Изобретение относится к области винтомоторной авиации, преимущественно военного назначения (в частности транспортно-десантной), но может иметь и гражданское применение.
Известны проекты вертикальной посадки самолетов в аварийных ситуациях, в частности винтомоторных, с использованием парашютов, в которых для уменьшения вертикальной составляющей скорости, в момент сближения с землей, предполагается его подтяжка к фюзеляжу самолета (патент RU №2105701). Однако такой способ посадки не обеспечивает необходимой безопасности (может отказать достаточно сложная система подтяжки парашюта) и энергозатратный (предполагает использование мощных маховиковых двигателей), особенно для тяжелых самолетов и требует применения крупноразмерных парашютов, что создаст дополнительные сложности. Известен и винтомоторный самолет, использующий для вертикальной посадки парашют и два пневмоустройства, расположенные по бокам фюзеляжа для дополнительного уменьшения вертикальной составляющей скорости посадки (международная заявка 03099656). Однако использование таких пневмоустройств не позволяет производить безопасную посадку без применения больших многокупольных парашютов, особенно для тяжелых самолетов.
Целью изобретения является обеспечение возможности безопасной вертикальной посадки винтомоторного самолета без применения крупноразмерных многокупольных парашютов.
Технически указанная цель достигается тем, что в винтомоторном самолете, содержащем фюзеляж, парашют, предназначенный для вертикальной посадки, и два пневмоустройства, расположенные по бокам фюзеляжа для дополнительного уменьшения вертикальной составляющей скорости посадки, по изобретению каждое пневмоустройство выполнено в виде длинноходового пневмоцилиндра, расположенного на боку фюзеляжа с возможность поворота на 90 градусов относительно продольной оси самолета.
На чертеже показан винтомоторный самолет в момент посадки, с вертикально расположенными длинноходовыми пневмоцилиндрами.
Винтомоторный самолет вертикальной посадки (далее ВСВП) включает в себя фюзеляж 1 с крыльями 2, винтомоторные установки 3, шасси 4, гирлянду из посадочных парашютов 5 на несущем тросе 6. По бокам фюзеляжа 1 навешены два поворотных, длинно-ходовых пневмоцилиндра (например, телескопических) 7. Сверху фюзеляжа 1 имеется подъемный кронштейн 8.
Посадка (ВСВП) производится следующим образом. Самолет на безопасной высоте сбрасывает до минимальных обороты винтомоторных установок 3 и начинает крутой набор высоты с потерей скорости. Далее производится поэтапный выброс гирлянды парашютов 5 с притормаживанием тросом 6, до полного перехода скорости самолета в вертикальную составляющую. При горизонтальном положении фюзеляжа 1 (ВСВП) с помощью винтомоторных установок 3 медленно перемещается в горизонтальной плоскости к месту предполагаемой посадки, с постоянной потерей высоты. Для посадки используется небольшая, специально подготовленная ровная, грунтовая площадка (без пней, крупных камней и пр.). После начала торможения (ВСВП) гирляндой парашютов 5, пневмоцилиндры 7 переводятся в вертикальное (посадочное) положение. В пневмоцилиндрах 7 с помощью компрессора (не показан) поддерживается постоянное избыточное давление, которое сохраняется таковым и при взаимодействии опорной их части с землей во время посадки. Постоянство давления обеспечивается клапанами - не показаны (например, мембранными, разрывного действия). Горизонтальное положение фюзеляжа 1 во время приземления обеспечивается натянутым тросом 6, взаимодействующим с надфюзеляжным кронштейном 8.
Примерный расчет для (ВСВП) с посадочной массой 18000 кг. При использовании гирлянды посадочных парашютов с общей площадью куполов 1200 м (6×200 м), скорость снижения не превысит 20 м/сек, а при рабочем ходе пневмоцилиндров 4,0 м, ускорение не превысит 5 g (50 м/сек), что кратковременно вполне допустимо для сидящего человека. При этом в пневмоцилиндре диаметром 0,5 м, избыточное давление составит 46 ат, что позволяет их изготавливать тонкостенными, из композитных материалов.
На аэродромах (ВСВП) производит взлет и посадку в обычном самолетном режиме.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ПОДЪЕМНАЯ АЭРОДИНАМИЧЕСКАЯ ПЛАТФОРМА | 2018 |
|
RU2686608C1 |
СВЕРХЗВУКОВОЙ САМОЛЕТ С ТУННЕЛЬНЫМ ФЮЗЕЛЯЖЕМ | 2018 |
|
RU2693356C1 |
НИЗКОСКОРОСТНОЙ САМОЛЁТ БОЛЬШОЙ ГРУЗОПОДЪЁМНОСТИ | 2015 |
|
RU2595065C1 |
МУЛЬТИПЛАН | 2021 |
|
RU2766483C2 |
Винтомоторный самолёт вертикального взлёта | 2015 |
|
RU2613074C2 |
ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ - 2 | 2016 |
|
RU2632387C1 |
КОНВЕРТОПЛАН - 2 | 2017 |
|
RU2661255C1 |
УСТРОЙСТВО УПРАВЛЕНИЯ ТРАЕКТОРИЕЙ ПОЛЁТА АЭРОСТАТА (УУТПА) | 2015 |
|
RU2603870C1 |
ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ-1 | 2016 |
|
RU2639373C1 |
СТРАТОСФЕРНЫЙ ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ | 2022 |
|
RU2799175C2 |
Изобретение относится к области винтомоторной авиации. Винтомоторный самолет содержит фюзеляж, парашют, предназначенный для вертикальной посадки, и два пневмоустройства, расположенные по бокам фюзеляжа для дополнительного уменьшения вертикальной составляющей скорости посадки. Каждое пневмоустройство выполнено в виде длинноходового пневмоцилиндра, расположенного на боку фюзеляжа с возможностью поворота на 90 градусов относительно продольной оси самолета. Изобретение направлено на повышение безопасности посадки с использованием парашюта. 1 ил.
Винтомоторный самолет, содержащий фюзеляж, парашют, предназначенный для вертикальной посадки, и два пневмоустройства, расположенные по бокам фюзеляжа для дополнительного уменьшения вертикальной составляющей скорости посадки, отличающийся тем, что каждое пневмоустройство выполнено в виде длинноходового пневмоцилиндра, расположенного на боку фюзеляжа с возможностью поворота на 90 градусов относительно продольной оси самолета.
WO 2003099656 A1, 04.12.2003 | |||
US 4298177 A1, 03.11.1981 | |||
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СПАСЕНИЯ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА | 2001 |
|
RU2191140C1 |
Авторы
Даты
2017-02-02—Публикация
2015-09-04—Подача