Изобретение относится к методам неразрушающего контроля и может быть использовано для диагностики устройств контроля схода подвижного состава (УКСПС).
Уровень техники контроля дефектности объекта УКСПС известен из способа, заключающегося в том, что при контроле качества сборки и надежности сборочной единицы в разрушаемом элементе возбуждают резонансные механические колебания ультразвуковым излучателем в заданном частотном интервале, содержащем основные гармоники, выделяют резонансные пики в заданном частотном интервале, сравнивают их с эталонными значениями, при этом за эталонное значение дополнительно принимают заданное нормируемое сопротивление электрической цепи, возбуждение резонансных механических колебаний производят в процессе изготовления сборочной единицы при осуществлении контроля электрического сопротивления цепи сборочной единицы, при этом излучатель ультразвуковых механических колебаний располагают на контрольном элементе сборочной единицы, а контроль проводят по одному резонансному пику, о качестве сборки сборочной единицы и наличию дефектов судят по величине расхождения частот резонансного пика и эталонного и по сравнению сопротивления электрической цепи сборочной единицы с эталонным, о надежности работы сборочной единицы в процессе эксплуатации судят по расхождению частот резонансного пика и эталонного при отсутствии контроля сопротивления электрической цепи сборочной единицы (RU 2387987).
Недостаток данного технического решения заключается в сложности реализации способа в условиях, когда контролируемые элементы установлены на железной дороге, способ требует высококвалифицированных специалистов по контролю как в условиях завода изготовителя УКСПС, так и условиях эксплуатации данных устройств. Способ предполагает установку пьезодатчиков всегда в одном положении на контролируемом элементе. В условиях завода это возможно, на элементах, находящихся в эксплуатации, практически невозможно. Данный способ позволяет производить контроль датчиков только цилиндрической формы, что значительно сокращает область его применения.
Задачей заявляемого технического решения является повышение безопасности железнодорожного движения.
В процессе решения поставленной задачи достигается технический результат, заключающийся в повышении надежности выявления дефектных контрольных элементов УКСПС, имеющих различную геометрическую форму, находящихся в процессе эксплуатации, отсутствует необходимость располагать индикатор в одном положении на контролируемом элементе, так как при контроле элементов цилиндрической формы контроль проводится по всей окружности элемента.
Технический результат достигается тем, что в способе контроля разрушаемых элементов УКСПС, заключающемся в том, что контроль производят методом магнитной памяти металла (МПМ) и вихретоковым методом (ВТМ), о непригодности элементов судят при обнаружении дефектов в элементе одним из методов, при этом дефектом при контроле МПМ являются наличие локальных зон с измененной структурой материала, имеющих высокие механические напряжения, градиент напряженности собственных магнитных полей рассеяния которых не превышает эталонное значение 5*10 А/м2 на разрушаемых элементах цилиндрической формы, а на элементах плоской формы - 13*104 А/м2, а дефектом при контроле ВТМ является наличие микротрещин в разрушаемом элементе с раскрытием более 0,05 мм. Кроме того на разрушаемых элементах цилиндрической формы контроль проводят по всей окружности контрольного элемента.
В процессе эксплуатации УКСПС контрольные элементы подвергаются вибрации от проходящих составов, ударам различной силы от свисающих предметов, выходящих за предел нижнего габарита. Такие процессы приводят к накоплению усталостных явлений в контрольном элементе, которые приводят к разрушению контрольной вставки, при этом усилия, приводящие к разрушению контрольного элемента, могут быть значительно меньше, чем те, на которые рассчитана данная контрольная вставка в исходном состоянии. Поскольку контролируемые датчики находятся при постоянном воздействии вибрации от проходящих составов, то можно говорить о явлении циклической усталости материала контрольных элементов. Практикой установлено, что, если элемент многократно подвергать переменным напряжениям, в нем появляются микротрещины, которые постепенно развиваются, приводя элемент к разрушению. Но прежде чем произойти такому явлению, как зарождение микротрещины в материале, происходят структурные изменения, которые приводят к появлению значительных механических напряжений в локальных объемах. Таким образом, разрушение контрольного элемента УКСПС можно разбить на две независимые стадии, первая - образование локальных объемов с высокими механическими напряжениями, вторая - появление и развитие микротрещин до разрушения контрольного элемента. Исходя из этого предлагается способ контроля разрушаемых элементов УКСПС, при котором контроль разрушаемых элементов на стадии образования локальных объемов с высокими механическими напряжениями проводится методом МПМ, а на стадии образования и развития микротрещин - ВТМ.
МПМ заключается в регистрации градиента напряженности собственных магнитных полей рассеяния (СМПР) Нр, возникающих в материале в локальных зонах концентрации напряжений под действием циклических нагрузок. При этом СМПР в объекте контроля отражает фактическое распределение деформаций и напряжений. Контроль разрушаемого контрольного элемента проводится по поверхности специализированным феррозондовым магнитометром ИКНМ-2ФП с двумя каналами измерения градиента напряженности СМПР. Связь между величиной градиента напряженности магнитного поля Нр и величиной концентрации напряжений в локальных зонах устанавливали опытным путем. Установлено, что на новых бездефектных контрольных образцах при контроле МПМ градиент напряженности собственных магнитных полей рассеяния Нр не превышает на разрушаемых элементах цилиндрической формы значения 5*104 А/м2, а на элементах плоской формы значения 13*104 А/м2, данные значения предлагается использовать как эталонные.
