Настоящее изобретение относится к моторизированному транспортному средству с независимым приводом или с подключением к питающей сети системы пассажирского транспорта, соединяемому, по меньшей мере, с одним идентичным или подобным транспортным средством для формирования автопоезда или транспортного состава, образованного, по меньшей мере, двумя транспортными средствами, шарнирно соединенными между собой.
Каждое транспортное средство согласно настоящему изобретению содержит межмодульную дверь в каждой из фронтальных стенок, через каждую из которых пассажиры могут попасть в примыкающее транспортное средство сгруппированных автопоездов или транспортных составов.
Городские и междугородние перевозки людей автотранспортными средствами ориентированы на использование автопоездов, представляющих собой транспортные составы из нескольких отдельных моторизированных транспортных средств с независимым приводом в разъединенном состоянии или подключенных к питающей сети, которые могут быть быстро соединены и впоследствии разъединены.
Существует необходимость максимально сократить промежуток между транспортными средствами, чтобы, таким образом сделать невозможным пересечение транспортного состава пешеходами, велосипедным транспортом и т.д. Например, для небольших туристических транспортных средств безопасность обеспечивается использованием механических узлов, цепей и прочих мало эстетичных устройств, представляющих собой установленные с двух сторон соединительные тяги.
В рамках настоящего изобретения, нет необходимости предусматривать дополнительные средства защиты для выполнения этой функции по причине сокращенного пространства между соединенными транспортными средствами.
Применение автопоездов или транспортных составов в системе общественного транспорта вызывает необходимость одновременного решения двух важных проблем. С одной стороны, речь идет об удобстве, быстроте и надежности разъемного шарнирного соединения транспортных средств, а с другой стороны, о возможности пассажиров пройти из одного транспортного модуля в другой, не покидая транспортного состава, для того, чтобы в нужное время перейти в транспортное средство, которое, в дальнейшем, после расформирования автопоезда на отдельные транспортные средства, следует по нужному ему маршруту. Кроме того, этот переход должен исключать возможность проникновения в него с наружной стороны транспортного состава.
Для решения первой проблемы необходимо создать шарнирное соединение с возможностью быстрого сцепления и расцепления, обеспечивающее минимальное пространство между транспортными средствами, по меньшей мере, при их линейном расположении, выравнивание состава, а также наличие системы управления направлением перемещения, задающей практически единую траекторию движения одного или каждого из ведомых транспортных средств, и возможность автоматического выравнивания на выходе из поворотов.
Для решения второй проблемы необходимо установить входные двери на противоположных фронтальных стенках транспортного средства и максимально сократить внутренний переход.
Другие отличия и преимущества настоящего изобретения представлены в приведенном ниже подробном описании, выполненном со ссылками на прилагаемые графические материалы, где:
на фиг.1 схематически представлен общий вид, иллюстрирующий отдельный транспортный модуль с пассажирами, заходящими через боковые двери;
на фиг.2 схематически представлен общий вид, иллюстрирующий приближение второго транспортного модуля для сцепления;
на фиг.3 схематически представлен общий вид, иллюстрирующий два транспортных средства одного типа, соединенные между собой с минимальным промежуточным пространством;
на фиг.4 схематически представлен общий вид, иллюстрирующий открытие межмодульной двери между транспортными средствами;
на фиг.5 представлен вид сверху нескольких линейно расположенных транспортных модулей, соединенных между собой предлагаемым механическим соединением;
на фиг.6 схематически представлен общий вид сбоку, иллюстрирующий состав из нескольких транспортных модулей, соединенных между собой как показано на фиг.5;
на фиг.7 представлен вид сверху нескольких транспортных модулей, соединенных между собой одинаковым способом и расположенных при повороте.
Предлагаемое транспортное средство, моторизированное с независимым приводом или подключенное к питающей сети, такое, как схематически представлено на фиг.1, содержит переднюю часть 1 и заднюю часть 2, формирующие переднюю стенку 3 и заднюю стенку 4.
В случае, когда два транспортных средства, спереди ведущее 5, а сзади ведомое 6, соединены между собой в линейном расположении, формируя автопоезд или транспортный состав 7, соответствующие стенки 3 и 4 расположены напротив друг друга. Каждая из стенок 3 и 4 включает, по меньшей мере, одну межмодульную дверь, соответственно 8 и 9.
