СПОСОБ ВЫЯВЛЕНИЯ НА ПУНКТЕ УПРАВЛЕНИЯ ОПАСНЫХ СБЛИЖЕНИЙ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА С ВОЗДУШНЫМИ ОБЪЕКТАМИ Российский патент 2015 года по МПК G08G5/04 G08G7/02 

Описание патента на изобретение RU2555886C2

Областью применения, к которой относится изобретение, являются наземные (воздушные) пункты управления авиацией и наземные пункты управления воздушным движением, обеспечивающие контроль за полетом пилотируемых летательных аппаратов.

Для обеспечения безопасности полетов, контроля и управления полетами самолетов (вертолетов) на каждом пункте управления необходимо регулярно контролировать воздушную обстановку и своевременно выявлять факты опасного сближения каждого летательного аппарата с другими воздушными объектами, находящимися в зоне ответственности пункта управления.

Например, в соответствии с «Федеральными правилами использования воздушного пространства Российской Федерации» в районе аэродрома, оборудованного автоматизированными системами обслуживания воздушного движения (управления полетами) или средствами локации, дистанция между воздушными судами должна быть не менее 10 км, а время сближения воздушных судов - не менее 3 мин [1].

Поэтому опасное сближение любого летательного аппарата с другим воздушным объектом возникнет при условии, что текущее значение дистанции между летательным аппаратом и воздушным объектом окажется меньше допустимого значения дистанции (Ддоп=10 км), а текущее значение времени сближения летательного аппарата с воздушным объектом - меньше допустимого значения (tдоп=180 с) времени их сближения.

Для надежного выявления опасного сближения любого летательного аппарата с другим воздушным объектом необходимо с заданным темпом (например, не реже одного раза в десять секунд) получать от радиолокационных средств первичную измерительную информацию - измеренные значения координат, скорости и курса движения каждого летательного аппарата и других воздушных объектов, находящихся в зоне ответственности пункта управления. Затем путем обработки первичной измерительной информации необходимо произвести быстрое и надежное выявление опасных сближений летательного аппарата с воздушными объектами, что обеспечит требуемое качество навигации и исключит столкновения в воздухе.

Известен способ выявления опасного сближения воздушных судов, реализованный в устройстве для предупреждения столкновений воздушных судов [2], заключающийся в том, что измеряют текущее значение дистанции между воздушными судами, сравнивают текущие значения дистанций между воздушными судами с соответствующими значениями допустимых дистанций, если некоторые текущие значения минимальных дистанций между некоторыми воздушными судами не превышают соответствующие значения допустимых дистанций, то принимают решение о возникновении опасного сближения воздушных судов и измеряют соответствующие текущие значения времен сближения воздушных судов.

Известный способ выявления опасного сближения воздушных судов позволяет повысить функциональную надежность соответствующего устройства путем ограничения его радиуса действия в зависимости от скорости воздушных судов.

Однако известный способ выявления опасного сближения воздушных судов не обеспечивает требуемую надежность принятия решения о возникновении опасного сближения воздушных судов, поскольку не предусматривает сравнение текущего значения времени сближения воздушных судов с допустимым значением времени их сближения.

Известен способ выявления опасного сближения летательных аппаратов, реализованный в системе предупреждения столкновения летательных аппаратов при летных испытаниях [3], заключающийся в том, что измеряют текущие значения высотно-скоростных сигналов, вычисляют параметры взаимного пространственного положения двух летательных аппаратов, их действительные координаты, расстояние между ними, относительную скорость и определяют зону опасного сближения, при нахождении летательных аппаратов в этой зоне принимают решение о возникновении опасного сближения.

Известный способ выявления опасного сближения летательных аппаратов позволяет повысить точность и безопасность полета за счет представления параметров относительного движения и взаимного пространственного положения двух ЛА, которое сводится к определению расстояния между ними.

Однако, известный способ выявления опасного сближения летательных аппаратов также не обеспечивает требуемую надежность принятия решения о возникновении опасного сближения летательных аппаратов, поскольку не предусматривает сравнение текущего значения времени сближения летательных аппаратов с допустимым значением времени их сближения.

