БУРОВАЯ МАЧТА Российский патент 2014 года по МПК E21B15/00 

Описание патента на изобретение RU2509202C1

Изобретение относится к области бурения скважин, а именно к буровым мачтам, преимущественно для установок неглубокого бурения. Использование последних в настоящее время ограничивается периодом, когда температура воздуха не опускается ниже минус 10°. Это объясняется отсутствием для них буровых мачт, обеспечивающих создание нормальных условий работы для бурового персонала. Необходимость же использования буровых установок с передвижными мачтами обусловлена значительным удельным весом в общем балансе рабочего времени монтажно-демонтажных работ и перевозок.

Известна буровая мачта, содержащая основание, четырехгранный копер с поперечным и диагональным несущими стержнями и кронблочной рамой (см. Волков С.А. и Волков А.С. Справочник по разведочному бурению, М., Госгеолтехиздат, 1963, с.152-153).

Недостатком данной мачты является трудоемкость изготовления и значительные затраты времени на перевозку, т.к. мачта является неразборной и перевозится в вертикальном положении. Кроме того, она недостаточно полно защищает обслуживающий персонал от осадков и низких температур.

Наиболее близкой к предложенной по технической сущности и достигаемому результату является буровая мачта, включающая основание, кронблочную раму, ствол в виде усеченной пирамиды, состоящей из двух продольных секций со сквозным проемом между ними, нижние концы которых шарнирно соединены с основанием, а верхние - через кронблочную раму между собой, шарнирные тяги и механизм подъема и опускания ствола мачты (см. авт. св. СССР №1260503, кл. Е21В 15/00, 1985 г).

К недостаткам данной конструкции мачты следует отнести:

- значительные затраты времени на монтаж-демонтаж мачты, особенно в случае использования ее в зимних условиях из-за необходимости использования обшивки ствола;

- низкая транспортабельность мачты из-за значительных габаритов по высоте, равная сумме секций, а в случае использования обшивки - высоте основания. Этот недостаток особо сказывается при транспортировке под мостами, высоковольтными линиями электропередач и т.д.;

- значительная металлоемкость из-за целостности составляющих ее секций;

- опасность проведения монтажно-демонтажных работ из-за отсутствия жесткой связи между подъемником и стволом;

- необходимость применения дополнительных технических приспособлений для поддержания ствола при подъеме мачты и ее опускания, что резко повышает трудоемкость операций при проведении монтажно-демонтажных работ.

В связи с изложенным техническим результатом изобретения является устранение указанных недостатков.

Указанный технический результат достигается тем, что в буровой мачте, включающей основание, кронблочную раму, ствол в виде усеченной пирамиды, состоящей из двух продольных секций со сквозным проемом между ними, нижние концы которых шарнирно соединены с основанием, а верхние - через кронблочную раму между собой, шарнирные тяги и механизм подъема и опускания ствола мачты, согласно изобретению секции ствола выполнены в виде швеллерообразных элементов с разным поперечным сечением, а, по меньшей мере, часть обшивки ствола выполнена из эластичного материала и закреплена с возможностью перекрытия сквозных проемов между секциями, задняя из которых соединена с кронблочной рамой жестко, а передняя секция - шарнирно, при этом шарнирные тяги с одной стороны постоянно соединены с основанием, а с другой - с нижней частью передней секции ствола.

Достижению указанного технического результат способствует также и то, что;

- в качестве основания использовано буровое здание с горизонтальными и вертикальными элементами и транспортной базой, причем основание ствола мачты совмещено с несущими элементами бурового здания;

- задняя секция ствола выполнена с более длинными полками, но с меньшей шириной, чем передняя и установлена в рабочем положении перпендикулярно к горизонтальным несущим элементам бурового здания;

- механизм подъема и опускания ствола выполнен в виде гидроцилиндров, шоки которых шарнирно соединены с вертикально расположенной секцией, а корпус - с буровым зданием.

Изобретение поясняется чертежом, где на фиг.1 изображен общий вид мачты в аксонометрии (без укрытия); на фиг.2 - вид мачты сбоку; на фиг.3 - вид мачты в транспортном положении; на фиг.4 и 5 - сечение А-А на фиг.2 соответственно в рабочем и транспортном положении.

