Изобретение относится к способам оценки эксплуатационных свойств топлив для авиационных газотурбинных двигателей (авиакеросинов), в частности, для определения содержания в них антиоксидантов и может быть использовано в нефтехимической, авиационной и других отраслях промышленности.
Прямогонные авиакеросины, например ТС-1, содержат природные антиоксиданты. При выработке термостабильных авиакеросинов РТ, Т-6 и др. прямогонный компонент подвергают гидрогенизации и вводят в него антиоксидант агидол(2,6-ди-третбутил-4-метилфенол) в количестве 0,003-0,004% мас. с известной эффективностью ингибирования. В смесевых авиакеросинах ТС-1 имеет место снижение содержания природных антиоксидантов в результате разбавления прямогонного компонента нестабилизированным гидрогенизатом в количестве до 70% (об.).
Природные антиоксиданты в прямогонных авиакеросинах и агидол, введенный на заводе в количестве 0,003-0,004% (мас.) в гидрогенизированные авиакеросины (согласно НТД) позволяют предотвращать разрушение резинотехнических изделий (РТИ) топливных систем газотурбинных двигателей (далее ГТД), а также осуществлять длительное хранение авиакеросинов.
Во время длительного хранения содержание антиоксидантов в авиакеросинах снижается (в результате их взаимодействия со свободными радикалами) до значений значительно ниже 0,003% (мас.), а показатели качества авиакеросинов при этом некоторое время могут оставаться удовлетворительными, что позволяет использовать их по назначению. Из этого следует необходимость контроля за содержанием антиоксидантов в авиакеросинах, что позволит повысить надежность эксплуатации авиатехники.
Известны методы химического, спектрального, полирографического определения количества антиоксидантов в авиакеросинах (Е.Т. Денисов, Г.И. Ковалев. «Окисление и стабилизация реактивных топлив», М., изд-во «Химия», 1983 г., с.137). С помощью этих методов можно определять количество агидола в концентрации не ниже 0,01% (мас.), что неприемлемо для авиакеросинов, т.к. в них содержание агидола составляет 0,003-0,004% (мас.).
Известен способ количественного определения агидола в гидрогенизированных авиакеросинах с приемлемой чувствительностью - 0,0005% (мас.). Способ заключается в окислении анализируемой пробы гидрогенизированного авиакеросина без агидола и его проб с разным содержанием агидола кислородом воздуха при 120°C в присутствии инициатора окисления с последующим измерением индукционных периодов по накоплению гидроперекисей и нанесением значения индукционного периода испытуемого авиакеросина на калибровочный график, построенный в координатах индукционный период - концентрация антиоксидантов (А.С. СССР №648905, G01 N 31/00). С приемлемой чувствительностью агидол можно также определять в гидрогенизированных авиакеросинах хром-масс-спектрометрией.
Основным недостатком этих методов является невозможность определения количества природных антиоксидантов в прямогонных авиакеросинах. Так как прямогонные авиакеросины содержат антиоксиданты в виде множества соединений разного состава, то их суммарную эффективность можно оценить только через косвенные показатели, например через показатель совместимости авиакеросинов с резиной, применяемой в авиационных ГТД.
Известен ряд способов оценки совместимости авиакеросинов с резиной (А.А. Гуреев и др. «Квалификационные методы испытаний нефтяных топлив», М., изд-во «Химия», 1984 г., с.148).
Наиболее близким к заявленному способу и взятым за прототип является способ оценки совместимости авиакеросинов с резиной, по которому уплотнительное кольцо из резины, применяемой в топливных системах ГТД, из которого предварительно удалены антиоксиданты, помещают в устройство для сжатия уплотнительного кольца (на 20% его толщины), которое затем устанавливают в герметичную емкость с испытуемым авиакеросином, Далее емкость помещают в термостат, нагревают до 150°C и стабилизируют эту температуру. Усилие сжатия F1 с помощью датчика измерения усилия непрерывно контролируют в течение всего испытания и получают зависимость Fj от времени τ, после чего на данной зависимости находят максимальное усилие сжатия F1, а через τ=4 часа после фиксирования F1 на этой же зависимости определяют усилие сжатия F2 и рассчитывают значение показателя Wи.т совместимости испытуемого авиакеросина с резиной (Патент №2475738, G01 N 33/22).