Наиболее близким к предлагаемому является способ выявления на пункте управления опасного сближения летательного аппарата (истребителя) с воздушными объектами, заключающийся в том, что измеряют с помощью радиолокационных средств в последовательные моменты измерений с установленной периодичностью значения координат, скорости и курса движения находящихся в зоне ответственности пункта управления летательного аппарата и каждого воздушного объекта, для каждого момента измерений вычисляют текущие значения разности координат и проекций скоростей всех воздушных объектов относительно летательного аппарата и определяют размеры зон опасного сближения (стробов опасности), если размеры некоторых зон опасного сближения (стробов опасности) оказываются меньше допустимого размера зоны опасного сближения (строба опасности), то принимают решение о возникновении опасного сближения летательного аппарата (истребителя) с воздушными объектами [4].

Известный способ выявления на пункте управления опасного сближения летательного аппарата (истребителя) с воздушными объектами позволяет повысить безопасность полета за счет одновременного контроля взаимного положения всех воздушных объектов в зоне ответственности пункта управления посредством текущего контроля взаимного положения всех зон опасного сближения (стробов опасности) летательного аппарата (истребителя) со всеми воздушными объектами.

Однако известный способ выявления на пункте управления опасного сближения летательного аппарата (истребителя) с воздушными объектами также не обеспечивает требуемую надежность принятия решения о возникновении опасного сближения, поскольку точно не определена процедура текущего контроля взаимного положения всех зон опасного сближения (стробов опасности) летательного аппарата (истребителя) со всеми воздушными объектами и, кроме того, не предусматривает сравнение текущего значения времени сближения летательных аппаратов с допустимым значением времени их сближения, что необходимо делать в соответствии с Федеральными правилами полетов в России [4].

Технический результат состоит в повышении надежности принятия решения о возникновении опасного сближения летательного аппарата с воздушными объектами.

Для достижения указанного технического результата в способ выявления на пункте управления опасного сближения летательного аппарата с воздушными объектами, заключающийся в том, что измеряют с помощью радиолокационных средств в последовательные моменты измерений с установленной периодичностью значения координат, скорости и курса движения находящихся в зоне ответственности пункта управления летательного аппарата и каждого воздушного объекта, введены следующие операции: для каждого момента измерений определяют текущие значения минимального времени сближения и минимальной дистанции между летательным аппаратом и каждым воздушным объектом, сравнивают текущие значения минимальных дистанций между летательным аппаратом и каждым воздушным объектом с соответствующими значениями допустимых дистанций, если некоторые текущие значения минимальных дистанций между летательным аппаратом и некоторыми воздушными объектами не превышают соответствующие значения допустимых дистанций, то сравнивают соответствующие текущие значения минимальных времен сближения летательного аппарата с соответствующими воздушными объектами с соответствующими значениями допустимых времен сближения, если некоторые текущие значения минимального времени сближения летательного аппарата с некоторыми воздушными объектами не превышают соответствующие значения допустимых времен сближения, то принимают решение о возникновении опасного сближения летательного аппарата с соответствующими воздушными объектами.

В первом предпочтительном варианте воплощения предлагаемого способа выявления на пункте управления опасного сближения летательного аппарата с воздушными объектами координаты летательного аппарата и воздушных объектов измеряют в прямоугольной топоцентрической системе координат Х и У, при этом текущие значения минимального времени сближения летательного аппарата с каждым воздушным объектом и минимальной дистанции между летательным аппаратом и каждым воздушным объектом определяют по формулам

t min = ( Δ x * Δ V x + Δ y * Δ V y ) / ( Δ V x 2 + Δ V y 2 ) ,

D min = ( Δ x * Δ V y Δ y * Δ V x ) 2 Δ V x 2 + Δ V y 2 ,

где Δx=Xo2-Xo1; Δy=Yo2-Yo1 - приращения начальных координат воздушного объекта относительно летательного аппарата;

Xo1, Yo1 и Xo2, Yo2 - начальные координаты летательного аппарата и воздушного объекта;

ΔVx=V2*cosβ2-V1*cosβ1; ΔVy=V2*sinβ2-V1*sinβ1 - приращения проекций скоростей воздушного объекта относительно летательного аппарата;

V1 и V2 - скорости движения летательного аппарата и воздушного объекта;

β1 и β2 - курсы движения летательного аппарата и воздушного объекта.

