ШНЕКОХОД ПОИСКОВО-СПАСАТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА Российский патент 2014 года по МПК B62D57/36 B60F3/00 

Описание патента на изобретение RU2532295C1

Изобретение относится к средствам транспортным вездеходным, оснащенным шнековыми движителями и предназначенным для передвижения в условиях бездорожья и может быть использовано для поисково-спасательных работ, обслуживания нефтегазопровода, линий электропередач, для рыбаков и охотников.

Известен шнекоход ЗИЛ-2906, входящий в состав пссково-спасательного комплекса «Синяя птица», предназначенного для эвакуации космонавтов из труднодоступных районов посадки.

К месту работы шнекоход ЗИЛ-2906 доставляется на борту шестиколесного вездехода (см. http://neftegaz.ru/prototvpes/211.html).

Шнекоход ЗИЛ-2906 включает рубку экипажа, кормовую часть с моторной установкой, трансмиссию, приводящую во вращение шнеки правого и левого бортов.

Основным недостатком шнекохода ЗИЛ-2906 является то, что он не может передвигаться по лесным завалам и буреломам, а также беспомощен при преодолении даже небольших участков дорог с асфальтовым или бетонным покрытием

Известен также шнекоход ЗИЛ-29061 (см. http://ser-http://saraikin.narod2.ru/AU_OUT/TiVOut10/SKBZU55/SKBZU55042.htm), включающий рубку экипажа, кормовую часть, в которой располагается моторный отсек с двумя двигателями, которые с помощью трансмиссии и карданных передач приводят во вращение соответствующий шнек своего борта.

Основным недостатком шнекохода ЗИЛ-29061 является то, что он также не может передвигаться по лесным завалам и буреломам, а также беспомощен при преодолении даже небольших участков дорог с асфальтовым или бетонным покрытием.

Цель изобретения:

Улучшить ходовые качества шнекохода с возможностью:

1. Преодоления лесных завалов и бурелома.

2. Преодоления небольших участков дорог с асфальтовым или бетонным покрытием.

3. Обходиться без домкрата при техническом обслуживании или ремонте.

4. Обходиться без подъемно-транспортных механизмов при загрузке и разгрузке шнекохода.

5. Самозагрузиться в кузов и саморазгрузиться из кузова вездехода без дополнительных приспособлений, например, аппарелей.

Эта цель достигается тем, что в передней и кормовой частях корпуса шнекохода, перпендикулярно его продольной оси и параллельно горизонту, установлен вал с возможностью вращаться, на котором закреплена П-образная рамка, состоящая из двух стоек и поперечины круглого сечения, которая соединяет стойки, образуя с каждой наружной стороны П-образной рамки цапфы, а между стойками к поперечине круглого сечения приварены гребенчатые пластины, при этом привод вала осуществляется цепной передачей от реверсивного редуктора, установленного на корпусе шнекохода.

На гребенчатые пластины, приваренные между стойками к поперечине круглого сечения, может быть установлен защитный кожух в виде эластичной ленты прямоугольной формы с закрепленными: с одной стороны - ремни с отверстиями, а на противоположной - пряжки, в том же количестве.

Управление вращением валов с П-образными рамками, установленных в передней и кормовой частях корпуса шнекохода, может осуществляться как раздельно, так и синхронно.

На цапфы с каждой наружной стороны П-образной рамки, могут быть установлены ролики с возможностью вращаться.

Таким образом, заявляемый шнекоход поисково-спасательного комплекса соответствует критерию «Новизна».

Признаки, отличающие заявляемое техническое решение от прототипа в других технических решениях данной области техники, не выявлены, что позволяет сделать вывод, что заявляемый шнекоход поисково-спасательного комплекса соответствует критерию «существенные отличия».

На фиг.1 изображен предлагаемый шнекоход поисково-спасательного комплекса, вид слева; на фиг.2 - то же самое, вид слева на переднюю часть, в аксонометрии; на фиг.3, фиг.4, фиг.5 и фиг.6 - преодоление шнекоходом лесных завалов и буреломов минимальной высоты; на фиг.7, фиг.8 и фиг.9 и фиг.10 - преодоление шнекоходом лесных завалов и буреломов максимальной высоты; на фиг.11, фиг.12, фиг.13, фиг.14 - преодоление шнекоходом небольших участков дорог с асфальтовым или бетонным покрытием, например, переезд через дорогу.

