Изобретение относится к авиационной технике и может быть использовано для улучшения ориентации экипажа при пилотировании вертолета в процессе захода на посадку и выполнения посадки.
Известен индикатор дальности (см., патент RU №177346 МПК G08G 05/02, публикация от 16.02.2018), включающий несколько групп источников света с оптическими системами, закрепленных в общей раме и имеющих возможность взаимной независимой ориентировки, каждая из которых формирует световой сектор с четкими границами.
Однако, требуемая точность стабилизации индикатора дальности, при использовании карданного подвеса, может быть достигнута только при установке данного индикатора в центре качки корабля, который находится в области трюма корабля.
При установке индикатора дальности на корме корабля, ошибка стабилизации может привести к ошибкам в индикации дальности до корабля и неверным действиям экипажа, которые ведут к возникновению аварийных ситуаций. А предлагаемая оптическая система не требует решения стабилизации качки корабля.
Наиболее близкой по технической сущности и достигаемому результату является оптическая система посадки вертолета на корабельную взлетно-посадочную площадку (см., патент RU №124020 МПК G08G 05/02, публикация от 10.01.2013), содержащая светосигнальную систему в составе комплекса палубной посадки: индикатора глиссады и индикатора курса, предназначенных для информирования экипажа о положении вертолета относительно заданной траектории при заходе на посадку, указателя истинного горизонта, предназначенный для информирования экипажа о направлении и величине бортовой качки и оценки экипажем положения вертолета в горизонтальной плоскости или положения вертолета относительно взлетно-посадочной площадки, индикатора истинной вертикали и вертикального перемещения, предназначенный для оценки экипажем величины и направления движения взлетно-посадочной площадки в вертикальной плоскости.
Однако, в процессе выполнения посадки при подлете к кораблю, экипаж теряет визуальный контакт с индикатором глиссады. Начиная с этого момента, для продолжения пилотирования по глиссаде, руководитель полета должен сообщать экипажу о дальности до корабельной взлетно-посадочной площадки по радиоканалу.
Техническим результатом изобретения является получение информации о направлении и дистанции до корабельной взлетно-посадочной площадки.
Технический результат достигается тем, что в оптической системе посадки вертолета на корабельную взлетно-посадочную площадку, содержащей светосигнальную систему: индикатор глиссады, предназначенный для формирования лучей, определяющих плоскость глиссады, индикатор курса, предназначенный для формирования луча, определяющего курс посадки, указателя истинного горизонта, индикатора истинной вертикали и вертикального перемещения, размещенных на надстройках корабля, дополнительно введен на корме корабля оптический индикатор дальности в виде комбинации источников оптического излучения, размещенных на заданных расстояниях друг от друга, причем при движении вертолета по направлению к кораблю происходит распознавание (зрительными анализаторами экипажа вертолета) определенных геометрических фигур, определяющих фиксированные расстояния до корабельной взлетно-посадочной площадки, в зависимости от формы возникающих изображений.
Сущность технического решения иллюстрируется графическими материалами, где на фиг. 1 приведен комплекс палубной посадки, на фиг. 2 - пример работы оптического индикатора дальности, где изображены геометрические фигуры, расположенные на корабле и наблюдаемые на заданных дальностях: а) при минимальном расстоянии до корабля; б) при среднем расстоянии до корабля; в) при максимальном расстоянии до корабля, причем геометрические фигуры реализованы в виде равнобедренных треугольников из комбинации источников оптического излучения.
Состав оптической системы посадки вертолета:
1 - указатель истинного горизонта;
2 - индикатор курса;
3 -индикатор глиссады;
4 - индикатор истинной вертикали и вертикального перемещения;
5 - оптический индикатор дальности.
Динамика работы устройства.
Работа оптического индикатора дальности неразрывно связана с работой оптической системы посадки вертолета в целом. Принятая схема размещения оптической системы посадки вертолета на кораблях различных проектов представлена на фиг. 1.
