Изобретение относится к области строительства дорог и дорожных покрытий, а именно для восстановления поверхности дорожного покрытия после отбора проб керноотборником.
При сдаче автомобильной дороги в эксплуатацию в соответствии с нормативными документами проводят контроль качества проложенного покрытия. Для этого керноотборником отбирают необходимое количество проб, то есть высверливают цилиндры на необходимую толщину покрытия. При ширине покрытия до 7 м высверливают три пробы на 1 км на расстоянии не менее 0,5 м от оси дороги или от края покрытия; при ширине более 7 м - три пробы с каждых 7000 м2 покрытия. Для заделки образующихся отверстий обычно доставляют горячую асфальтобетонную смесь с завода в малом количестве и быстро ее укладывают и уплотняют, либо разогревают холодный асфальтобетон на месте работ и также быстро его укладывают и уплотняют. Это трудоемко, дорогостояще, ведет к ухудшению качества проложенного дорожного покрытия.
Известна заделка таких отверстий коническими пробками или заглушками из резины или пластмассы (http://bitutec.com/ru/neuheiten/Bit_Fachaufsatz_2002.pdf). Заделка отверстий таким способом производится вбиванием пробок или заглушек ударами резинового молотка (уплотнение под давлением или силовое замыкание). Однако резиновые или пластмассовые детали являются инородными телами в слое асфальтобетона и не связываются с асфальтовым покрытием. Если такая пробка посажена слишком глубоко, в углублении может накапливаться вода, что при заморозках приводит к процессу разрушения асфальтового покрытия вблизи отверстия. Если заглушка не попала точно в отверстие или посажена слишком высоко, возникает опасность ее выбивания или выдергивания при движении транспорта. При этом сразу же начинается процесс разрушения верхнего слоя асфальтового покрытия.
Наиболее близким к заявляемому способу является способ ремонта дороги с применением заглушки на битумной основе для герметичной заделки отверстий в асфальтовых и бетонных поверхностях по патентам на изобретения US №3699854 «PAVEMENT REPAIR», CA №964914, DE №10012292. Заглушка изготовлена из битумосодержащих материалов, основными компонентами которых являются асфальт - от 65 до 98%, и резина - от 2 до 4%. В состав компонентов могут быть включены известняк и/или портландцемент. Отверстие, пробуренное при отборе керна, заполняют высокосортным щебнем и уплотняют, разогревают пропановой горелкой, вручную вставляют в него заглушку и забивают ее по центру отверстия резиновым молотком. Разогревают заглушку и дорожное покрытие вокруг нее горелкой для образования монолитного покрытия. Недостатками заглушки и способа ее укладки являются: забивание заглушки молотком, что увеличивает время ремонта; использование на конечном этапе горелки, которая сжигает битумную пленку, что ухудшает качество ремонта и может привести в дальнейшем к разрушению дорожного полотна в местах стыка; наличие небольшого выступа ее верхней части над поверхностью дороги, который должен уплотниться впоследствии под действием транспортной нагрузки.
Заявляемый способ, как и известные, включает заполнение отверстий щебнем и вставку в отверстие заглушки.
Задача, решаемая изобретением, заключалась в предотвращении разрушения нарушенных участков асфальтового покрытия при воздействии автотранспортных средств, осадков и мороза и упрощении заделки отверстий в готовом асфальтобетонном покрытии после отбора проб керноотборником.
Технический результат заключается в повышении качества заделки отверстий и долговечности отремонтированного участка, в уменьшении трудоемкости и времени ремонтных работ.
Технический результат достигается тем, что на дно отверстия и поверх щебня укладывают или наносят битумную сетку, вставляют заглушку, выполненную в виде цилиндра диаметром на 4-8 мм меньше диаметра коронки кернооотборника. Паз между заглушкой и отверстием заполняют песком. Сверху заливают шов горячим битумом или прогревают горелкой края дорожного полотна и заглушки и накладывают битумную наклейку.
Битумная наклейка может быть выполнена в виде круга, наружный диаметр которого на 30-60 мм больше диаметра коронки керноотборника, внутренний диаметр на 30-60 мм меньше диаметра заглушки. Снизу наклейки может быть выполнен гребень для укладки ее в паз, образованный разностью диаметров заделываемого отверстия и заглушки.
Нанесение на дно отверстия и на поверхность щебня битумной сетки, выполненной на месте или специально изготовленной, обеспечивает лучшее сцепление и, тем самым, повышение качества заделки отверстий и долговечности отремонтированного участка.
Использование заглушки, выполненной в виде цилиндра диаметром на 4-8 мм меньше диаметра коронки керноотборника, обеспечивает уменьшение трудоемкости и времени проведения ремонтных работ.