Недостатком этого способа является невозможность определения количества антиоксидантов в испытуемых авиакеросинах.
Технический результат изобретения: расширение номенклатуры контролируемых показателей авиакеросинов без снижения требований по точности определения совместимости испытуемого авиакеросина с резиной, а также применение для определения количества антиоксидантов в авиакеросине, полученной в результате работы над данным изобретением зависимости показателя совместимости авиакеросина с резиной от содержания агидола в авиакеросине.
Указанный технический результат достигается тем, что в известном способе определения количества антиоксидантов в авиакеросинах, включающем выдержку испытуемого авиакеросина при 150°C в течение не менее 3 ч в герметичной емкости в контакте с применяемым в топливных системах авиационных ГТД уплотнительным резиновым кольцом, из которого предварительно удалены введенные в резину при производстве антиоксиданты и которое сжато на 20% его толщины, фиксацию зависимости изменения усилия Fj сжатия кольца от длительности испытания Т, на которой фиксируют максимальное усилие сжатия F1, по истечении отрезка времени τ от момента фиксации максимального усилия сжатия F1 фиксируют на данной зависимости значение усилия сжатия F2 и с учетом полученных значений F1 и F2 рассчитывают показатель совместимости Wи.т испытуемого авиакеросина с образцом резины, согласно изобретению отрезок времени между фиксацией F1 и F2 принимают равным 3 ч, а показатель совместимости авиакеросинов с образцом резины рассчитывают по формуле:
где F1 - максимальное усилие сжатия уплотнительного резинового кольца при 150°C, Н;
F2 - усилие сжатия уплотнительного резинового кольца при 150°C по истечении отрезка времени τ от момента фиксации F1, Н;
τ=3 ч - отрезок времени между F1 и F2,
после чего определяют количество антиоксидантов по следующей формуле:
C=K1 Wи.т+К2,
где K1=0,007, К2=0 - для авиакеросинов, у которых Wи.т от 0 до 10 ч-1;
K1=0,002, К2=-0,013 для авиакеросинов, у которых Wи.т>10 ч-1.
На фиг.1 представлен калибровочный график зависимости показателя совместимости WЭ эталонных образцов авиакеросинов с резиной от количества СЭ агидола в этих образцах;
фиг.2 - зависимость «а» усилия сжатия уплотнительного резинового кольца (при 20% его деформации по толщине) от времени испытания и зависимость «б» температуры авиакеросинов от времени испытания;
фиг.3 - блок-схема установки для определения количества антиоксидантов в авиакеросинах.
Для реализации заявленного способа определения количества антиоксидантов в авиакеросинах были использованы установка и метод оценки показателя совместимости авиакеросинов с резиной (Патент №2475738, 001 №33/22).
В результате разработки заявленного способа был получен единый для разных марок авиакеросинов (ТС-1, РТ и др.) калибровочный график (фиг.1) зависимости показателя совместимости W авиакеросинов с резиной от количества С агидола (наиболее распространенный антиокислитель) в этих образцах.
Для получения калибровочного графика готовили n эталонных проб (5-6) каждого авиакеросина, очищая их от антиоксидантов путем пропускания определенного количества каждого из них (в объеме n×25 см3) через адсорбционную колонку, заполненную алюмосиликагелем, активированным в течение 5 часов при 500°C. В каждую из n-1 проб вводили разное количество агидола в диапазоне концентраций 0,001-0,012% (мас.). Для каждой пробы эталонного образца определяли показатель Wэ совместимости авиакеросина с уплотнительным резиновым кольцом.
При расчете показателя совместимости W авиакеросина с резиной применяли формулу, включающую, также как и в прототипе, максимальное усилие сжатия F1 уплотнительного резинового кольца и усилие сжатия F2 (фиг.2). Однако для расчета показателя совместимости W авиакеросина с резиной усилие сжатия F2 по предлагаемой формуле определяли через 3 часа выдержки резинового кольца в авиакеросине, а по формуле прототипа - через 4 часа.
