Изобретение относится к авиационной технике, преимущественно морской авиации, и может быть использовано для обеспечения визуальной посадки вертолета на корабельную взлетно-посадочную площадку (ВППл) днем и ночью, при бортовой и килевой качках, в простых и сложных метеоусловиях за счет повышения уровня информированности летчика при визуальном способе приземления вертолета на корабельные ВППл.
Для летчиков наиболее сложной задачей полета на вертолете является задача приземления (припалубливания) вертолета на ВППл. Для осуществления успешной посадки летчик должен спрогнозировать момент, когда центр ВППл будет двигаться вниз, а углы по дифференту и боковой качке будут стремиться к нулю, т.е. положение ВППл будет близким к горизонтальному.
Для повышения безопасности приземления разрабатываются различные способы информационного обеспечения и средства.
Известен способ обеспечения летчика визуальной информацией о вертикальном перемещении корабельной взлетно-посадочной площадки при посадке вертолета на корабль (см. Ю.Г. Басов, Светосигнальные устройства. Москва, Транспорт, 1993, стр. 269-270, 309).
Способ заключается во включении сигнализатора зеленого цвета при движении палубы вниз, сигнализатора красного цвета запрета посадки и сигнализатора желтого цвета при движении палубы вверх, сигнализатора направления дифферента вниз и сигнализатора направления дифферента вверх.
К недостаткам известного способа относится недостаточная информативность для принятия решения о приземлении на ВППл, в частности, при этом способе затруднено определение момента изменения направления движения ВППл.
Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату является способ отображения информации о вертикальном перемещении корабельной взлетно-посадочной площадки при посадке вертолета на корабль (см. патент RU №2506654 МПК G09G 03/20, публикация от 10.02.2014), заключающийся в том, что на ангаре или иной надстройке корабля в положении, близком к вертикальному, лицевой стороной, направленной в сторону захода вертолета на посадку, установлен многофункциональный индикатор, например, на основе цветных сверхъярких светодиодов. Этот индикатор имеет два информационных поля. На одном из них, например на первом, параллельно длинной стороне индикатора обеспечивается отображение шкалы высоты перемещения центра ВППл, а на втором информационном поле - отображение информации о положении ВППл в виде цветной столбчатой диаграммы, состоящей из линеек светодиодов, началом которой является линейка светодиодов, отображающая текущее положение ВППл, а концом - линейка светодиодов, отображающая прогнозируемое положение ВППл при ее движении снизу вверх или сверху вниз. Высота столбчатой диаграммы зависит от амплитуды качки центра ВППл в вертикальной плоскости, при этом столбиковая диаграмма горит в одном цвете, например в зеленом, при движении вниз, и в другом, например в желтом, при движении вверх. Линейка светодиодов вверху амплитуды горит зеленым цветом, а внизу другим цветом, например желтым. Концы столбиковой диаграммы вычисляются вычислительным устройством, т.е. являются прогнозируемыми.
К недостаткам способа, представленного в патенте, следует отнести сложность определения летчиком момента, благоприятного для причаливания вертолета к палубе. Этот момент он определяет визуально, наблюдая за перемещением огней подсветки палубы при движении палубы вниз от вертолета. Этот момент наступает, когда угол качки по дифференту и угол боковой качки будут близкими к нулю.
Техническим результатом решения является повышение безопасности посадки вертолета на корабельную ВППл в сложных метеоусловиях.
Предложенный технический результат достигается тем, что в способ отображения информации о вертикальном перемещении корабельной взлетно-посадочной площадки при посадке вертолета на корабль, заключающийся в том, что на ангаре или иной надстройке корабля в положении, близком к вертикальному, лицевой стороной, направленной в сторону захода вертолета на посадку, устанавливают многофункциональный индикатор вертикального перемещения ВППл, на котором имеются два информационных поля со световыми элементами на основе цветных сверхъярких светодиодов, на втором из которых параллельно длинной стороне индикатора обеспечивается отображение амплитуды вертикальной качки и текущего положения центра ВППл на ней в виде столбчатой диаграммы одного цвета при движении вниз и другого - при движении вверх и началом которой является линейка светодиодов, отображающая текущее положение ВППл, а концом - линейка светодиодов, отображающая прогнозируемое положение ВППл при ее движении снизу вверх или сверху вниз, причем на первом информационном поле отображается символ индикации положения ВППл, безопасного для причаливания вертолета, - положения, близкого к горизонтальному, когда ВППл займет его при движении вниз, причем отображение символа индикации и столбиковой диаграммы исполнены различными цветами.
