СПОСОБ ПРОВОДКИ МОРСКИХ И РЕЧНЫХ СУДОВ ПО ЗАДАННОМУ КУРСУ Российский патент 2015 года по МПК G01C21/34 

Описание патента на изобретение RU2556309C2

Изобретение относится к области навигации и предназначено для обеспечения портов, судоходных каналов, водных путей рек, озер и морей надежным навигационным средством, позволяющим осуществлять автоматическую проводку судов в сложных навигационных условиях.

Известны способы навигации подвижных объектов (патенты РФ №2302357, №2411159, патент США 3698816), которые обеспечивают проводку речных и морских судов по заданной траектории. Недостатком указанных способов является высокая зависимость безопасности проводки судов от гидрометеорологических условий и помеховой радиолокационной обстановки.

Наиболее близким к заявленному способу по техническому решению является изобретение по патенту РФ №2411159, заключающееся в том, что в едином интегрированном вычислителе, одновременно с обработкой информации, поступающей от приемника оптических сигналов, обрабатывается информация, выдаваемая спутниковой навигационной системой ГЛОНАСС/NAVSTAR.

Недостатком прототипа является низкая точность определения местоположения судна на фарватере в условиях отказа или радиотехнического подавления спутниковой навигационной системы ГЛОHACC/NAVSTAR.

Целью изобретения является коррекция собственных координат морских и речных судов, позволяющая снизить погрешность при его автоматической проводке по заданному курсу.

Техническим результатом предлагаемого изобретения является повышение безопасности проводки морских и речных судов по заданному курсу, в том числе в условиях отказа или радиотехнического подавления спутниковой навигационной системы ГЛОНАСС/NAVSTAR.

Предлагаемый способ проводки морских и речных судов по заданному курсу (фиг.1), заключается в использовании судоводителем 1 единого интегрированного вычислителя для одновременной обработки оптических сигналов от створного маяка 2, навигационной информации от спутниковой навигационной системы ГЛОНАСС/NAVSTAR 3 и навигационной информации от береговой радиолокационной станции 4, получаемой от створного маяка 2, оборудованного средствами связи с береговой радиолокационной станцией 4, излучающего оптический сигнал, дополнительно содержащий информацию о координатах и параметрах движения как судоводителя 1, так и других судов, движущихся по фарватеру, полученную от береговой радиолокационной станции. В едином интегрированном вычислителе судоводителя 1 одновременно обработанная информация от приемника спутниковой навигационной системы ГЛОНАСС/NAVSTAR, приемника оптических сигналов, в том числе навигационной информации от береговой радиолокационной станции, отображают на экране одного и того же монитора для визуального указания судоводителю 1 точного курса и оценки знака и степени бокового отклонения судна от осевой линии судового хода и предотвращения столкновения с другими судами.

Реализация предложенного способа может быть осуществлена с использованием известных навигационных радиолокационных станций (например, НРЛС «Река») и светодиодных светосигнальных приборов направленного действия (например, фонарей для створных знаков LS-100, LO-200, ЭСПН-140СД), доработанных для передачи информации. Для этого достаточно в передающую часть фонарей створных знаков добавить систему модуляции передаваемых сигналов по амплитуде с некоторой частотой, например, 50 кГц, лежащей в полосе пропускания светодиодов и для передачи информации использовать стандартные методы амплитудной или фазовой манипуляции. На приемной стороне устанавливается фотоприемник с фотодиодом и стандартной схемой амплитудной или фазовой демодуляции. В этом случае для судоводителя будет сформировано сообщение о координатах судна, боковом отклонении судна от осевой линии судового хода и расстоянии от створного маяка с указанием его номера или координат, позволяющее повысить безопасность автоматической проводки морских и речных судов в сложных навигационных условиях.