Использование битумной наклейки обеспечивает повышение качества заделки отверстий и долговечности отремонтированного участка.
Совокупность вышеуказанных отличительных признаков, вместе взятых, обеспечивает получение заявляемых технических результатов.
Способ (варианты) поясняется с помощью чертежей, где на фиг.1 представлена схема ремонта отверстий в дорожном покрытии в разрезе, на фиг.2 - вид сбоку заглушки, на фиг.3 - вид сбоку битумной наклейки в разрезе.
По одному из вариантов осуществления способа дно 1 (см. фиг.1-2) отверстия 2 асфальтобетонного покрытия разогревают, укладывают битумную сетку 3, отверстие 2 заполняют щебнем 4, поверх щебня 4 укладывают битумную сетку 5. Затем вставляют заглушку 6, выполненную цилиндрической формы диаметром d на 4-8 мм меньше диаметра коронки керноотборника, прогревают горелкой края дорожного полотна и верхнюю часть заглушки 6 и накладывают битумную наклейку 7. При использовании заглушки 6 диаметром на 6-8 мм меньше диаметра керноотборника в щель между заглушкой 6 и отверстием 2 насыпают песок 8. Диапазон диаметров заглушки 6 является оптимальным: при выполнении заглушки диаметром на 8-14 мм меньше диаметра керноотборника битумная наклейка «проседает», что ведет к снижению качества заделки отверстий.
По второму варианту осуществления способа на дно 1 отверстия 2 наносят сетку из горячего битума 3, отверстие 2 заполняют щебнем 4, поверх щебня 4 также наносят сетку 5 из горячего битума, вставляют заглушку 6, выполненную в виде цилиндра диаметром на 4-8 мм меньше диаметра коронки пробоотборника, сверху заливают шов горячим битумом (не показано) или прогревают горелкой края дорожного полотна и заглушки и накладывают битумную наклейку 7. При использовании заглушки 6 диаметром d на 6-8 мм меньше диаметра керноотборника в щель между заглушкой 6 и отверстием 2 также насыпают песок 8.
Способ изготовления битумной сетки 3 и 5: на оргстекло (полиметилметакрилат), смазанное специальным составом (не показано), наносят горячий битум в виде сетки, охлаждают, снимают и хранят в прохладном месте.
Цилиндрические заглушки 6 необходимого диаметра d формуются в лабораторных условиях, к месту укладки вывозятся в холодном виде и могут быть уложены сразу после отбора проб с предварительным очищением открытого участка от воды и грязи. Асфальтобетонная смесь для формовки применяется такая же, как в уложенном покрытии, но с максимальным диаметром зерен 10 мм. Возможно изготовление заглушек 6 (цилиндров) различной высотой, например, 30-60 мм. Если керноотборником для контроля качества проложенного покрытия отбирается только верхний слой дорожного покрытия, то высота отверстия 2 составляет 40-60 мм и для заделки отверстия 2 достаточно одного цилиндра 6. Если два слоя - нижний и верхний, то высота отверстия 2 может составлять 80-90 мм. Для заделки такого отверстия можно изготовить один цилиндр высотой 70-80 мм или использовать два цилиндра высотой 40 мм и соединить (склеить) их между собой битумом.
Битумная наклейка 7 (см. фиг.3) также изготавливается в лабораторных условиях в специальной форме и хранится в достаточно прохладном месте. Наружный диаметр наклейки 7 на 30-60 мм больше диаметра коронки керноотборника, внутренний диаметр отверстия 10 на 30-60 мм меньше диаметра заглушки 6. Наклейка 7 может быть выполнена в виде круга с гребнем 9 (выступом) для укладки ее в паз, образованный разностью диаметров заделываемого отверстия 2 и заглушки 6.
Изобретение осуществляется следующим образом.
Высверливают образец из дорожного покрытия. Очищают освободившийся участок от воды и грязи (можно продуванием потоком теплого воздуха). Специальной линейкой с загнутым перпендикулярно краем (не показана) измеряют толщину заполнения дна щебнем фракцией 5-15 мм. Для лучшего сцепления дно 1 разогревают газовой горелкой и укладывают битумную сетку 3 или же сетка 3 наносится на дно 1 горячим битумом без его разогрева. Насыпают необходимую толщину щебня 4 так, чтобы вставляемый цилиндр 6 выступал над поверхностью на 2-3 мм. При изготовлении заглушки 6 диаметром на 6-8 мм меньше диаметра керноотборника в щель между заглушкой 6 и отверстием 2 насыпают песок 8. Сверху щебень 4 либо заливают горячим битумом, либо на него укладывают битумную сетку 5 с предварительным разогревом поверхности щебня 4 горелкой. Вставляют асфальтобетонную цилиндрическую заглушку 6. Сверху проливают швы горячим битумом либо после прогрева горелкой краев полотна и вставленного цилиндра накладывают битумную наклейку 7.
