РЕЗИНОВЫЙ ПОДШИПНИК Российский патент 2016 года по МПК F16C33/22 F16C33/08 

Описание патента на изобретение RU2595233C1

Изобретение относится к машиностроению, а именно к гидротурбиностроению, судостроению, в частности к узлам трения гидромашин, гребных валов, валов насосов, работающих при высоких скоростях скольжения в водной среде.

Известны резиновые подшипники скольжения, содержащие корпус с резинометаллическими вкладышами, с кольцевыми, осевыми и винтовыми канавками, обеспечивающие нормальную работу подшипника при гидродинамической смазке водой (см. книгу А.П. Давыдов «Резиновые подшипники в машиностроении», изд. 2-е, Ленинград, «Машиностроение», 1976 г., стр. 15, 67 и др.). Такие подшипники широко применяются и обеспечивают длительную работу подшипника при скоростях вращения до 25 м/с. Однако кратковременное отсутствие смазки водой в подшипнике создает аварийную ситуацию (см. стр. 188-190 упомянутой выше книги), что является существенным недостатком таких конструкций.

Известны также резинометаллические подшипники, например а.с. СССР №573893, 1957 г. кл. 47в, 7. Такой подшипник содержит ограничивающий деформации резины жесткий каркас из металла или пластмассы. Главным недостатком указанных конструкций является невозможность обеспечения работоспособности при небольших износах из-за появления недопустимых вибраций.

Наиболее близким по технической сущности к заявляемому объекту является резиновый подшипник (а.с. СССР №97580, 1952 г. по кл. 47в, 4), состоящий из корпуса и обрезиненной металлической втулки, установленной в корпусе с возможностью вращения относительно вала и корпуса. Недостатками такого типа резиновых подшипников является сложность конструкции, необходимость создания полости с подачей консистентной смазки, необходимость применения дополнительных резиновых манжет.

Технической задачей, на решение которой направлено изобретение, является повышение эксплуатационной надежности и упрощение конструкции резинового подшипника за счет исключения вращения вала по резиновой поверхности под нагрузкой при отсутствии подачи воды с обеспечением вращения вала с опорой на элементы вращения в виде колец из антифрикционного композита.

Поставленная цель достигается тем, что резиновый подшипник снабжен элементами вращения из антифрикционного композита в виде заформованных заподлицо в резиновый слой колец трапециевидного сечения с радиальными и кольцевыми каналами, связанными с обрезиненной поверхностью вращения подшипника.

Повышение эксплуатационной надежности достигается вращением вала подшипникового узла с опорой по кольцам из антифрикционного композита при прекращении подачи воды в резиновый подшипник. Деформации элементов вращения колец из антифрикционного композита значительно (в десятки, сотни раз) меньше деформаций резинового слоя (0,2÷0,3 мм) при вращении вала, и вращение, при отсутствии гидродинамической смазки водой, происходит по антифрикционному композиту.

Отличительными признаками заявляемого изобретения являются:

- наличие в резиновом слое элементов вращения - заформованных заподлицо колец трапециевидного сечения из антифрикционного композита;

- частичное размещение трапециевидных колец в кольцевых трапециевидных пазах металлической втулки и обрезиненного слоя с исключением выхода колец из пазов;

- выполнение в кольцах из антифрикционного композита радиальных и осевых каналов, связанных с поверхностью вращения вала подшипника.

Все признаки в совокупности позволят повысить эксплуатационную надежность резинового подшипника скольжения.

Указанные признаки конструктивно и технологически взаимосвязаны и являются существенными, так как каждый из них, и в отдельности, и все совместно направлены на решение поставленной задачи с достижением технического результата - повышения нагрузочной способности и надежности вкладыша подшипника скольжения. Использование единой совокупности существенных отличительных признаков в известных решениях не обнаружено, что характеризует соответствие предложенного технического решения критерию «новизна».

Единая совокупность новых существенных признаков с общими известными обеспечивает решение поставленной задачи и характеризует предложенное техническое решение существенными отличиями по сравнению с известным уровнем техники и аналогами. Данное техническое решение является результатом НИОКР по повышению надежности и нагрузочной способности подшипников скольжения гидротурбин, по повышению технологичности их изготовления. Решение неочевидно, что свидетельствует о его соответствии критерию «изобретательский уровень».