МВТ заключается в изменении параметров взаимодействия внешнего электромагнитного поля с электромагнитным полем вихревых токов, наводимых возбуждающей катушкой в электропроводящем контрольном объекте этим полем. В качестве источника электромагнитного поля используется индуктивная катушка, которая встроена в вихретоковый преобразователь (вихретоковый датчик). Ток в катушке вихретокового преобразователя создает электромагнитное поле, которое возбуждает вихревые токи в исследуемом контролируемом объекте. При наличии микротрещин в контролируемом элементе более 0,05 мм, электромагнитное поле вихревых токов изменяется и соответственно меняется и воздействие на катушку преобразователя и наводящаяся в ней электродвижущая сила. Сигнал с вихретокового датчика (преобразователя) анализируется и по полученным данным делается вывод о наличии или отсутствии трещины в объекте контроля. Контроль разрушаемого контрольного элемента проводили по поверхности специализированным вихретоковым преобразователем ЭМИТ-1М, позволяющим определить микротрещину в разрушаемом элементе с раскрытием более 0,05 мм.
Предлагаемый способ позволяет оценить надежность разрушаемых контрольных элементов УКСПС, находящихся в рабочем состоянии, тем самым избежать трудоемкой и сложной операции монтажа и демонтажа УКСПС.
Изобретение иллюстрируется чертежами, на котором показана одна сборочная единица УКСПС, разрушаемый элемент цилиндрической формы (таких сборочных единиц, соединенных между собой в единую электрическую цепь в УКСПС, может быть несколько) и реализация способа контроля, на фиг.1, 2 - вихретоковым методом (ВТМ), на фиг.3, 4 - методом магнитной памяти металла (МПМ). На образцах плоской формы движение модуля МПМ и ВТМ в районе шейки разрушаемого элемента происходит, как показано на фиг.5.
Способ контроля разрушаемых элементов УКСПС осуществляется следующим образом.
Первоначально проводится контроль ВТМ. На контрольный образец при помощи щипцов 2 вихретокового преобразователя ЭМИТ-1М, на которых установлен датчик вихретокового контроля 3, в районе шейки разрушаемого элемента 1 в соответствии с фиг.1 устанавливается датчик вихретокового контроля 3 и поворотом щипцов 2 на 360° в соответствии с фиг.2. проводится контроль. Разрушаемый элемент считается бездефектным, если в процессе проворота в зоне светодиодной индикации ЭМИТ-1М загорится зеленый светодиод. В этом случае проводится контроль методом МПМ. Контроль разрушаемого контрольного элемента методом МПМ проводиться при помощи щипцов 4 специализированным феррозондовым магнитометром ИКНМ-2ФП с двумя каналами измерения напряженности СМПР, на которых установлен датчик напряженности магнитного поля 3. В районе шейки разрушаемого элемента 1 в соответствии с фиг.3 и поворотом щипцов 4 на 360° в соответствии с фиг.4 проводится контроль. Изделие считают выдержавшим испытания, если в процессе проворота щипцов 4 на индикаторе ИКНМ-2ФП отображается график зависимости градиента напряженности магнитного поля, не превышающий значения 5*104 А/м2. Если при контроле ВТМ светодиодная индикация загорается красным цветом, что говорит о наличии в зоне испытания микротрещины, изделие считается бракованным и дальнейшему исследованию не подвергается.
При контроле плоских образцов последовательность та же самая, отличие составляет значение градиента напряженности магнитного поля. До величины порядка 13*104 А/м2 контрольный элемент считается годным. По предлагаемому способу был проведен контроль устройств УКСПС-П, установленных на Рижско-Савеловской дистанции Московской железной дороги, имеющих плоские контрольные элементы.
Было обследовано 22 устройства УКСПС-П, установленные в работу (на каждом устройстве установлено пять разрушаемых элементов). Были обследованы 14 датчиков из комплектов ЗИП к данным устройствам.
Установлено:
Специальной подготовки поверхности и демонтажа деталей УКСПС для проведения измерений не требуется. Напряженно-деформированное состояние всех обследованных датчиков УКСПС-П находится в пределах нормы. Среднее значение градиента напряженности магнитного поля датчиков из комплекта ЗИП составляет 0,9 А/м2; для датчиков, установленных в пути - 2,6 А/м2. Для датчиков УКСПС-П, установленных в пути, распределение градиентов напряженности следующее:
- 63 датчиков (или 57%) имеют градиент <5,0 А/м2;
- 45 датчиков (или 41%) имеют градиент от 5,0 до 10,0 А/м2;
- 2 датчика (или 2%) имеют градиент от 10,0 до 12,5 А/м2 (браковочное значение градиента напряженности составляет 13,0 А/м2).