Поскольку при каждом асфальтобетонном заводе есть лаборатория, то изготовление заглушек, битумных сеток и битумных наклеек удобнее производить на ее территории. При этом ручной способ приготовления асфальтобетонной смеси определенной пропорции не требуется, она отбирается параллельно с основной массой, необходимой для периодических испытаний качества выпускаемой продукции.
Заявленный способ обеспечивает повышение качества заделки отверстий и долговечности отремонтированного участка, уменьшение трудоемкости и времени ремонтных работ.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Способ ямочного ремонта асфальтобетонного дорожного покрытия и дорожная машина для его осуществления | 2017 |
|
RU2664279C2 |
Способ ямочного ремонта асфальтобетонного покрытия | 2018 |
|
RU2696735C1 |
Способ ремонта дорожного покрытия | 2019 |
|
RU2710585C1 |
ВЯЖУЩЕЕ ДЛЯ РЕМОНТА ВЛАЖНОГО ДОРОЖНОГО ПОКРЫТИЯ | 2004 |
|
RU2280014C2 |
Способ ямочного ремонта дорожного покрытия | 2018 |
|
RU2740138C2 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ХОЛОДНОЙ АСФАЛЬТОБЕТОННОЙ СМЕСИ ИЗ ОТСЕВА ДРОБЛЕНИЯ ГРАНИТНОГО ЩЕБНЯ | 2016 |
|
RU2625353C1 |
Способ получения холодной асфальтобетонной смеси на основе асфальтовой крошки | 2016 |
|
RU2623748C1 |
Армированное асфальтобетонное покрытие | 2017 |
|
RU2649993C1 |
КОЛЬЦЕВАЯ МАГИСТРАЛЬ МЕГАПОЛИСА И СПОСОБ РЕКОНСТРУКЦИИ КОЛЬЦЕВОЙ МАГИСТРАЛИ МЕГАПОЛИСА | 1998 |
|
RU2135672C1 |
СПОСОБ РЕМОНТА ДОРОЖНОГО ПОКРЫТИЯ | 2023 |
|
RU2820194C1 |
Изобретение относится к области строительства дорог и дорожных покрытий, а именно, для восстановления поверхности дорожного покрытия после отбора проб керноотборником. Технический результат: повышение качества заделки отверстий и долговечности отремонтированного участка, уменьшение трудоемкости и времени ремонтных работ. Способ ремонта асфальтобетонного покрытия после отбора проб керноотборником включает заполнение отверстия щебнем и вставку в отверстие заглушки. Причем на дно отверстия и поверх щебня укладывают или наносят битумную сетку, вставляют заглушку, выполненную в виде цилиндра диаметром на 4-8 мм меньше диаметра коронки пробоотборника, паз между заглушкой и отверстием заполняют песком, сверху заливают шов горячим битумом или прогревают горелкой края дорожного полотна и заглушки и накладывают битумную наклейку. 2 з.п. ф-лы, 3 ил.
1. Способ ремонта асфальтобетонного покрытия после отбора проб керноотборником, включающий заполнение отверстия щебнем и вставку в отверстие заглушки, отличающийся тем, что на дно отверстия и поверх щебня укладывают или наносят битумную сетку, вставляют заглушку, выполненную в виде цилиндра диаметром на 4-8 мм меньше диаметра коронки пробоотборника, паз между заглушкой и отверстием заполняют песком, сверху заливают шов горячим битумом или прогревают горелкой края дорожного полотна и заглушки и накладывают битумную наклейку.
2. Способ по п.1, отличающийся тем, что битумная наклейка выполнена в виде круга, наружный диаметр которого на 30-60 мм больше диаметра коронки пробоотборника, внутренний диаметр на 30-60 мм меньше диаметра заглушки.
3. Способ по п.2, отличающийся тем, что внизу наклейки выполнен гребень для укладки ее в паз, образованный разностью диаметров заделываемого отверстия и заглушки.
US 3699854 А1, 24.10.1972 | |||
СПОСОБ РЕМОНТА ДОРОЖНОЙ ОДЕЖДЫ | 2009 |
|
RU2405081C1 |
СПОСОБ РЕМОНТА АСФАЛЬТОБЕТОННЫХ ПОКРЫТИЙ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ | 2004 |
|
RU2270897C2 |
Управляемый выпрямитель | 1981 |
|
SU964914A1 |
US 20030026652 А1, 06.02.2003 | |||
US 20060204330 А1, 14.09.2006 |
Авторы
Даты
2014-08-27—Публикация
2013-07-29—Подача