ГРЕБНОЙ ВИНТ Российский патент 2014 года по МПК B63H1/20 

Описание патента на изобретение RU2504499C1

Изобретение относится к области судостроения и может быть использовано в конструкциях винтовых движителей.

Известен гребной винт, включающий ступицу, на внешней поверхности которой установлены лопасти, выполненные за одно целое со ступицей (см., например, авторское свидетельство СССР №356198 «Гребной винт», МКИ В63Н 1/14, 1971 г.). Недостатком известного гребного винта является сложность обеспечения его надежности в движителях большой мощности. Дело в том, что в движителях большой мощности используются гребные винты, диаметр которых доходит до девяти и более метров. Изготовление в таких винтах лопастей за одно целое со ступицей представляет значительные технические трудности. Это касается и гребных винтов регулируемого шага.

Наиболее близким к заявляемому изобретению по технической сущности и достигаемому результату является гребной винт, включающий ступицу, на внешней поверхности которой установлены лопасти, например, путем винтового крепления или другим способом (см. патент РФ №1689210 «Гребной винт со съемными лопастями», МКИ В63Н 1/20, 1991 год). Недостатком большей части таких гребных винтов является невысокая надежность при повышенных нагрузках. Это объясняется тем, что расстояние между комлями (основаниями) лопастей становится недостаточной для надежной их установки за счет увеличения площади крепления (дополнительные места для крепежных элементов). Поэтому в данной зоне при работе винта создаются повышенные напряжения. При значительной нагрузке на гребной винт возникает угроза его разрушения.

Цель настоящего изобретения - повышение нагрузочной способности гребного винта и надежности его работы.

Указанная цель достигается тем, что в известном гребном винте, включающем лопасти, комли которых закреплены на корпусе ступицы, комли лопастей гребного винта расположены в шахматном порядке и смещены относительно друг друга в направлении оси вала винта на величину (0,05-0,25) внешнего диаметра корпуса ступицы в зоне размещения комлей лопастей. Такое расположение лопастей на двух линиях позволяет увеличить расстояние между комлями лопастей (длина гипотенузы всегда больше длины катета в треугольнике), и тем самым увеличить прочность заделки лопастей на ступице, что особенно важно для гребных винтов регулируемого шага. Авторами предлагаемого технического решения был проведен комплекс параметрических расчетов, показавший, что оптимальным расстоянием L смещения крепления лопастей является именно диапазон расстояний от 0,05 до 0,25 внешнего диаметра ступицы. При расстоянии L, меньшем чем 0,05 внешнего диаметра ступицы, эффект от упрочнения заделки лопасти исчезает, а при увеличении этого расстояния более 0,25 внешнего диаметра ступицы происходит увеличение веса гребного винта из-за возрастания длины ступицы, несмотря на то, что диаметр ступицы может даже несколько уменьшится.

Предлагаемая конструкция гребного винта приведена на фиг. 1, а на фиг. 2 показана развертка ступицы со следующими обозначениями:

1 - ступица;

2 - лопасть;

3 - место заделки лопасти;

4 - первая линия расположения лопастей;

5 - вторая линия расположения лопастей;

6 - вал гребного винта.

Гребной винт включает (фиг.1, 2) ступицу 1, на внешней поверхности которой закреплены в шахматном порядке лопасти 2 в местах заделки 3. Часть лопастей 2 находится на первой линии 4, а часть - на второй линии 5. Таким образом, лопасти смещены относительно друг друга в направлении оси вала винта на величину L. Если в известном решении расстояние между местами заделки 3 лопастей составляет величину А1, то в предлагаемом решении это расстояние равно А2, которое больше чем А1. Это позволяет улучшить прочностные характеристики гребного винта, а следовательно, и повысить его нагрузочную способность. Как правило, при такой схеме число лопастей является четным. Расстояние L между первой 4 и второй 5 линиями находится в диапазоне (0,05-0,25) внешнего диаметра ступицы в зоне размещения лопастей. В данном случае привязка к диаметру ступицы идет именно в зоне размещения лопастей, так как диаметр ступицы является переменной величиной, а в зоне расположения лопастей он практически не меняется от первой до второй линии. Крутящий момент на гребной винт передается при помощи вала 6. При работе гребного винта предложенное расстояние между линиями L не приводит к снижению гидродинамической эффективности гребного винта.

