УСТРОЙСТВО ЗАЩИТЫ РЕЛЬСОВЫХ ЦЕПЕЙ И ЛОКОМОТИВНОЙ АППАРАТУРЫ АЛС ОТ ВОЗДЕЙСТВИЯ ПОМЕХ В ТЯГОВОМ ТОКЕ ЭЛЕКТРОПОДВИЖНОГО СОСТАВА (ВАРИАНТЫ) Российский патент 2015 года по МПК B61L3/20 

Описание патента на изобретение RU2549311C1

Изобретение относится к железнодорожной автоматике и может быть использовано в устройствах защиты рельсовых цепей и автоматической локомотивной сигнализации (АЛС) от помех, создаваемых тяговым током при работе электроподвижного состава.

Известно устройство для уменьшения уровней помех при импульсном регулировании на электровозах постоянного тока, выполненное посредством сглаживающих фильтров с реакторами («Система управления и диагностики электропоезда ЭП10» под ред. С.В. Покровского - М., Интекст, 2009, с.19-21). Известное техническое решение не обеспечивает требуемого снижения уровней помех на рабочих частотах рельсовых цепей и АЛС.

Наиболее близким по технической сущности является устройство двухниточных рельсовых цепей с дроссель-трансформаторами, выполняющими функцию защиты приемопередающей аппаратуры от помех в тяговом токе при нормируемой асимметрии рельсовой линии, и определенном соединении и расположении локомотивных приемных катушек АЛС на электроподвижном составе перед первой осью колесной пары над рельсовыми нитями, обеспечивающим компенсацию помех в тяговом токе (Ю.А. Кравцов. «Системы железнодорожной автоматики и телемеханики», М., Транспорт, 1996, с.47-48, 144-145).

Такое техническое средство, принятое в качестве прототипа, является основным средством защиты рельсовых цепей и АЛС от воздействия помех, создаваемых в тяговом токе электроподвижного состава постоянного и переменного токов.

Недостатком прототипа, как и вышеуказанного аналога, является невозможность селективного подавления помех на рабочих частотах токов рельсовой цепи и АЛС, возникающих при работе электроподвижного состава в случае возникновения асимметрии тягового тока.

Техническим результатом, на достижение которого направлено предлагаемое техническое решение, является снижение уровня помех в рельсовых цепях и канале АЛС, возникающих при движении электроподвижного состава.

Предлагаемое техническое решение может быть реализовано в трех вариантах.

Для первого варианта технический результат достигается тем, что в устройстве защиты рельсовых цепей и локомотивной аппаратуры АЛС от воздействия помех в тяговом токе электроподвижного состава, содержащем на пути двухниточные рельсовые цепи с дроссель-трансформаторами, а на электроподвижном составе - расположенные перед первой осью колесной пары над рельсовыми нитями локомотивные приемные катушки АЛС, включенные последовательно, согласно изобретению, в цепь протекания тягового тока на электроподвижном составе между нулевой шиной силового оборудования и токосъемными колесными парами включены последовательно соединенные параллельные контура, настроенные на частоты сигнального тока рельсовой цепи и тока АЛС, при этом к входу блока управления силовым оборудованием подключен выход блока определения допустимого уровня помех в канале АЛС, вход которого соединен с выходом приемных катушек АЛС.

Для второго варианта технический результат достигается тем, что в устройстве защиты рельсовых цепей и локомотивной аппаратуры АЛС от воздействия помех в тяговом токе электроподвижного состава, содержащем на пути двухниточные рельсовые цепи с дроссель-трансформаторами, а на электроподвижном составе - расположенные перед первой осью колесной пары над рельсовыми нитями локомотивные приемные катушки АЛС, включенные последовательно, согласно изобретению в шину протекания обратного тягового тока на тяговой подстанции включены последовательно соединенные параллельные контура, настроенные на частоты сигнального тока рельсовой цепи и тока АЛС.

