Изобретение относится к авиационной технике, преимущественно морской авиации, и может быть использовано для обеспечения визуальной посадки вертолета на корабельную взлетно-посадочную площадку (ВППл) днем и ночью, при бортовой и килевой качках, в простых и сложных метеоусловиях за счет повышения уровня информированности летчика при визуальном способе приземления вертолета на корабельные ВППл.
Одной из основных причин, усложняющих процесс посадки вертолета, являются случайные перемещения взлетно-посадочной площадки (ВППл), размещаемой на палубе корабля, вследствие волнения поверхности моря.
Для летчиков наиболее сложной задачей полета на вертолете является задача приземления на ВППл, так как для успешного решения этой задачи необходимо совместить движение по шести степеням свободы вертолета с движением по шести степенями свободы ВППл. Как правило, эта задача решается поэтапно. Например, на первом этапе летчик определяет высоту вертикального перемещения центра ВППл, занимает положение по высоте, при котором исключается соударение с ВППл, выравнивает направление и скорость полета вертолета с направлением и скоростью движения корабля, перемещает и центрирует вертолет над ВППл, зависает над ним и определяет момент, когда ВППл займет положение по крену и дифференту, близкое к горизонтальному, и будет двигаться вниз. Для повышения безопасности полета на этом этапе разрабатываются различные способы информационного обеспечения и средства.
Известен способ обеспечения летчика визуальной информацией о вертикальном перемещении корабельной взлетно-посадочной площадки при посадке вертолета на корабль (см. Ю.Г. Басов, Светосигнальные устройства, Москва, Транспорт, 1993, стр. 269-270, 309).
Способ заключается во включении сигнализатора зеленого цвета при движении палубы вниз, сигнализатора красного цвета запрета посадки и сигнализатора желтого цвета при движении палубы вверх, сигнализатора направления дифферента вниз и сигнализатора направления дифферента вверх.
Сигналы на включение сигнализаторов подает блок электрического питания и дешифровки сигналов по кабелю.
К недостаткам известного способа относится недостаточная информативность для принятия решения о приземлении на ВППл, в частности при этом способе затруднено определение момента изменения направления движения ВППл.
Известен способ индикации параметров качки ВППл корабля (см. "Тюльпан-В1", руководство по эксплуатации ИЖЦП.676765.005 светотехнического комплекса "Тюльпан-В1").
Способ заключается во включении сигнализаторов зеленого цвета при движении ВППл вниз и красного - при движении ВППл вверх и включении сигнализаторов в проблесковом режиме за 0,5 с изменения направления движения.
Однако при этом способе летчику практически невозможно увидеть момент включения сигнализаторов приближения к точке изменения направления движения ВППл в силу скоротечности процесса.
Наиболее близким к заявляемому способу по максимальному количеству сходных признаков является способ, принятый в индикаторе вертикального перемещения оптической системы посадки ОСПВ-20380 (см. Оптическая система посадки вертолета ОСПВ-20380. НКУГ.461523.001РЭ). который выбран в качестве прототипа. Способ заключается в отображении текущего положения центра ВППл в виде светящейся точки зеленого цвета относительно светящейся шкалы индикатора вертикального перемещения ВППл желтого цвета.
К недостаткам способа отображения вертикального перемещения ВППл относится невозможность оперативного определения направления движения ВППл, периода качки ВППл и начала изменения направления ее движения, низкий уровень распознавания точки на фоне светящихся светодиодов шкалы. Все это снижает уровень безопасности приземления вертолета на корабельную ВППл в сложных метеоусловиях.
В основу изобретения положена задача создания способа отображения информации о вертикальном перемещении корабельной взлетно-посадочной площадки на многофункциональном индикаторе для выполнения посадки в сложных метеоусловиях, обеспечивающего повышение безопасности посадки вертолета на корабль в сложных метеоусловиях днем и ночью за счет повышения информативности индикатора.
