Изобретение относится к плавающим транспортным средствам колесного и гусеничного хода особовысокой проходимости. Транспортное средство может использоваться для перемещения грузов и людей на неограниченные расстояния как по дорогам с твердым покрытием, так и по слабонесущим грунтам: болотам, пескам, снежной целине, и преодолевать водные преграды вплавь. Известные гусеничные машины не используют для движения по дорогам с твердым покрытием во избежание разрушения дорожного покрытия и ускоренного расходования ресурса гусеничных лент. Для этого используются колесные транспортные средства на мягких обрезиненных колесах: автомобили, колесные трактора, колесные транспортеры.
Известно транспортное средство повышенной проходимости Колобова К.А. по патенту №2144867. Недостатком указанного патента является недостаточная комфортабельность управления.
Наиболее близким техническим решением к предлагаемому является универсальное транспортное средство высокой проходимости Колобова К.А. по патенту №1717426. Недостатком этого транспортного средства является низкая маневренность и недостаточная комфортабельность управления.
Задачей данного изобретения является повышение эксплуатационных качеств транспортного средства за счет увеличения маневренности, при этом увеличивается комфортабельность управления.
Поставленная задача решается тем, что предлагается универсальное транспортное средство особовысокой проходимости, содержащее три с каждого борта последовательно расположенных колеса, снабженных тормозными элементами, приводной двигатель, связанный через сцепление и коробку передач с раздаточной коробкой, содержащей блокируемый межосевой дифференциал, выходные элементы которого карданными валами связаны с передней осью, имеющей самоблокируемый дифференциал привода передних управляемых ведущих колес, и с главной передачей привода самоблокируемых дифференциалов двух с каждого борта последовательно установленных задних ведущих колес, устройство для поддержания гусеничных лент, охватывающих все колеса каждого борта при движении по слабонесущим грунтам, бортовые передачи передних управляемых ведущих колес с муфтами отключения последних от привода, механизм поворота-двойной дифференциал с управляющими устройствами, имеющими элементы торможения дифференциальной связи между задними управляемыми ведущими колесами и бортовыми передачами для задних управляемых ведущих колес, представляющими собой блокируемый дифференциал, вход которого связан с выходом механизма поворота-двойным дифференциалом, а выходы - с соответствующими ведущими колесами каждого борта, при этом транспортное средство снабжено ленточными и гидравлическими тормозными элементами, расположенными на управляющих валах механизма поворота и обеспечивающими минимальный радиус поворота, а также снабжено дополнительным тормозным элементом, обеспечивающим радиус поворота, равный ширине колеи, кроме того, транспортное средство снабжено водометами, установленными по одному на каждом борту, а также переходным коромыслом и поперечными тягами трапеций передних и задних управляемых ведущих колес. Транспортное средство также снабжено упорами для фиксации элементов рулевого управления в режиме гусеничного хода.
На чертеже приведена кинематическая схема транспортного средства. Предлагаемое транспортное средство содержит три с каждого борта последовательно установленных, равномерно разнесенных колеса 1, 2 и 2А, снабженных самоблокируемыми дифференциалами 19, 31, и механизмом поворота-двойным дифференциалом 18 с многодисковой фрикционной муфтой 22, а также имеется межосевой дифференциал 10, блокируемый муфтой 17. Главная передача привода передних управляемых ведущих колес 30 включает самоблокируемый дифференциал переднего привода колес 31 и ведущую шестерню переднего привода 32. Передние управляемые ведущие колеса 1 управляются рулевым механизмом 11 и поперечной тягой рулевой трапеции передних колес 33, усиленной гидроцилиндром (на схеме не показан), имеют бортовые передачи 13 привода колес с муфтами 21 включения/отключения последних от привода. Крайние задние управляемые ведущие колеса 2А имеют идентичную поперечную тягу рулевой трапеции 23, также усиленную гидроцилиндром (на схеме не показан), соединенную с рулевым механизмом 11 через переходное коромысло 34 тягами 35 привода задней рулевой трапеции. Тем самым транспортное средство на колесном ходу управляется одновременно четырьмя колесами: передними 1 и крайними задними 2А, обеспечивая четкий необходимый маневр с минимально возможным радиусом поворота.
Четыре задние управляемые ведущие колеса 2 и 2А имеют привод от механизма поворота-двойной дифференциал 18; причем путем воздействия ленточных тормозных элементов 25, гидравлических тормозных элементов 26 и дополнительных ленточных тормозных элементов 28 можно получить разную скорость движения бортов, обусловливающих поворот транспортного средства. Обеспечение прямолинейного движения достигается включением блокирующей многодисковой фрикционной муфты 22. Для преодоления водных преград транспортное средство кроме гусеничного движителя снабжено водометами 27 по одному на борт. Управление гусеничным движителем и производительностью водометов осуществляются теми же элементами 25, 26 и 28, обеспечивающими минимальный радиус поворота транспортного средства на воде. Передние управляемые ведущие колеса 1, средние опорные ведущие колеса 2 и задние управляемые ведущие колеса 2А транспортного средства снабжены тормозными элементами 3.