Во втором предпочтительном варианте воплощения предлагаемого способа выявления на пункте управления опасного сближения летательного аппарата с воздушными объектами координаты летательного аппарата и воздушных объектов измеряют в геодезической системе координат В и L на сфере, при этом текущие значения минимального времени сближения летательного аппарата с каждым воздушным объектом и минимальной дистанции между летательным аппаратом и каждым воздушным объектом определяют по формулам

tmin=-(ΔB0*ΔVB/R+ΔL0*ΔVL*cosW/R)/(ΔVB/R+ΔVL*cosW/R),

D min = ( Δ B 0 * Δ V L Δ L 0 * Δ V B ) 2 * cos 2 W ( Δ V B 2 + Δ V L 2 * cos 2 W ) * R 2

где ΔB0=Bo2-Bo1; ΔL0=Lo2-Lо1 - приращения начальных координат воздушного объекта относительно летательного аппарата;

Bo1, Lo1 и Во2, Lo2 - начальные координаты летательного аппарата и воздушного объекта;

ΔVB=V2*cosβ2-V1*cosβ1; ΔVL=V2*sinβ2/cosBo2-V1*sinβ1/cosBo1 - приращения проекций скоростей воздушного объекта относительно летательного аппарата;

V1 и V2 - скорости движения летательного аппарата и воздушного объекта;

β1 и β2 - курсы движения летательного аппарата и воздушного объекта.

W=(Bo1+Lo1)/2 - средняя широта между летательным аппаратом и воздушным объектом;

R - радиус сферы.

Предлагаемый способ выявления на пункте управления опасного сближения летательного аппарата с воздушными объектами обеспечивает одновременное определение в последовательные моменты измерений с установленной периодичностью значений минимально возможных дистанций и минимально возможных времен сближения летательного аппарата с каждым воздушным объектом в зоне ответственности пункта управления и принятия решения на основе их сравнения с соответствующими значениями допустимых дистанций и значениями допустимых времен сближения (проверке подлежат все пары летательных аппаратов и воздушных объектов, находящиеся в зоне ответственности пункта управления). Это и обеспечивает положительный технический результат - повышение надежности принятия решения о возникновении опасного сближения летательного аппарата с воздушными объектами.

При этом обеспечивается первый дополнительный положительный технический результат - возможность использования предлагаемого способа выявления на пункте управления опасного сближения летательного аппарата с воздушными объектами как на пунктах управления, работающих в прямоугольной топоцентрической системе координатой У, так и на пунктах управления, работающих в геодезической системе координат В и L на сфере.

Кроме того, обеспечивается второй дополнительный положительный технический результат - существенное уменьшение времени и трудоемкости определения выявления опасного сближения летательного аппарата с воздушными объектами.

Предлагаемый способ выявления на пункте управления, работающего в прямоугольной топоцентрической системе координат Х и У, опасного сближения летательного аппарата с воздушными объектами предусматривает выполнение следующих операций:

измеряют с помощью радиолокационных средств в последовательные моменты to измерений с установленной периодичностью значения Xo1 и Yo1 координат, значение V1 скорости движения и значение β1 курса движения летательного аппарата в зоне ответственности пункта управления;

измеряют с помощью радиолокационных средств в последовательные моменты to измерений с установленной периодичностью значения Xo2 и Yo2 координат, значение V2 скорости движения и значение β2 курса движения каждого воздушного объекта в зоне ответственности пункта управления;

определяют для каждого момента to измерений текущие значения Δx=Xo2-Xo1 и Δy=Yo2-Yo1 приращений координат каждого воздушного объекта относительно летательного аппарата;