Поставленная задача достигается тем, что в известном способе на втором информационном поле размещают дополнительно к зеленым светодиодам светодиоды двух хорошо различимых между собой и с зеленым цветом светодиоды, например, желтого и красного цветов в каждой строке зеленых светодиодов, а вычислительное устройство по данным навигационной системы определяет прогнозируемую величину вертикального перемещения ВППл и в соответствии с этим на втором информационном поле включает столбчатую диаграмму, состоящую из группы светодиодов по вертикали высотой, пропорциональной расчетной высоте вертикального перемещения ВППл зеленого цвета при движении ВППл вниз и красного цвета при движении ВППл вверх, а при приближении к верхней или нижней линиям столбчатой диаграммы включает линии светодиодов желтого цвета, предупреждающие летчика об изменении направления движения ВППл.
Благодаря отображению вертикального перемещения ВППл в виде столбчатой диаграммы и применения цветового кодирования в ожидание изменения направления движения ВППл повышается уровень информированности летчика для принятия решения о припалубливании вертолета.
На фиг.1 показана структурная схема системы обеспечения летчика информацией о направлении и величине вертикального перемещения ВППл.
На фиг.2 показана структура информационной панели устройства в режиме тестового контроля.
На фиг.3 показана структура информационной панели устройства в
исходном положении.
На фиг.4 показан вид панели при движении ВППл вниз - начало движения.
На фиг.5 показан вид панели при положении ВППл перед изменением направления движения снизу вверх.
На фиг.6 показан вид панели при движении ВППл вверх - начало движения.
На фиг.7 показан вид панели при положении ВППл перед изменением направления движения сверху вниз.
Обозначения:
1. Источник электропитания.
2. Датчики параметров качки корабля.
3. Вычислительный блок.
4. Индикатор вертикального перемещения (ИВП) взлетно-посадочной площадки (ВППл) корабля.
5. Информационное поле индикации положения ВППл -информационное поле 2.
6. Информационное поле индикации шкалы вертикального перемещения ВППл - информационное поле 1.
7. Светодиоды зеленого цвета индикации движения ВППл вниз.
8. Светодиоды желтого цвета индикации рисок шкалы.
9. Светодиоды желтого цвета индикации положения ВППл, близком к изменению направления движения снизу вверх.
10. Светодиоды красного цвета индикации движения ВППл вверх.
11. Светодиоды желтого цвета индикации положения ВППл, близком к изменению направления движения сверху вниз.
Для осуществления заявляемого способа летчику обеспечивается предъявление информации о направлении и величине вертикального перемещения ВППл в виде управляемой по высоте и цвету столбчатой диаграммы, состоящей из светодиодов по крайней мере трех цветов.
Способ осуществляют следующим образом.
Подается электропитание от источника питания на навигационную систему 2, вычислительное устройство (ВУ) 3 и индикатор 4. На индикаторе 4 в тестовом режиме включаются последовательно или все сразу светодиоды на информационных панелях 5 и 6. Затем индикатор переключается в режим постоянно включенных светодиодов шкалы 8 на информационном поле 6. ВУ по нескольким измерениям периода качки ВППл вычисляет его прогнозное значение на очередной период вертикального перемещения с учетом килевой, бортовой качек и вертикального перемещения центра корабля и с учетом месторасположения центра ВППл относительно месторасположения датчиков навигационной системы и выдает команду на включение всех светодиодов, находящихся в диапазоне текущего и прогнозируемого верхнего или нижнего положения ВППл. При этом ВУ обеспечивает включение светодиодов зеленого цвета 7 при движении ВППл вниз, и красного 10 - при движении вверх. Перед изменением направления движения ВУ включает светодиоды желтого цвета 9 или 11 в диапазоне от текущего положения ВППл, близком к граничному до положения индикации изменения положения. В последующие периоды ВУ вычисляет граничные положения уже с учетом состоявшего движения, т.е. величина периода качки корректируется вычислителем непрерывно.
