Изобретение относится к области здравоохранения, конкретно к коррекционной педагогике, клинической психологии, и может использоваться врачами, педагогами и психологами при проведении диагностики функциональных возможностей анализаторов и психической активности младенцев, родившихся с очень низкой и экстремальной низкой массой тела.
Известен диагностико-терапевтический набор для детей больных органическим синдромом Брайна (США, N 4972851, А61В 19/00, 1990). Набор создан для диагностики умственного развития ребенка дошкольного возраста с целью своевременного выявления отклонений от возрастной нормы и представляет собой контейнер, в котором размещены диагностические и дидактические игрушки и пособия, выполненные из неметаллических материалов и окрашенные в различные цвета, например игрушка-зверь из мягкой пластмассы, зеркало, отрезок резинки, пластинки с нанесенными на их поверхности полосами различных направлений.
Недостатком является то, что пособия и игрушки не могут быть использованы для изучения функциональных возможностей анализаторов младенцев, т.к. они созданы для детей более старшего возраста и процедура обследования не позволяет установить с ними контакт.
Известен набор для диагностики умственного развития детей раннего возраста, который содержит контейнер с размещенной в нем группой пособий и игрушек диагностического и дидактического назначения, включающий желоб и шарик для него, три различные по размерам и одноцветные коробочки с крышками, в которых размещены соответствующие им по размерам шарики, разборные пирамидку и матрешку, кубики и игрушка-тележка с тесьмой, группой иллюстративных пособий, включающую две пластинки с одинаковыми предметными картинками, одна из которых разрезана на несколько частей, несколько пар пластинок с одинаковыми предметными картинками на каждой паре, группой обучающих пособий, состоящей из четырех или шести плоских палочек одного цвета и карандаша. При этом кубики, шарики и палочки могут быть выполнены из пластмассы, а контейнер, разборные пирамидка и матрешка, игрушка-тележка и прямоугольные коробочки - из дерева. Набор позволяет упростить раннюю диагностику умственного развития ребенка (Патент РФ №2121316 - Стребелева Елена Антоновна)
Это изобретение выбрано нами в качестве прототипа.
Необходимость диагностики функциональных возможностей анализаторов у детей, родившихся значительно раньше срока, обусловлена несколькими обстоятельствами. Во-первых, число детей, родившихся раньше положенного срока, в общей популяции новорожденных не имеет тенденции к снижению. Во-вторых, недоношенность определяется не столько антропометрическими показателями, сколько морфофункциональной незрелостью жизненно важных органов и систем организма. У недоношенных детей чаще, чем среди доношенных, выявляются неврологические нарушения, в частности особенности иннервации мускулатуры, патология органа зрения, болезни уха и сосцевидного отростка, в том числе тугоухость, заболевания опорно-двигательного аппарата и другие отклонения в работе организма. Наиболее тяжелые и сочетанные нейросенсорные нарушения выявляются у крайне незрелых детей. В силу чего реакции недоношенных детей на различные раздражители отличаются сглаженностью проявлений, генерализованностью, слабостью активного торможения, иррадиацией возбуждения.
Диагностика функциональных возможностей анализаторов и психической активности ребенка может быть проведена путем непосредственного воздействия внешних стимулов различной модальности и интенсивности на рецепторы того или иного анализатора ребенка, вызывая тем самым определенную физиологическую реакцию и психическую активность.
Задачей изобретения, объекта « продукт», конкретно «изделия», является создание набора пособий, с помощью которых возможно проводить диагностику психической активности младенцев.
Результатом осуществления поставленной задачи является возможность выявления способности младенцев реагировать на внешние стимулы, установить соответствие или несоответствие психофизиологической реакции существующему возрастному нормативу.
Изобретение представляет собой изделия, конкретно, набор дидактических пособий, использование которых в процессе стандартизированной диагностической психолого-педагогической диагностики позволяет установить функциональные возможности рецепторов основных анализаторов: зрительного, слухового, двигательного и тактильного, определить направления психолого-педагогической помощи и виды стимулирующего коррекционно-педагогического воздействия на незрелую психическую сферу ребенка.