определяют для каждого момента to измерений текущие значения ΔVx=V2*cosβ2-V1*cosβ1 и ΔVy=V2*sinβ2-V1*sinβ1 приращений проекций скоростей каждого воздушного объекта относительно летательного аппарата;

определяют для каждого момента to измерений текущее значение t min = ( Δ x * Δ V x + Δ y * Δ V y ) / ( Δ V x 2 + Δ V y 2 ) минимально возможного времени сближения летательного аппарата с каждым воздушным объектом;

определяют для каждого момента to измерений текущее значение D min = ( Δ x * Δ V y Δ y * Δ V x ) 2 Δ V x 2 + Δ V y 2 минимально возможной дистанции между летательным аппаратом и каждым воздушным объектом;

сравнивают текущие значения Dmin минимально возможной дистанции между летательным аппаратом и каждым воздушным объектом с соответствующим значением Dдоп допустимой дистанции;

если некоторое текущее значение Dmin минимально возможной дистанции между летательным аппаратом и некоторым воздушным объектом не превысит соответствующее значение Dдоп допустимой дистанции, то сравнивают соответствующее текущее значение tmin минимально возможного времени сближения летательного аппарата с соответствующим воздушным объектом со значением tдоп соответствующего допустимого времени сближения;

если некоторое текущее значение tmin минимального времени сближения летательного аппарата с некоторым воздушным объектом не превысит значение tдоп соответствующего допустимого времени сближения, то принимают решение о возникновении опасного сближения летательного аппарата с соответствующим воздушным объектом.

Предлагаемый способ выявления на пункте управления, работающего в геодезической системе координат В и L на сфере, опасного сближения летательного аппарата с воздушными объектами предусматривает выполнение следующих операций:

измеряют с помощью радиолокационных средств в последовательные моменты to измерений с установленной периодичностью значения Bo1 и Lo1 координат, значение V1 скорости движения и значение β1 курса движения летательного аппарата в зоне ответственности пункта управления;

измеряют с помощью радиолокационных средств в последовательные моменты to измерений с установленной периодичностью значения Bo2 и Lo2 координат, значение V2 скорости движения и значение β2 курса движения каждого воздушного объекта в зоне ответственности пункта управления;

определяют для каждого момента to измерений текущие значения ΔB0о2-Bo1 и ΔL0=Lo2-Lo1 приращений координат каждого воздушного объекта относительно летательного аппарата;

определяют для каждого момента to измерений текущие значения ΔVB=V2*cosβ2-V1*cosβ1 и ΔVL=V2*sinβ2/cosBo2-V1*sinβ1/cosB01 приращений проекций скоростей каждого воздушного объекта относительно летательного аппарата;

определяют для каждого момента to измерений текущее значение tmin=-(ΔB0*ΔVB/R+ΔL0*ΔVL*cosW/R)/(ΔVB/R+ΔVL*cosW/R) минимально возможного времени сближения летательного аппарата с каждым воздушным объектом (W=(Bo1+Lo1)/2 - средняя широта между летательным аппаратом и соответствующим воздушным объектом; R - радиус Земли с учетом высоты полета летательного аппарата);

определяют для каждого момента to измерений текущее значение D min = ( Δ B 0 * Δ V L Δ L 0 * Δ V B ) 2 * cos 2 W ( Δ V B 2 + Δ V L 2 * cos 2 W ) * R 2 минимально возможной дистанции между летательным аппаратом и каждым воздушным объектом;

сравнивают текущие значения Dmin минимально возможной дистанции между летательным аппаратом и каждым воздушным объектом с соответствующим значением Dдоп допустимой дистанции;

если некоторое текущее значение Dmin минимально возможной дистанции между летательным аппаратом и некоторым воздушным объектом не превысит соответствующее значение Dдоп допустимой дистанции, то сравнивают соответствующее текущее значение tmin минимально возможного времени сближения летательного аппарата с соответствующим воздушным объектом со значением tдоп соответствующего допустимого времени сближения;

если некоторое текущее значение tmin минимального времени сближения летательного аппарата с некоторым воздушным объектом не превысит значение tдоп соответствующего допустимого времени сближения, то принимают решение о возникновении опасного сближения летательного аппарата с соответствующим воздушным объектом.

