Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для определения эксцентриситета ротора электрических машин, в частности асинхронного электродвигателя.
Известен способ косвенного определения эксцентриситета воздушного зазора электрической машины, заключающийся в фильтрации, логарифмировании и повторной фильтрации сигналов с вибродатчиков [1].
Недостатками данного способа являются сложность и дороговизна диагностического устройства, большое количество неопределенных факторов, влияющих на спектр вибрации, а также сложность кепстрального анализа.
Наиболее близким техническим решением, выбранным в качестве прототипа, является способ определения технического состояния асинхронного электродвигателя в режиме пуска. Испытания проводят в режиме холостого хода. При этом снимают кривую разгона асинхронного электродвигателя от неподвижного состояния до максимальной частоты вращения. Диагностирование осуществляется путем сравнения полученного времени разгона с заданным теоретическим или эталонным значением [2].
Недостатком данного способа является то, что не представляется возможным определить конкретную неисправность, так как диагностирование осуществляется функционально.
Задачей изобретения является определение величины эксцентриситета ротора на основе анализа кривой разгона асинхронного электродвигателя.
Сущность изобретения заключается в следующем. После подготовки двигателя к пуску и его запуска получают график зависимости частоты вращения ротора двигателя от времени. На полученном графике выделяют амплитуды изменения частоты вращения ротора на участке между временем пуска и временем установившегося режима работы и находят разность амплитуд, относящихся к эталонному и испытываемому двигателям. По найденной разности амплитуд изменения частоты вращения ротора находят относительный эксцентриситет ротора. При этом в зависимости от величины эксцентриситета амплитуда колебаний частоты вращения ротора на этом участке изменяется, что позволяет определить наличие и величину эксцентриситета ротора асинхронного двигателя.
На фиг. 1 и 2 изображен способ определения величины эксцентриситета ротора асинхронного электродвигателя. При этом на фиг. 1 показана зависимость частоты вращения ротора от времени, на фиг. 2 - зависимость относительного эксцентриситета от разности амплитуд частоты вращения ротора.
Определение величины эксцентриситета осуществляют путем сравнения полученной величины амплитуды изменения частоты вращения ротора контролируемого двигателя с заданным эталонным значением (фиг. 1), где 1 - эталонная кривая; 2 - фактическая кривая; А - амплитуда изменения частоты вращения ротора технически исправного двигателя; В - амплитуда изменения частоты вращения ротора двигателя с эксцентриситетом; tп - время пуска; tуст - время установившегося режима работы. Затем определяют разность амплитуд изменения частоты вращения ротора ΔΑ по формуле: ΔΑ=В-А. По значению ΔΑ из фиг. 2 определяют величину относительного эксцентриситета.
Эталонную кривую (1) получают в результате испытания технически исправного (эталонного) электродвигателя. Фактическую кривую (2) снимают с вала испытываемого электродвигателя. С помощью датчика оборотов получают сигнал с двигателя, который затем преобразуют и подают на компьютер. Проводят анализ графика частоты вращения ротора в функции времени для установления диагноза.
В зависимости от разности амплитуд изменения частоты вращения ротора технически исправного и испытываемого электродвигателей определяют величину эксцентриситета асинхронного электродвигателя.
Определение эксцентриситета осуществляется следующим образом. Покажем это на примере электродвигателя АИР 80 В4 (Рн=1,5 кВт, nс=1500 об/мин). На фиг. 1 изображены эталонная (1) и фактическая (2) кривые пуска этого электродвигателя, где А=373 об/мин, В=478 об/мин. Из рисунка видно, что разность изменения амплитуд частоты вращения составляет 105 об/мин. При определении величины эксцентриситета микрометром было установлено, что его величина для данной разности амплитуд частоты вращения составляет 27%.
Таким образом, найден способ определения эксцентриситета асинхронного двигателя, который позволяет определить наличие и величину эксцентриситета асинхронного двигателя в режиме холостого хода.
ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ
1. АС СССР №1065789, G01R 31/34, 07.01.1984.