Преимущество изобретения состоит в том, что летчику предоставляется информация о вертикальном положении ВППл в виде и объеме, достаточном для своевременного принятия решения на припалубливание вертолета на корабельную ВППл.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Способ отображения информации о вертикальном перемещении корабельной взлетно-посадочной площадки при посадке вертолета на корабль | 2016 |
|
RU2626801C1 |
Способ отображения информации о вертикальном перемещении корабельной взлетно-посадочной площадки при посадке вертолета на корабль | 2016 |
|
RU2626802C1 |
Способ отображения информации о вертикальном перемещении корабельной взлетно-посадочной площадки при посадке вертолета на корабль | 2016 |
|
RU2612942C1 |
Способ отображения информации о вертикальном перемещении корабельной взлетно-посадочной площадки при посадке вертолета на корабль | 2016 |
|
RU2613124C1 |
Система"Автоматический световой указатель положения палубы при качке" | 2018 |
|
RU2695029C1 |
Система посадки летательного аппарата на корабль с применением цифровых технологий | 2020 |
|
RU2734173C1 |
Светотехническое оборудование взлетно-посадочной площадки корабля | 2019 |
|
RU2739849C1 |
Оптическая система посадки вертолета на корабельную взлетно-посадочную площадку | 2018 |
|
RU2692413C1 |
Система управления полётами, заходом на посадку и посадкой вертолетов для оборудования стартовых командных пунктов надводных кораблей и диспетчерских пунктов, размещаемых на судах и морских платформах | 2017 |
|
RU2667654C1 |
КОМАНДНО-ПИЛОТАЖНЫЙ ИНДИКАТОР | 2019 |
|
RU2716886C1 |
Изобретение относится к авиационной технике, а именно к морской авиации для обеспечения визуальной посадки вертолета на корабельную взлетно-посадочную площадку (ВППл) днем и ночью. Техническим результатом является повышение безопасности посадки вертолета на корабль в сложных метеоусловиях днем и ночью. Способ отображения информации о вертикальном перемещении корабельной взлетно-посадочной площадки при посадке вертолета на корабль, заключающийся в том, что на ангаре или иной надстройке корабля в положении, близком к вертикальному, лицевой стороной, направленной в сторону захода вертолета на посадку, устанавливают многофункциональный индикатор, на котором имеется, по крайней мере, два информационных поля со световыми элементами, например, на основе светодиодов разных цветов, на первом из которых параллельно длинной стороне индикатора обеспечивается отображение шкалы высоты перемещения центра ВППл, а на втором информационном поле - отображение текущего положения ВППл, отличающийся тем, что на втором информационном поле отображение информации о положении ВППл осуществляется в виде цветной столбчатой диаграммы, состоящей из линеек светодиодов, началом которой является линейка светодиодов, отображающая текущее положение ВППл и концом - линейка светодиодов, отображающая прогнозируемое положение ВППл при ее движении снизу вверх или сверху вниз. 7 ил.
Способ отображения информации о вертикальном перемещении корабельной взлетно-посадочной площадки при посадке вертолета на корабль, заключающийся в том, что на ангаре или иной надстройке корабля в положении, близком к вертикальному, лицевой стороной, направленной в сторону захода вертолета на посадку, устанавливают многофункциональный индикатор, на котором имеется, по крайней мере, два информационных поля со световыми элементами, например, на основе светодиодов разных цветов, на первом из которых параллельно длинной стороне индикатора обеспечивается отображение шкалы высоты перемещения центра ВППл, а на втором информационном поле - отображение текущего положения ВППл, отличающийся тем, что на втором информационном поле отображение информации о положении ВППл осуществляется в виде цветной столбчатой диаграммы, состоящей из линеек светодиодов, началом которой является линейка светодиодов, отображающая текущее положение ВППл, и концом - линейка светодиодов, отображающая прогнозируемое положение ВППл при ее движении снизу вверх или сверху вниз.
RU 2008101157 A, 27.07.2009 | |||
RU 2002123384 A, 27.03.2004 | |||
US 4995722 A, 26.02.1991 | |||
Топчак-трактор для канатной вспашки | 1923 |
|
SU2002A1 |
US 6278238 B1, 21.08.2001. |
Авторы
Даты
2014-02-10—Публикация
2012-04-04—Подача