При использовании предлагаемого способа выявления на пункте управления опасного сближения летательного аппарата с воздушными объектами обеспечивается принятие решения в последовательные моменты измерений с установленной периодичностью на основе сравнения минимально возможных дистанций и минимально возможных времен сближения летательного аппарата с каждым воздушным объектом в зоне ответственности пункта управления с соответствующими значениями допустимых дистанций и значениями допустимых времен сближения (проверке подлежат все пары летательных аппаратов и воздушных объектов, находящиеся в зоне ответственности пункта управления), что и обеспечивает повышение надежности принятия решения о возникновении опасного сближения летательного аппарата с воздушными объектами.

Литература

1. Федеральные правила использования воздушного пространства Российской Федерации. - М.: Военное издательство, 1999, с.36, 37.

2. SU 1300534 A1, (Предприятие П/Я В-2749), 30.03.1987.

3. RU 2134911 C1, (Летно-исследовательский институт им. М.М. Громова), 20.08.1999.

4. Авиация ПВО России и научно-технический прогресс: боевые комплексы и системы вчера, сегодня, завтра. / под. ред Е.А. Федосова. - М.: Дрофа, 2005, с.410-415.

Похожие патенты RU2555886C2

название год авторы номер документа
ПОЛИЭРГАТИЧЕСКИЙ ТРЕНАЖЕРНЫЙ КОМПЛЕКС ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ СТОЛКНОВЕНИЙ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ 2013
  • Берестов Леонид Михайлович
  • Мирошниченко Людмила Яковлевна
  • Якушев Анатолий Федорович
  • Ясенок Андрей Васильевич
  • Калинин Юрий Иванович
  • Мусихина Ольга Анатольевна
  • Фролкина Людмила Вениаминовна
  • Пальцева Елена Михайловна
RU2524508C1
СИСТЕМА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ СТОЛКНОВЕНИЯ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ ПРИ ЛЕТНЫХ ИСПЫТАНИЯХ 1996
  • Харин Е.Г.
  • Берестов Л.М.
  • Кожурин В.Р.
  • Якушев А.Ф.
  • Головнев В.Ф.
  • Кабачинский В.В.
  • Калинин Ю.И.
  • Копылов И.А.
  • Поликарпов В.Г.
  • Ясенок А.В.
  • Сапарина Т.П.
  • Бардина Л.М.
  • Пушков С.Г.
  • Крючков Л.А.
RU2134911C1
БОРТОВАЯ ИНТЕГРИРОВАННАЯ СИСТЕМА ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОДДЕРЖКИ ЭКИПАЖА И КОГНИТИВНЫЙ ФОРМАТ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ПОЛЕТНОЙ ИНФОРМАЦИИ НА ЭТАПЕ "ВЗЛЕТ" МНОГОДВИГАТЕЛЬНОГО ВОЗДУШНОГО СУДНА 2013
  • Егоров Валерий Николаевич
  • Архипов Владимир Алексеевич
  • Буркина Ирина Владимировна
  • Олаев Виталий Алексеевич
  • Углов Андрей Александрович
RU2550887C2
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СИСТЕМА ПОДДЕРЖКИ ЭКИПАЖА 2015
  • Ефанов Василий Васильевич
RU2598130C1
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СИСТЕМА ПОДДЕРЖКИ ЭКИПАЖА 2013
  • Якушев Анатолий Фёдорович
  • Ясенок Андрей Васильевич
  • Минеев Михаил Иванович
  • Калинин Юрий Иванович
  • Болин Вячеслав Павлович
  • Павленко Юрий Максимович
  • Дрожжина Анна Юрьевна
  • Терновский Сергей Александрович
  • Якушев Вячеслав Анатольевич
  • Мусихина Ольга Анатольевна
  • Фролкина Людмила Вениаминовна
RU2541902C2
СПОСОБ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ ОПАСНОГО СБЛИЖЕНИЯ ДВУХ СУДОВ В ОГРАНИЧЕННЫХ ВОДАХ БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ ЛИНИИ ДВИЖЕНИЯ 2005
  • Гриняк Виктор Михайлович
  • Дорожко Вениамин Мефодьевич
RU2309082C2
СПОСОБ АДАПТИВНО-МАРШРУТНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПИЛОТИРУЕМЫМ ЛЕТАТЕЛЬНЫМ АППАРАТОМ 2013
  • Марусин Виктор Семенович
  • Столяров Олег Георгиевич
  • Ярошенко Сергей Владимирович
RU2568161C2
СПОСОБ НАВЕДЕНИЯ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА НА ОТДЕЛЬНУЮ ВОЗДУШНУЮ ЦЕЛЬ В СОСТАВЕ ПЛОТНОЙ ГРУППЫ ЦЕЛЕЙ 2003
  • Меркулов В.И.
  • Самарин О.Ф.
  • Францев В.В.
  • Челей Г.С.
RU2253082C1
СПОСОБ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПОПАДАНИЯ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА В ВИХРЕВОЙ СЛЕД САМОЛЕТА-ГЕНЕРАТОРА ВИХРЕЙ 2018
  • Анимица Олег Владимирович
  • Бобылев Анатолий Владимирович
  • Гайфуллин Александр Марксович
  • Кузьмин Петр Викторович
  • Свириденко Юрий Николаевич
  • Супруненко Станислав Николаевич
RU2695249C1
СПОСОБ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПОПАДАНИЯ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА В ОПАСНУЮ ЗОНУ ВИХРЕВОГО СЛЕДА ГЕНЕРАТОРА ВИХРЕЙ 2018
  • Бобылев Анатолий Владимирович
  • Гайфуллин Александр Марксович
  • Свириденко Юрий Николаевич
  • Супруненко Станислав Николаевич
RU2695019C1

