Изобретение относится к судостроению, а именно к плавучим передаточным докам, используемым для подъема судов из воды на береговой стапель или для спуска судов на воду с берегового стапеля.
Одним из известных устройств, служащих для подъема (спуска) судов, является передаточный судоподъемник, состоящий из плавучего дока, дополнительного балластируемого понтона-эстакады с рельсовыми путями, соединенных шарнирно посредством рамных стоек со стапель-палубой плавучего дока. (AC 1326497, кл. B63C 1/02, опубл. 30.07.87).
Недостатком этого технического решения является необходимость применения понтона-эстакады достаточной прочности для восприятия изгибающих моментов от веса судна и собственного веса, при этом для изменения положения понтона-эстакады по высоте потребуются значительные конструктивные изменения в конструкции самого дока.
Другим известным устройством, позволяющим осуществить спуск (подъем) судна на воду, является передаточный док, состоящий из балластируемого понтона (понтонов) и башен, а также дополнительного балластируемого понтона-эстакады с выступающими из днища опорами, фиксирующими понтон-эстакаду на различной высоте и заходящими в межпонтонные промежутки или колодцы понтона дока при всплытии или погружении дока (патент РФ 2310578, кл. B63C 1/02, опубл. 20.11.2007 г.).
Существенным недостатком этого технического решения является наличие подводных опор, имеющих большую стоимость и материалоемкость, необходимость выполнения подводных работ при их возведении, а также сложная конструкция фиксаторов опор понтона эстакады.
Одним из известных аналогов, выбранным в качестве прототипа, является плавучий передаточный док, состоящий из башен и основного понтона, выполненного с L-образными днищевыми нишами, в которых шарнирно закреплены поворотные опоры, а также дополнительного понтона-эстакады с рельсовыми путями (AC 1437295, кл. B63C 1/02, опубл. 15.11.88).
Основным недостатком этого технического решения является то, что поворотные опоры в нишах днища дока должны выдерживать значительные нагрузки от массы самого дока, понтона-эстакады и судна. Еще одним недостатком является неудобство обслуживания этих поворотных опор ввиду их подводного расположения. Наряду с этим для полного опирания поворотных опор на морское дно установка дока с судном у берегового стапеля должна производиться на подготовленную ровную донную поверхность.
Задача, решаемая предлагаемым изобретением - усовершенствование передаточного дока, способного обеспечить стыковку горизонтальных рельсовых путей дока и берегового стапеля при относительно большом возвышении его над зеркалом воды и относительно низком понтоне-эстакаде без опирания на подводные опоры.
Поставленная задача решается за счет того, что плавучий передаточный док содержит балластируемый понтон (понтоны) с балластной системой и береговой опорой и башни, а также дополнительный балластируемый понтон-эстакаду, при этом док в нишах или межпонтонных промежутках оборудован ограничителями и поворотными опорами, понтон-эстакада выполнен с направляющими стойками. Удержание дока на ровный киль при накатке-передаче судна с берегового стапеля на док осуществляется путем синхронного откачивания жидкого балласта из балластных отсеков по мере продвижения судопоезда.
Плавучий передаточный док может быть выполнен и без береговой опоры.
Технический результат от использования данного изобретения заключается в расширении эксплуатационных возможностей передаточного дока, уменьшении высоты дока и понтона-эстакады, снижении материалоемкости и сокращении строительных затрат при изготовлении подводных опор.
На фиг. 1 показан плавучий передаточный док, вид сбоку, на фиг. 2 - плавучий передаточный док с эстакадой, установленной на вертикально выставленные поворотные опоры, поперечный разрез, на фиг. 3 - то же, с эстакадой, установленной на стапель-палубу дока.
Плавучий передаточный док состоит из балластируемого понтона (понтонов) 1 с балластной системой (на фиг. условно не показана) и береговой опорой 2 и башен 3. На балластируемом понтоне (понтонах) 1 дока установлен дополнительный балластируемый понтон-эстакада 4 с горизонтальными рельсовыми путями 5. В понтоне дока имеются ниши 6, а между понтонами многопонтонного дока - межпонтонные промежутки 7. В нишах 6 или межпонтонных промежутках 7 расположены ограничители 8 и шарнирно закреплены поворотные опоры 9. Дополнительный понтон-эстакада 4 оборудован направляющими стойками 10, а для возможности заполнения (осушения) внутренних отсеков забортной водой имеет кингстоны 11. В месте установки дока находится береговой стапель 12. Судно 13 стоит на стапельных тележках 14 или доково-опорном устройстве 15 (подбалочные стулья, кильблоки) (фиг. 1, 2, 3).
Спуск судна на воду осуществляется следующим образом.
Док с дополнительным балластируемым понтоном-эстакадой 4, установленным на вертикально выставленные поворотные опоры 9, направляющие стойки 10 которого расположены между ограничителями 8 в нишах 6 или в межпонтонных промежутках 7, устанавливают, опираясь береговой опорой 2 на береговой стапель 12 по оси стапельной линии так, чтобы головки горизонтальных рельсовых путей стапеля 12 и дополнительного балластируемого понтона-эстакады 4 находились на одном уровне. Судно 13 на стапельных тележках 14 накатывают на дополнительный балластируемый понтон-эстакаду 4, при этом удержание дока на ровный киль осуществляется путем синхронной откачки жидкого балласта из балластных отсеков дока по мере продвижения судопоезда на понтон-эстакаду 4. После чего судно 13 пересаживают на доково-опорное устройство 15. Из понтона (понтонов) 1 дока откачивают часть балласта, после чего всплывший передаточный док с судном переводят на доковую яму (условно не показана) и раскрепляют.