Описание чертежей и предпочтительного варианта осуществления изобретения

Сущность изобретения поясняется чертежами, где на фиг. 1 изображен продольный разрез подшипника, на фиг. 2 - разрез А-А фигуры 1, на фиг. 3 - вид на поверхность вращения обрезиненного сектора, на фиг. 4 - кольцо из антифрикционного композита с разрезами по каналам для воды, на фиг. 5 - вид Б-Б на фиг. 4.

Резиновый подшипник содержит корпус 1, в котором установлена обрезиненная металлическая втулка 2, в резиновом слое 3 и металлической втулке выполнены единые трапециевидные пазы, в которые с возможностью вращения заподлицо с резиной заформованы кольца 4 из антифрикционного композита. Пазы и кольца выполнены трапециевидного сечения и обеспечивают надежную фиксацию колец в металлической втулке и резиновом слое. Кольца из антифрикционного композита выполнены с радиальными 5 и кольцевыми 6 каналами, связанными с поверхностью вращения вала. По каналам на поверхность вращения трапециевидных колец поступает вода и позволяет обеспечить практически безызносную работу колец или с износом, сопоставимым с износом резинового слоя. Возможность вращения композитных колец по валу и металлической втулке позволяет избежать разрушения резинового слоя при случайном отсутствии смазки водой или при попадании между валом и подшипником инородных тел. Кроме того, наличие жестких композитных колец позволяет регулировать зазор между валом и резиновым слоем подшипника по высоте или длине подшипника (при горизонтальном вале) за счет прилегания вала к жестким кольцам, установленным равномерно по высоте (длине) подшипника.

Пример конкретного выполнения резинового подшипника

В качестве резинового слоя металлической втулки из стали 3 использована резина 4Э-1386 тв. 78±3 ед. по Шору А, адгезионные свойства резины к втулке обеспечиваются системой клеев Хемосил, в качестве антифрикционного композита для колец трапециевидного сечения используется материал УСЭК на основе углеродных волокон УКН-5000 с фторопластом и дисульфидом молибдена с допустимым давлением при сжатии до 250 МПа. При изготовлении кольца трапециевидного сечения устанавливаются в прессформу для вулканизации резины со смазкой по поверхностям вращения и после вулканизации проверяются на возможность легкого вращения в резиновом слое и пазах втулки. Каналы в кольцах обеспечивают при эксплуатации смазку водой с минимальным износом. При кратковременном отсутствии смазки водой вращающиеся композитные кольца воспринимают давление вала и предохраняют резиновый слой от разрушения.

Разработанный резиновый подшипник обеспечивает длительную работу подшипника при смазке водой и кратковременную работу (до 10 минут) без воды. Испытания на стенде резинового подшипника ⌀340 мм высотой 250 мм с двумя композитными кольцами шириной по 20 мм при скорости вращения 12 м/с обеспечили работу подшипника без вибраций и разогрева выше 100°C в течение 12-15 минут, такое время достаточно для устранения аварийных ситуаций.

Новое техническое решение воспроизводимо промышленным способом и востребовано промышленностью при разработке подшипников гидротурбин, насосов, гребных валов и др.