Реферат патента 2015 года СПОСОБ ВЫЯВЛЕНИЯ НА ПУНКТЕ УПРАВЛЕНИЯ ОПАСНЫХ СБЛИЖЕНИЙ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА С ВОЗДУШНЫМИ ОБЪЕКТАМИ

На пункте управления воздушным движением измеряют с помощью радиолокационных средств в последовательные моменты измерений с установленной периодичностью значения координат, скорости и курса движения летательного аппарата и каждого воздушного объекта, находящихся в его зоне ответственности. Для каждого момента измерений определяют текущие значения минимального времени сближения и минимальной дистанции между летательным аппаратом и каждым воздушным объектом. Сравнивают текущие значения минимальных дистанций между летательным аппаратом и каждым воздушным объектом с значениями допустимых дистанций. Если текущие значения минимальных дистанций между летательным аппаратом и воздушными объектами не превышают значения допустимых дистанций, то сравнивают текущие значения минимальных времен сближения летательного аппарата с воздушными объектами с значениями допустимых времен сближения. Если текущие значения минимального времени сближения летательного аппарата с воздушными объектами не превышают значения допустимых времен сближения, то принимают решение о возникновении опасного сближения летательного аппарата с воздушными объектами. Повышается надежность выявления опасных сближений летательного аппарата с воздушными объектами.