Набор дидактических пособий содержит: контейнер для игрушек в виде сумки на молнии с ручками (фото 1), в которой размещены изделия-пособия: надувной матрас 50×70 см (фото 2), мягкий надувной резиновый валик (20×30 см) (фото 3), крупная яркая игрушка с громким звонким звуком (фото 4), крупная, яркая игрушка с низким глухим звуком (фото 5), светящаяся игрушка среднего размера, яркого цвета с фактурной поверхностью, подвижными деталями кнопкой вкл./выкл. (фото 6), фонарик с мягким световым потоком (кнопкой вкл./выкл.) (фото 7), погремушка среднего размера с крупяным звучанием (фото 8), колокольчик с мягким мелодичным звуком (фото 9), яркий звонкий бубен с лентами (фото 10), мягкая текстильная, приятная на ощупь маленькая погремушка-пищалка с громким звуком (фото 11), щетка с мягкой натуральной щетиной (фото 12), резиновая щетка с жесткой щетиной (фото 13), детская резиновая зубная щетка с мягкой щетиной (фото 14), тесьма velko (фото 15), черно-белое изображение лица человека 20×20 см (фото 16), карточки 20×20 см с изображением черных и белых полос, черных кругов на белом фоне (полосы и круги по 3 см) (фото 17), клаксон, дудка с резким сильным звуком (фото 18), игрушка-подвеска с крупными яркими подвижными деталями (фото 19), кукла-неваляшка среднего размера (фото 20), яркая игрушка-пищалка с мягким интенсивным звуком (фото 21), яркая игрушка с возможностью растягивания и вибрацией (фото 22), яркий мяч с фактурной поверхностью (диаметр 10 см) (фото 23). К набору приложено руководство для пользователя.
Изделия предназначены для диагностических и дидактических целей.
Каждое дидактическое изделие оказывает стимулирующее воздействие различной интенсивности на один из анализаторов, вызывает активность и фиксирует функциональные возможности зрительного анализатора (зрительные ощущения и восприятие), функциональные возможности слухового анализатора (акустические ощущения и восприятие), функциональные возможности двигательного анализатора (непроизвольная и произвольная двигательная активность), функциональные возможности тактильного анализатора (перцептивные ощущения и восприятие) и характер психологического взаимодействия с окружающей средой (поведение, отношение к происходящему, способы ориентировки и коммуникации), в результате чего определить необходимые ребенку специальные средства и методы психолого-педагогического воздействия для развития его психологического потенциала и социализации. Внешний вид, цветовая гамма, размер, качество, фактура и вид материалов, звуковые возможности дидактических изделий соответствуют возрасту и особенностям работы организма младенцев первого полугодия жизни, родившихся с очень низкой и экстремально низкой массой тела, и способны оказать стимулирующее воздействие на воспринимающий аппарат 4-х основных анализаторов.
Новорожденным последовательно предъявляются изделия, воздействующие на рецепторы одного из 4-х анализаторов: в первую очередь зрительного анализатора, затем слухового анализатора, в третью - кожного анализатора, в четвертую - двигательного анализатора. Все дидактические пособия разделены на 4 группы, в зависимости от назначения, а именно по оценке функциональных возможностей рецепторов.
К первой группе относятся 6 изделий для оценки функциональных возможностей рецепторов тактильного анализатора и оценки поведения при наличии перцептивных ощущения и восприятия: щетка с мягкой щетиной (фото 12), детская резиновая зубная щетка с мягкой щетиной (фото 14), резиновая щетка с жесткой щетиной (фото 13), мягкий надувной резиновый валик (фото 3), тесьма velko (фото 15).
Ко второй группе относятся 6 изделий для оценки функциональных возможностей рецепторов двигательного анализатора ребенка - непроизвольная двигательная активность при наличии двигательных ощущений и восприятия: яркий мяч с фактурной поверхностью (фото 23), яркая игрушка с возможностью растягивания и вибрацией (фото 22), игрушка-подвеска с крупными яркими контрастными по цветовой гамме подвижными деталями (фото 19), звонкий бубен с яркими с лентами (фото 10), яркая игрушка-пищалка с мягким интенсивным звуком (фото 21), мягкая текстильная, приятная на ощупь маленькая погремушка с громким звонким звуком (фото 11).
К третьей группе относятся 6 изделий для оценки функциональных возможностей рецепторов зрительного анализатора - поведение при наличии зрительных ощущений и восприятия: черно-белое изображение лица человека 20×20 см (фото 16), неваляшка среднего размера (фото 20), карточки 20×20 см с изображением черных и белых полос (фото 17б), черных кругов на белом фоне (фото 17а), крупная, яркая, контрастная по цвету игрушка с низким глухим звуком и подвижными деталями (фото 5), светящаяся игрушка среднего размера, яркого цвета, с фактурной поверхностью, подвижными деталями (фото 6), фонарик с мягким световым потоком (фото 7).