2. Патент РФ №2485534, G01R 31/34, Н02K 15/02, 20.06.2013 - прототип.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ВЫЯВЛЕНИЯ ПОВЫШЕННОГО ЭКСЦЕНТРИСИТЕТА АСИНХРОННОГО ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ | 2024 |
|
RU2823095C1 |
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ АСИНХРОННОГО ДВИГАТЕЛЯ В ПРОЦЕССЕ ПУСКА | 2011 |
|
RU2485534C1 |
СПОСОБ ВЫЯВЛЕНИЯ ОБОРВАННЫХ СТЕРЖНЕЙ В КОРОТКОЗАМКНУТОЙ ОБМОТКЕ РОТОРА АСИНХРОННОГО ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ | 2018 |
|
RU2687881C1 |
СПОСОБ ВЫЯВЛЕНИЯ ОБОРВАННЫХ СТЕРЖНЕЙ В КОРОТКОЗАМКНУТОЙ ОБМОТКЕ РОТОРА АСИНХРОННОГО ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ | 2022 |
|
RU2791428C1 |
СПОСОБ ВЫЯВЛЕНИЯ ОБОРВАННЫХ СТЕРЖНЕЙ В КОРОТКОЗАМКНУТОЙ ОБМОТКЕ РОТОРА АСИНХРОННОГО ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ | 2022 |
|
RU2786379C1 |
СПОСОБ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ | 2013 |
|
RU2542596C1 |
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СКОЛЬЖЕНИЯ РОТОРА АСИНХРОННОГО ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ | 2010 |
|
RU2441249C1 |
СПОСОБ ВЫЯВЛЕНИЯ ОБОРВАННЫХ СТЕРЖНЕЙ В КОРОТКОЗАМКНУТОЙ ОБМОТКЕ РОТОРА АСИНХРОННОГО ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ | 2019 |
|
RU2724988C1 |
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СКОЛЬЖЕНИЯ РОТОРА АСИНХРОННОГО ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ ПО ТОКУ СТАТОРА | 2014 |
|
RU2559162C1 |
СПОСОБ ОБНАРУЖЕНИЯ ОБРЫВОВ СТЕРЖНЕЙ КОРОТКОЗАМКНУТЫХ ОБМОТОК РОТОРОВ АСИНХРОННЫХ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕЙ | 2017 |
|
RU2650821C1 |
Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для определения эксцентриситета ротора электрических машин, в частности асинхронного электродвигателя. Технический результат - возможность определения наличия и величины эксцентриситета ротора асинхронного двигателя в режиме холостого хода. Способ определения эксцентриситета ротора асинхронного электродвигателя заключается в том, что двигатель подготавливают к пуску и запускают его. После запуска получают график зависимости частоты вращения ротора двигателя от времени, на котором затем выделяют амплитуды изменения частоты вращения ротора на участке между временем пуска и временем установившегося режима работы и находят разность амплитуд, относящихся к эталонному и испытываемому двигателям. По найденной разности амплитуд изменения частоты вращения ротора определяют относительный эксцентриситет ротора. 2 ил.
Способ определения эксцентриситета ротора асинхронного электродвигателя, при котором подготавливают двигатель к пуску, запускают его, получают сигнал с двигателя, преобразуют его и подают на компьютер, с помощью которого определяют параметры пуска в функции времени и сопоставляют их с параметрами технически исправного двигателя, отличающийся тем, что после подготовки двигателя к пуску и его запуска получают график зависимости частоты вращения ротора двигателя от времени, на котором затем выделяют амплитуды изменения частоты вращения ротора на участке между временем пуска и временем установившегося режима работы и находят разность амплитуд, относящихся к эталонному и испытываемому двигателям, по найденной разности амплитуд изменения частоты вращения ротора определяют относительный эксцентриситет ротора.
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ АСИНХРОННОГО ДВИГАТЕЛЯ В ПРОЦЕССЕ ПУСКА | 2011 |
|
RU2485534C1 |
Способ косвенного определения эксцентриситета воздушного зазора электрической машины | 1982 |
|
SU1065789A1 |
СИСТЕМА И СПОСОБ ДЛЯ ОБНАРУЖЕНИЯ СМЕЩЕНИЯ БАЗОВОГО ЗНАЧЕНИЯ ЭКСЦЕНТРИСИТЕТА РОТОРА | 2008 |
|
RU2468212C2 |
Способ контроля неравномерности воздушного зазора асинхронного двигателя | 1984 |
|
SU1203444A1 |
ПИШУЩАЯ МАШИНА | 1930 |
|
SU24411A1 |
US 8497698 B2, 30.07.2013 | |||
US 6727725 B2, 27.04.2004. |
Авторы
Даты
2016-07-10—Публикация
2014-06-25—Подача