Предпочтительно фронтальные стенки должны иметь изогнутую форму, например быть изогнутыми по дуге или иным образом, так, чтобы исключить возможность их взаимодействия, когда транспортные средства 5 и 6 соединены.
В качестве примера можно рассматривать стенки, изогнутые по окружности, одна из которых выпуклая 10 выполнена с передней стороны, а другая вогнутая 11 выполнена с задней стороны, как показано на первых фигурах.
Предлагаемое моторизированное транспортное средство содержит также передние 12 и задние 13 боковые двери для входа и выхода пассажиров.
Предлагаемое моторизированное транспортное средство предназначено для эксплуатации в качестве самостоятельной транспортной единицы - обычное пассажирское транспортное средство, а также в так называемом сгруппированном режиме, при котором оно соединяется с другими транспортными средствами для формирования автопоезда или транспортного состава 7. При этом водитель находится только в головном транспортном средстве. Одно или несколько транспортных средств автопоезда или транспортного состава 7 могут работать на полной или частичной мощности. В принципе, ведомым транспортным средствам водитель не требуется.
В сгруппированном режиме, два последовательных транспортных средства 5 и 6 шарнирно соединены между собой, образуя промежуточное пространство 14, которое используется для перехода пассажиров из одного транспортного средства в другое, именуемого внутренним переходом 15.
Предлагаемое моторизированное транспортное средство предусматривает эксплуатацию в вышеуказанном режиме, благодаря разъемным сцепным устройствам, расположенным в задней и передней его части.
Таким образом, предлагаемое транспортное средство в передней части содержит передние разъемные сцепные и направляющие устройства 16, совместимые с соответствующими устройствами в задней части ведущего транспортного средства, образуя, таким образом, полностью разъемное шарнирное соединение механического или любого другого типа для формирования автопоезда или транспортного состава 7, состоящего, по меньшей мере, из двух транспортных средств: ведущего 5 и ведомого 6, причем водитель данного автопоезда находится только в ведущем транспортном средстве 5.
Кроме того, предлагаемое транспортное средство в задней части содержит задние сцепные устройства 17, совместимые с устройствами разъемного шарнирного соединения посредством чего транспортное средство может быть соединено с другим транспортным средством, для которого это транспортное средство будет ведущим.
В качестве примера передних сцепных устройств, можно рассматривать тягу 18, находящуюся в передней части 1 каждого транспортного средства и установленную на его шасси с возможностью вращения относительно центра 19, которая вместе с системой управления направлением перемещения, задающей траекторию движения ведомого транспортного средства, действует на его систему рулевого управления 20, обеспечивая, таким образом, выравнивание соединенных транспортных средств после поворота и практически единую траекторию движения ведомого транспортного средства.
Тяга 18 установлена с возможностью вращения под передней частью транспортного средства, предпочтительно, в направлении средней продольной оси и примерно совпадает с передней осью транспортного средства.
Тяга установлена в пределах периметра кузова транспортного средства.
В качестве примера устройств, обеспечивающих разъемное соединение, могут рассматриваться взаимодополняющие устройства быстрого сцепления и расцепления, обеспечивающие фиксированное положение тяги в направлении средней продольной оси ведущего транспортного средства 5, как показано на фигурах 5, 6 и 7.
Кроме того, предусмотрены устройства, обеспечивающие необходимый продольный и поперечный ход и функциональные люфты.
Обеспечивающие разъемное соединение устройства, расположенные в передней и в задней части транспортного средства, могут быть немеханического типа, то есть без физического носителя соединения, функционирующие на основе датчиков и соединений сигнальных носителей информации, при этом все управляется центральной системой.
Предлагаемое разъемное соединение позволяет осуществлять выравнивание транспортных средств и обеспечивает практически единую траекторию движения ведомого транспортного средства, а также позволяет сохранять минимальное расстояние между последовательными транспортными средствами, а именно между их противоположными фронтальными стенками 3 и 4 при линейном расположении и, по меньшей мере, при остановке.
Также, предусмотрен максимально короткий переход пассажиров из одного транспортного средства в другое, именуемый в настоящем описании как внутренний переход 15. Предлагаемый переход доступен для пассажиров, причем межмодульные двери открываются только во время остановки и при линейном расположении состава.