Шнекоход поисково-спасательного комплекса (фиг.1) содержит корпус 1, в передней 2 части которого размещена рубка 3 экипажа и лежачие места для космонавтов, а в кормовой 4 части - моторная установка 5, приводящая через трансмиссию 6 ходовую часть 7 шнекохода, выполненную в виде двух шнеков 8 с противоположными навивками спиральных лент 9.

В передней 2 и кормовой 4 частях корпуса 1 шнекохода, перпендикулярно его продольной оси и параллельно горизонту, установлен вал 10 с возможностью вращаться, на котором закреплена П-образная рамка 11, состоящая из двух стоек 12 (фиг.2) и поперечины 13 круглого сечения, которая соединяет стойки 12, образуя с каждой наружной стороны П-образной рамки 11 цапфы 14, а между стойками 12 к поперечине 13 круглого сечения приварены гребенчатые пластины 15, при этом привод вала 10 осуществляется цепной передачей 16 от реверсивного редуктора 17, установленного на корпусе 1 шнекохода.

На гребенчатые пластины 15, приваренные между стойками 12 к поперечине 13 круглого сечения, может быть установлен защитный кожух 18 в виде эластичной ленты 19 прямоугольной формы с закрепленными: с одной стороны - ремней 20 с отверстиями, а на противоположной - пряжки 21, в том же количестве.

Управление вращением валов 10 с П-образными рамками 11, установленных в передней 2 и кормовой 4 частях корпуса 1 шнекохода, может осуществляться как раздельно, так и синхронно.

На цапфы 14, с каждой стороны П-образной рамки, могут быть установлены ролики 22 с возможностью вращаться.

К месту работы предлагаемый шнекоход поисково-спасательного комплекса также как и прототип доставляется в кузове вездехода.

При преодолении лесных завалов и буреломов минимально возможной высоты (фиг.3, фиг.4, фиг.5, фиг.6), зависящей от размера стойки 12 П-образной рамки 11, шнекоход подходит к препятствию (фиг.3), останавливается и с помощью реверсивного редуктора 17 через цепную передачу 16 синхронно вращает валы 10, установленные в передней 2 и кормовой 4 частях корпуса 1 шнекохода, перпендикулярно его продольной оси и параллельно горизонту.

Вместе с валом 10 вращается и П-образная рамка 11, состоящая из двух стоек 12 и поперечины 13 круглого сечения, которая соединяет стойки 12, образуя с каждой наружной стороны П-образной рамки 11 цапфы 14, а зубцы гребенчатых пластин 15, приваренные между стойками 12 к поперечине 13 круглого сечения, не позволяют П-образной рамке 11 при касании с препятствием (фиг.4) соскользнуть с него при дальнейшем вращении вала 10, после чего корпус 1 шнекохода начнет приподниматься и перемещаться вперед, пока стойки 12 П-образной рамки 11 передней 2 и кормовой 4 частей корпуса 1 шнекохода не займут вертикальное положение (фиг.5).

При дальнейшем вращении валов 10 вместе с П-образными рамками 11 корпус 1 шнекохода начнет опускаться и перемещаться вперед, пока ходовая часть 7, выполненная в виде двух шнеков 8 с противоположными навивками спиральных лент 9, не коснется препятствия.

После этого включают ходовую часть 7 шнекохода, приводимую от моторной установки 5 через трансмиссию 6 и шнекоход, управляемый из рубки 3, преодолевает препятствие минимально возможной высоты, зависящей от размера стойки 12 П-образной рамки 11.

При преодолении лесных завалов и буреломов максимально возможной высоты (фиг.7, фиг.8, фиг.9, фиг.10), также зависящей от размера стойки 12 П-образной рамки 11, шнекоход подходит к препятствию (фиг.7), останавливается, на цапфы 14 с каждой наружной стороны П-образной рамки 11 закрепленной на валу 10 в кормовой 4 части корпуса 1 шнекохода, устанавливают ролики 22 с возможностью вращаться и с помощью реверсивного редуктора 17 через цепную передачу 16 синхронно вращает валы 10, установленные в передней 2 и кормовой 4 частях корпуса 1 шнекохода, перпендикулярно оси и параллельно горизонту.

