СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ РОТОРА ЭЛЕКТРОСТАТИЧЕСКОГО ГИРОСКОПА Российский патент 2016 года по МПК G01C19/00 

Описание патента на изобретение RU2586396C1

Изобретение относится к области прецизионного приборостроения и может быть использовано при разработке и производстве электростатических гироскопов.

Известен способ изготовления ротора электростатического гироскопа [1].

Способ реализуется при выполнении следующих технологических операций:

1. Производится формообразование сферической поверхности ротора из сплошной бериллиевой заготовки.

2. Осуществляются операции по формированию эллипсоида инерции ротора, включающие:

- выполнение в теле ротора по двум диаметральным взаимно перпендикулярным осям (например, ОХ и OY) четырех цилиндрических отверстий (по два отверстия вдоль каждой оси);

- изготовление четырех цилиндрических грузов из материала большей плотности, чем материал ротора;

- установку (вклейку) грузов в отверстия ротора.

В результате выполнения перечисленных операций формируется эллипсоид инерции с параметрами:

Iz>Ix=Iy,

где:

Ix, Iy - моменты инерции относительно диаметральных взаимно перпендикулярных осей ОХ и OY, вдоль которых установлены грузы;

Iz - момент инерции относительно оси OZ, перпендикулярной осям ОХ и OY.

3. Осуществляется финишное формирование поверхности ротора.

4. На роторе выполняются элементы системы съема информации путем смещения центра масс ротора. Обеспечивается расчетное значение дебаланса.

5. Осуществляется сборка гироскопа.

6. Гироскоп приводится в рабочий режим.

В рабочем режиме вращение ротора с таким эллипсоидом инерции происходит вокруг оси OZ, оси с преобладающим моментом инерции Iz. Момент инерции Iz обусловливает кинетический момент гироскопа. При вращении ротора происходят его биения, которые используются для получения информации об угловом положении ротора относительно корпуса.

Недостатком способа является малая точность гироскопа. Недостаток обусловлен нестабильностью конструкции ротора выполненного из нескольких деталей, а также наличием дебаланса ротора. Наличие дебаланса ротора является с одной стороны источником информации, с другой стороны источником возмущающего момента, уменьшающего точность гироскопа.

Известен также способ изготовления ротора электростатического гироскопа с вытянутым эллипсоидом инерции [2], который принимаем за прототип.

Способ предполагает выполнение следующих технологических операций:

1. Из бериллиевой заготовки производится формообразование сферической поверхности ротора.

2. Осуществляются операции по формированию эллипсоида инерции ротора, включающие:

- выполнение в теле ротора вдоль диаметральной оси (например, ОХ) сквозного цилиндрического отверстия;

- изготовление цилиндрического стержня из материала большей плотности, чем материал ротора, например, тантала;

- установку (вклеивание) стержня в отверстие ротора.

В результате установки стержня формируется эллипсоид инерции с параметрами, соответствующими параметрам вытянутого эллипсоида инерции:

Iz=Iy>Ix,

где:

Ix - момент инерции ротора относительно диаметральной оси ОХ;

Iy - момент инерции ротора относительно диаметральной оси OY, перпендикулярной оси ОХ;

Iz - момент инерции ротора относительно оси OZ, перпендикулярной осям ОХ и OY.

3. Осуществляется финишное формирование поверхности ротора.

4. Производится сборка гироскопа.

5. Осуществляется обезгаживание ротора в корпусе гироскопа.

6. Гироскоп приводится в рабочий режим. При этом осуществляется взвешивание ротора в электростатическом подвесе, приводится его разгон до рабочей скорости, из рабочего зазора с помощью гетеродинного вакуумного насоса устраняется остаточный газ, выделяемый элементами гироскопа.

В рабочем режиме ротор с вытянутым эллипсоидом инерции будет совершать двойное вращение: быстрое вращение вокруг оси OZ с угловой скоростью Ω, обуславливая вектор кинетического момента, и медленное, нутационное вращение с углом нутации близким к π/2 с угловой скоростью ω относительно оси ОХ, что обуславливает осреднение погрешности гироскопа из-за дебаланса и нечетных гармоник формы ротора.