Буровая мачта содержит буровое здание 1 (см. фиг.1, 2 и 3) с вертикальными и горизонтальными опорными элементами соответственно 2а и 2б и транспортной базой 2в, ствол 3 в виде усеченной пирамиды и механизм подъема и опускания ствола 3 в виде гидроцилиндров 5. Ствол 3 выполнен с прямоугольным основанием, совмещенным с горизонтальными опорными элементами 2б, и кронблочной рамой 4. Такое выполнение ствола 3 обеспечивает равномерное распределение нагрузки на опорные элементы здания 1 и создает комфортные условия для обслуживающего персонала благодаря размещению внутри ствола всего бурового оборудования и инструмента. Буровое здание 1, ствол 3 и кронблочная рама 4 оснащены обшивкой 6, по меньшей мере, часть которой выполнена из эластичного материала 7, а другая часть 8 - из твердого материала, например из досок. Возможен вариант выполнения обшивки 6 полностью из эластичного материала. Это позволяет значительно ускорить монтаж-демонтаж ствола 3 благодаря тому, что использование такой обшивки 6 обеспечивает складывание секций 9а и 9б в транспортное положение и установку в рабочее положение без каких-либо дополнительных затрат и без использования дополнительных приспособлений. Ствол 3 мачты образован двумя швеллерообразными секциями 9а и 9б с разным поперечным сечением, причем задняя секция 9а выполнена с более длинными полками 10а, чем полки 10б у передней секции 9б, но с меньшей шириной. Это позволяет в транспортном положении размещать секцию 9б внутри другой секции 9а (см. фиг.5) и тем самым обеспечить высокую транспортабельность мачты благодаря почти двукратному уменьшению высоты ствола 3 в горизонтальном положении. Это имеет особое значение при больших расстояниях между скважинами и ограничениях для транспортных средств по высоте. Кроме того, это позволяет повысить устойчивость буровой мачты, а следовательно, и снизить затраты времени, связанные с ее перевозкой, а использование швеллерообразных секций, кроме того, позволяет снизить металлоемкость ствола 3 при одновременном повышении его грузоподъемности. При этом благодаря выполнению задней грани 9б с большей шириной полок повышается жесткость этой грани, а установка ее перпендикулярно к основанию создает наиболее благоприятные условия для работы этой секции, являющейся наиболее нагруженной. Задняя секция 9а соединена с кронблочной рамой 4 жестко, а с основанием (буровым зданием 1) - шарнирно посредством оси 11. В рабочем положении она дополнительно фиксируется относительно опорных элементов 2б съемными осями 12 и располагается перпендикулярно к основанию, при этом ось 11 располагается в одной плоскости со съемными осями 12. При этом передняя секция 96 соединена с кронблочной рамой 4 и буровым зданием 1 шарнирно соответственно посредством осей 13 и 14, последняя из которых является съемной. Нижняя часть секции 96 дополнительно соединена с буровым зданием 1 посредством тяг 15, шарнирно соединенных с несущими элементами 2б и полками 10б. Длина полок 10а и 10б, образующих боковую грань пирамиды, составляют вместе меньше длины основания пирамиды и тем самым образуют продольный разъем 16 на боковых гранях, который в рабочем положении перекрывается эластичным материалом 7. Для удобства работы задняя и передняя грани ствола 3 снабжены секциями 17, а секции 9а и 9б для повышения их жесткости имеют несущие тяги 18. Длина тяг 15 выбирается таким образом, чтобы обеспечить свободный поворот секций 9а и 9б вокруг осей 11 при выдвижении или утапливании гидроцилиндров 5. При этом штоки гидроцилиндров 5 шарнирно соединены с задней гранью ствола 3, а корпуса гидроцилиндров 5 - с несущими элементами бурового здания 1.

Монтаж мачты осуществляют в следующей последовательности. После доставки буровой мачты на место работ при помощи гидроцилиндров 5 начинают поднимать заднюю секцию 9а, которая поворачивается вокруг оси 11. Посредством тяг 15 вращение секции 9а передается на переднюю секцию 9б и ствол 3 мачты устанавливается в рабочее положение, т.е. вертикально. В этом положении задняя секция 9а фиксируется относительно бурового здания 1 съемными осями 12, а передняя секция 9б - съемными осями 14. При этом эластичный материал 7 растягивается и перекрывает боковой проем 16 с обеих сторон ствола 3.

Демонтаж мачты осуществляется в обратной последовательности.

