ПЛАСТИЧНАЯ СМАЗКА ДЛЯ ТЯЖЕЛОНАГРУЖЕННЫХ УЗЛОВ ТРЕНИЯ Российский патент 2014 года по МПК C10M101/02 C10M129/26 C10M159/04 C10N30/06 

Описание патента на изобретение RU2529857C1

Изобретение относится к пластичным смазочным материалам и используется для смазывания тяжелонагруженных механизмов, в частности основных узлов трения автомобилей, тракторов, комбайнов, а также в металлургии и добывающей промышленности.

Известны пластичные смазки - солидолы, состоящие из минеральных масел, загущенных гидратированными кальциевыми мылами высших кислот синтетических или естественных жиров. Их применяют в различных механизмах при рабочих температурах до 60-70°C. Выпускаются три марки солидолов: солидол Ж, солидол С и пресс-солидол [Топлива, смазочные материалы, технические жидкости. Ассортимент и применение. Справочник под. Ред. В.М. Школьникова. М.: Техинформ, 1999, с.319].

Недостатком данных смазок является их высокая себестоимость получения из-за высокой цены базовых минеральных масел.

Имеются сведения о добавлении в состав смазок отработанных масел, однако они выступают как компоненты в смеси масел, а не как основа смазки [Патент РФ №2177982, C10M 169/04, C10M 177/00, C10M 169/04, C10M 129:30, C10M 129:40, C10M 159:08, C10M 159:04 от 03.04.2000 г.]. Недостатком является то, что использование неочищенного отработанного масла для приготовления смазок приводит к ухудшению качества получаемых смазок, разупрочнению их структуры и ухудшению объемно-механических свойств частицами загрязнений, продуктами окисления и старения.

Наиболее близкой по технической сущности и достигаемому результату к заявляемому изобретению является пластичная смазка [Патент РФ №2163627 C10M 169/02, C10M 169/02, C10M 101:02, C10M 159:04, C10M 129:56, от 06.10.1999 г.], предназначенная для смазывания узлов трения, качения и скольжения машин и механизмов, содержащая экстракт нефтяной в качестве базового масла, шлам сульфатных стоков производства синтетических жирных кислот (СЖК) и гидроокись кальция.

Недостатком прототипа является невысокая смазывающая способность, низкая температура каплепадения и соответственно максимальная температура применения, а также относительно высокая себестоимость.

Задача предлагаемого изобретения - улучшение качества и свойств смазки, увеличение смазывающей способности, расширение условий применения, дополнение сырьевой базы и улучшение ситуации с переработкой нефтеотходов за счет переработки и использования отработанного масла, подлежащего утилизации.

Поставленная задача достигается тем, что известная пластичная смазка, содержащая базовое масло, синтетические жирные кислоты и гидроокись кальция, согласно изобретению в качестве базового масла используют очищенное отработанное моторное масло, а в качестве синтетических жирных кислот используют кубовые остатки производства синтетических жирных кислот, при следующем соотношении компонентов: очищенное отработанное моторное масло - 68-70 масс.%, кубовые остатки производства синтетических жирных кислот - 27-30 масс.%, гидроокись кальция - 2-3 масс.%.

Предлагаемая смазка готовится следующим образом. На первой стадии проводится очистка отработанного моторного масла по следующей технологии. В загрязненное отработанное масло при постоянном перемешивании вносят 1-2% водного раствора карбамида (1:1), после чего температуру смеси поднимают до 100-105°C и при постоянном перемешивании выпаривают всю воду. За счет реакции находящегося в растворе карбамида с загрязняющими масло агентами происходит их укрупнение и осаждение. В результате удаляются механические примеси, а также продукты старения масла - асфальтены, карбены, карбоиды и др. Оставшиеся микрочастицы карбамида положительным образом влияют на смазывающую способность масла. Кроме того, подобный способ очистки сохраняет в масле оставшиеся присадки, количество которых может составлять 20-30% от первоначального в зависимости от степени наработки масла. Они также улучшают физико-химические свойства масляной основы.

Далее в реактор загружается половина расчетного количества очищенного отработанного моторного масла и весь объем КОСЖК. После чего включается перемешивающее устройство и производится подогрев смеси до 70-80°C при постоянном перемешивании.

Параллельно производится подготовка гидроокиси кальция. Готовится смесь извести «пушонки» и воды - известковое тесто с соотношением компонентов 1:3 соответственно. Готовое известковое тесто загружается в реактор, где проводится омыление жировых компонентов при температуре 95-100°C в течение 1,5-2 часов. По мере надобности в реакционную смесь небольшими порциями добавляется вода.