Похожие патенты RU2595233C1

название год авторы номер документа
Вкладыш подшипника скольжения 2018
  • Даштиев Идрис Зилфикарович
  • Гашков Иван Юрьевич
  • Ефремов Алексей Алексеевич
  • Егорова Наталья Ивановна
  • Цареградский Юрий Александрович
  • Махманов Герман Нарманович
RU2667023C1
ВКЛАДЫШ ПОДШИПНИКА СКОЛЬЖЕНИЯ И СПОСОБ ЕГО ИЗГОТОВЛЕНИЯ 2015
  • Барынин Вячеслав Александрович
  • Гашков Иван Юрьевич
  • Даштиев Идрис Зилфикарович
  • Ефремов Алексей Александрович
  • Журавлёв Виктор Николаевич
  • Кульков Александр Алексеевич
RU2600969C1
АНТИФРИКЦИОННЫЙ ПОЛИМАТРИЧНЫЙ КОМПОЗИТ 2023
  • Даштиев Идрис Зилфикарович
  • Гашков Иван Юрьевич
  • Ефремов Алексей Алексеевич
  • Разин Александр Федорович
  • Кульков Александр Алексеевич
RU2812870C1
ВКЛАДЫШ ПОДШИПНИКА СКОЛЬЖЕНИЯ И СПОСОБ ЕГО ИЗГОТОВЛЕНИЯ 2007
  • Даштиев Идрис Зилфикарович
  • Барынин Вячеслав Александрович
  • Гашков Иван Юрьевич
  • Черниговский Александр Андреевич
  • Кульков Александр Алексеевич
  • Журавлев Виктор Николаевич
  • Исаев Василий Петрович
  • Осташевич Дмитрий Владимирович
  • Ильин Сергей Яковлевич
  • Елисеев Александр Константинович
  • Левин Михаил Антонович
  • Пеклер Константин Владимирович
RU2321782C1
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ПОДШИПНИКА СКОЛЬЖЕНИЯ 2018
  • Пыриков Павел Геннадьевич
  • Памфилов Евгений Анатольевич
  • Пилюшина Галина Анатольевна
  • Данилюк Алексей Яковлевич
RU2727301C2
НИППЕЛЬНЫЙ И МЕЖСЕКЦИОННЫЙ СТАБИЛИЗАТОР 1993
  • Петров Николай Александрович
  • Мухаметшин Мидхат Мухаметович
RU2054518C1
МОТОРНО-ОСЕВОЙ ПОДШИПНИК 2022
  • Даштиев Идрис Зилфикарович
  • Гашков Иван Юрьевич
  • Ефремов Алексей Алексеевич
  • Кульков Александр Алексеевич
  • Жарков Михаил Вячеславович
  • Остроброд Борис Евгеньевич
  • Доценко Геннадий Евгеньевич
  • Деревянко Анастасия Романовна
RU2804152C1
ДВОЙНОЕ ТОРЦОВОЕ УПЛОТНЕНИЕ ВРАЩАЮЩИХСЯ ВАЛОВ 1998
  • Черных В.П.
RU2137970C1
Резинометаллический шарнир для гусениц транспортных средств 2016
  • Жарков Михаил Васильевич
  • Даштиев Идрис Зилфикарович
  • Ефремов Алексей Александрович
  • Журавлёв Виктор Николаевич
  • Разин Александр Федорович
  • Кульков Александр Алексеевич
RU2629619C1
ГАЗОТУРБОНАГНЕТАТЕЛЬ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2000
  • Ульянов А.Г.
  • Крукович А.Р.
RU2182245C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 595 233 C1

Реферат патента 2016 года РЕЗИНОВЫЙ ПОДШИПНИК

Изобретение относится к машиностроению, а именно к гидротурбиностроению, судостроению, в частности к узлам трения гидромашин, гребных валов, валов насосов, работающих при высоких скоростях скольжения в водной среде. Резиновый подшипник состоит из корпуса (1) с установленной в нем обрезиненной металлической втулкой (2) с элементами вращения относительно вала и корпуса (1). В резиновом слое (3) и металлической втулке (2) выполнены единые трапециевидные пазы, в которые с возможностью вращения заподлицо с резиной заформованы кольца (4) из антифрикционного композита трапециевидного сечения с частичным их размещением в пазах металлической втулки (2). Кольца (4) выполнены с радиальными и кольцевыми каналами, связанными с поверхностью вращения подшипника. Технический результат: повышение эксплуатационной надежности и упрощение конструкции резинового подшипника за счет исключения вращения вала по резиновой поверхности под нагрузкой при отсутствии подачи воды с обеспечением вращения вала с опорой на элементы вращения в виде колец из антифрикционного композита. 5 ил.

Формула изобретения RU 2 595 233 C1

Резиновый подшипник, состоящий из корпуса с установленной в нем обрезиненной металлической втулкой с элементами вращения относительно вала и корпуса, отличающийся тем, что в резиновом слое и металлической втулке выполнены единые трапециевидные пазы, в которые с возможностью вращения заподлицо с резиной заформованы кольца из антифрикционного композита трапециевидного сечения с частичным их размещением в пазах металлической втулки, причем кольца выполнены с радиальными и кольцевыми каналами, связанными с поверхностью вращения подшипника.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2016 года RU2595233C1

Кристаллизатор непрерывного действия 1950
  • Богачев Г.Н.
  • Каретников Ю.П.
SU94580A1
Мерная кружка для жидких тел 1914
  • Полежаев Н.Я.
SU502A1
ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ 0
SU203386A1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ТРИЕНОВЫХ УГЛЕВОДОРОДОВ 1972
SU431152A1

RU 2 595 233 C1

Авторы

Барынин Вячеслав Александрович

Гашков Иван Юрьевич

Даштиев Идрис Зилфикарович

Ефремов Алексей Александрович

Журавлёв Виктор Николаевич

Кульков Александр Алексеевич

Даты

2016-08-20Публикация

2015-07-27Подача