Применение предложенной буровой мачты позволит снизить затраты на ее монтаж-демонтаж при использовании мачты с обшивкой, повысить транспортабельность, снизить металлоемкость, повысить безопасность и комфортабельность работ и тем самым повысить эффективность использования самоходных и передвижных буровых установок.

Похожие патенты RU2509202C1

название год авторы номер документа
Буровая мачта 1986
  • Булгаков Евгений Семенович
  • Панин Николай Митрофанович
  • Сычев Михаил Иванович
  • Калиничев Владимир Николаевич
  • Рубан Александр Борисович
SU1382923A1
Буровая мачта 1989
  • Агафонов Александр Васильевич
  • Булгаков Евгений Семенович
  • Калиничев Владимир Николаевич
  • Лузанов Сергей Михайлович
  • Панин Николай Митрофанович
SU1640345A1
Буровая мачта 1988
  • Булгаков Евгений Семенович
  • Сычев Михаил Иванович
  • Панин Николай Митрофанович
  • Агафонов Александр Васильевич
  • Калиничев Владимир Николаевич
  • Лузанов Сергей Михайлович
  • Кондинский Игорь Владимирович
  • Порошин Анатолий Павлович
SU1511370A1
Буровая мачта 1987
  • Булгаков Евгений Семенович
  • Панин Николай Митрофанович
  • Калиничев Николай Викторович
  • Сычев Михаил Иванович
SU1461859A1
Мачта бурового станка 1979
  • Миронов Анатолий Алексеевич
  • Ребрик Борис Михайлович
  • Булгаков Евгений Семенович
  • Барашков Вячеслав Андреевич
  • Сироткин Николай Васильевич
  • Панин Николай Митрофанович
  • Лебедев Александр Иванович
  • Кулдошин Игорь Павлович
SU832029A1
Самоходная буровая установка 1991
  • Зиннатуллин Марс Хамидуллич
  • Ешимов Георгий Карожанович
SU1838565A3
КОМПОНОВКА МОБИЛЬНОЙ БУРОВОЙ УСТАНОВКИ МБУ 180 2008
  • Алексеев Андрей Васильевич
  • Власов Максим Анатольевич
  • Горбунов Алексей Викторович
RU2387785C1
УСТАНОВКА ДЛЯ БУРЕНИЯ, ИСПЫТАНИЯ И РЕМОНТА НЕФТЯНЫХ И ГАЗОВЫХ СКВАЖИН УПА-80 2007
  • Орлов Николай Григорьевич
  • Шарафутдинов Гафур Сабурович
  • Пищаев Денис Владимирович
RU2362868C1
МОБИЛЬНАЯ АНТЕННАЯ УСТАНОВКА 2019
  • Долбенков Владимир Григорьевич
  • Панетелеев Алексей Васильевич
  • Семёнов Александр Ильич
  • Кондратьев Анатолий Петрович
  • Косиков Андрей Викторович
  • Кузьмин Денис Андреевич
  • Зайцев Борис Иванович
  • Секистов Анатолий Николаевич
  • Ивлев Владимир Егорович
  • Аляутдин Тимур Николаевич
  • Чернявский Юрий Эдуардович
  • Клочек Виктор Павлович
RU2737921C1
БУРОВАЯ УСТАНОВКА СТАЦИОНАРНАЯ САМОМОНТИРУЕМАЯ 2013
  • Рыбников Александр Николаевич
RU2533411C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 509 202 C1

Реферат патента 2014 года БУРОВАЯ МАЧТА

Изобретение относится к области бурения скважин, а именно к буровым мачтам, преимущественно для установок неглубокого бурения. Буровая мачта включает основание, кронблочную раму, ствол в виде усеченной пирамиды, состоящей из двух продольных секций со сквозным проемом между ними, нижние концы которых шарнирно соединены с основанием, а верхние - через кронблочную раму между собой, шарнирные тяги и механизм подъема и опускания ствола мачты. Особенностью предложенной буровой мачты является то, что секции ее ствола выполнены в виде швеллерообразных элементов с разным поперечным сечением, а, по меньшей мере, часть обшивки ствола выполнена из эластичного материала и закреплена с возможностью перекрытия сквозных проемов между секциями, задняя из которых соединена с кронблочной рамой жестко, а передняя секция - шарнирно, при этом шарнирные тяги с одной стороны постоянно соединены с основанием, а с другой - с нижней частью передней секции ствола. Применение предложенной мачты позволяет снизить затраты на монтаж-демонтаж, повысить транспортабельность, снизить металлоемкость и повысить безопасность работ. 3 з.п. ф-лы, 5 ил.