Похожие патенты RU2556309C2

название год авторы номер документа
СПОСОБ ПРОВОДКИ МОРСКИХ И РЕЧНЫХ СУДОВ ПО ЗАДАННОМУ КУРСУ 2009
  • Повадин Анатолий Павлович
RU2411159C1
СПОСОБ ПРОВОДКИ МОРСКИХ И РЕЧНЫХ СУДОВ ПО ЗАДАННОМУ КУРСУ 2009
  • Савельев Виталий Гаврилович(Ru)
  • Колычев Алексей Мстиславович
  • Повадин Анатолий Павлович
RU2491204C1
Способ высокоточного определения навигационных элементов движения судна 2016
  • Сенченко Виктор Григорьевич
RU2643072C2
ОПТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОРИЕНТИРОВАНИЯ СУДОВ 2009
  • Савельев Виталий Гаврилович
  • Колычев Алексей Мстиславович
  • Повадин Анатолий Павлович
RU2392174C1
СПОСОБ ПРОВОДКИ РЕЧНЫХ И МОРСКИХ СУДОВ ПО ЗАДАННОЙ ТРАЕКТОРИИ 2005
  • Савельев Виталий Гаврилович
  • Колычев Алексей Мстиславович
  • Повадин Анатолий Павлович
RU2302357C2
СПОСОБ ВИЗУАЛИЗАЦИИ НАВИГАЦИОННОЙ ОБСТАНОВКИ ПРИ СУДОВОЖДЕНИИ 2001
  • Лосев Г.П.
  • Маханек Е.Н.
  • Соловьев А.В.
RU2207585C2
Комплекс навигации и управления кораблем 2022
  • Чернявец Владимир Васильевич
RU2786251C1
СПОСОБ АВТОМАТИЧЕСКОЙ ПРОВОДКИ СУДНА 2012
  • Лобанов Андрей Александрович
  • Адамов Николай Олегович
  • Румянцев Юрий Владимирович
  • Бродский Павел Григорьевич
  • Леньков Валерий Павлович
  • Чернявец Владимир Васильевич
RU2501708C1
СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ЗОН ОРИЕНТИРОВАНИЯ С ПОМОЩЬЮ ЛАЗЕРНОГО СТВОРНОГО МАЯКА 2008
  • Савельев Виталий Гаврилович
  • Колычев Алексей Мстиславович
  • Повадин Анатолий Павлович
  • Миронов Алексей Юрьевич
RU2354580C1
Способ и система швартовки судна 2020
  • Гапонюк Павел Андреевич
  • Катенин Владимир Александрович
  • Чернявец Владимир Васильевич
RU2747521C1

Реферат патента 2015 года СПОСОБ ПРОВОДКИ МОРСКИХ И РЕЧНЫХ СУДОВ ПО ЗАДАННОМУ КУРСУ

Изобретение относится к области навигации и предназначено для обеспечения портов, судоходных каналов, водных путей рек, озер и морей надежным навигационным средством, позволяющим осуществлять автоматическую проводку судов в сложных навигационных условиях. Техническим результатом предлагаемого изобретения является повышение безопасности проводки морских и речных судов по заданному курсу, в том числе в условиях отказа или радиотехнического подавления спутниковой навигационной системы ГЛОНАСС/NAVSTAR. Для достижения данного результата в едином интегрированном вычислителе одновременно с информацией от существующих систем навигации обрабатывается информация от береговой радиолокационной станции, получаемая от створного маяка, оборудованного средствами связи с береговой радиолокационной станцией, излучающего оптический сигнал, дополнительно содержащий информацию о координатах и параметрах движения как судоводителя, так и других судов, движущихся по фарватеру, полученную от береговой радиолокационной станции. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.

Формула изобретения RU 2 556 309 C2

1. Способ проводки морских и речных судов по заданному курсу, заключающийся в использовании единого интегрированного вычислителя для одновременной обработки оптических сигналов от створного маяка, навигационной информации от спутниковой навигационной системы ГЛОНАСС/NAVSTAR, отличающийся тем, что одновременно с существующими системами навигации используют информацию от береговой радиолокационной станции, получаемую судоводителем от створного маяка, оборудованного средствами связи с береговой радиолокационной станцией.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что излучаемый створным маяком оптический сигнал дополнительно содержит информацию о координатах и параметрах движения, как судоводителя, так и других судов, движущихся по фарватеру, полученную от береговой радиолокационной станции.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2015 года RU2556309C2

СПОСОБ ПРОВОДКИ МОРСКИХ И РЕЧНЫХ СУДОВ ПО ЗАДАННОМУ КУРСУ 2009
  • Повадин Анатолий Павлович
RU2411159C1
ДРАЧЁВ В.Н
Планирование перехода
Владивосток: Мор.гос
ун-т, 2007
с
Видоизменение прибора с двумя приемами для рассматривания проекционные увеличенных и удаленных от зрителя стереограмм 1919
  • Кауфман А.К.
SU28A1
Способ нанесения рисунка на поверхность мягких кожтоваров 1956
  • Алмоян И.Н.
  • Атовмян В.Е.
  • Еганян Л.Х.
  • Купченко Л.Д.
  • Сонц М.Я.
SU107124A1
НАВИГАЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС ВЫСОКОСКОРОСТНЫХ СУДОВ 2004
  • Чернявец В.В.
  • Пирогов Н.Н.
  • Алексеев Ю.Н.
  • Полозова Л.Д.
  • Федоров А.А.
  • Чернявец А.В.
RU2260191C1
СИСТЕМА АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ДВИЖЕНИЕМ СУДНА 2011
  • Орлов Григорий Константинович
RU2463205C2
СИСТЕМА АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ДВИЖЕНИЕМ СУДНА 2008
  • Васильев Александр Николаевич
  • Васильев Константин Константинович
  • Маттис Алексей Валерьевич
  • Павлов Владимир Ильич
  • Яковенко Вячеслав Петрович
RU2381140C1

RU 2 556 309 C2

Авторы

Маттис Алексей Валерьевич

Лучков Николай Владимирович

Корсунский Андрей Сергеевич

Маклаев Владимир Анатольевич

Павлыгин Эдуард Дмитриевич

Жданов Александр Васильевич

Масленникова Татьяна Николаевна

Даты

2015-07-10Публикация

2013-05-21Подача