В ходе процесса омыления отбираются пробы с периодичностью 20-30 мин для определения кислотного числа и/или содержания свободной щелочи как основных показателей завершения процесса омыления. Итоговое содержание свободной щелочи должно составлять не более 0,2% в пересчете на NaOH, содержание воды не более 2-3%.

После завершения омыления нагрев выключается и в смесь при перемешивании добавляется оставшееся количество (1/2) очищенного отработанного масла и, если необходимо, вода, что приводит к снижению температуры смеси до 60-70°C, после чего перемешивание выключают. По прошествии 20-24 часов остывшую смазку гомогенизируют, после чего проводят контрольные анализы физико-химических характеристик (таблица 1).

Как видно из полученных данных, смазка отвечает основным требованиям, предъявляемым к смазкам типа солидол, а по некоторым превосходит их. Например, температура каплепадения достигает 120°C, что расширяет температурный интервал применения смазки.

Смазывающая способность, характеризуемая диаметром пятна износа, определяемым на четырехшариковой машине трения (ЧШМТ), как при 25°C, так и при 60°C выше, чем у прототипа. Это способствует меньшему износу пар трения и отражает лучшие противоизносные свойства предлагаемой смазки.

Таблица 1 Показатели Прототип Предлагаемый состав ГОСТ 4366-76 Содержание свободной щелочи (на NaOH), % не более 0,2 0,1-0,2 Соответств. Содержание свободных органических кислот, % 0 0 Соответств. Содержание воды, % до 3 до 3 Соответств. Содержание мех. примесей, % 0,05-0,2 0-0,05 Соответств. Температура каплепадения, °C 85-90 90-120 Соответств. Кислотное число, мг KOH/г 0 0 Соответств. Диаметр пятна износа на ЧШМТ при 25°C, мм 0,47 0,33 Соответств. Диаметр пятна износа на ЧШМТ при 60°C, мм 0,52 0,34 Соответств. Внешний вид Однородная мазь коричневого цвета

Использование в качестве базового масла очищенного отработанного масла позволяет снизить себестоимость производства, расширить сырьевую базу и частично решить проблему утилизации отходов нефтепродуктов.

Предлагаемое изобретение может быть реализовано в нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности, сельском хозяйстве, отраслях, связанных с переработкой отходов нефтепродуктов, а именно в производстве пластичных смазок, которые используются для смазки тяжелонагруженных механизмов автотранспортной, сельскохозяйственной техники, агрегатов в машиностроении и металлургии.

Похожие патенты RU2529857C1

название год авторы номер документа
Пластичная смазка для тяжелонагруженных узлов трения 2020
  • Остриков Валерий Васильевич
  • Нагдаев Владимир Константинович
  • Вязинкин Виктор Сергеевич
  • Забродская Алла Владимировна
  • Кошелев Александр Викторович
RU2735503C1
ПЛАСТИЧНАЯ СМАЗКА ДЛЯ ТЯЖЕЛОНАГРУЖЕННЫХ УЗЛОВ ТРЕНИЯ 2018
  • Остриков Валерий Васильевич
  • Аль-Саади Дар Али Юсиф
  • Афанасьев Дмитрий Игоревич
  • Вязинкин Виктор Сергеевич
  • Забродская Алла Владимировна
  • Тарасова Валерия Витальевна
RU2672597C1
Пластичная смазка для тяжелонагруженных узлов трения 2020
  • Остриков Валерий Васильевич
  • Нагдаев Владимир Константинович
  • Вязинкин Виктор Сергеевич
  • Забродская Алла Владимировна
  • Кошелев Александр Викторович
RU2743695C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ЖИРОВОГО СОЛИДОЛА 2021
  • Рухов Артем Викторович
  • Бакунин Евгений Сергеевич
  • Образцова Елена Юрьевна
  • Жабкина Инна Александровна
  • Рухов Антон Викторович
  • Корнев Алексей Юрьевич
  • Истомин Андрей Михайлович
RU2764085C1
Способ получения жирового солидола 2022
  • Рухов Артем Викторович
  • Бакунин Евгений Сергеевич
  • Рухов Антон Викторович
  • Образцова Елена Юрьевна
  • Кортунов Петр Олегович
  • Зенкин Дмитрий Владимирович
  • Гончарова Мария Сергеевна
RU2804800C1
ПЛАСТИЧНАЯ СМАЗКА И СПОСОБ ЕЕ ПОЛУЧЕНИЯ 2014
  • Остриков Валерий Васильевич
  • Корнев Алексей Юрьевич
  • Шихалев Илья Николаевич
  • Тупотилов Николай Николаевич
  • Алибаев Батырбек Тулегенович
RU2556215C1
ПЛАСТИЧНАЯ СМАЗКА 1999
  • Танатаров О.М.
  • Хабибуллин И.Р.
RU2163627C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ КОНСИСТЕНТНОЙ КАЛЬЦИЕВОЙ СМАЗКИ 2000
  • Бермухаметов Р.К.
  • Ефремов С.А.
RU2163628C1
ПЛАСТИЧНАЯ СМАЗКА ДЛЯ ВЫСОКОТЕМПЕРАТУРНЫХ УЗЛОВ ТРЕНИЯ 2011
  • Колесников Владимир Иванович
  • Колесников Игорь Владимирович
  • Ермаков Сергей Федорович
  • Волнянко Елена Николаевна
  • Сычев Александр Павлович
  • Мигаль Юрий Федорович
  • Царенко Ирина Владимировна
  • Сычев Алексей Александрович
RU2489480C1
ПЛАСТИЧНАЯ СМАЗКА 1999
  • Танатаров О.М.
  • Хабибуллин И.Р.
RU2169171C2