Недостатком способа является малая точность гироскопа. Указанный недостаток обусловлен:

- нестабильностью составной конструкции ротора. Составные части - ротор и стержень - изготавливаются из материалов, имеющих разные коэффициенты объемного расширения. Изменение температуры, происходящее при эксплуатации гироскопа, приводит к возникновению напряжений в месте сопряжения стержня и ротора и, как следствие, к изменению их геометрических параметров, к смещению центра масс ротора, к уменьшению точности гироскопа;

- неравномерностью распределения остаточного давления по периметру рабочего зазора гироскопа. В гироскопе для обеспечения вакуума в рабочем зазоре применяется гетеродинный вакуумный насос, установленный на его корпусе. При работе насоса создаваемое им в рабочем зазоре остаточное давление распределяется по периметру рабочего зазора неравномерно. В месте установки насоса остаточное давление практически на порядок меньше, чем остаточное давление по другую, диаметрально расположенную, сторону рабочего зазора. При вращении ротора в неоднородной среде возникает возмущающий момент уменьшающий точность гироскопа.

Задачей настоящего изобретения является совершенствование технологического процесса изготовления электростатического гироскопа.

Достигаемый технический результат - повышение точности электростатического гироскопа за счет улучшения его конструкции.

Поставленная задача решается тем, что в известном способе изготовления ротора электростатического гироскопа, содержащем формирование из сплошной заготовки сферической поверхности ротора, выполнение вдоль его диаметральной оси сквозного цилиндрического отверстия, финишное формирование поверхности ротора, установку ротора в корпусе гироскопа, обезгаживание ротора в корпусе, вдоль диаметральной оси ротора перпендикулярной к оси сквозного цилиндрического отверстия, выполняют второе сквозное цилиндрическое отверстие.

На внутреннюю поверхность обоих цилиндрических отверстий наносят слой нитрида титана, а обезгаживание ротора производят при температуре активации геттерных свойств титана.

Предлагаемое изобретение поясняется чертежом фиг. 1, на котором приведена принципиальная схема ротора гироскопа.

На фиг. 1 приняты следующие обозначения:

1 - ротор гироскопа;

2 - первое сквозное цилиндрическое отверстие;

3 - второе сквозное цилиндрическое отверстие, ось которого перпендикулярна оси отверстия 2;

4 - слой меди, нанесенный на сферическую поверхность ротора 1;

5 - слой нитрида титана, нанесенный на сферическую поверхность ротора 1 поверх слоя меди 4;

6 - слой титана, нанесенный на поверхность цилиндрических отверстий 2 и 3;

OXYZ - оси, связанные с ротором 1 гироскопа;

OY - диаметральная ось, направленная по оси сквозного отверстия 2;

OZ - диаметральная ось, направленная по оси сквозного отверстия 3;

OX - диаметральная ось, направленная по оси перпендикулярной к осям OZ и OY;

Ω - угловая скорость вращения ротора 1 относительно оси OZ, обусловливающая вектор кинетического момента;

ω - угловая скорость нутационного вращения ротора 1 относительно оси ОХ, обусловливающая осреднение погрешности гироскопа из-за дебаланса ротора 1 и нечетных гармоник его формы.

Предлагаемый способ реализуется при выполнении следующих технологических операций:

1. Из сплошной заготовки, выполненной, например, из лейкосапфира, средствами механической обработки (точение, шлифовка) производится формообразование сферической рабочей поверхности ротора 1. Лейкосапфир, по сравнению с бериллием (материалом, используемым в способе, принятом за прототип), более стабилен, имеет меньшую пористость, соответственно меньшее газовыделение.

2. Осуществляются операции по формированию эллипсоида инерции ротора, включающие:

- выполнение в роторе 1 вдоль диаметральной оси OY, сквозного цилиндрического отверстия 2;

- выполнение в роторе 1 вдоль диаметральной оси OZ, перпендикулярной оси OY, второго сквозного цилиндрического отверстия 3.

В результате формируется эллипсоид инерции с параметрами, соответствующими параметрам вытянутого эллипсоида инерции:

Iz=Iу>Ix,

где Iz будет равен Iz=Iш-(Iо3+Ir2);

Iy будет равен Iy=Iш-(Iо2+Ir3),

Ix будет равен Ix=Iш-(Ir3+Ir2);

Iш - момент инерции сплошного сферического ротора 1 (без отверстий);

Io2=Iо3 - момент инерции удаленного из ротора 1 цилиндрического стержня (для выполнения отверстий 2 и 3) относительно его продольной оси.

Ir2=Ir3 - момент инерции удаленного из ротора 1 цилиндрического стержня (для выполнения отверстий 2 и 3) относительно его радиальной оси.

Для цилиндрического стержня Iri>>Ioi.

3. На поверхность цилиндрических отверстий 2 и 3 наносится слой 6 титана. Титан выбран, исходя из его геттерных свойств поглощать, по сравнению с другими материалами, более широкий спектр газов [3].