Формула изобретения RU 2 555 886 C2

Способ выявления на пункте управления опасного сближения летательного аппарата с воздушными объектами, заключающийся в том, что измеряют с помощью радиолокационных средств в последовательные моменты измерений с установленной периодичностью значения координат и скорости находящихся в зоне ответственности пункта управления летательного аппарата и каждого воздушного объекта, отличающийся тем, что для каждого момента измерений определяют текущие значения минимального времени сближения и минимальной дистанции между летательным аппаратом и каждым воздушным объектом, сравнивают измеренные текущие значения минимальных дистанций между летательным аппаратом и каждым воздушным объектом с соответствующими значениями допустимых минимальных дистанций, если некоторые текущие значения минимальных дистанций между летательным аппаратом и некоторыми воздушными объектами не превышают соответствующие значения допустимых минимальных дистанций, то сравнивают соответствующие текущие значения времен сближения летательного аппарата с соответствующими воздушными объектами с соответствующими значениями допустимых времен сближения, если некоторые текущие значения минимального времени сближения летательного аппарата с некоторыми воздушными объектами не превышают соответствующие значения допустимых времен сближения, то принимают решение о возникновении опасного сближения летательного аппарата с соответствующими воздушными объектами, при этом координаты летательного аппарата и воздушных объектов измеряют в прямоугольной топоцентрической системе координат X и У или в геодезической системе координат В и L на сфере, причем при измерении координат летательного аппарата и воздушных объектов в прямоугольной топоцентрической системе координат X и У текущие значения минимального времени сближения летательного аппарата с каждым воздушным объектом и минимальной дистанции между летательным аппаратом и каждым воздушным объектом определяют по формулам

где Δх=Xo2-Xo1; Δy=Yo2-Yo1 - приращения начальных координат воздушного объекта относительно летательного аппарата;
Xo1, Yo1 и Xo2, Υo2 - начальные координаты летательного аппарата и воздушного объекта;
ΔVx=V2*cosβ2-V1*cosβ1; ΔVy=V2*sinβ2-V1*sinβ1 - приращения проекций скоростей воздушного объекта относительно летательного аппарата;
V1 и V2 - скорости движения летательного аппарата и воздушного объекта;
β1 и β2 - курсы движения летательного аппарата и воздушного объекта;
кроме того, при измерении координат летательного аппарата и воздушных объектов в геодезической системе координат В и L на сфере текущие значения минимального времени сближения летательного аппарата с каждым воздушным объектом и минимальной дистанции между летательным аппаратом и каждым воздушным объектом определяют по формулам
tmin= -(ΔB0*ΔVB/R+ΔL0*ΔVL*cosW/R)/(ΔVB/R+ΔVL*cosW/R),

где ΔB0=Bo2-Bo1; ΔL0=Lo2-Lo1 - приращения начальных координат воздушного объекта относительно летательного аппарата;
Bo1, Lo1 и Bo2, Lo2 - начальные координаты летательного аппарата и воздушного объекта; ΔVB=V2*cosβ2-V1*cosβ1; ΔVL=V2*sinβ2/cosBo2-V1*sinβ1/cosBo1 - приращения проекций скоростей воздушного объекта относительно летательного аппарата;
V1 и V2 - скорости движения летательного аппарата и воздушного объекта;
β1 и β2 - курсы движения летательного аппарата и воздушного объекта.
W=(Bo1+Lo1)/2 - средняя широта между летательным аппаратом и воздушным объектом;
R - радиус сферы.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2015 года RU2555886C2

CN 102411851 А, 11.04.2012
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ВОЗДУШНЫМ ДВИЖЕНИЕМ 1998
  • Крыжановский Г.А.
  • Плясовских А.П.
RU2134910C1
WO 2009045664 A2, 09.04.2009
Способ химической очистки теплоэнергетического оборудования 1979
  • Нестеренко Андрей Петрович
  • Степанов Игорь Константинович
  • Сенин Евгений Васильевич
SU926511A1
КОМПЛЕКС БОРТОВЫХ ТРАЕКТОРНЫХ ИЗМЕРЕНИЙ 1995
  • Климов В.Т.
  • Харин Е.Г.
  • Саблев В.А.
  • Поликарпов В.Г.
  • Миримов Б.И.
  • Копылов И.А.
  • Калинин Ю.И.
  • Масленников В.Г.
  • Вавилова Н.Б.
RU2116666C1

RU 2 555 886 C2

Авторы

Бородакий Юрий Владимирович

Беляков Алексей Константинович

Голубев Георгий Васильевич

Приступа Инна Григорьевна

Шмелев Олег Евгеньевич

Даты

2015-07-10Публикация

2013-03-05Подача