К четвертой группе относятся 6 изделий для оценки функциональных возможностей рецепторов слухового анализатора - поведение при наличии акустических ощущений и восприятие: крупная яркая контрастная по цвету игрушка с низким глухим звуком (фото 5), погремушка с крупяным звучанием (фото 8), колокольчик с мягким мелодичным звуком (фото 9), крупная яркая игрушка с громким звонким звуком (фото 4), звонкий бубен с яркими с лентами (фото 10), клаксон-дудка с резким громким звуком (фото 18).
Для повышения надежности оценки функциональных возможностей анализатора пособиями, которыми оказывают воздействие на тот или иной анализаторы, работают с различной интенсивностью: 2 стимула низкой интенсивности; 2 средней интенсивности; 2 стимула высокой интенсивности. При отсутствии реакции воздействуют стимулами высокой интенсивности. Второй стимул предъявляют для подтверждения реакции. Наличие реакции оценивают 1 баллом и диагностику прекращают. Отсутствие данных реакций и изменений в поведении младенца оценивают 0 баллов. После чего в течение 1 минуты младенцу дают возможность отдыха, а специалист в это время заносит полученные данные в бланк. Суммируют баллы, набранные младенцем при диагностике, и вычисляют итоговую оценку психической активности ребенка.
Полученные результаты и балльная оценка позволяют установить качественные характеристики функциональных возможностей основных анализаторов, выявить степень зрелости первых ориентировочных реакций, определить те реакции, на которые необходимо оказывать стимулирующее воздействие для повышения уровня их зрелости, и те, которые в дополнительной стимуляции не нуждаются, т.е. сформулировать направления специального педагогической помощи.
Клинический пример
Пример 1. Ира Б., 2013 года рождения. Возраст на момент обследования 45 дней жизни. Клинический диагноз: недоношенность II степени, вес при рождении 1850 г, перинатальное поражение ЦНС, вегето-сосудистая дистония. Вызванная отокаустическая эмиссия - ЗВОАЭ зарегистрированы, со средней амплитудой ответов. Заключение офтальмолога - патологии не выявлено, группа риска по миопии. Результаты обследования: оценка для тактильной чувствительности - 3 балла, т.к. ребенок продемонстрировал ожидаемую реакцию при воздействии стимулов низкой интенсивности; оценка двигательного анализатора - 2 балла, т.к. ребенок продемонстрировал ожидаемую реакцию при воздействии стимулов средней интенсивности, оценка зрительного анализатора - 2 балла; оценка слухового анализатора - 3 балла, т.к. ребенок продемонстрировал ожидаемую реакцию при воздействии стимулов низкой интенсивности. Итоговая оценка психической активности вычисляется по следующей формуле: (3+2+2+3)/12×100%=83,3%, что соответствует удовлетворительной психической активности.
Набор изделий для диагностики функциональных возможностей анализаторов младенцев, родившихся с очень низкой и экстремальной низкой массой тела, может быть использован в медицинских учреждениях, медицинских и общеобразовательных детских учреждениях для обследования детей первых месяцев жизни.
Максимальные результаты от применения данного набора могут быть достигнуты при его использовании в первые месяцы жизни детей, родившихся с ЭНМТ И ОНМТ, так как именно в этом возрасте можно максимально эффективно использовать пластические компенсаторные возможности организма.
Кроме того, набор для диагностики может быть использован в высших учебных заведениях при подготовке учителей-дефектологов, специальных психологов, врачей-неонатологов, неврологов и педиатров, а также практических психологов, воспитателей дошкольных учреждений, социальных работников.
Изобретение соответствует условию патентоспособности "новизна", так как из уровня техники не известны изделия того же назначения, которым присущи независимые пункты формулы изобретения.