Результаты этих определений приведены в табл.1.
п.п
по предлагаемой формуле
по формуле прототипа
Из табл.1 следует, что значения WЭ, рассчитанные по предлагаемой формуле (колонка 6) в диапазоне концентраций выше 0,002% (мас.) - 12,7 Н; 12,6 Н; 12,9 Н существенно отличались от значений WЭ, рассчитанных по формуле прототипа (колонка 10) - 5,25 Н; 7,0 Н; 9,0 Н. При значениях концентрации агидола в топливе 0,002% (мас.) и ниже это влияние не так велико. Результаты испытаний, приведенные в столбцах 2 и 10 табл.1, свидетельствуют о том, что при использовании формулы прототипа корреляционную зависимость между концентрацией агидола в топливе (С) и показателем совместимости WЭ топлива с уплотнительным резиновым кольцом установить невозможно.
По полученным результатам испытаний (колонки 2 и 6 табл.1) строили калибровочный график (фиг.1) зависимости показателя совместимости WЭ авиакеросинов с резиной от содержания агидола СЭ, на ось абсцисс которого наносили значение показателя совместимости Wи.т (точка А) испытуемого авиакеросина с уплотнительным резиновым кольцом, по которой на линейной зависимости находили точку Б, затем на оси ординат определяли концентрацию С антиоксидантов в испытуемом авиакеросине. Согласно результатам, приведенным в колонках 2 и 6 (табл.1), корреляционная (калибровочная) зависимость (фиг.1) состоит из двух линейных участков, которые обобщаются формулой:
С=К1 Wи.т+К2,
где K1=0,007, К2=0 - при значениях Wи.т от 0 до 10 ч-1 и
K1=0,002, К2=-0,013 - при значениях Wи.т>10 ч-1.
Формула и коэффициенты были введены в компьютерную программу работы установки.
Пример реализации предлагаемого способа
Короб 2 (фиг.3) с кареткой 3 поднимают по вертикальной стойке 1а вверх над термостатом и включают термостат 4 для его разогрева до 150°C. Испытуемый образец авиакеросина марки РТ в количестве 25 см3 фильтруют через фильтр «белая лента» в стеклянный стаканчик 8 емкостью 150 см3, который устанавливают в емкость 7. Между днищем 15 полого цилиндра 12 и подвижной платформой 19 устанавливают уплотнительное резиновое кольцо 20 (определенной заводской партии), из которого предварительно удален антиоксидант (введенный в резину при производстве), после чего оно хранилось совместно с другими кольцами в полностью погруженном состоянии в стабилизированном антиоксидантом авиакеросине (например, ТС-1 или РТ) не более 35 дней. Емкость 7 герметизируют крышкой 10 с приваренным к ней полым цилиндром 12, 15 (и подвижной тягой 17 внутри него), который соединяют гайками 23, 24 с коробом 2, находящимся на стойке 1а. Через окна 2а соединяют две части разъемной тяги 17 и 17а для передачи усилия сжатия резинового кольца 20 на узел нагружения и измерения усилия сжатия 29-38, расположенный в коробе 2. В блоке управления 39 включают систему нагружения уплотнительного резинового кольца 20, которая осуществляет движение тяги 17, 17а (вверх), сжимая уплотнительное резиновое кольцо 20 на 20% его толщины. Сжатие кольца 20 осуществляется до момента касания днища 15 цилиндра 12 с платформой 19. При этом электрическая цепь между днищем 15 и платформой 19 замыкается, что приводит к перемене направления движения тяги 17, 17а (вниз). В момент размыкания цепи происходят фиксация усилия сжатия резинового кольца 20 (при деформации на 20% его толщины) и перемена направления движения платформы 19 (вверх). Этот процесс осуществляется автоматически с заданной периодичностью. На экране компьютера 41 блока управления 39 установки отображаются зависимости: «а» - температуры авиакеросина от времени испытания и «б» - усилия сжатия уплотнительного резинового кольца F от времени испытания (фиг.2).