Вместе с валом 10 вращается и П-образная рамка 11 с роликами 22, установленными на цапфах 14, а зубцы гребенчатых пластин 15, приваренные между стойками 12 к поперечине 13 круглого сечения, не позволяют П-образной рамке 11 при касании с препятствием (фиг.8) соскользнуть с него при дальнейшем вращении вала 10, после чего корпус 1 шнекохода начнет приподниматься и перемещаться вперед, пока стойки 12 П-образной рамки 11 передней 2 и кормовой 4 частей корпуса 1 шнекохода не займут вертикальное положение (фиг.9), после чего отключают вращение вала 10 кормовой 4 части, а вал 10 передней 2 части продолжает вращаться вместе с П-образной рамкой 11 передней 2 части корпуса 1 шнекохода, который начнет опускаться и перемещаться вперед, пока ходовая часть 7, выполненная в виде двух шнеков 8 с противоположными навивками спиральных лент 9, не коснется препятствия (фиг.10), при этом кормовая 4 часть корпуса 1 шнекохода остается приподнятой на П-образной рамке 11, а ролики 22 способствуют перемещению кормовой 4 части корпуса 1 шнекохода вперед.

После этого включают ходовую часть 7 шнекохода, приводимую от моторной установки 5 через трансмиссию 6 и шнекоход, управляемый из рубки 3, преодолевает препятствие максимально возможной высоты, зависящей от размера стойки 12 П-образной рамки 11.

При преодолении небольших участков дорог с асфальтовым или бетонным покрытием, например, переезд через указанные дороги, (фиг.11, фиг.12, фиг.13, фиг.14) на гребенчатые пластины 15, приваренные между стойками 12 к поперечине 13 круглого сечения, устанавливают защитные кожуха 18 в виде эластичной ленты 19 прямоугольной формы с закрепленными: с одной стороны - ремней 20 с отверстиями, а на противоположной - пряжки 21, в том же количестве и застегивают их.

При выходе шнекохода на дорогу с асфальтовым или бетонным покрытием (фиг.11), выключают привод ходовой части 7, выполненной в виде двух шнеков 8 с противоположными навивками спиральных лент 9 и включают реверсивный редуктор 17, который через цепную передачу 16 синхронно вращает валы 10 вместе с П-образными рамками 11, обеспечивая передвижение шнекохода вперед без повреждения поверхности дороги.

Наличие в передней и кормовой частях шнекохода валов с П-образными рамками позволяет:

1. Беспрепятственно преодолевать шнекоходу лесные завалы и буреломы.

2. Преодолевать небольшие участки дорог с асфальтовым или бетонным покрытием.

3. Обходиться без домкрата при техническом обслуживании или ремонте.

4. Использовать как подъемно-транспортный механизм при загрузке и разгрузке шнекохода.

5. Самозагрузиться в кузов и саморазгрузиться из кузова вездехода без использования дополнительных приспособлений, например, аппарелей.

Похожие патенты RU2532295C1

название год авторы номер документа
СРЕДСТВО ТРАНСПОРТНОЕ ВЕЗДЕХОДНОЕ 2012
  • Канделя Михаил Васильевич
  • Канделя Николай Михайлович
  • Шилько Пётр Алексеевич
  • Емельянов Александр Михайлович
  • Рябченко Виктор Николаевич
  • Щитов Сергей Васильевич
RU2531641C2
Средство для спасения при эксплуатации в ледовых условиях 2023
  • Золотов Николай Владимирович
  • Калинина Надежда Викторовна
  • Грамузов Евгений Михайлович
  • Куркин Андрей Александрович
  • Тумасов Антон Владимирович
RU2806553C1
Спасательно-разъездное средство для судов, эксплуатируемых в покрытых льдом акваториях 2023
  • Золотов Николай Владимирович
  • Грамузов Евгений Михайлович
  • Калинина Надежда Викторовна
  • Куркин Андрей Александрович
  • Тумасов Антон Владимирович
RU2809397C1
Спасательно-разъездной шнекоход для эксплуатации в ледовых условиях 2023
  • Золотов Николай Владимирович
  • Калинина Надежда Викторовна
  • Грамузов Евгений Михайлович
  • Куркин Андрей Александрович
  • Тумасов Антон Владимирович
RU2810810C1
ВЕЗДЕХОД 2012
  • Канделя Михаил Васильевич
  • Канделя Николай Михайлович
  • Шилько Пётр Алексеевич
  • Емельянов Александр Михайлович
  • Рябченко Виктор Николаевич
  • Щитов Сергей Васильевич
RU2498922C1
Шнекоход на воздушной подушке 2023
  • Золотов Николай Владимирович
  • Калинина Надежда Викторовна
  • Куркин Андрей Александрович
  • Тумасов Антон Владимирович
RU2811165C1
СУДНО-СПАСАТЕЛЬ 2004
RU2272736C1
АВТОМОБИЛЬ 2005
  • Буданов Станислав Васильевич
RU2289515C1
ЖАТКА УНИВЕРСАЛЬНАЯ УБОРОЧНОЙ МАШИНЫ 2012
  • Канделя Михаил Васильевич
  • Канделя Николай Михайлович
  • Шилько Пётр Алексеевич
  • Емельянов Александр Михайлович
  • Рябченко Виктор Николаевич
  • Щитов Сергей Васильевич
  • Липкань Александр Васильевич
RU2528441C2
БРОНИРОВАННАЯ МАШИНА 1999
  • Белоконь С.П.
  • Василевич О.В.
  • Волков Я.В.
  • Златоустов Н.Н.
  • Старостин М.М.
  • Ткаченко Н.В.
  • Ткаченко В.И.
  • Шульга С.В.
RU2163496C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 532 295 C1

