Изобретение относится к медицине, а именно к кардиологии, терапии, и может быть использовано на амбулаторном и стационарном этапах оказания медицинской помощи пациентам с артериальной гипертонией.
Известно, что одним из наиболее распространенных в популяции заболеваний сердечнососудистой системы является артериальной гипертонии (АГ) [1]. Проблема работы со стрессом, а также коррекции изменений психики у пациентов, страдающих АГ актуальна в связи с тем, что стресс является одним из факторов риска АГ, а расстройства психики могут усугублять течение соматического заболевания [2,3,4]. Психосоциальные стрессорные факторы, обусловившие формирование психопатологических расстройств, существенно влияют на развитие и характер течения АГ, способствуя ее прогрессированию. Поэтому поиск перспективных мер интегративного многофакторного лечения, профилактики и реабилитации пациентов с АГ является актуальным в едином психосоматическом подходе к ведению больных.
Основными критериями при выборе метода лечения наряду с терапевтической эффективностью является безопасность, хорошая переносимость, минимальный риск нежелательных взаимодействий с лекарственными препаратами. Методы немедикаментозного воздействия отвечают всем вышеперечисленным требованиям.
Известен также способ психологического воздействия, описанный М.Эриксоном и включающий в себя широкое использование состояний легкого транса [5]. Лечебные внушения в этом способе завуалированы и адресуются к бессознательной части личности. Эти скрытые, зашифрованные воздействия представляют собой вставленные сообщения (слова или фразы, имеющие тематическую направленность, включенные в маскирующий текст) или истории и метафоры, фабула которых соответствует модели разрешения проблемы пациента.
В способе М.Эриксона часто используется прием "поощрения сопротивления" и "предложение худшего варианта". В первом случае создают видимость принятия и одобрения нежелательного поведения пациента, используя соответствующие утверждения ("это хорошо, что Вы пока не чувствуете расслабления", "пока лучше все оставить по-прежнему", "для вас это лучший вариант" и т.п.). Во втором случае внушают необходимость выполнения трудоемких заданий, затрудняющих сопротивление, делающих его невыгодным, побуждая личность к отказу от негативного поведения (например, рекомендуя удерживать и усиливать мышечное напряжение, если пациент сопротивляется расслаблению).
Кроме этого, в эриксонианском воздействии применяются скрытые внушения в виде "отрицательных негативных команд", в которых используется частица "не", как правило, стимулирующая желание поступать наоборот ("не стоит слишком быстро погружаться в транс"), а также "выбор без выбора" ("Вы хотели бы погрузиться в транс быстро или медленно?") и "последовательное принятие" (комплекс утверждений, с первыми из которых пациент заведомо согласится и далее "по инерции" примет утверждение, выгодное для гипнотизации) [5].
Недостатками этого способа являются: недостаточная гуманность подобных манипуляций, скрытых для сознания человека, преимущественно симптоматический характер лечебного воздействия, зависимость эффекта от внушаемости пациентов, длительные сроки лечения, а также нестабильный терапевтический эффект.
Наиболее близким к предлагаемому решению является способ коррекции псевдоадаптивных стереотипов переживания и поведения у лиц с расстройствами адаптации тревожно-депрессивного спектра, перенесших экстремальные ситуации, включающий проведение психотерапии в сочетании с фармакотерапией антидепрессантом. Собеседование с пациентом проводят для усиления мотивации на лечение и объясняют возможность восстановления психологического равновесия и психических реакций, описывают состояние организма, важность и необходимость лечения, проводят прогрессирующую мышечную релаксацию путем последовательного напряжения и расслабления различных групп мышц тела для формирования стереотипа расслабления при мысленном произнесении ключевого слова «расслабиться», в стадии расслабления осуществляют реконструкцию образцов, для чего визуализируют образы стрессовых ситуаций больного и переводят их в переживания и поведение в социуме, предлагая заменить эти образы на приятные или терпимые, фокусируют внимание на ощущениях пациента в новом реконструированном образе, после мышечной релаксации проводят рациональную психотерапию с объяснением механизма воздействия и необходимости применения антидепрессанта, в качестве которого назначают золофт в дозе 200 мг/сутки в течение месяца [6].
Недостатком предлагаемого способа является узкая область применения, а также длительные сроки лечения, а также нестабильный терапевтический эффект.
Задача изобретения - расширение области применения благодаря комплексному подходу к лечению АГ из-за хорошей совместимости с любыми видами терапии.
