Изобретение относится к универсальным транспортным средствам особо высокой проходимости колесного и гусеничного хода, амфибиям, используемым для перемещения грузов и людей на большие расстояния как по дорогам с твердым покрытием, так и по слабонесущим грунтам: болотам, пескам, снежной целине любой глубины залегания и преодоления водных преград вплавь. Известные гусеничные машины любого назначения не используют для движения по дорогам с твердым покрытием, так как в этом случае происходит износ дорожного покрытия и расходуется ресурс (износ) гусеничных лент. По дорогам с твердым покрытием используются колесные транспортные средства: автомобили, универсальные транспортные средства, колесные трактора и возможно др.
Транспортное средство содержит четыре с каждого борта приводных колеса 1) и 2), объединенные попарно с приводами четырех бортовых передач 13) и 24), идентичных по устройству. Главная передача переднего привода 32) с приводными полуосями 9) снабжена дифференциалами повышенного трения 19). Главная передача 12) заднего привода снабжена дифференциальным механизмом 18), блокируемым фрикционной муфтой 23) блока управления. Включение управляющего блока дифференциального механизма поворота гусеничного хода осуществляется подвижными шестернями 17) управляющего блока 16). Управляющие валы снабжены тормозными элементами 26) гидромуфты - нефиксированного радиуса поворотов. Тормозы 25 управляющих валов обеспечивают повороты расчетного радиуса. Гусеничные ленты, охватывающие все четыре колеса каждого борта, снабжены элементами зацепления с рисунком протектора каждого колеса и устройством их удержания от спадания.
Прототип изобретения Патент №2144867 C1, «Универсальное транспортное средство высокой проходимости Колобова К.А.», тормозы расчетного радиуса поворотов на предельных скоростях движения гусеничного хода не обеспечивают температурный режим на больших перегонах, также тормоза 28) на протяженных спусках вызывали повышенный нагрев трущихся пар и еще требовалась дополнительная редукция привода водометов из-за низких оборотов полуосей привода бортовых передач.
Цель изобретения - повышение эксплуатационных качеств транспортного средства, безотказность работы агрегатов в экстремальных условиях движения, доступность до агрегатов при текущем обслуживании и ремонте.
Цель достигается тем, что транспортное средство особо высокой проходимости, содержащее приводной двигатель, через сцепление с коробкой передач связанный с раздаточной коробкой, имеющей блокируемый межосевой дифференциал, выходные элементы которого карданными передачами связаны с передней осью, имеющей дифференциал повышенного трения привода двух с каждого борта, управляемых от рулевого управления, последовательно установленных ведущих колес, имеющих дифференциалы повышенного трения и муфты отключения последних от привода, главной передачи привода блокируемых дифференциалов двух каждого борта последовательно установленных задних ведущих колес, устройства для поддержания гусеничных лент, охватывающих все колеса каждого борта, при движении по слабонесущим грунтам. Транспортное средство снабжено упорами для фиксации элементов рулевой трапеции в режиме гусеничного хода, механизма поворота с управляющими валами, имеющими элементы торможения дифференциальной связи между задними ведущими колесами и бортовыми передачами для задних колес, представляющими собой блокируемый дифференциал, вход которого связан с выходом механизма поворота, а выходы - с соответствующими колесами каждого борта.
Для перевода транспортного средства на гусеничный ход необходимо:
1) Поставить на упоры «29» рулевую трапецию - прямолинейное движение,
2) Надеть гусеничные ленты,
3) Включить шестерни «17» управляющего блока «16». При установленных упорах «29» передние управляемые колеса «1» могут двигаться только прямолинейно. Поворот транспортного средства на гусеничном ходу осуществляется за счет разности скорости сторон движителей, путем воздействия на элементы торможения «26» и «25».
Обозначение схемы №2 (фиг.1)
1) Передние ведущие управляемые колеса;
2) Задние ведущие колеса управляемые блоком 16;
3) Тормозные элементы колес;
4) Двигатель;
5) Коробка передач;
6) Раздаточная коробка;
7) Муфта включения переднего привода;
8) Карданный вал привода главной передачи;
9) Полуоси привода передних колес;
10) Муфта блокировки дифференциала;
11) Рулевой механизм;
12) Главная передача;
13) Бортовые передачи привода передних колес;
15) Механизм поворота;
16) Управляющий блок механизма поворота;
17) Шестерни включения управляющего блока;
18) Дифференциальный механизм (двойной дифференциал);
19) Кулачковый дифференциал повышенного трения;
20) 3убчатые цепи бортовых передач;
22) Муфты включения передних колес;
23) Многодисковая муфта блокировки управляющих валов;
24) Бортовые передачи задних ведущих колес;
25) Ленточные сухие тормозы поворота на расчетном радиусе;
26) Гидравлические тормозы поворота;
27) Водометы плавающих транспортных средств;
28) Тормозы поворота шириной габарита;
29) Блокирующие упоры рулевой трапеции;
30) Тяги привода трапеции передних управляемых колес;
31) Карданный вал привода передних колес;
32) Кулачковый дифференциал повышенного трения;
33) Блокируемый межосевой дифференциал.