В течение 10-15 минут при комнатной температуре (емкость 7 расположена над термостатом) контролируют значение начального Fн усилия сжатия уплотнительного резинового кольца 20. Если начальное усилие сжатия уплотнительного резинового кольца (Fн=36 Н, точка А на фиг.2) выше критического значения Fн=20 Н (для колец из резины ИРП-1078 d=16 мм, Н=2 мм), что характеризует удовлетворительное качество изготовления этого кольца, то реакционную емкость 7 с помощью вертикальной стойки 1а и каретки 3 опускают в гнездо термостата 4, нагретого до 150°C. В противном случае испытание прекращают и осуществляют замену кольца 20 на другое.
По мере нагрева авиакеросина усилие сжатия уплотнительного резинового кольца 20 (при постоянной его деформации на 20%) повышается, а при достижении температуры 150°C и стабилизации этой температуры рост усилия сжатия прекращается и начинается его снижение. В это время контролируют наличие избыточного давления в емкости 7 по манометру 14. В случае его отсутствия испытание прекращают, устраняют негерметичность емкости 7, после чего испытание повторяют с другим кольцом 20.
Время достижения максимального значения усилия сжатия F1=70 Н кольца (точка С на зависимости «а», фиг.2) фиксируется с помощью специальной программы, заложенной в системный блок компьютера 40. Через 3 часа после достижения максимального значения F1=70 H автоматически фиксируется усилие сжатия кольца F2=50 Н (точка Д на зависимости «а» фиг.2), после чего на мониторе компьютера отображаются значения Fн=36 Н, F1=70 Н, F2=50 Н, а также Wи.т=9,51 ч-1 и С=0,00646% (мас.), отключается система нагружения уплотнительного резинового кольца 20 и термостат 4. С помощью вертикальной стойки 1а и каретки 3 реакционную емкость 7 выводят из термостата 4.
В табл.2 приведены результаты определения количества природных антиоксидантов в прямогонных и смесевых авиакеросинах заявленным способом, а также агидола в гидрогенизированных авиакеросинах заявленным способом и на хром-масс-спектрометре «Varian».
Из результатов, представленных в табл.2 (колонки 7 и 8, строки 12, 14, 15, 17 и 20) видно, что содержание антиоксидантов в авиакеросинах, полученных обоими методами практически совпадают.
В табл. 3 приведены примеры использования предлагаемого способа для получения смесевых авиакеросинов с заданными количествами антиоксидантов. Для этого смешивались в разных пропорциях два образца прямогонного авиакеросина ТС-1 и гидрогенизаты авиакеросина РТ с разными концентрациями в них антиоксидантов. Количество антиоксидантов в образцах было определено заранее предлагаемым способом.
Из результатов, представленных в табл.3 (колонка 7, 8), следует, что в полученных смесях измеренные концентрации антиоксидантов практически совпадали с расчетными.
Кроме того, из табл.3 следует, что введение в прямогонный авиакеросин ТС-1 70% (об.) нестабилизированного гидрогенизированного компонента (что допускается по НТД) может приводить к получению смесевого авиакеросина с содержанием антиоксидантов ниже регламентированного НТД уровня, что повышает вероятность разрушения РТИ при использовании их по назначению в авиадвигателях.
