ДИСКОВЫЙ ТОРМОЗ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА Российский патент 2014 года по МПК B61H5/00 F16D55/225 F16D65/92 

Описание патента на изобретение RU2537008C2

Изобретение относится к тормозному оборудованию железнодорожных транспортных средств, в частности к дисковым тормозам.

Известен дисковый тормоз транспортного средства подвижного состава железных дорог [№2390449, 09.01.2008, В61Н 5/00], содержащий корпус, расположенный на подрессоренной раме транспортного средства с клещевым параллелограммным механизмом, механизм-усилитель, колодки, фрикционные накладки, взаимодействующие с тормозным диском.

Недостатками представленного аналога являются следующие особенности: отслеживание крена транспортного средства производится за счет наклона тормозных башмаков относительно горизонтальных осей на коромыслах, в свою очередь расположенных на рычагах клещевого механизма, что приводит к значительному клиновому износу тормозных накладок и, следовательно, к снижению эффективности торможения и срока их эксплуатации; малое передаточное отношение клещевого механизма при значительных габаритах; невозможность установки автоматического стояночного тормоза без значительного увеличения габаритных размеров и массы.

Известно зажимное устройство дискового тормоза железнодорожного транспортного средства [№108384, 10.05.2011, В61Н 5/00], содержащее корпус, расположенный на подрессоренной раме транспортного средства с клещевым параллелограммным механизмом, механизм-усилитель, колодки, фрикционные накладки, взаимодействующие с тормозным диском.

Недостатками известного устройства, принятого за прототип, являются значительные габариты и невозможность установки автоматического стояночного тормоза без значительного увеличения габаритных размеров и массы.

Задачей, на решение которой направлено изобретение, является уменьшение габаритных размеров при обеспечении требуемого усилия нажатия, введение автоматического стояночного тормоза.

Поставленная задача решается за счет того, что дисковый тормоз железнодорожного транспортного средства, состоящий из корпуса, расположенного на подрессоренной раме транспортного средства с клещевым параллелограммным механизмом, механизмом-усилителем, колодок, фрикционных накладок, взаимодействующих с тормозным диском, согласно новому техническому решению клещевой параллелограммный механизм выполнен Н-образными рычагами, корпус выполнен в виде корпуса-моноблока с двумя соосно расположенными тормозными цилиндрами служебного и автоматического стояночного тормоза, причем корпус обладает свободой вращательного движения на оси, расположенной горизонтально в плоскости вращения тормозного диска, механизм-усилитель расположен внутри корпуса-моноблока и выполнен однозвенным в виде качающегося штока, контактирующего с поводком, причем поршень служебного тормоза осуществлен с жестко присоединенной направляющей и качающимся штоком, а поршень автоматического стояночного тормоза снабжен штоком с заглушкой, гайкой и болтом, причем шток с заглушкой воздействует на поршень служебного тормоза, а гайка и болт обеспечивают ручное отключение автоматического стояночного тормоза.

Сущность изобретения иллюстрируется следующими чертежами: на фиг.1, фиг.2 и фиг.3 схематически изображен предлагаемый механизм.

Дисковый тормоз железнодорожного транспортного средства содержит: корпус 1, который через ось 2 и подвес 3 крепится на подрессоренной раме транспортного средства; поршень служебного тормоза 4 с жестко закрепленной направляющей 5 и качающимся штоком 6; возвратную пружину 7; поршень стояночного тормоза 8 со штоком 9 и заглушкой 10; гайку 11 и болт 12, необходимые для ручного отключения стояночного тормоза; пружины стояночного тормоза 13 и 14; авторегулятор зазора 15; вращающийся валик 16 с выборкой, в которой при помощи болтов закреплен поводок 17; ось 18, соединяющую качающийся шток 6 и поводок 17; Н-образные рычаги клещевого параллелограммного механизма 19, закрепленные на сквозных осях 20, проходящие через отверстие, эксцентрично просверленное в валике 16 и отверстие в корпусе 1; тяг 21 параллелограммного механизма, обеспечивающих ориентацию тормозных колодок параллельно плоскости вращения тормозного диска; тормозных колодок 22, закрепленных на осях 23, проходящих через отверстия в рычагах 19. Колодки 22 имеют фигурные пазы для установки в них тормозных накладок 24, фиксируемых защелкой. Корпус 1 выполнен в виде корпуса-моноблока с двумя соосно расположенными тормозными цилиндрами 25, 26 служебного и автоматического стояночного тормоза.

Работа дискового тормоза железнодорожного транспортного средства осуществляется следующим образом.

При отсутствии давления сжатого воздуха в тормозных цилиндрах 25 и 26 рабочая нагрузка создается действием пружин 13 и 14 на поршень 8 стояночного тормоза, который, в свою очередь, через шток 9 и заглушку 10 воздействует на поршень 4 служебного тормоза, передающий усилие через качающийся шток 6 на поводок 17, который поворачивает валик 16. Рычаги 19, закрепленные в средней точке в эксцентричном отверстии валика 16 и в отверстии корпуса осями 20, прижимают тормозные колодки 22 с закрепленными на них тормозными накладками 24 к диску.