Реферат патента 2014 года ПЛАСТИЧНАЯ СМАЗКА ДЛЯ ТЯЖЕЛОНАГРУЖЕННЫХ УЗЛОВ ТРЕНИЯ

Настоящее изобретение относится к пластичной смазке для тяжелонагруженных узлов трения, содержащей базовое масло, синтетические жирные кислоты и гидроокись кальция, при этом в качестве базового масла используют очищенное отработанное моторное масло, а в качестве синтетических жирных кислот - кубовые остатки производства синтетических жирных кислот, при следующем соотношении компонентов: очищенное отработанное моторное масло - 68-70 масс.%, кубовые остатки производства синтетических жирных кислот - 27-30 масс.%, гидроокись кальция - 2-3 масс.%. Техническим результатом настоящего изобретения является повышение качества смазки и улучшение ее противоизносных свойств, снижение себестоимости, расширение сырьевой базы, утилизация отходов использования нефтепродуктов. 1 табл.

Формула изобретения RU 2 529 857 C1

Пластичная смазка для тяжелонагруженных узлов трения, содержащая базовое масло, синтетические жирные кислоты и гидроокись кальция, отличающаяся тем, что в качестве базового масла используют очищенное отработанное моторное масло, а в качестве синтетических жирных кислот - кубовые остатки производства синтетических жирных кислот, при следующем соотношении компонентов:
очищенное отработанное моторное масло - 68-70 масс.%,
кубовые остатки производства синтетических жирных кислот - 27-30 масс.%,
гидроокись кальция - 2-3 масс.%.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2014 года RU2529857C1

ПЛАСТИЧНАЯ СМАЗКА 1999
  • Танатаров О.М.
  • Хабибуллин И.Р.
RU2163627C1
Пластичная смазка 1990
  • Фукс Игорь Григорьевич
  • Джамалов Абдурахим Абдурахманович
  • Назаров Андрей Владимирович
  • Киташов Юрий Николаевич
  • Багдасаров Леонид Николаевич
  • Сайдахмедов Шамшидин Мухтарович
  • Джамалов Абдуманнон Абдурахманович
  • Юнусов Мансур Юсуфович
  • Евдокимов Александр Юрьевич
SU1737006A1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ПЛАСТИЧНОЙ СМАЗКИ 1999
  • Прокопьев И.А.
  • Чулков И.П.
  • Лихтерова Н.М.
  • Французов В.К.
  • Лунин В.В.
  • Викторова Ю.С.
  • Эстрин Р.И.
  • Торховский В.Н.
RU2160767C1
Способ азотирования стальных деталей 1977
  • Лахтин Юрий Михайлович
  • Коган Яков Давидович
  • Лопухов Константин Константинович
  • Кожокару Михай Овидю
SU638633A1
B
В
Остриков, И
И
Тупотилов, А
Ю
Корнев, С
В
Власов: "Смазочная композиция на основе отработавшего моторного масла", Химия и технология топлив и масел, 2006, N 4, стр
Скоропечатный станок для печатания со стеклянных пластинок 1922
  • Дикушин В.И.
  • Левенц М.А.
SU35A1

RU 2 529 857 C1

Авторы

Корнев Алексей Юрьевич

Остриков Валерий Васильевич

Шихалев Илья Николаевич

Вигдорович Владимир Ильич

Казаринов Олег Геннадиевич

Даты

2014-10-10Публикация

2013-07-04Подача