Поставленная задача достигается тем, что в предлагаемом способе немедикаментозного воздействия с использованием прогрессирующей мышечной релаксации и управляемой мысленной визуализации в лечении пациентов с артериальной гипертонией, включающем собеседование с пациентом, проведение прогрессирующей мышечной релаксации путем последовательного напряжения и расслабления определенных мышц, мышечных групп тела и визуализацию образов, согласно изобретению прогрессирующую мышечную релаксацию проводят при вербальном воздействии, расслабление мышц начинают с верхней части тела, постепенно переходя к группе мышц нижней части тела, пауза после каждого упражнения устанавливают 5-7 с, а после расслабления 5-15 с, далее осуществляют визуализацию, выполняют ее управляемо, мысленно представляя организм в образе дерева, осуществляют во время мысленной визуализации дыхательно-релаксационный тренинг, проводимый в виде медленных глубоких вдохов и выдохов, выполняемых в течение 5-7 минут, сеансы проводят 1-2 раза в неделю в течение 5-8 недель, при этом проводят регистрацию систолического, диастолического и пульсового давления до и после проведения сеанса, а вербальное воздействие проводят при одновременном воздействии на слуховой анализатор специально подобранным музыкальным произведением.
Предлагаемый способ осуществляется следующим образом.
Материально-техническое обеспечение: отдельная комната; кресло или стул со спинкой; ведущий или магнитофонная запись текста последовательности действий пациента. Последовательность действий пациента
1. Удобно устройтесь. Закройте глаза.
2. Сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов. С каждым выдохом мысленно произнесите слово «расслабься». Почувствуйте, как воздух поступает в легкие.
3. Сосредоточьтесь на своем дыхании.
4. Обратите внимание на свое лицо, постарайтесь ощутить любое напряжение лица, глаз. Мысленно представьте себе это напряжение в виде какого-то образа. Это может быть завязанная узлом веревка, сжатый кулак или что-то др. Затем представьте себе, что они расслабляются, разжимаются, повисают. Ощутите, как расслабляются мышцы вашего лица и глаз. Почувствуйте, как одновременно с этим волна расслабления распространяется по всему вашему телу.
5. Обратите внимание на свое лицо, на область губ. Сожмите губы, щеки, подбородок так, чтобы создать максимальное напряжение. А теперь расслабьте, и Вы можете почувствовать приятное тепло.
6. Во время сеанса Вы держите глаза закрытыми, а сейчас зажмурьте глаза очень крепко. Еще крепче. Расслабьте.
7. Поднимите брови высоко, еще выше. Опустите. Расслабьтесь.
8. Напрягите мышцы нижней челюсти и шеи, сомкните зубы. Расслабьте.
И Вы можете почувствовать полное расслабление Вашего лица, каждой его мышцы.
9. Переведите внимание на Ваши плечи. Напрягите плечи, вытяните шею, задержите напряжение. Расслабьтесь. Сосредоточьтесь на чувстве тепла и приятной тяжести в плечах. И Вы можете ощутить, как одновременно с этим тепло проникает в мышцы шеи, затылка.
10. Обратите внимание на Ваши руки. Напрягите мышцы плеча и предплечья. Почувствуйте Ваши локти. Расслабьтесь. И Вы можете ощутить приятную тяжесть в руках.
11. Сожмите кулаки. Еще крепче. Расслабьте. И Вы можете почувствовать приятное тепло, пульсацию, покалывание в кистях рук. Теперь раздвиньте пальцы рук как можно шире. Расслабьте. И Вы можете ощутить приятное тепло и покалывание в пальцах.
12. Медленно продвигаемся к мышцам спины. Напрягите мышцы спины, плотно сведите лопатки. Расслабьтесь, как будто вы «сняли» тяжелый груз со своей спины. И Вы можете почувствовать удобство вашей позы, тепло и комфорт в мышцах.
13. Переведите внимание на Ваши ноги. Напрягите мышцы ягодиц. Расслабьте. И Вы можете ощутить тепло внизу живота.
14. Напрягите колени. Расслабьте. И Вы можете почувствовать, как тепло охватывает Ваши бедра, голени.
15. Обратите внимание на Ваши стопы. Напрягите пальцы ног. Почувствуйте напряжение в каждом пальце Вашей стопы. Расслабьтесь. И Вы можете ощутить приятное тепло, покалывание в пальцах.
16. Почувствуйте, как волна расслабления постепенно разливается по всему вашему телу.