Сравнение предлагаемого решения с известными техническими решениями показывает, что оно обладает новой совокупностью существенных признаков, которые совместно с известными позволяют успешно реализовать поставленную цель.
Сущностью предложенного решения является то, что на первом информационном поле вместо шкалы отображается символ индикации положения ВППл, безопасного для причаливания вертолета, - положения, близкого к горизонтальному, которое она (ВППл) займет при движении ВППл вниз. Символ индикации имеет цвет иной, чем цвет столбиковой диаграммы при движении вниз.
Благодаря введению символа индикации положения ВППл, безопасного для причаливания вертолета, повышается уровень информированности летчика для принятия решения о причаливания вертолета.
На фиг. 1 показан вид панели при движении ВППл вниз - начало движения.
На фиг. 2 показан вид панели при движении ВППл вверх.
На фиг. 3 показана условная траектория движения центра ВППл и дана ее разметка по высоте, где:
1 - многофункциональный индикатор вертикального перемещения;
2 - информационное поле 1 - поле индикации символа индикации положения ВППл, безопасного для причаливания вертолета на корабль;
3 - информационное поле 2 - поле индикации амплитуды вертикальной качки центра ВППл и текущего положения перемещения центра ВППл;
4 - текущее положение центра ВППл при его движении вниз;
5 - расчетная столбиковая диаграмма амплитуды вертикального перемещения центра ВППл при его движении вниз;
6 - символ индикации положения ВППл, безопасного для причаливания вертолета на корабль;
7 - прогнозируемое нижнее положение центра ВППл при его движении вниз;
8 - расчетная столбиковая диаграмма амплитуды вертикального перемещения центра ВППл при его движении вверх;
9 - текущее положение центра ВППл при его движении вверх;
10 - прогнозируемое верхнее положение центра ВППл при его движении вверх;
Ha1 - амплитуда вертикальной качки центра ВППл при движении вниз;
На2 - амплитуда вертикальной качки центра ВППл при движении вверх;
hпос - расстояние по высоте от текущего положения центра ВППл на траектории до положения, когда ВППл займет горизонтальное положение.
Для осуществления заявляемого способа летчик обеспечивается информацией о наступлении момента, благоприятного для причаливания. Этот момент наступает, когда текущее положение центра ВППл будет находиться по горизонтали в зоне, близкой к зоне расположения символа.
Способ осуществляют следующим образом.
С помощью вычислительного устройства по нескольким измерениям периода качки ВППл вычисляется прогнозное значение амплитуды Ha1 и На2 вертикального перемещения центра ВППл на очередной период качки. Амплитуда определяется с учетом килевой, бортовой качек и вертикального перемещения центра корабля и с учетом месторасположения центра ВППл относительно месторасположения датчиков навигационной системы. В соответствии с вычисленными значениями амплитуды включаются столбиковые диаграммы 5 или 8 и соответственно расчетные нижние строки 7 светодиодов диаграмме 5 и верхние 10 на диаграмме 8.
Если при движении центра ВППл вниз ВППл может оказаться в положении, близком к горизонтальному, то на поле 1 включается символ 6 на соответствующей высоте hпос амплитуды вертикального перемещения. При приближении текущего положения ВППл 4 к символу 6 летчик осуществляет маневр на причаливание вертолета практически автоматически.