4. Осуществляется финишное формирование поверхности ротора 1 (на сферическую поверхность ротора 1 наносится слой меди 4, как элемента устройства привода вращения ротора 1, поверх слоя меди наносится слой нитрида титана 5, как элемента устройства подвеса ротора).

5. Производится сборка гироскопа.

6. Осуществляется обезгаживание ротора 1 в корпусе гироскопа. Обезгаживание происходит при температуре равной температуре активации геттерных свойств титана, равной 550°С [3].

7. Гироскоп приводится в рабочий режим. В рабочем режиме ротор с вытянутым эллипсоидом инерции будет совершать двойное вращение: быстрое вращение вокруг оси OZ с угловой скоростью Ω, обусловливая вектор кинетического момента, и медленное, нутационное вращение с углом нутации близким к π/2 с угловой скоростью ω относительно оси ОХ, что обусловливает осреднение погрешности гироскопа из-за дебаланса и нечетных гармоник формы ротора.

Вакуум в рабочем зазоре будет поддерживаться за счет геттерных свойств титана. При размещении геттерного вакуумного насоса (далее - насоса) на вращающемся роторе неоднородность среды в рабочем зазоре уменьшится. Поглощение газа будет происходить не в одной точке (как в прототипе), а по всему рабочему зазору за счет перемещения насоса вместе с вращающимся ротором.

В результате возмущающее воздействие из-за неоднородности среды в рабочем зазоре гироскопа будет устранено или значительно уменьшено.

При реализации предлагаемого способа, точность гироскопа по сравнению со способом, принятым за прототип, повышается. Повышение точности достигается за счет:

- повышения стабильности конструкции путем исключения причины появления механических напряжений в теле ротора, приводящих к изменению его геометрических параметров, к смещению центра масс, и, соответственно, к снижению точности гироскопа. В прототипе составные части ротора выполнены из разнородных материалов. Ротор, изготовленный предлагаемым способом, однороден;

- повышения однородности среды в рабочем зазоре. Ротор, изготовленный предлагаемым способом, выполнен совместно с насосом, размещенным внутри ротора. При вращении ротора насос вращается вместе с ним. Поглощение выделяемого элементами гироскопа газа в рабочем зазоре происходит не в одной точке, как в принятом за прототип способе, а по всему периметру рабочего зазора, что повышает равномерность распределения остаточного давления в рабочем зазоре.

В настоящее время на предприятии изготовлены и испытаны с положительным результатом макетные образцы предлагаемого ротора, макетные образцы электростатических гироскопов с его применением. Продолжается разработка документации для изготовления опытных образцов электростатического гироскопа.

Таким образом, достигается заявленный технический результат.

Источники информации

1. D.L. Mc Leod. Miniaturization of the Solid Rotor Electrostatic Gyro // The Mathereals of Conference «NAECON», 1979. - pp. 1199-1205.

2. E.A. Артюхов, В.З. Гусинский, A.A. Иванов //Ротор электростатического гироскопа с вытянутым эллипсоидом инерции // Судостроительная промышленность, серия «Навигация и гироскопия» // СПб: ЦНИИ «Румб», выпуск 3, 1992, стр. 35, 36.

3. Фред Розберн // Справочник по вакуумной технике и технологии // М.: Энергия, 1972.