На разрушаемых элементах, на которых выявлен градиент напряженности, больший 10,0 А/м2, рекомендовано провести повторный контроль через 1 месяц для выявления динамики изменения напряженно-деформированного состояния разрушаемых элементов. На всех исследуемых разрушаемых элементах при контроле ВТМ микротрещин в зоне контроля не обнаружено.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
УСТРОЙСТВО ДИАГНОСТИКИ КОНТРОЛЬНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ УСТРОЙСТВА КОНТРОЛЯ СХОДА ПОДВИЖНОГО СОСТАВА (УКСПС) | 2014 |
|
RU2554028C1 |
СПОСОБ КОМПЛЕКСНОЙ ДИАГНОСТИКИ СВАРНЫХ ШВОВ РЕЛЬСОВ БЕССТЫКОВОГО ПУТИ И ПРИБОР ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2020 |
|
RU2742599C1 |
СПОСОБ КОМПЛЕКСНОГО КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА СВАРНОГО ШВА РЕЛЬСОВОГО СТЫКА | 2018 |
|
RU2698510C1 |
СПОСОБ КОНТРОЛЯ РЕЛЬСОВЫХ ПЛЕТЕЙ БЕССТЫКОВОГО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПУТИ | 2011 |
|
RU2454344C1 |
СПОСОБ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА СБОРКИ И НАДЕЖНОСТИ СБОРОЧНОЙ ЕДИНИЦЫ | 2009 |
|
RU2387987C1 |
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОСТАТОЧНЫХ НАПРЯЖЕНИЙ В ИЗДЕЛИЯХ ИЗ ФЕРРОМАГНИТНЫХ МАТЕРИАЛОВ | 2005 |
|
RU2298772C1 |
СПОСОБ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ ИЗБЫТОЧНОЙ КОРРОЗИИ СТАЛИ | 2015 |
|
RU2570704C1 |
СПОСОБ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА ИЗДЕЛИЙ | 2014 |
|
RU2585796C1 |
ПРИБОР ДЛЯ НЕРАЗРУШАЮЩЕГО КОНТРОЛЯ МЕТАЛЛОВ | 1993 |
|
RU2082159C1 |
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОСТАТОЧНЫХ НАПРЯЖЕНИЙ В ИЗДЕЛИЯХ ИЗ ФЕРРОМАГНИТНЫХ МАТЕРИАЛОВ | 2006 |
|
RU2303769C1 |
Использование: для диагностики устройств контроля схода подвижного состава (УКСПС). Сущность изобретения заключается в том, что контроль производят методом магнитной памяти металла (МПМ) и вихретоковым методом (ВТМ), о непригодности элементов судят при обнаружении дефектов в элементе одним из методов, при этом дефектом при контроле методом МПМ является наличие локальных зон с измененной структурой материала, имеющих высокие механические напряжения, градиент напряженности собственных магнитных полей рассеяния которых не превышает эталонное значение 5*104 А/м2 на разрушаемых элементах цилиндрической формы, а на элементах плоской формы - 13*104 А/м2, а дефектом при контроле ВТМ является наличие микротрещин в разрушаемом элементе с раскрытием более 0,05 мм. Технический результат: повышение надежности выявления дефектных контрольных элементов УКСПС, имеющих различную геометрическую форму, находящихся в процессе эксплуатации. 1 з.п. ф-лы, 5 ил.
1. Способ контроля разрушаемых элементов устройства контроля схода подвижного состава (УКСПС), заключающийся в том, что контроль производят методом магнитной памяти металла (МПМ) и вихретоковым методом (ВТМ), о непригодности элементов судят при обнаружении дефектов в элементе одним из методов, при этом дефектом при контроле методом МПМ являются наличие локальных зон с измененной структурой материала, имеющих высокие механические напряжения, градиент напряженности собственных магнитных полей рассеяния которых не превышает эталонное значение 5*104 А/м2 на разрушаемых элементах цилиндрической формы, а на элементах плоской формы - 13*104 А/м2, а дефектом при контроле ВТМ является наличие микротрещин в разрушаемом элементе с раскрытием более 0,05 мм.
2. Способ контроля по п.1, отличающийся тем, что на разрушаемых элементах цилиндрической формы контроль проводят по всей окружности контрольного элемента.
СПОСОБ НЕРАЗРУШАЮЩЕГО КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА ТЕРМООБРАБОТКИ СВАРНЫХ СОЕДИНЕНИЙ | 2005 |
|
RU2296319C2 |
Способ определения механических свойств изделий из ферромагнитных материалов и устройство для его осуществления | 1990 |
|
SU1748031A1 |
Способ электромагнитного контроля физико-механических параметров движущегося ферромагнитного материала | 1987 |
|
SU1527567A1 |
Способ контроля глубины упрочненного слоя ферромагнитных изделий | 1981 |
|
SU970205A2 |
CN 101718747A, 02.06.2010 | |||
CN 101089646A, 19.12.2007 |
Авторы
Даты
2014-05-20—Публикация
2012-12-27—Подача