Для третьего варианта технический результат достигается тем, что в устройстве защиты рельсовых цепей и локомотивной аппаратуры АЛС от воздействия помех в тяговом токе электроподвижного состава, содержащем на пути двухниточные рельсовые цепи с дроссель-трансформаторами, а на электроподвижном составе - расположенные перед первой осью колесной пары над рельсовыми нитями локомотивные приемные катушки АЛС, включенные последовательно,согласно изобретению на электроподвижном составе в цепь протекания тягового тока между нулевой шиной силового оборудования и токосъемными колесными парами, а на тяговой подстанции - в шину протекания обратного тягового тока, включены последовательно соединенные параллельные контура, настроенные на частоты сигнального тока рельсовой цепи и тока АЛС, при этом к входу блока управления силовым оборудованием электроподвижного состава подключен выход блока определения допустимого уровня помех в канале, вход которого соединен с выходом приемных катушек АЛС.

Технические решения с вышеуказанными вариантами выполнения предлагаемых устройств защиты позволят обеспечить уменьшение числа отказов и сбоев в работе рельсовых цепей и АЛС и повысят безопасность движения поездов.

На чертеже представлена схема устройства защиты рельсовых цепей и локомотивной аппаратуры АЛС от воздействия помех в тяговом токе электроподвижного состава.

Устройство защиты рельсовых цепей и локомотивной аппаратуры АЛС от воздействия помех в тяговом токе электроподвижного состава содержит на пути 1 двухниточные рельсовые цепи 2 с дроссель-трансформаторами 3, а на электроподвижном составе 4 - расположенные перед первой осью колесной пары над рельсовыми нитями локомотивные приемные катушки АЛС 5, включенные последовательно. В цепь протекания тягового тока на электроподвижном составе установлены параллельные контура 6 и 7, настроенные на рабочие частоты сигнального тока рельсовой цепи и тока АЛС, и включенные между нулевой шиной 8 силового оборудования 9 и токосъемными колесными парами 10. При этом к входу блока 11 управления силовым оборудованием подключен выход блока 12 определения допустимого уровня помех в канале АЛС, вход которого соединен с выходом локомотивных приемных катушек 5 АЛС. В шину протекания обратного тягового тока на тяговой подстанции 13 установлены параллельные контура 14 и 15, настроенные на рабочие частоты сигнального тока рельсовой цепи и тока АЛС.

Напряжение от тяговой подстанции 13 подается через контактную сеть 16 на электроподвижной состав 4, на котором тяговый ток протекает через пантограф 19, силовое оборудование 9 и с токосъемных колесных пар 10 поступает в рельсовые цепи 2 и возвращается на тяговую подстанцию 13. Помехи от тягового тока воздействуют на локомотивный приемник 17 АЛС и аппаратуру 18 рельсовых цепей.

Для подавления помех, возникающих от тягового тока, в цепях его протекания на электроподвижном составе 4 включены параллельные резонансные контура 6 и 7, а на тяговой подстанции 13 - контура 14 и 15. Контура настроены на рабочие частоты сигнального тока рельсовой цепи и тока АЛС.

Например, при электротяге постоянного тока и кодовой автоблокировке частоты настройки контуров 50 и 25 Гц, а при электротяге переменного тока и кодовой автоблокировке - 25 и 75 Гц. Указанные контура могут быть настроены и на другие частоты сигнального тока рельсовых цепей и АЛС, эксплуатируемых на конкретном участке железнодорожной линии.

Предлагаются три варианта включения контуров:

- на локомотиве,

- на тяговой подстанции,

- одновременно на локомотиве и тяговой подстанции.

Включение контуров только на локомотиве в первую очередь целесообразно для современных более мощных электровозов с асинхронным тяговым приводом, создающих недопустимо высокий уровень помех.

Включение контуров только на тяговой подстанции целесообразно для подавления помех на участках с интенсивным движением, где отсутствуют в обращении локомотивы с асинхронным тяговым приводом.

Одновременное включение контуров на локомотиве и тяговой подстанции обеспечит защиту от помех при всех возможных вариантах поездного движения с различными сериями локомотивов.

Устройство защиты рельсовых цепей и локомотивной аппаратуры АЛС от воздействия помех в тяговом токе электроподвижного состава работает следующим образом.