Транспортное средство приводится в движение приводным двигателем 4, который через сцепление связан с коробкой передач 5 и раздаточной коробкой 6, содержащей муфту включения переднего привода 7 и блокируемый межосевой дифференциал 10 привода передних управляемых от рулевого механизма 11 ведущих колес 1, выходные элементы которого карданными валами 8 и 29 связаны с одной стороны с передними полуосями 9 и с другой стороны с главной передачей 12 привода самоблокируемых дифференциалов 19 задних управляемых ведущих колес 2А. Для передачи вращения от передних полуосей 9 к передним управляемым ведущим колесам 1 имеются бортовые передачи 13 с муфтами 21 включения/отключения последних от привода. Для фиксации элементов рулевого механизма 11 в режиме гусеничного хода предусмотрены упоры 14. Механизм поворота 15 включает главную передачу 12, соединенную с механизмом поворота-двойной дифференциал 18, имеющим управляющее устройство 16 и шестерню включения 36. Задние управляемые ведущие колеса 2А имеют бортовые передачи 24 задних управляемых ведущих колес 2А и средних опорных ведущих колес 2, которые снабжены самоблокируемыми дифференциалами 19. Вход самоблокируемого дифференциала 19 связан с выходом механизма поворота-двойной дифференциал 18, а выходы - с соответствующими ведущими колесами 2 и 2А.
Дополнительные ленточные тормозные элементы 28 могут быть использованы для обеспечения поворота на грунте на радиусе, равном ширине колеи транспортного средства, а при повороте на воде - на минимальный радиус циркуляции. Связь между приводами средних колес 2 осуществляется зубчатыми цепями 20. Гусеничные ленты снабжены зацепами, соответствующими рисунку протектора колес. При движении транспортного средства вплавь основными движителями являются гусеничные ленты. Для преодоления скоростных потоков рек дополнительно включаются водометы 27. Многодисковая фрикционная муфта 22 является блокирующим элементом обеих бортовых передач задних управляемых ведущих колес 2А для преодоления труднопреодолимых участков пути на колесном ходу и для обеспечения прямолинейного движения транспортного средства на гусеничном ходу. При движении транспортного средства на колесном ходу механизм поворота-двойной дифференциал 18 работает в режиме простого дифференциала, при этом управляющее устройство 16 отключено шестернями 36, упоры 14 также выключены. Поворот транспортного средства осуществляется рулевым механизмом 11. Управление колесным ходом транспортного средства осуществляется воздействием рулевого механизма 11 на передние и задние управляемые ведущие колеса поперечными тягами трапеций 23 и 33.
Для перевода транспортного средства на гусеничный ход необходимо:
- включить блокирующие упоры 14,
- надеть гусеничные ленты,
- включить управляющее устройство 16 шестернями 36 механизма поворота 15.
При включенных блокирующих упорах 14 передние управляемые ведущие колеса 1 могут двигаться только прямолинейно. Поворот транспортного средства на гусеничном ходу осуществляется за счет разности скоростей левой и правой сторон задних управляемых ведущих колес 2 и 2А путем воздействия на элементы торможения 25 и 26.
Изобретение относится к транспорту. Транспортное средство содержит три с каждого борта последовательно расположенных колеса, приводной двигатель, связанный через сцепление и коробку передач с раздаточной коробкой, содержащей блокируемый межосевой дифференциал, устройство для поддержания гусеничных лент, бортовые передачи передних управляемых ведущих колес с муфтами отключения последних от привода, механизм поворота-двойной дифференциал с управляющими устройствами, имеющими элементы торможения дифференциальной связи между задними управляемыми ведущими колесами и бортовыми передачами для задних управляемых ведущих колес, ленточными и гидравлическими тормозными элементами, дополнительным тормозным элементом, обеспечивающим радиус поворота, равный ширине колеи, водометами, переходным коромыслом и поперечными тягами трапеций передних и задних управляемых ведущих колес. Выходные элементы межосевого дифференциала карданными валами связаны с передней осью и с главной передачей привода самоблокируемых дифференциалов задних ведущих колес. Вход блокируемого дифференциала связан с выходом механизма поворота-двойным дифференциалом, а выходы - с соответствующими ведущими колесами каждого борта. Достигается повышение маневренности транспортного средства. 1 ил.
Универсальное транспортное средство особовысокой проходимости, содержащее три с каждого борта последовательно расположенных колеса, снабженных тормозными элементами, приводной двигатель, связанный через сцепление и коробку передач с раздаточной коробкой, содержащей блокируемый межосевой дифференциал, выходные элементы которого карданными валами связаны с передней осью, имеющей самоблокируемый дифференциал привода передних управляемых ведущих колес, и с главной передачей привода самоблокируемых дифференциалов двух с каждого борта последовательно установленных задних ведущих колес, устройство для поддержания гусеничных лент, охватывающих все колеса каждого борта при движении по слабонесущим грунтам, бортовые передачи передних управляемых ведущих колес с муфтами отключения последних от привода, механизм поворота-двойной дифференциал с управляющими устройствами, имеющими элементы торможения дифференциальной связи между задними управляемыми ведущими колесами и бортовыми передачами для задних управляемых ведущих колес, представляющими собой блокируемый дифференциал, вход которого связан с выходом механизма поворота-двойным дифференциалом, а выходы - с соответствующими ведущими колесами каждого борта, при этом транспортное средство снабжено ленточными и гидравлическими тормозными элементами, расположенными на управляющих валах механизма поворота и обеспечивающими минимальный радиус поворота, а также снабжено дополнительным тормозным элементом, обеспечивающим радиус поворота, равный ширине колеи, кроме того, транспортное средство снабжено водометами, установленными по одному на каждом борту, а также переходным коромыслом и поперечными тягами трапеций передних и задних управляемых ведущих колес.
Транспортное средство повышенной проходимости Колобова К.А. | 1989 |
|
SU1717426A1 |
УНИВЕРСАЛЬНОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО ВЫСОКОЙ ПРОХОДИМОСТИ КОЛОБОВА К.А. | 1997 |
|
RU2144867C1 |
US 3976154 A, 24.08.1976 | |||
DE 3018925 A1, 03.12.1981. |
Авторы
Даты
2015-12-10—Публикация
2011-09-16—Подача