Изобретение промышленно применимо, так как оно может быть использовано в здравоохранении для диагностики функциональных возможностей анализаторов младенцев.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ ПСИХИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДЕНЦЕВ | 2014 |
|
RU2570052C1 |
Набор для диагностики психического развития детей дошкольного возраста коренных малочисленных народов Севера | 2023 |
|
RU2817165C1 |
Способ диагностики психического развития детей дошкольного возраста коренных малочисленных народов Севера | 2023 |
|
RU2817210C1 |
СПОСОБ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ХОД ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ПОСЛЕДСТВИЯМИ ПЕРЕНЕСЕННОГО ПЕРИНАТАЛЬНОГО ПОРАЖЕНИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ В ПРОЦЕССЕ ЛЕЧЕНИЯ | 2010 |
|
RU2449728C1 |
Способ активизации психических возможностей у детей с тяжелой черепно-мозговой травмой | 2016 |
|
RU2625650C1 |
СПОСОБ ОЦЕНКИ СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА | 2015 |
|
RU2594559C1 |
ПОВЯЗКА-СТИМУЛЯТОР ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОЛЬНЫХ ДВИЖЕНИЙ КИСТЕЙ И ПАЛЬЦЕВ РУК У ДЕТЕЙ | 2014 |
|
RU2557493C1 |
Способ оценки психической активности детей с тяжелой черепно-мозговой травмой | 2017 |
|
RU2681712C1 |
Способ оценки сенсорных систем (зрительной, слуховой, вестибулярной) у детей первого года жизни | 2017 |
|
RU2679113C2 |
СПОСОБ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА | 2021 |
|
RU2769620C1 |
Изобретение относится к области здравоохранения, а именно к коррекционной педагогике, клинической психологии, и может использоваться врачами, педагогами и психологами при проведении диагностики функциональных возможностей анализаторов и психической активности младенцев. Набор дидактических пособий для диагностики психической активности младенцев состоит из сумки с ручками, в которой находятся изделия диагностического и дидактического назначения: надувной матрас, мягкий надувной резиновый валик, крупная яркая игрушка с громким звонким звуком, крупная яркая игрушка с низким глухим звуком, светящаяся игрушка яркого цвета с фактурной поверхностью, фонарик с мягким световым потоком, погремушка с крупяным звучанием, колокольчик с мягким мелодичным звуком, яркий звонкий бубен с лентами, мягкая текстильная, приятная на ощупь погремушка-пищалка с громким звуком, щетка с мягкой натуральной щетиной, резиновая щетка с жесткой щетиной, детская резиновая зубная щетка с мягкой щетиной, тесьма velko, черно-белое изображение лица человека 20×20 см, карточки 20×20 см с изображением черных и белых полос и черных кругов на белом фоне, дудка с резким сильным звуком, игрушка-подвеска с крупными яркими подвижными деталями, кукла-неваляшка среднего размера, яркая игрушка-пищалка с мягким интенсивным звуком, яркая игрушка с возможностью растягиваний и вибраций, яркий мяч с фактурной поверхностью. Набор позволяет установить функциональные возможности рецепторов основных анализаторов: зрительного, слухового, двигательного и тактильного, определить направление психолого-педагогической помощи и виды стимулирующего коррекционно-педагогического воздействия на незрелую психическую сферу детей первых месяцев жизни. 23 ил., 1 пр.
Набор дидактических пособий для диагностики психической активности младенцев, состоящий из сумки с ручками, в которой находятся изделия диагностического и дидактического назначения: надувной матрас 50×70 см, мягкий надувной резиновый валик (20×30 см), крупная яркая игрушка с громким звонким звуком, крупная яркая игрушка с низким глухим звуком, светящаяся игрушка яркого цвета с фактурной поверхностью, фонарик с мягким световым потоком, погремушка с крупяным звучанием, колокольчик с мягким мелодичным звуком, яркий звонкий бубен с лентами, мягкая текстильная, приятная на ощупь погремушка-пищалка с громким звуком, щетка с мягкой натуральной щетиной, резиновая щетка с жесткой щетиной, детская резиновая зубная щетка с мягкой щетиной, тесьма velko, черно-белое изображение лица человека 20×20 см, карточки 20×20 см с изображением черных и белых полос и черных кругов на белом фоне, дудка с резким сильным звуком, игрушка-подвеска с крупными яркими подвижными деталями, кукла-неваляшка среднего размера, яркая игрушка-пищалка с мягким интенсивным звуком, яркая игрушка с возможностью растягиваний и вибраций, яркий мяч с фактурной поверхностью.
НАБОР ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА | 1996 |
|
RU2121316C1 |
US 5011020 A, 30.04.1991 | |||
US 4972851 A, 27.11.1990 | |||
ЧЕРНИГИНА Е | |||
В | |||
Рабочая программа педагога-психолога Чернигиной Е | |||
В | |||
Способ защиты переносных электрических установок от опасностей, связанных с заземлением одной из фаз | 1924 |
|
SU2014A1 |
Зажим для спичечных наборных рам | 1923 |
|
SU1538A1 |
Машина для добывания торфа и т.п. | 1922 |
|
SU22A1 |
Авторы
Даты
2016-06-27—Публикация
2015-08-05—Подача