При подаче сжатого воздуха в тормозной цилиндр 26 стояночного тормоза поршень 8 двигается в обратном направлении, сжимая пружины 13 и 14, при этом поршень 4 двигается в том же направлении под действием возвратной пружины 7 и, воздействуя через качающийся шток 6 на поводок 17, поворачивает валик 16, отводя колодки от тормозного диска.

В процессе движения транспортного средства тормозной цилиндр стояночного тормоза находится под постоянным давлением сжатого воздуха и не препятствует работе служебного тормоза.

При подаче сжатого воздуха в тормозной цилиндр 25 служебного тормоза поршень 4 через качающийся шток 6 воздействует на поводок 17, который поворачивает валик 16. Рычаги 19, закрепленные в средней точке в эксцентричном отверстии валика 16 и в отверстии корпуса осями 20, прижимают тормозные колодки 22 с закрепленными на них тормозными накладками 24 к диску.

При снятии давления в тормозном цилиндре 25 служебного тормоза встроенная в него возвратная пружина возвращает конструкцию дискового тормоза в исходное ненагруженное состояние.

Уменьшение габаритных размеров достигается за счет того, что корпус выполнен в виде корпуса-моноблока с двумя соосно расположенными тормозными цилиндрами служебного и автоматического стояночного тормоза, а механизм-усилитель расположен внутри корпуса-моноблока и выполнен однозвенным в виде качающегося штока, контактирующего с поводком. Колебания колесной пары с тормозным диском в направлении, перпендикулярном рабочей поверхности тормозного диска, отслеживаются за счет поворота рычагов 19 на осях 20. Возникновение крена транспортного средства компенсируется возможностью поворота корпуса блока на горизонтальной оси 2, проходящей параллельно плоскости вращения тормозного диска.

Снижение динамических ударов колодок о диск достигается расположением всех массивных элементов зажимного механизма на корпусе.

Равномерность износа фрикционных накладок обеспечивается постоянством положения трущихся поверхностей параллельно рабочей поверхности тормозного диска с помощью конструкций параллелограмма, образованных между корпусом 1, рычагами 19, стойками колодок 22 и тягами 21.

Похожие патенты RU2537008C2

название год авторы номер документа
ТОРМОЗНОЙ БЛОК ДИСКОВОГО ТОРМОЗА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2014
  • Батенков Владимир Александрович
  • Макаров Алексей Иванович
  • Мошков Алексей Александрович
  • Власов Павел Валерьевич
  • Ананьев Андрей Михайлович
  • Охотников Виктор Григорьевич
  • Сипягин Евгений Сергеевич
RU2586785C1
ТОРМОЗНОЙ БЛОК ДИСКОВОГО ТОРМОЗА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2015
  • Батенков Владимир Александрович
  • Макаров Алексей Иванович
  • Власов Павел Валерьевич
  • Мошков Алексей Александрович
  • Ананьев Андрей Михайлович
  • Охотников Виктор Григорьевич
  • Сипягин Евгений Сергеевич
  • Косарев Павел Иванович
  • Зотов Олег Викторович
  • Тихонов Антон Валерьевич
RU2605663C2
ДИСКОВЫЙ ТОРМОЗ КОЛЕСНОЙ ПАРЫ 2012
  • Кириков Александр Константинович
  • Сазонов Игорь Валентинович
  • Гусев Вадим Юрьевич
  • Трепачева Татьяна Владиславовна
RU2505442C1
Тормозной блок дискового тормоза железнодорожного транспортного средства 2021
  • Антонов Денис Михайлович
  • Батенков Владимир Александрович
  • Власов Павел Валерьевич
  • Косарев Павел Иванович
  • Макаров Алексей Иванович
  • Тихонов Антон Валерьевич
RU2780361C2
ТОРМОЗНАЯ КОЛОДКА 2012
  • Кириков Александр Константинович
  • Троицкий Анатолий Пантелеевич
  • Тимонин Юрий Павлович
RU2507097C1
Тормозной блок дискового тормоза железнодорожного транспортного средства 2021
  • Антонов Денис Михайлович
  • Батенков Владимир Александрович
  • Власов Павел Валерьевич
  • Косарев Павел Иванович
  • Макаров Алексей Иванович
  • Тихонов Антон Валерьевич
RU2780637C2
ДИСКОВЫЙ ТОРМОЗ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА ПОДВИЖНОГО СОСТАВА ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ 2008
  • Батенков Владимир Александрович
  • Авдеев Александр Владимирович
  • Мошков Алексей Александрович
  • Косарев Павел Иванович
  • Сипягин Евгений Сергеевич
RU2390449C2
Тормозной блок дискового тормоза железнодорожного транспортного средства 2019
  • Антонов Денис Михайлович
  • Батенков Владимир Александрович
  • Власов Павел Валерьевич
  • Косарев Павел Иванович
  • Макаров Алексей Иванович
  • Сипягин Евгений Сергеевич
  • Охотников Виктор Григорьевич
  • Тихонов Антон Валерьевич
RU2780499C2
Тормозной блок дискового тормоза железнодорожного транспортного средства 2018
  • Ананьев Андрей Михайлович
  • Антонов Денис Михайлович
  • Батенков Владимир Александрович
  • Власов Павел Валерьевич
  • Зотов Олег Викторович
  • Косарев Павел Иванович
  • Курочкин Александр Александрович
  • Макаров Алексей Иванович
  • Сипягин Евгений Сергеевич
  • Охотников Виктор Григорьевич
RU2724200C2
КЛЕЩЕВОЙ МЕХАНИЗМ ДИСКОВОГО ТОРМОЗА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2014
  • Батенков Владимир Александрович
  • Мошков Алексей Александрович
  • Охотников Виктор Григорьевич
  • Сипягин Евгений Сергеевич
RU2561477C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 537 008 C2