Преимущество изобретения состоит в том, что летчику предоставляется информация о положении центра ВППл в виде и объеме, достаточном для своевременного принятия решения на припалубливание вертолета на корабельную ВППл.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Способ отображения информации о вертикальном перемещении корабельной взлетно-посадочной площадки при посадке вертолета на корабль | 2016 |
|
RU2626801C1 |
Способ отображения информации о вертикальном перемещении корабельной взлетно-посадочной площадки при посадке вертолета на корабль | 2016 |
|
RU2613124C1 |
Способ отображения информации о вертикальном перемещении корабельной взлетно-посадочной площадки при посадке вертолета на корабль | 2016 |
|
RU2626802C1 |
СПОСОБ ОТОБРАЖЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ О ВЕРТИКАЛЬНОМ ПЕРЕМЕЩЕНИИ КОРАБЕЛЬНОЙ ВЗЛЕТНО-ПОСАДОЧНОЙ ПЛОЩАДКИ ПРИ ПОСАДКЕ ВЕРТОЛЕТА НА КОРАБЛЬ | 2012 |
|
RU2506654C2 |
Система"Автоматический световой указатель положения палубы при качке" | 2018 |
|
RU2695029C1 |
Система посадки летательного аппарата на корабль с применением цифровых технологий | 2020 |
|
RU2734173C1 |
Светотехническое оборудование взлетно-посадочной площадки корабля | 2019 |
|
RU2739849C1 |
КОМАНДНО-ПИЛОТАЖНЫЙ ИНДИКАТОР | 2019 |
|
RU2716886C1 |
Система управления полётами, заходом на посадку и посадкой вертолетов для оборудования стартовых командных пунктов надводных кораблей и диспетчерских пунктов, размещаемых на судах и морских платформах | 2017 |
|
RU2667654C1 |
Оптическая система посадки вертолета на корабельную взлетно-посадочную площадку | 2018 |
|
RU2692413C1 |
Изобретение относится к способам отображения информации о вертикальном перемещении корабельной площадки при посадке вертолета на корабль. Устанавливают на ангаре или иной надстройке корабля в положении, близком к вертикальному, лицевой стороной в сторону захода вертолета на посадку, многофункциональный индикатор вертикального перемещения взлетно-посадочной площадки (ВППл), на котором находятся два информационных поля со световыми элементами на основе цветных сверхъярких светодиодов, на втором из которых параллельно длинной стороне индикатора обеспечивается отображение амплитуды вертикальной качки и текущего положения центра ВППл в виде столбчатой диаграммы, меняющей цвет в зависимости от движения вверх или вниз, а на первом – отображается символ индикации положения ВППл, безопасного для причаливания вертолета при движении вниз, причем отображение символа индикации и столбчатой диаграммы исполнены различными цветами. Обеспечивается безопасность посадки вертолета на палубу корабля в сложных метеоусловиях. 3 ил.
Способ отображения информации о вертикальном перемещении корабельной ВППл при посадке вертолета на корабль, заключающийся в том, что на ангаре или иной надстройке корабля в положении, близком к вертикальному, лицевой стороной, направленной в сторону захода вертолета на посадку, устанавливают многофункциональный индикатор вертикального перемещения ВППл, на котором имеются два информационных поля со световыми элементами на основе цветных сверхъярких светодиодов, на втором из которых параллельно длинной стороне индикатора обеспечивается отображение амплитуды вертикальной качки и текущего положения центра ВППл в виде столбчатой диаграммы одного цвета при движении вниз и другого - при движении вверх и началом которой является линейка светодиодов, отображающая текущее положение ВППл, а концом - линейка светодиодов, отображающая прогнозируемое положение ВППл при ее движении снизу вверх или сверху вниз, отличающийся тем, что на первом информационном поле отображается символ индикации положения ВППл, безопасного для причаливания вертолета, - положения, близкого к горизонтальному, когда ВППл займет его при движении вниз, причем отображение символа индикации и столбиковой диаграммы исполнены различными цветами.
СПОСОБ ОТОБРАЖЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ О ВЕРТИКАЛЬНОМ ПЕРЕМЕЩЕНИИ КОРАБЕЛЬНОЙ ВЗЛЕТНО-ПОСАДОЧНОЙ ПЛОЩАДКИ ПРИ ПОСАДКЕ ВЕРТОЛЕТА НА КОРАБЛЬ | 2012 |
|
RU2506654C2 |
КОРАБЕЛЬНАЯ ОПТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ПОСАДКИ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ | 1993 |
|
RU2083443C1 |
ИНДИКАТОР ГОРИЗОНТАЛИ СВЕТОВОЙ | 2008 |
|
RU2376211C2 |
US 3537066 A1, 20.12.2009 | |||
US 3183479 A1, 11.05.1965. |
Авторы
Даты
2017-03-14—Публикация
2016-02-02—Подача