Предлагаемое размещение лопастей на ступице позволяет повысить нагрузочную способность гребного винта и надежность его работы, что подтверждается расчетами и экспериментальными исследованиями.

Похожие патенты RU2504499C1

название год авторы номер документа
Гребной винт 2018
  • Васильев Валентин Федорович
  • Малахов Дмитрий Юрьевич
  • Шитоев Александр Викторович
RU2702811C1
Сварная конструкция гребного винта поворотно-откидных колонок или лодочных подвесных моторов с выхлопом отработанных газов через ступицу гребного винта 2020
  • Кокорев Иван Анатольевич
RU2738152C1
ГРЕБНОЙ ВИНТ ПЛАВУЧЕГО СРЕДСТВА 2020
  • Уткин Александр Николаевич
  • Марченко Владимир Павлович
RU2750507C1
Водометный движитель 1978
  • Мамедов Эльхан Мир-Давуд-Оглы
  • Мартиросов Георгий Генариевич
  • Васильев Валентин Федорович
SU742258A1
Способ изготовления гребного винта 2020
  • Васильев Валентин Федорович
  • Ионкин Алексей Сергеевич
  • Соловьева Яна Юрьевна
RU2763086C1
НАСАДКА ДВИЖИТЕЛЬНО-РУЛЕВОГО КОМПЛЕКСА ПЛАВАТЕЛЬНОГО СРЕДСТВА 2014
  • Мартиросов Георгий Генариевич
  • Малахов Дмитрий Юрьевич
  • Ванифатьев Александр Владиславович
RU2550403C1
ГРЕБНОЙ ВИНТ 2003
  • Мавлюдов М.А.
  • Данилов Е.В.
  • Пашин В.М.
  • Пустошный А.В.
  • Калистратов Н.Я.
  • Вишневский Л.И.
  • Салазкин И.В.
  • Штефан В.В.
  • Кильдеев Р.И.
  • Шорохов Н.А.
  • Русецкий А.А.
  • Благирев А.В.
RU2244657C1
ГРЕБНОЙ ВИНТ КОРАБЕЛЬНЫЙ 2009
  • Набоков Владислав Васильевич
RU2382715C1
Активный руль 1981
  • Васильев Валентин Федорович
  • Голубков Николай Викторович
  • Мамедов Эльхан Мир Давуд Оглы
  • Ромадин Александр Андреевич
  • Мартиросов Георгий Генариевич
SU1074765A1
Судовое подруливающее устройство 1989
  • Хвостов Владимир Александрович
  • Мамедов Эльхан Мир Давуд Оглы
  • Шкурихин Игорь Борисович
  • Голубков Николай Викторович
  • Мартиросов Георгий Генариевич
SU1761593A1

Иллюстрации к изобретению RU 2 504 499 C1

Реферат патента 2014 года ГРЕБНОЙ ВИНТ

Изобретение относится к области судостроения и может быть использовано в конструкциях винтовых движителей. Гребной винт состоит из ступицы и лопастей, закрепленных на внешней поверхности ступицы в шахматном порядке, смещенных относительно друг друга в направлении вала винта на величину (0,05-0,25) внешнего диаметра корпуса ступицы в зоне размещения комлей лопастей. Использование изобретения позволяет повысить нагрузочную способность гребного винта и надежность его работы.2 ил.

Формула изобретения RU 2 504 499 C1

Гребной винт, включающий лопасти, комли которых закреплены на корпусе ступицы, отличающийся тем, что комли лопастей гребного винта расположены в шахматном порядке и смещены относительно друг друга в направлении оси вала винта на величину (0,05-0,25) внешнего диаметра корпуса ступицы в зоне размещения комлей лопастей.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2014 года RU2504499C1

СУДОВАЯ ДВИЖИТЕЛЬНАЯ УСТАНОВКА ТИПА "ПОВОРОТНАЯ КОЛОНКА" 2003
  • Вишневский Л.И.
  • Оглоблин Ю.Ф.
  • Тогуняц А.Р.
  • Шляхтенко А.В.
  • Форст А.А.
RU2248302C1
RU 2071210 C1, 27.12.1996
US 2002182080 A1, 05.12.2002
US 5445497 A, 29.08.1995.

RU 2 504 499 C1

Авторы

Мартиросов Георгий Генариевич

Васильев Валентин Федорович

Харченко Денис Сергеевич

Даты

2014-01-20Публикация

2012-07-04Подача