Далее понтон (понтоны) 1 дока балластируют равномерно. Док погружается до осадки, при которой порожний дополнительный балластируемый понтон-эстакада 4 с судном 13 всплывают, и нагрузка на поворотные опоры 9 снижается до нуля. При этом направляющие стойки 10 в нишах 6 или межпонтонных промежутках 7 поднимаются вверх, скользя между ограничителями 8 и не позволяя сместиться дополнительному баллатируемому понтону-эстакаде 4 с судном 13 относительно дока.
Освобожденные от нагрузки поворотные опоры 9 принимают балласт и, поворачиваясь вокруг своей оси, убираются в ниши 6 или межпонтонные промежутки 7, принимая горизонтальное положение. Док всплывает, дополнительный балластируемый понтон-эстакада 4 упирается в стапель-палубу дока, при этом направляющие стойки 10 скользят между ограничителями 8 вниз. Далее всплытие производится до оголения днища дополнительного балластируемого понтона-эстакады и стапель-палубы. В дополнительном балластируемом понтоне-эстакаде 4 открываются кингстоны 11. Производят погружение дока, при этом погруженный дополнительный понтон-эстакада 4 заполняется водой и остается лежать на стапель-палубе. Судно 13 всплывает.
Подъем судна производится в обратной последовательности, при этом переход поворотных опор 9 из горизонтального состояния в вертикальное без нагрузки осуществляется продувкой их сжатым воздухом.
Предполагаемое изобретение позволяет:
- уменьшить высоту понтона дока и, соответственно, глубину доковой ямы за счет возможности расположения понтона-эстакады в верхнем и нижнем положениях и, следовательно, уменьшить материалоемкость;
- сохранить положение понтона-эстакады с судном относительно дока при спуске и подъеме судов за счет применения направляющих стоек и ограничителей;
- осуществить спуск (подъем) судов с берега, обеспечивая стыковку горизонтальных рельсовых путей дока и берегового стапеля при относительно большом возвышении его над зеркалом воды и относительно низком понтоне-эстакаде без опирания на подводные опоры и соответственно их строительства.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ПЛАВУЧИЙ ПЕРЕДАТОЧНЫЙ ДОК | 2006 |
|
RU2310578C1 |
ПЛАВУЧИЙ ПЕРЕДАТОЧНЫЙ ДОК | 2012 |
|
RU2506196C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СПУСКА И ПОДЪЕМА СУДОВ | 2011 |
|
RU2482993C1 |
Передаточный судоподъемник | 1986 |
|
SU1326497A1 |
Передаточный плавучий док | 1984 |
|
SU1219448A1 |
Передаточный плавучий док | 1987 |
|
SU1437295A1 |
Система управления доковыми операциями | 1984 |
|
SU1257617A1 |
Построечно-спусковой комплекс | 1989 |
|
SU1712239A1 |
Способ спуска судна с берегового стапеля | 2020 |
|
RU2738945C1 |
Способ подъема судна на береговой стапель | 2020 |
|
RU2751472C1 |
Изобретение относится к области судостроения, а именно к плавучим передаточным докам, используемым для подъема судов из воды на береговой стапель или для спуска судов на воду с берегового стапеля. Плавучий передаточный док содержит балластируемый понтон (понтоны) с балластной системой и береговой опорой и башни, а также дополнительный балластируемый понтон-эстакаду, при этом док в нишах или межпонтонных промежутках оборудован ограничителями и поворотными опорами, а понтон-эстакада выполнен с направляющими стойками. Удержание дока на ровный киль при накатке-передаче судна с берегового стапеля на док осуществляется путем синхронного откачивания жидкого балласта из балластных отсеков по мере продвижения судопоезда. Технический результат заключается в улучшении эксплуатационных характеристик передаточного дока. 3 ил.
Плавучий передаточный док, содержащий балластируемый понтон (понтоны) с балластной системой и береговой опорой и башни, а также дополнительный балластируемый понтон-эстакаду, отличающийся тем, что док в нишах или в межпонтонных промежутках оборудован ограничителями и поворотными опорами, понтон-эстакада выполнен с направляющими стойками, и удержание дока на ровный киль при накатке-передаче судна с берегового стапеля на док осуществляется путем синхронного откачивания жидкого балласта из балластных отсеков по мере продвижения судопоезда.
Передаточный плавучий док | 1987 |
|
SU1437295A1 |
ПЛАВУЧИЙ ПЕРЕДАТОЧНЫЙ ДОК | 2006 |
|
RU2310578C1 |
Передаточный судоподъемник | 1986 |
|
SU1326497A1 |
Передаточный судоподъемник | 1988 |
|
SU1581652A1 |
УСТРОЙСТВО для АВТОМАТИЧЕСКОЙ ПОДАЧИ СПИРАЛЕЙ ЛАМП НАКАЛИВАНИЯ НА БАРАБАН МОНТАЖНОГО АВТОМАТА | 0 |
|
SU208122A1 |
Авторы
Даты
2017-04-03—Публикация
2016-05-30—Подача