Реферат патента 2014 года ДИСКОВЫЙ ТОРМОЗ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Изобретение относится к тормозному оборудованию железнодорожных транспортных средств, в частности к дисковым тормозам. Дисковый тормоз состоит из корпуса, расположенного на подрессоренной раме транспортного средства с клещевым параллелограммным механизмом, механизма-усилителя, колодок и фрикционных накладок, взаимодействующих с тормозным диском. Клещевой параллелограммный механизм выполнен Н-образными рычагами. Корпус выполнен в виде корпуса-моноблока с двумя соосно расположенными тормозными цилиндрами служебного и автоматического стояночного тормоза. Корпус обладает свободой вращательного движения на оси, расположенной горизонтально в плоскости вращения тормозного диска. Механизм-усилитель расположен внутри корпуса-моноблока и выполнен однозвенным в виде качающегося штока, контактирующего с поводком. Поршень служебного тормоза выполнен с жестко присоединенной направляющей и качающимся штоком, а поршень автоматического стояночного тормоза снабжен штоком с заглушкой, гайкой и болтом. Шток с заглушкой воздействует на поршень служебного тормоза, а гайка и болт обеспечивают ручное отключение автоматического стояночного тормоза. Достигается уменьшение габаритных размеров устройства при обеспечении требуемого усилия нажатия. 3 ил.

Формула изобретения RU 2 537 008 C2

Дисковый тормоз железнодорожного транспортного средства, состоящий из корпуса, расположенного на подрессоренной раме транспортного средства с клещевым параллелограммным механизмом, механизмом-усилителем, колодок, фрикционных накладок, взаимодействующих с тормозным диском, отличающийся тем, что клещевой параллелограммный механизм выполнен Н-образными рычагами, корпус выполнен в виде корпуса-моноблока с двумя соосно расположенными тормозными цилиндрами служебного и автоматического стояночного тормоза, причем корпус обладает свободой вращательного движения на оси, расположенной горизонтально в плоскости вращения тормозного диска, механизм-усилитель расположен внутри корпуса-моноблока и выполнен однозвенным в виде качающегося штока, контактирующего с поводком, причем поршень служебного тормоза выполнен с жестко присоединенной направляющей и качающимся штоком, а поршень автоматического стояночного тормоза снабжен штоком с заглушкой, гайкой и болтом, причем шток с заглушкой воздействует на поршень служебного тормоза, а гайка и болт обеспечивают ручное отключение автоматического стояночного тормоза.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2014 года RU2537008C2

Эректор к проходческому щиту для взятия с тележки и укладки в обделку туннелей прямоугольного сечения комплекта блоков 1956
  • Баскин А.С.
  • Голомысов Г.В.
SU108384A1
ДИСКОВЫЙ ТОРМОЗ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА ПОДВИЖНОГО СОСТАВА ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ 2008
  • Батенков Владимир Александрович
  • Авдеев Александр Владимирович
  • Мошков Алексей Александрович
  • Косарев Павел Иванович
  • Сипягин Евгений Сергеевич
RU2390449C2
US 5579873 A, 03.12.1996;
US 5813499 A, 29.09.1998
М.П
Александров и др., "Тормозные устройства", Справочник, - М.; Машиностроение, 1985, с
Упругое экипажное колесо 1918
  • Козинц И.М.
SU156A1
DE 19844507 A1, 30.03.2000

RU 2 537 008 C2

Авторы

Авдеев Александр Владимирович

Батенков Владимир Александрович

Косарев Павел Иванович

Макаров Алексей Иванович

Охотников Виктор Григорьевич

Сипягин Евгений Сергеевич

Даты

2014-12-27Публикация

2013-04-09Подача