При достаточно коротких внутренних переходах дополнительная защита не требуется, так как обеспечена безопасность пассажиров и невозможность взаимодействия соединенных таким образом транспортных средств. Также, нет необходимости в применении защитной гармошки.
Возможный зазор, т.е. свободное пространство в нижней части внутреннего перехода должно быть заполнено задним выступом 21, находящимся на одном уровне с порогом дверей 8, 9 и полом соединяемых транспортных средств и образующим непрерывную плоскость. Этот выступ может находиться в задней части ведущего транспортного средства 5, как показано на фигурах, или, наоборот, в передней части ведомого транспортного средства 6, либо в обеих его частях.
Настоящее изобретение также относится к механизму, образованному множеством транспортных средств, таких как 5 и 6, идентичных или подобных вышеуказанным, последовательно соединенных между собой и формирующих транспортный состав 7 с коротким внутренним переходом 15, не требующим защиты, например гармошки.
Предлагаемый автопоезд или транспортный состав 7, состоящий из транспортных средств, соединенных между собой и содержащих короткий внутренний переход 15, управляется одним водителем, который находится в головном транспортном средстве.
Изобретения относятся к области транспортного машиностроения. Моторизированное транспортное средство содержит независимый привод и шарнирно соединяется с одним идентичным транспортным средством для формирования транспортного состава. Транспортное средство содержит передний механизм рулевого управления, переднюю и заднюю фронтальные стенки, систему управления направлением перемещения, задающую траекторию движения ведомого транспортного средства, передние устройства для разъемного соединения и направления ведомого транспортного средства, задние устройства сцепки, промежуточное пространство. Система управления направлением перемещения осуществляет выравнивание ведомого транспортного средства относительно ведущего в прямолинейное положение. Передние устройства для разъемного соединения и направления ведомого транспортного средства содержат взаимодополняющие устройства сцепления и расцепления. Передние устройства для разъемного соединения и направления ведомого транспортного средства расположены в периметре кузова транспортного средства и закреплены с возможностью вращения под шасси в передней части транспорного средства на средней продольной оси транспортного средств. Задние устройства сцепки содержат взаимодополняющие устройства сцепления и расцепления, совместимые с передними устройствами разъемного соединения и направления ведомых транспортных средств. Промежуточное пространство образует внутренний переход для перемещения пассажиров из одного транспортного средства в другое. Транспортный состав включает два упомянутых транспортных средства. Достигается повышение безопасности транспортного средства. 2 н. и 14 з.н. ф-лы, 7 ил.
1. Моторизированное транспортное средство для общественного транспорта с возможностью эксплуатации в отдельности, с независимым приводом или с подключением к питающей сети, с возможностью шарнирного соединения, по меньшей мере, с одним идентичным или подобным транспортным средством для формирования транспортного состава (7), по меньшей мере, из двух транспортных средств - одного ведущего (5) и другого ведомого (6) - шарнирно соединенных между собой, содержащее передний механизм рулевого управления (20), переднюю фронтальную стенку (3) и заднюю фронтальную стенку (4), отличающееся тем, что содержит:
- систему управления направлением перемещения, задающую траекторию движения ведомого транспортного средства (6);
- передние устройства для разъемного соединения и направления (16), содержащие взаимодополняющие устройства сцепления и расцепления, причем передние устройства для разъемного соединения и направления (16) всегда расположены в периметре кузова транспортного средства и закреплены с возможностью вращения под шасси в передней части транспортного средства на средней продольной оси транспортного средства и в непосредственной близости от переднего механизма рулевого управления (20);
- задние устройства сцепки (17), содержащие взаимодополняющие устройства сцепления и расцепления, совместимые с аналогичными устройствами передних устройств сцепки управления (16);
а также тем, что при шарнирном соединении с другим идентичным транспортным средством для формирования транспортного состава (7):
- промежуточное пространство (14), существующее между двумя транспортными средствами (5, 6), образует внутренний переход (15) для перемещения пассажиров из одного транспортного средства в другое;
- передние взаимодополняющие устройства сцепления и расцепления разъемного соединения и управления (16) ведомого транспортного средства (6) соединяются с задними взаимодополняющими устройствами сцепления и расцепления задних устройств сцепки (17) ведущего модуля (5);
- передние устройства для разъемного соединения и направления (16) ведомого транспортного средства (6) и задние устройства сцепки (17) ведущего модуля (5) соединяются соответствующими взаимодополняющими устройствами сцепления и расцепления, образуя разъемное шарнирное соединение механического типа, не содержащее систему автоматического управления, с сохранением постоянного расстояния между двумя транспортными средствами (5, 6) минимальным, что позволяет пассажирам осуществлять продольный переход из одного транспортного средства в другое и делает невозможным поперечный переход пассажиров между двумя соединенными шарнирной сцепкой транспортными средствами (5, 6) для входа в одно из этих средств.