Указатель истинного горизонта 1, размещается на крыше вертолетного ангара, индикаторы курса 2 и глиссады 3 слева и справа от ангара, а индикатор истинной вертикали и вертикального перемещения 4 монтируется на воротах вертолетного ангара. На корме корабля размещается оптический индикатор дальности 5, представляющий собой комбинацию источников оптического излучения, реализованных на базе сверхъярких светодиодов расположенных друг от друга на определенном расстоянии. Расстояния между источниками подбираются таким образом, чтобы на заранее определенных дальностях экипаж мог наблюдать фиксированное количество источников излучения, как показано на фиг. 2. Количество источников излучения подбирается в зависимости от количества выбранных для индикации значений дальности. Таким образом, по количеству видимых источников, экипаж получает информацию о дистанции до корабельной взлетно-посадочной площадки. При минимальном расстоянии до корабля наблюдается три треугольника, при среднем расстоянии - два треугольника и один треугольник воспринимается, как световое пятно, при максимальном расстоянии экипаж наблюдает один большой треугольник, а два других треугольника, как одно световое пятно.
Учитывая все выше перечисленное, экипаж вертолета получает всю необходимую информацию для посадки вертолета на корабль с помощью оптических средств, вследствие чего, посадка может быть выполнена в режиме радиомолчания без использования каких-либо радиотехнических средств, тем самым повышая надежность в условиях боевого применения.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Система огней глиссады, обеспечивающая визуальную и оптическую посадку в очках ночного видения вертолета на корабль в темное время суток | 2017 |
|
RU2671926C1 |
Система посадки летательного аппарата на корабль с применением цифровых технологий | 2020 |
|
RU2734173C1 |
Индикатор дальности | 2020 |
|
RU2764720C1 |
Система"Автоматический световой указатель положения палубы при качке" | 2018 |
|
RU2695029C1 |
Система управления полётами, заходом на посадку и посадкой вертолетов для оборудования стартовых командных пунктов надводных кораблей и диспетчерских пунктов, размещаемых на судах и морских платформах | 2017 |
|
RU2667654C1 |
СПОСОБ ПОСАДКИ ВЕРТОЛЕТА НА КОРАБЛЬ И СИСТЕМА ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2017 |
|
RU2673314C1 |
СПОСОБ ОТОБРАЖЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ О ВЕРТИКАЛЬНОМ ПЕРЕМЕЩЕНИИ КОРАБЕЛЬНОЙ ВЗЛЕТНО-ПОСАДОЧНОЙ ПЛОЩАДКИ ПРИ ПОСАДКЕ ВЕРТОЛЕТА НА КОРАБЛЬ | 2012 |
|
RU2506654C2 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ВЗЛЕТА И ПОСАДКИ БЕСПИЛОТНОГО ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА | 2016 |
|
RU2694251C2 |
Способ принудительной посадки беспилотного летательного аппарата вертолетного типа на посадочную площадку корабля | 2015 |
|
RU2620848C2 |
СИСТЕМА ИНДИКАЦИИ ВЗЛЕТА И ПОСАДКИ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ | 2016 |
|
RU2647344C2 |
Оптическая система посадки вертолета на корабельную взлетно-посадочную площадку содержит светосигнальную систему, состоящую из индикатора глиссады, индикатора курса, указателя истинного горизонта, индикатора истинной вертикали и вертикального перемещения, размещенных на надстройках корабля, размещенного на корме корабля оптического индикатора дальности в виде комбинации источников оптического излучения, размещенных на заданных расстояниях друг от друга. Обеспечивается визуальное распознавание летчиком информации о направлении и дистанции до корабельной взлетно-посадочной площадки. 2 ил.
Оптическая система посадки вертолета на корабельную взлетно-посадочную площадку, содержащая указатель истинного горизонта, индикатор курса, индикатор глиссады, индикатор истинной вертикали и вертикального перемещения, отличающаяся тем, что индикаторы выполнены с возможностью формирования лучей для индикации соответствующей плоскости, а также дополнительно содержит оптический индикатор дальности, причем указатель горизонта выполнен с возможностью размещения на крыше вертолетного ангара, индикаторы курса и глиссады слева и справа от ангара соответственно, индикатор истинной вертикали и вертикального перемещения выполнен с возможностью установки на воротах вертолетного ангара, а оптический индикатор дальности - на корме корабля, при этом оптический индикатор дальности содержит источники оптического излучения, расположенные друг от друга на определенных расстояниях, в зависимости от количества выбранных для индикации значений дальности экипажу вертолета.
Способ газопрессовой сварки стыковых соединений | 1948 |
|
SU85719A1 |
0 |
|
SU162871A1 | |
US 1349277 A1, 10.08.1920 | |||
WO 2011074978 A1, 23.06.2011 | |||
US 9457916 B2, 04.10.2016. |
Авторы
Даты
2019-06-24—Публикация
2018-05-22—Подача