Обозначение схемы №1, Патент № 2144867 - Буйвол (фиг.2)
1) Передние ведущие управляемые рулем колеса;
2) Задние ведущие управляемые рычагами колеса;
3) Водометы;
4) Двигатель;
5) Коробка передач;
6) Раздаточная коробка;
7) Карданный вал привода передних колес;
8) Карданный вал привода задних колес;
9) Полуоси привода бортовых передач передних колес;
10) Дифференциал повышенного трения привода передних колес;
11) Рулевое управление передних колес;
12) Главная передача привода механизма поворота и задних колес;
13) Бортовые передачи передних колес;
14) Упоры блокировки рулевого управления;
15) Картер механизма поворота;
16) Управляющие блоки;
17) Тормозные элементы поворота на расчетном радиусе;
18) Двойной дифференциал;
19) Дифференциалы повышенного трения;
20) 3убчатые цепи привода колес;
21) Тормозные элементы поворота на ширину колеи;
22) Муфты включения привода передних колес;
23) Многодисковая фрикционная муфта блокировки прямолинейного движения;
24) Бортовые передачи привода задних колес;
25) Шестерни включения механизма управления гусеничного хода.
Изобретение относится к транспортным средствам особо высокой проходимости. Транспортное средство содержит четыре с каждого борта приводных колеса, приводной двигатель, раздаточную коробку, содержащую блокируемый межосевой дифференциал, выходные элементы которого карданными передачами связаны с передней осью, имеющей дифференциал повышенного трения привода передних ведущих управляемых колес, с главной передачей привода дифференциалов повышенного трения двух с каждого борта последовательно установленных задних ведущих колес, бортовые передачи передних управляемых колес с муфтами отключения последних от привода, механизм поворота с управляющими валами. Колеса установлены на упругих элементах, снабжены тормозными элементами. Транспортное средство снабжено также водометами, установленными по одному на каждом борту, соединенными муфтами с валами управления, снабженными тормозными элементами гидравлического и тормозными элементами сухого трения расчетного радиуса поворота и поворота на ширине колеи. Достигается повышение надежности устройства. 2 ил.
Универсальное транспортное средство особо высокой проходимости колесного и гусеничного хода, плавающее, содержащее четыре с каждого борта приводных колеса, приводной двигатель, связанный через сцепление с коробкой передач, с раздаточной коробкой, содержащей блокируемый межосевой дифференциал, выходные элементы которого карданными передачами связаны с передней осью, имеющей кулачковый дифференциал повышенного трения, привода передних ведущих управляемых колес и с главной передачей привода кулачковых дифференциалов повышенного трения двух с каждого борта последовательно установленных задних ведущих колес, устройство для поддержания гусеничных лент, охватывающих все колеса каждого борта при движении по слабонесущим грунтам, бортовые передачи передних управляемых колес с муфтами отключения последних от привода, механизм поворота с управляющими валами, имеющими элементы торможения сухого трения дифференциальной связи между задними ведущими колесами и бортовыми передачами для задних ведущих колес, представляющими собой блокируемый дифференциал, вход которого связан с выходом механизма поворота, а выходы с соответствующими колесами каждого борта, отличающееся тем, что управляющие валы несут на себе элементы торможения, поворота и приводы водометов плавающих средств, дифференциального механизма поворота, пропорционального изменения скорости сторон движителей, сохраняющих на повороте скорость прямолинейного движения транспортного средства, снабженных блокирующей многодисковой муфтой, обеспечивающей устойчивое прямолинейное движение и высокие средние скорости, содержащие ведущий и управляющие элементы гидравлического и сухого элементов торможения, что замедление стороны поворота двойного дифференциала связано с выходом ускорения забегающей стороны движителя транспортного средства.
УНИВЕРСАЛЬНОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО ВЫСОКОЙ ПРОХОДИМОСТИ КОЛОБОВА К.А. | 1997 |
|
RU2144867C1 |
ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО ВЫСОКОЙ ПРОХОДИМОСТИ | 2000 |
|
RU2188132C2 |
Водометный движитель плавающей машины | 1974 |
|
SU527338A1 |
DE 3018925 A1, 03.12.1981 | |||
US 3419097 A, 31.12.1968 |
Авторы
Даты
2015-04-10—Публикация
2010-03-17—Подача