Похожие патенты RU2586396C1

название год авторы номер документа
УНИВЕРСАЛЬНЫЙ НЕКОНТАКТНЫЙ ГИРОСКОП 2013
  • Артюхов Евгений Алексеевич
RU2521765C1
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ПОЛОГО РОТОРА ЭЛЕКТРОСТАТИЧЕСКОГО ГИРОСКОПА 1994
  • Агроскин Б.Н.
  • Анфиногенов А.С.
  • Андреев Р.П.
  • Дряпак О.Г.
  • Гусинский В.З.
  • Кедров В.Г.
  • Парфенов О.И.
RU2116622C1
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ РОТОРА ШАРОВОГО ГИРОСКОПА 2005
  • Ландау Борис Ефимович
  • Буцык Александр Яковлевич
  • Беляев Сергей Николаевич
  • Буравлев Анатолий Петрович
  • Щербак Александр Григорьевич
RU2286535C1
Способ изготовления ротора шарового гироскопа 2016
  • Левин Сергей Львович
  • Юльметова Ольга Сергеевна
  • Махаев Егор Александрович
  • Святый Василий Васильевич
  • Щербак Александр Григорьевич
  • Филиппов Александр Юрьевич
RU2660756C2
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОГРЕШНОСТИ ЭЛЕКТРОСТАТИЧЕСКОГО ГИРОСКОПА 2001
  • Демидов А.Н.
  • Ландау Б.Е.
  • Левин С.Л.
RU2193162C1
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЧУВСТВИТЕЛЬНОГО ЭЛЕМЕНТА ЭЛЕКТРОСТАТИЧЕСКОГО ГИРОСКОПА 1999
  • Щербак А.Г.
  • Кедров В.Г.
  • Анфиногенов А.С.
  • Ежов Ю.А.
  • Агроскин Б.Н.
  • Беляев Н.И.
  • Парфенов О.И.
RU2153649C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ИНЕРЦИОННЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ИЗДЕЛИЯ 1990
  • Матвеев Е.В.
  • Кочкин Е.В.
  • Михайлов Д.С.
  • Крылов В.В.
RU2017103C1
ГИРОКАМЕРА ЭЛЕКТРОСТАТИЧЕСКОГО ГИРОСКОПА 2001
  • Демидов А.Н.
  • Ландау Б.Е.
  • Цветков В.Н.
RU2193159C1
КОНУСНАЯ ИНЕРЦИОННАЯ ДРОБИЛКА 1990
  • Иванов Н.А.
  • Сафронов А.Н.
  • Лупал С.Д.
  • Иванов Б.Г.
  • Иванов А.Н.
  • Черкасский В.А.
  • Серебренников Б.Ю.
SU1716651A1
ДИНАМИЧЕСКИ НАСТРАИВАЕМЫЙ ГИРОСКОП 1973
  • Егоров Владимир Дмитриевич
  • Тульчинский Анатолий Аронович
SU1840324A1

Иллюстрации к изобретению RU 2 586 396 C1

Реферат патента 2016 года СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ РОТОРА ЭЛЕКТРОСТАТИЧЕСКОГО ГИРОСКОПА

Изобретение относится к области прецизионного приборостроения и может быть использовано при производстве электростатических гироскопов. Способ изготовления ротора электростатического гироскопа содержит этапы, на которых: формируют из сплошной заготовки сферическую поверхность ротора, выполняют вдоль его диаметральной оси сквозное цилиндрическое отверстие, выполняют финишную обработку поверхности ротора, устанавливают ротор в корпусе гироскопа, выполняют обезгаживание ротора в корпусе, при этом вдоль диаметральной оси ротора, перпендикулярной к оси сквозного цилиндрического отверстия, выполняют второе сквозное цилиндрическое отверстие. Технический результат - повышение точности электростатического гироскопа. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.

Формула изобретения RU 2 586 396 C1

1. Способ изготовления ротора электростатического гироскопа, содержащий формирование из сплошной заготовки сферической поверхности ротора, выполнение вдоль его диаметральной оси сквозного цилиндрического отверстия, финишную обработку поверхности ротора, установку ротора в корпусе гироскопа, обезгаживание ротора в корпусе, отличающийся тем, что вдоль диаметральной оси ротора, перпендикулярной к оси сквозного цилиндрического отверстия, выполняют второе сквозное цилиндрическое отверстие.

2. Способ изготовления ротора электростатического гироскопа по п. 1, отличающийся тем, что на внутреннюю поверхность цилиндрических отверстий ротора наносят слой титана, а обезгаживание ротора производят при температуре активации геттерных свойств титана.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2016 года RU2586396C1

RU 94005696 A1, 10.06.1996
ЭЛЕКТРОДНАЯ СТРУКТУРА ДЛЯ МИКРОМЕХАНИЧЕСКОГО ГИРОСКОПА И МИКРОМЕХАНИЧЕСКИЙ ГИРОСКОП С ЭТОЙ СТРУКТУРОЙ (ВАРИАНТЫ) 2007
  • Некрасов Яков Анатольевич
RU2344374C1
ГИРОСКОП-АКСЕЛЕРОМЕТР С ЭЛЕКТРОСТАТИЧЕСКИМ ПОДВЕСОМ РОТОРА 1999
  • Чеботаревский Ю.В.
  • Мельников А.В.
  • Плотников П.К.
RU2158903C1
US 4297905 A1, 03.11.1981
US 3451274 A1, 24.06.1969.

RU 2 586 396 C1

Авторы

Мумин Олег Леонидович

Демидов Анатолий Николаевич

Даты

2016-06-10Публикация

2015-04-21Подача