Реферат патента 2014 года ШНЕКОХОД ПОИСКОВО-СПАСАТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА

Изобретение относится к средствам транспортным вездеходным, оснащенным шнековыми движителями и предназначенным для передвижения в условиях бездорожья. Шнекоход содержит корпус, в передней части которого размещена рубка экипажа и лежачие места для космонавтов, а в кормовой части - моторная установка, приводящая через трансмиссию ходовую часть шнекохода, выполненную в виде двух шнеков с противоположными навивками спиральных лент. В передней и кормовой частях корпуса шнекохода, перпендикулярно его продольной оси и параллельно горизонту установлен вал с возможностью вращаться. На валу закреплена П-образная рамка, состоящая из двух стоек и поперечины круглого сечения, которая соединяет стойки, образуя с каждой наружной стороны П-образной рамки цапфы. Между стойками к поперечине круглого сечения приварены гребенчатые пластины. Привод вала осуществляется цепной передачей от реверсивного редуктора, установленного на корпусе шнекохода. Достигается улучшение ходовых качеств шнекохода. 3 з.п. ф-лы, 14 ил.

Формула изобретения RU 2 532 295 C1

1. Шнекоход поисково-спасательного комплекса, содержащий корпус, в передней части которого размещена рубка экипажа и лежачие места для космонавтов, а в кормовой части - моторная установка, приводящая через трансмиссию ходовую часть шнекохода, выполненную в виде двух шнеков с противоположными навивками спиральных лент, отличающийся тем, что в передней и кормовой частях корпуса шнекохода, перпендикулярно его продольной оси и параллельно горизонту установлен вал с возможностью вращаться, на котором закреплена П-образная рамка, состоящая из двух стоек и поперечины круглого сечения, которая соединяет стойки, образуя с каждой наружной стороны П-образной рамки цапфы, а между стойками к поперечине круглого сечения приварены гребенчатые пластины, при этом привод вала осуществляется цепной передачей от реверсивного редуктора, установленного на корпусе шнекохода.

2. Шнекоход поисково-спасательного комплекса по п. 1, отличающийся тем, что на гребенчатые пластины, приваренные между стойками к поперечине круглого сечения, может быть установлен защитный кожух в виде эластичной ленты прямоугольной формы с закрепленными: с одной стороны - ремни с отверстиями, а на противоположной - пряжки, в том же количестве.

3. Шнекоход поисково-спасательного комплекса по п. 1, отличающийся тем, что управление вращением валов с П-образными рамками, установленных в передней и кормовой частях корпуса шнекохода, может осуществляться как раздельно, так и синхронно.

4. Шнекоход поисково-спасательного комплекса по п. 1, отличающийся тем, что на цапфы, с каждой наружной стороны П-образной рамки, могут быть установлены ролики с возможностью вращаться.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2014 года RU2532295C1

US 2010130077 A1, 27.05.2010
Механизм подачи сверлильного станка 1958
  • Бараб-Тариэ М.Е.
  • Волоценко П.В.
  • Тростановский Б.А.
SU123389A1
МОБИЛЬНЫЙ РОБОТ 1991
  • Груздев Станислав Вячеславович
RU2026227C1
RU 94038755 A1, 10.08.1996
US 4198917 A, 22.04.1980

RU 2 532 295 C1

Авторы

Канделя Михаил Васильевич

Канделя Николай Михайлович

Шилько Пётр Алексеевич

Емельянов Александр Михайлович

Рябченко Виктор Николаевич

Тихончук Павел Викторович

Щитов Сергей Васильевич

Даты

2014-11-10Публикация

2013-07-30Подача