Параллельные контура на частотах резонанса имеют очень большое сопротивление, а так как они включены последовательно в цепь протекания тягового тока, содержащего помехи от электрооборудования подвижного состава, то и уровень помехи на этих частотах будет уменьшаться. Потери в контурах должны быть минимальны, так как в этом случае их сопротивление стремится к бесконечности и обеспечивает минимальный уровень помехи от тягового тока на частотах резонанса.

Для контроля исправности вышеуказанных контуров на электроподвижном составе путем определения превышения допустимого уровня помех устройство содержит блок определения допустимого уровня помех в канале АЛС 12, вход которого соединен с выходом локомотивных приемных катушек АЛС 5. При превышении контролируемых уровней на входе локомотивного приемника 17 АЛС, блок 12 формирует команду на изменение режима работы силового оборудования (уменьшение или отключение тяги), поступающую в блок 11 управления силовым оборудованием, что, в свою очередь, приводит к уменьшению уровня помех в тяговом токе, предотвращая, тем самым, отказы и сбои в работе рельсовых цепей и АЛС.

Похожие патенты RU2549311C1

название год авторы номер документа
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ДВИЖЕНИЕМ ПОЕЗДОВ И СПОСОБ ИНТЕРВАЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЕЮ РЕАЛИЗУЕМЫЙ 2014
  • Тильк Игорь Германович
  • Ляной Вадим Вадимович
  • Докучаев Александр Владимирович
  • Чувилин Игорь Владимирович
  • Зорин Василий Иванович
  • Блачёв Константин Эдуардович
  • Ковалёв Игорь Петрович
  • Чернов Сергей Васильевич
RU2572278C1
Устройство для проверки автоматической локомотивной сигнализации с индуктивным каналом передачи информации 2019
  • Кузьмин Владислав Сергеевич
  • Табунщиков Александр Константинович
RU2735147C1
Устройство подавления импульсных помех на входе локомотивного приемника АЛС 2015
  • Аргунов Игорь Алексеевич
  • Вихрова Нина Юрьевна
  • Горенбейн Евгений Вячеславович
  • Розенберг Ефим Наумович
  • Табунщиков Александр Константинович
RU2618616C1
СПОСОБ КОНТРОЛЯ ЦЕЛОСТНОСТИ РЕЛЬСОВЫХ НИТЕЙ 2020
  • Полевой Юрий Иосифович
  • Горелик Александр Владимирович
  • Мухин Леонид Викторович
RU2745512C1
СПОСОБ КОНТРОЛЯ ЦЕЛОСТНОСТИ РЕЛЬСОВЫХ НИТЕЙ ПО СООТНОШЕНИЮ ЗНАЧЕНИЙ ТОКОВ В РЕЛЬСАХ 2019
  • Полевой Юрий Иосифович
  • Горелик Александр Владимирович
RU2706607C1
СПОСОБ И МОБИЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО КОНТРОЛЯ ЦЕЛОСТНОСТИ РЕЛЬСОВЫХ НИТЕЙ 2019
  • Полевой Юрий Иосифович
RU2710840C1
Устройство для проверки автоматической локомотивной сигнализации 1990
  • Леушин Витаний Бениаминович
  • Рязанцева Светлана Николаевна
  • Смирнова Лариса Борисовна
SU1717453A1
СПОСОБ И УСТРОЙСТВО ПЕРЕДАЧИ ИНФОРМАЦИИ НА ЛОКОМОТИВ С ПОМОЩЬЮ ШЛЕЙФА 2019
  • Полевой Юрий Иосифович
  • Горелик Александр Владимирович
RU2717279C1
Устройство для интервального регулирования движения поездов 1980
  • Брылеев Аркадий Михайлович
  • Зенкович Юрий Иосифович
  • Чирков Александр Генрихович
SU918152A1
Способ поездного сигнализирования и устройство для его осуществления 2019
  • Григорашвили Юрий Евгеньевич
  • Макаров Николай Владимирович
  • Покровский Роман Владимирович
  • Шунин Евгений Владимирович
RU2708411C1