Формула изобретения RU 2 509 202 C1

1. Буровая мачта, включающая основание, кронблочную раму, ствол в виде усеченной пирамиды, состоящей из двух продольных секций со сквозным проемом между ними, нижние концы которых шарнирно соединены с основанием, а верхние - через кронблочную раму между собой, шарнирные тяги и механизм подъема и опускания ствола мачты, отличающаяся тем, что секции ствола выполнены в виде швеллерообразных элементов с разным поперечным сечением, а, по меньшей мере, часть обшивки ствола выполнена из эластичного материала и закреплена с возможностью перекрытия сквозных проемов между секциями, задняя из которых соединена с кронблочной рамой жестко, а передняя секция - шарнирно, при этом шарнирные тяги с одной стороны постоянно соединены с основанием, а с другой - с нижней частью передней секции ствола.

2. Буровая мачта по п.1, отличающаяся тем, что в качестве ее основания использовано буровое здание с горизонтальными и вертикальными элементами и транспортной базой, причем основание ствола мачты совмещено с несущими элементами бурового здания.

3. Буровая мачта по п.1, отличающаяся тем, что задняя секция ствола выполнена с более длинными полками, но с меньшей шириной, чем передняя и установлена в рабочем положении перпендикулярно к горизонтальным несущим элементам бурового здания;.

4. Буровая мачта по п.1, отличающаяся тем, что механизм подъема и опускания ствола выполнен в виде гидроцилиндров, шоки которых шарнирно соединены с вертикально расположенной секцией, а корпус - с буровым зданием.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2014 года RU2509202C1

Способ монтажа буровой вышки 1985
  • Подгорный Николай Иванович
  • Овчинников Евгений Николаевич
  • Ратникова Людмила Владимировна
  • Лопатин Александр Павлович
  • Глушкина Виктория Павловна
  • Григорьев Александр Иванович
SU1260503A1
Мачта бурового станка 1979
  • Миронов Анатолий Алексеевич
  • Ребрик Борис Михайлович
  • Булгаков Евгений Семенович
  • Барашков Вячеслав Андреевич
  • Сироткин Николай Васильевич
  • Панин Николай Митрофанович
  • Лебедев Александр Иванович
  • Кулдошин Игорь Павлович
SU832029A1
Буровая мачта 1984
  • Кулдошин Игорь Павлович
  • Насыров Асхат Шарифович
  • Конин Владимир Александрович
  • Комиссаров Юрий Яковлевич
  • Лебедкин Павел Исаакович
SU1244276A1
Буровая мачта 1986
  • Булгаков Евгений Семенович
  • Панин Николай Митрофанович
  • Сычев Михаил Иванович
  • Калиничев Владимир Николаевич
  • Рубан Александр Борисович
SU1382923A1
Буровая установка 1987
  • Романько Константин Лукич
  • Лузганов Владимир Иванович
  • Катырева Светлана Викторовна
SU1452923A1
Укрытие буровой установки 1990
  • Зиннатуллин Марс Хамидуллич
  • Ешимов Георгий Карожанович
  • Кастерин Юрий Павлович
SU1765343A1
БУРОВАЯ УСТАНОВКА 2007
  • Середкин Владимир Георгиевич
RU2351733C1
МАЧТА ТЕЛЕСКОПИЧЕСКАЯ УСТАНОВКИ ДЛЯ БУРЕНИЯ, ОСВОЕНИЯ И РЕМОНТА НЕФТЯНЫХ И ГАЗОВЫХ СКВАЖИН 2010
  • Усманов Камиль Инсафович
  • Усманов Рамиль Инсафович
  • Кузнецов Сергей Николаевич
  • Кузнецов Николай Иванович
  • Алексеев Андрей Васильевич
RU2446265C2
Способ приготовления лака 1924
  • Петров Г.С.
SU2011A1

RU 2 509 202 C1

Авторы

Калиничев Владимир Николаевич

Татарчук Юрий Серафимович

Кузьмичев Станислав Сергеевич

Думкин Лев Николаевич

Барашков Вячеслав Андреевич

Панин Николай Митрофанович

Даты

2014-03-10Публикация

2012-12-13Подача