17. Представьте себе, что вы находитесь в прекрасном саду. И Вы можете обратить внимание на различные краски и звуки, все, что вы ощущаете, когда соприкасаетесь с окружающим миром.
18. Представьте, что Ваш организм - удивительно красивое дерево, сильное, величественное, с упругими, гибкими ветвями, блестящими зелеными листьями. На дереве могут быть красивые цветы или вкусные плоды.
19. Ваше дерево-организм получает энергию от солнца, воды, из почвы, на которой оно растет. И Вы можете представить себе, как полезные питательные вещества, которые Вы выбираете и принимаете во время еды, хорошо усваиваются и, при этом, легко и свободно достигают самых отдаленных участков Вашего дерева-организма. Ваши ветви-сосуды мягко обнимают кровь, предоставляя ей свое удобное, комфортное русло.
20. Чтобы дерево-организм могло расти, цвести и плодоносить, хороший садовник содержит почву в порядке, не допуская ее засаливания, вовремя обеспечивает полив и удобрение.
21. Лекарства, которые Вы принимаете регулярно, подобны хорошим, сбалансированным, тщательно подобранным удобрениям. Они, попадая в Ваш организм, помогают стать вашим ветвям-сосудам гибкими, эластичными, максимально удобными для течения по ним крови.
22. И подобно тому, как каждый листик дерева получает необходимые питательные вещества, каждый самый маленький сосуд вашего тела живет в одном ритме с размеренным биением Вашего сердца, создавая гармонию.
23. Насладитесь этим состоянием.
24. Посмотрите еще раз на свое дерево-организм. Какое оно величественное, прекрасное. Пошлите ему свою любовь и тепло удобным для Вас способом.
25. Поблагодарите себя за ту работу, которую Вы проделали сегодня, помогая своему организму быть здоровым.
26. Сосредоточьтесь на своем дыхании. Сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов.
27. Будьте готовы к тому, чтобы открыть глаза и вновь оказаться в комнате.
28. Откройте глаза. Вы снова можете возвращаться к своим обычным делам.
Эффективность использования способа
На основании обследования 104 пациентов в возрасте от 18 до 55 лет представлены данные по эффективности использования разработанного способа.
Выборка разделена на основную и контрольную группы по 52 человека в случайном порядке. Базой исследования выступили ЛПУ г.Омска: БУЗОО «МЦ МЗОО», поликлиника МУЗ «Омская городская клиническая больница №1 имени А.Н.Кабанова», поликлиника МУЗ «Городская больница №2», МУЗ «Городская поликлиника №3», МУЗ «Городская поликлиника №12». В основной группе один раз в неделю примерно в одно и то же время (с 16.00 до 19.00) в течение двух месяцев предлагалась двадцатиминутная магнитофонная запись текста способа прогрессирующей мышечной релаксации и управляемой мысленной визуализации с использованием метафоры «Дерево» (всего восемь ваз).
В начале исследования у всех обследуемых пациентов по данным суточного мониторирования артериального давления (АД) было выявлено изменение суточного ритма (night-peaker, non-dipper) САД (систолического АД) у 73% (n=38) контрольной и 71% (n=37) основной группы и ДАД (диастолического АД) у 75% (n=39) контрольной и 76% (n=40) основной группы. Статистически значимых различий в основной и контрольной группах обнаружено не было. У 27% (n=14) контрольной и 29% (n=15) основной группы повышена скорость утреннего подъема САД. Повышение пульсового АД у 12% (n=6) контрольной и 13% (n=7) основной групп.
Суточное мониторирование АД повторно проведено после двух месяцев терапии в обеих группах пациентов. Изменение суточного ритма САД у 63%) (n=34) контрольной и 12% (n=6) основной группы и ДАД у 65% (n=35) контрольной и 10%) (n=5) основной группы. Повышение скорости утреннего подъема САД У 23%) (n=12) контрольной и 2% (n=1) основной группы. Повышение пульсового АД у 12%) (n=6) контрольной группы, в основной группе показатели пульсового АД в пределах нормы.
На основании полученных данных можно предположить, что у пациентов контрольной группы после двух месяцев терапии сохраняются такие прогностически неблагоприятные показатели суточного мониторирования АД, как отсутствие достаточного снижения (non-dipper) или повышение (night-peaker) показателей АД в течение ночи.
Подавляющему большинству пациентов основной группы после двух месяцев терапии свойственно нормальное ночное снижение АД (dipper).
