года СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА РЕЛЬСОВОГО ПРОФИЛЯ ИЗ НЕРЖАВЕЮЩЕЙ МАРКИ СТАЛИ

Изобретение предназначено для сокращения трудоемкости и увеличения производительности при прокате рельсового профиля из нержавеющей стали аустенитного класса, коррозионностойкой к внешним воздействиям для соединения концов рельсов с крестовиной стрелочного перевода по обоим окончаниям. Способ включает нагрев заготовки в печи и ее горячую прокатку. Сокращение числа проходов, повышение точности производимого профиля обеспечивается за счет минимального градиента температур по сечению заготовки при нагреве до температуры в пределах 1210-1220°С и дальнейшего формирования профиля многопроходным обжатием заготовки в валках с калибрами по схеме прокатки железнодорожных рельсов, с регламентированными вытяжками в черновых ящичных, трапецеидальных и чистовом калибрах, при этом в рельсовых калибрах большие вытяжки соответствуют первым по ходу прокатки калибрам. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 409 430 C1

Способ производства рельсового профиля из нержавеющей стали для соединения концов магистральных рельсов с крестовинами стрелочных переводов, включающий нагрев заготовки в печи и ее горячую прокатку, отличающийся тем, что нагрев заготовки производят до температуры 1210-1220°С, а прокатку - многопроходным обжатием заготовки в валках с калибрами с вытяжками λ, соответственно равными: в черновых ящичных калибрах λ=1,065-1,125; в трапецеидальных калибрах λ=1,15-1,35; в рельсовых калибрах λ=1,06-1,35; в чистовом калибре λ=1,045-1,050, при этом в рельсовых калибрах большие вытяжки соответствуют первым по ходу прокатки калибрам.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2011 года RU2409430C1

Способ изготовления железнодорожных рельсов 1989
  • Нестеров Дмитрий Кузьмич
  • Карпенко Виталий Федорович
  • Левченко Николай Филиппович
  • Таптыгин Юрий Михайлович
SU1616726A1
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ТОКОПОДВОДЯЩЕГО РЕЛЬСА 2002
  • Король В.К.
  • Буше Н.А.
  • Кадышев С.А.
  • Макеев Ю.Н.
  • Ильин О.Ю.
  • Гуляев В.В.
  • Комаров В.М.
  • Колодкин Н.И.
RU2217248C1
СПОСОБ ПРОКАТКИ РЕЛЬСОВ 2001
  • Дорофеев В.В.
  • Литвин С.Г.
  • Пятайкин Е.М.
  • Павлов В.В.
RU2223156C2
US 4400962 А, 30.08.1983.

RU 2 409 430 C1

Авторы

Юрьев Алексей Борисович

Мухатдинов Насибулла Хадиатович

Дорофеев Владимир Викторович

Добрянский Андрей Владимирович

Каретников Алексей Юрьевич

Дорофеев Сергей Владимирович

Лапченко Андрей Викторович

Мезенцев Андрей Владимирович

Даты

2011-01-20Публикация

2009-08-03Подача