2. Транспортное средство по п.1, отличающееся тем, что передние устройства для разъемного соединения и направления (16) содержат тягу (18).
3. Транспортное средство по п.1 или 2, отличающееся тем, что взаимодополняющие устройства сцепления и расцепления являются устройствами быстрого типа, посредством которых осуществляется быстрое сцепление и расцепление передних устройств для разъемного соединения и направления и задних устройств сцепки (17).
4. Транспортное средство по п.3, отличающееся тем, что разъемное соединение является короткой разъемной сцепкой.
5. Транспортное средство по п.1, отличающееся тем, что передняя фронтальная стенка (3) и задняя фронтальная стенка (4) выполнены выгнутыми.
6. Транспортное средство по п.5, отличающееся тем, что передняя стенка (3) и задняя стенка (4) выполнены выпуклой и вогнутой соответственно.
7. Транспортное средство по п.1, отличающееся тем, что содержит межмодульную дверь (8 и 9) в передней фронтальной стенке (3) и задней фронтальной стенке (4).
8. Транспортное средство по п.1, отличающееся тем, что, кроме прочего, содержит передние боковые двери (12) и задние боковые двери (13) для входа и выхода пассажиров.
9. Транспортное средство по п.1, отличающееся тем, что содержит выступ (21) в передней или задней части или выступ (21) в передней и задней частях, образующий нижнюю часть внутреннего перехода (15), когда транспортное средство соединено шарнирным соединением с другим идентичным транспортным средством для формирования транспортного состава (7).
10. Транспортное средство по п.9, отличающееся тем, что выступ (21) находится на одном уровне с порогом межмодульной двери (8, 9), соответственно и с полом транспортного средства.
11. Транспортный состав, образованный, но меньшей мере, двумя последовательными транспортными средствами по любому из пп.1-10, соединенных между собой разъемным шарнирным соединением, отличающийся тем, что транспортное средство в голове состава является ведущим (5) и управляется водителем, и тем, что траектория движения ведомого транспортного средства (6) контролируется системой управления направлением перемещения.
12. Транспортный состав по п.11, отличающийся тем, что межмодульные двери (8, 9) передних стенок (3) и задних стенок (4) каждого из транспортных средств могут открываться только во время остановок при линейном расположении транспортных средств для продольного перехода пассажиров из одного транспортного средства в другое.
13. Транспортный состав по п.11, отличающийся тем, что система управления направлением перемещения осуществляет выравнивание транспортных средств в прямолинейное положение.
14. Транспортный состав по п.13, отличающийся тем, что система управления направлением перемещения обеспечивает практически одинаковую траекторию.
15. Транспортный состав по п.11, отличающийся тем, что нижнюю часть внутреннего перехода (15) занимает, по меньшей мере, один выступ (21), расположенный в задней части ведущего транспортного средства (5) или в передней части ведомого транспортного средства (6), или два выступа, один из которых расположен в задней части ведущего транспортного средства (5), а другой в передней части ведомого транспортного средства (6).
16. Транспортный состав по п.15, отличающийся тем, что нижняя часть внутреннего перехода (15) находится на одном уровне с порогом межмодульных дверей (8, 9) и полом последовательных транспортных средств (5, 6).
Фильтромер | 1975 |
|
SU536433A1 |
JP 2000247266 A, 12.09.2000 | |||
Сцепное устройство автопоезда | 1990 |
|
SU1735072A1 |
Автопоезд для транспортировки длинномерных грузов | 1985 |
|
SU1316871A1 |
ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО СО СПЕЦИАЛЬНЫМ ПРИЦЕПОМ НА ДВУХОСНОЙ ТЕЛЕЖКЕ | 2004 |
|
RU2304051C2 |
Авторы
Даты
2013-09-10—Публикация
2009-05-05—Подача