Реферат патента 2015 года УСТРОЙСТВО ЗАЩИТЫ РЕЛЬСОВЫХ ЦЕПЕЙ И ЛОКОМОТИВНОЙ АППАРАТУРЫ АЛС ОТ ВОЗДЕЙСТВИЯ ПОМЕХ В ТЯГОВОМ ТОКЕ ЭЛЕКТРОПОДВИЖНОГО СОСТАВА (ВАРИАНТЫ)

Изобретение относится к железнодорожной автоматике. Изобретение содержит на пути двухниточные рельсовые цепи с дроссель-трансформаторами, а на электроподвижном составе - локомотивные приемные катушки АЛС, расположенные перед первой осью колесной пары, над рельсовыми нитями, включенные последовательно. В цепь протекания тягового тока на электроподвижном составе между нулевой шиной силового оборудования и токосъемными колесными парами и/или в шину протекания обратного тягового тока на тяговой подстанции включены последовательно соединенные параллельные контура, настроенные на частоты сигнального тока рельсовой цепи и тока АЛС. Вход блока управления силовым оборудованием подключен к выходу блока определения допустимого уровня помех в канале АЛС, вход которого соединен с выходом приемных катушек АЛС. Техническим результатом, на достижение которого направлено предлагаемое техническое решение, является снижение уровня помех в рельсовых цепях и канале АЛС, возникающих при движении электроподвижного состава. 3 н.п. ф-лы, 1 ил.

Формула изобретения RU 2 549 311 C1

1. Устройство защиты рельсовых цепей и локомотивной аппаратуры АЛС от воздействия помех в тяговом токе электроподвижного состава, содержащее на пути двухниточные рельсовые цепи с дроссель-трансформаторами, а на электроподвижном составе - расположенные перед первой осью колесной пары над рельсовыми нитями локомотивные приемные катушки АЛС, включенные последовательно, отличающееся тем, что в цепь протекания тягового тока на электроподвижном составе между нулевой шиной силового оборудования и токосъемными колесными парами включены последовательно соединенные параллельные контура, настроенные на частоты сигнального тока рельсовой цепи и тока АЛС, при этом к входу блока управления силовым оборудованием подключен выход блока определения допустимого уровня помех в канале АЛС, вход которого соединен с выходом приемных катушек АЛС.

2. Устройство защиты рельсовых цепей и локомотивной аппаратуры АЛС от воздействия помех в тяговом токе электроподвижного состава, содержащее на пути двухниточные рельсовые цепи с дроссель-трансформаторами, а на электроподвижном составе - расположенные перед первой осью колесной пары над рельсовыми нитями локомотивные приемные катушки АЛС, включенные последовательно, отличающееся тем, что в шину протекания обратного тягового тока на тяговой подстанции включены последовательно соединенные параллельные контура, настроенные на частоты сигнального тока рельсовой цепи и тока АЛС.

3. Устройство защиты рельсовых цепей и локомотивной аппаратуры АЛС от воздействия помех в тяговом токе электроподвижного состава, содержащее на пути двухниточные рельсовые цепи с дроссель-трансформаторами, а на электроподвижном составе - расположенные перед первой осью колесной пары над рельсовыми нитями локомотивные приемные катушки АЛС, включенные последовательно, отличающееся тем, что на электроподвижном составе в цепь протекания тягового тока между нулевой шиной силового оборудования и токосъемными колесными парами, а на тяговой подстанции - в шину протекания обратного тягового тока - включены последовательно соединенные параллельные контура, настроенные на частоты сигнального тока рельсовой цепи и тока АЛС, при этом к входу блока управления силовым оборудованием электроподвижного состава подключен выход блока определения допустимого уровня помех в канале АЛС, вход которого соединен с выходом приемных катушек АЛС.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2015 года RU2549311C1

Устройство для подачи пеногасителя в открытый бродильный чан 1951
  • Гоннар К.М.
  • Хрик Н.Ф.
SU94944A1
Устройство для передачи кодовых сигналов в рельсовую линию 1988
  • Полевой Юрий Иосифович
  • Кравцова Наталья Агаповна
SU1632847A1

RU 2 549 311 C1

Авторы

Горенбейн Евгений Вячеславович

Розенберг Ефим Наумович

Стряпкин Леонид Игоревич

Табунщиков Александр Константинович

Даты

2015-04-27Публикация

2014-04-18Подача