Таким образом, применение предлагаемого способа будет способствовать:
- осуществлению контроля за количеством антиоксидантов в авиакеросинах при их производстве, применении и хранении, что повысит надежность эксплуатации авиатехники;
- оптимизации процесса повышения количества антиоксидантов в гидрогенизированных и смесевых авиакеросинах при их производстве, что повысит экономическую эффективность этого процесса;
- оценке эффективности перспективных антиоксидантов при их разработке.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ОЦЕНКИ СОВМЕСТИМОСТИ ТОПЛИВ ДЛЯ РЕАКТИВНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ С РЕЗИНОЙ | 2006 |
|
RU2310842C1 |
Способ определения содержания присадки "Агидол-1" в топливах для реактивных двигателей | 2016 |
|
RU2616259C1 |
УСТАНОВКА ДЛЯ ОЦЕНКИ СОВМЕСТИМОСТИ ТОПЛИВ ДЛЯ РЕАКТИВНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ С РЕЗИНОЙ, ПРИМЕНЯЕМОЙ В ТОПЛИВНЫХ СИСТЕМАХ АВИАЦИОННЫХ ГАЗОТУРБИННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ | 2011 |
|
RU2475738C1 |
Резиновая смесь | 2016 |
|
RU2626364C1 |
Способ определения старения резины в реактивном топливе | 1975 |
|
SU561137A1 |
Способ определения содержания присадки "Агидол-1" в дизельных топливах | 2020 |
|
RU2746540C1 |
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КОРРОЗИОННОЙ АКТИВНОСТИ ТОПЛИВ ДЛЯ РЕАКТИВНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ | 2008 |
|
RU2378640C1 |
ВУЛКАНИЗУЕМАЯ РЕЗИНОВАЯ СМЕСЬ НА ОСНОВЕ АКРИЛАТНОГО КАУЧУКА | 2004 |
|
RU2276168C2 |
Способ определения предела выносливости материала цилиндрической детали при кручении | 2021 |
|
RU2765340C1 |
АНТИДЕТОНАЦИОННАЯ ПРИСАДКА И СПОСОБ ЕЕ ПОЛУЧЕНИЯ | 2005 |
|
RU2302449C1 |
Изобретение относится к оценке эксплуатационных свойств топлив для реактивных двигателей (авиакеросинов), в частности определения в них количества антиоксидантов, и может быть применено в нефтехимической, авиационной и других отраслях промышленности. Способ заключается в использовании для определения количества антиоксидантов в испытуемом авиакеросине зависимости показателя совместимости авиакеросинов с резиной от содержания в них антиоксидантов. В качестве образца резины в способе используют уплотнительное резиновое кольцо, которое сжимают на 20% его толщины, помещают в испытуемый авиакеросин и непрерывно в течение всего испытания фиксируют усилие сжатия для определения показателя совместимости авиакеросина с резиной. При расчете показателя совместимости авиакеросина с резиной применяют формулу, включающую максимальное усилие сжатия резинового кольца и величину усилия сжатия кольца после 3-х часов его выдержки в авиакеросине при 150°C. 3 ил., 3 табл., 1 пр.
Способ определения количества антиоксидантов в авиакеросинах, включающий выдержку испытуемого авиакеросина при 150°C в течение не менее 3 ч в герметичной емкости в контакте с применяемым в топливных системах авиационных ГТД уплотнительным резиновым кольцом, из которого предварительно удалены введенные в резину при производстве антиоксиданты и которое сжато на 20% его толщины, фиксацию зависимости изменения усилия Fj сжатия кольца от длительности испытания, на которой фиксируют максимальное усилие сжатия F1 по истечении отрезка времени τ от момента фиксации максимального усилия сжатия F1, фиксируют на данной зависимости значение усилия сжатия F2 и с учетом полученных значений F1 и F2 рассчитывают показатель совместимости Wи.т испытуемого авиакеросина с образцом резины, отличающийся тем, что отрезок времени между фиксацией F1 и F2 принимают равным 3 ч, а показатель совместимости авиакеросинов с образцом резины рассчитывают по формуле
где F1 - максимальное усилие сжатия уплотнительного резинового кольца при 150°C, Н;
F2 - усилие сжатия уплотнительного резинового кольца при 150°C по истечении отрезка времени τ от момента фиксации F1, Н;
τ=3 ч - отрезок времени между F1 и F2,
после чего определяют количество антиоксидантов по следующей зависимости:
C=K1Wи.т+К2,
где K1=0,007, К2=0 - для авиакеросинов, у которых Wи.т от 0 до 10,0;
K1=0,002, К2=-0,013 для авиакеросинов, у которых Wи.т>10,0.
Способ количественного определения антиоксидантов в углеводородных топливах | 1976 |
|
SU648905A1 |
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ИОНОЛА В ТРАНСФОРМАТОРНОМ МАСЛЕ | 1997 |
|
RU2121142C1 |
Способ количественного определения антиоксидантов | 1987 |
|
SU1442909A1 |
Способ определения срабатываемости антиоксидантов в смазочных маслах | 1989 |
|
SU1658092A1 |
CN 201194009 Y, 11.02.2009 |
Авторы
Даты
2014-06-20—Публикация
2013-04-12—Подача