Таким образом, после проведения способа прогрессирующей мышечной релаксации и управляемой мысленной визуализации с использованием метафоры «Дерево» в течение двух месяцев увеличилось количество пациентов с нормальными показателями суточного профиля АД - dipper 90% в дополнение к медикаментозной терапии в основной группе.
Источники информации
1. Гарганеева Н.П., Белокрылова М.Ф. Основные симптомокомплексы и условия формирования невротических и аффективных расстройств у больных с сердечно-сосудистыми заболеваниями//Сибирский медицинский журнал. - 2009. - №4. - Т.24. - С.11-17.
2. Иванов СВ. Лечение органных неврозов//Психиатрия и психофармакотерапия. - 2002. -№5. - С.183-185.
3. Игумнов С.А. Управление стрессом: современные психологические и медикаментозные подходы. - СПб.: Речь, 2007.
4. Смулевич А.Б., Сыркин А.Л. Психокардиология//Психические расстройства в общей медицинской практике. - 2007. - №4. - С.4-9.
5. Эриксон М. Семинар с доктором медицины Милтоном Г. Эриксоном. - М.: Класс, 1994.
6. Патент РФ №2277942, А61М 21/00, опубл. 27.01.2006.
Изобретение относится к медицине, а именно к кардиологии, терапии, и может быть использовано на амбулаторном и стационарном этапах оказания медицинской помощи пациентам с артериальной гипертонией (АГ). Проводят прогрессирующую мышечную релаксацию и управляемую мысленную визуализацию с использованием метафоры «дерево» - мысленного представления организма в образе дерева. При этом проведение прогрессирующей мышечной релаксации осуществляют путем последовательного сокращения и расслабления мышечных групп тела при вербальном воздействии. Паузу после каждого сокращения устанавливают 5-7 с, а после расслабления 5-15 с. По завершении цикла сокращений и расслаблений мышечных групп тела проводят визуализацию с использованием метафоры «дерево». Сеансы проводят 1 раз в неделю в одно и то же время в течение 8 недель с помощью ведущего либо магнитофонной записи текста последовательности действий пациента. Способ позволяет снизить артериальное давление, скорректировать образ жизни и повысить приверженность к лечению в рамках комплексного подхода к лечению АГ за счет применения различных видов терапии.
Способ проведения дыхательно-релаксационного тренинга у пациентов с артериальной гипертонией, включающий проведение прогрессирующей мышечной релаксации и управляемой мысленной визуализации с использованием метафоры «дерево» - мысленного представления организма в образе дерева, отличающийся тем, что проведение прогрессирующей мышечной релаксации осуществляют путем последовательного сокращения и расслабления мышечных групп тела при вербальном воздействии, паузу после каждого сокращения устанавливают 5-7 с, а после расслабления 5-15 с; по завершении цикла сокращений и расслаблений мышечных групп тела проводят визуализацию с использованием метафоры «дерево»; сеансы проводят 1 раз в неделю в одно и то же время в течение 8 недель с помощью ведущего либо магнитофонной записи текста последовательности действий пациента.
СПОСОБ ПРОФИЛАКТИКИ ПОВТОРНОГО ИНФАРКТА МИОКАРДА У ЛИЦ С ПОВЕДЕНЧЕСКИМ ТИПОМ А | 2003 |
|
RU2240838C1 |
СПОСОБ КОРРЕКЦИИ ПСЕВДОАДАПТИВНЫХ СТЕРЕОТИПОВ ПЕРЕЖИВАНИЯ И ПОВЕДЕНИЯ У ЛИЦ С РАССТРОЙСТВАМИ АДАПТАЦИИ ТРЕВОЖНО-ДЕПРЕССИВНОГО СПЕКТРА, ПЕРЕНЕСШИХ ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ СИТУАЦИИ | 2004 |
|
RU2277942C2 |
СВЯДОЩ А | |||
М | |||
Психотерапия | |||
Питер, 2000, С | |||
Светоэлектрический измеритель длин и площадей | 1919 |
|
SU106A1 |
ПЕТУХОВ Д | |||
В | |||
Аутогенная тренировка | |||
Второй урок | |||
Расслабление, 2004, С | |||
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
СМУЛЕВИЧ А | |||
Б | |||
и др | |||
Психические расстройства в общей медицинской практике | |||
Психокардиология | |||
Очаг для массовой варки пищи, выпечки хлеба и кипячения воды | 1921 |
|
SU4A1 |
Очаг для массовой варки пищи, выпечки хлеба и кипячения воды | 1921 |
|
SU4A1 |
Авторы
Даты
2014-08-20—Публикация
2012-08-15—Подача