Способ подъема судна на береговой стапель Российский патент 2021 года по МПК B63C3/04 B63C3/00 E02C3/00 

Описание патента на изобретение RU2751472C1

Изобретение относится к судостроению и судоремонту, а именно к технологиям и средствам, используемым для подъема судов из акватории на береговой стапель.

Для оценки новизны заявленного решения рассмотрим ряд известных технических средств аналогичного назначения, характеризуемых совокупностью сходных с заявленным устройством признаков.

Известен L-образный док, содержащий башню и понтон, выполненный в форме гребня с наклонной формой стапеля. Для придания большей остойчивости к доку со стороны башни шарнирно прикреплен специальный понтон-поплавок. Подъем судна из акватории до стапельного места осуществляется по рельсовым путям, расположенным на так называемых «гребенчатых стенках» (Курдюмов А.А., Белявин Ю.П. и др. «Спуск судов», изд. «Судостроение», г. Ленинград, 1966 г. Стр. 103, 107).

Недостатками этого технического решения являются сложность конструкции понтона, разделенного поперечными прорезями, сложная конструкция береговой части слипа, имеющая в плане также форму гребня, необходимость дополнительных средств для обеспечения остойчивости, связанная с возвышением основной плоскости судна над стапель-палубой дока и отсутствием в данном пространстве достаточной ватерлинии.

Известно устройство для подъема и спуска судов по патенту РФ №2482993, включающее балластируемый плавучий понтон, содержащий рельсовые судовозные пути, по которым перемещаются косяковые тележки, стыкующиеся с рельсовыми путями, расположенными на наклонном береговом стапеле, отличающееся тем, что корпус балластируемого плавучего понтона выполнен с внутренними клинообразными нишами, в которых расположены упомянутые рельсовые судовозные пути. В этом устройстве балластируемый плавучий понтон может быть выполнен с возможностью опирания на мористую и береговую опоры или одну из них, а также дополнен башней, расположенной по борту.

Данное техническое решение, как наиболее близкое к заявленному по техническому существу и достигаемому результату, принято в качестве его прототипа

В прототипе понтон, при погружении (всплытии) его с судном, способен сохранять остойчивость без дополнительных удерживающих средств. Остойчивость обеспечивается за счет минимизации разрывов действующей ватерлинии в пространстве между понтоном и спускаемым (поднимаемым) судном, для чего основная плоскость судна совмещается с палубой понтона. Совмещение палубы понтона и днища судна возможно за счет применения косяковых тележек, закатывающихся в специальные клинообразные ниши в корпусе понтона, в которых находятся судовозные рельсовые пути. Для лучшей остойчивости понтона возможно дополнение его водоизмещающей башней, находящейся по борту.

Недостатками известного технического решения является сложность конструкции вследствие необходимости наличия балластируемого плавучего понтона, содержащего судовозные рельсовые пути и клинообразные ниши и необходимость балластировки понтона, а также отсутствие простой и надежной трособлочной системы для передвижения судна как по наклонным рельсовым путям, так и по горизонтальной части берегового стапеля к понтону.

Задача изобретения - повышение надежности и экономичности способа подъема судна из акватории до берегового стапеля за счет упрощения конструкции и за счет применения трособлочной системы с одной лебедкой для горизонтального и наклонного перемещения судна.

Сущность заявленного технического решения выражается в следующей совокупности существенных признаков, достаточной для решения указанной заявителем технической проблемы и получения обеспечиваемого изобретением технического результата.

Согласно изобретению способ подъема судна на береговой стапель, которое перемещают по рельсовым судовозным путям с использованием косяковой тележки, характеризующийся тем, что рельсовые судовозные пути выполняют из двух участков - наклонного участка к акватории, на котором перед подъемом судна располагают косяковую тележку с горизонтальными рельсовыми судовозными путями под платформу для размещения на ее кильблоках судна, и горизонтального участка рельсовых судовозных путей на береговом стапеле для перемещения платформы с судном, при этом перед подъемом судна косяковую тележку с размещенной на ней платформой устанавливают в акватории, после чего заводят и устанавливают подлежащее к подъему судно на платформу, затем посредством трособолочной системы косяковую тележку с платформой и судном перемещают до сопряжения горизонтальными рельсовыми судовозными путей на косяковой тележке с рельсовыми судовозными путями на горизонтальном участке, после чего посредством трособлочной системы перемещают платформу с судном по горизонтальному участку рельсовых судовозных путей на береговой стапель, при этом трособлочную систему выполняют в виде одной лебедки и двух барабанов, которые устанавливают на одном валу и обеспечивают их взаимодействие посредством кулачковой муфты, а обводной блок трособлочной системы устанавливают на косяковой тележке.

Заявленная совокупность существенных признаков обеспечивает достижение технического результата, который заключается в том, что передвижение платформы с судном по горизонтальным и наклонным рельсовым судовозным путям обеспечивается одной лебедкой без применения других средств передвижения, при этом трособлочная система задействована на всем пути подъема судна.

Сущность заявляемого технического решения поясняется чертежом, на котором на фиг. 1 изображен береговой стапель с наклонными и горизонтальными участками путей с различными положениями косяковых тележек с судном на путях; на фиг. 2 - то же, разрез А-А на фиг. 1; на фиг. 3 - узел Б на фиг. 1; на фиг. 4 - узел В с фиг. 3; на фиг. 5 - узел Г с фиг. 3; на фиг. 6 - кинематическая схема лебедки; на фиг. 7 - схема запасовки канатов при передвижении косяковой тележки с судном при подъеме на наклонном участке пути; на фиг. 8 - схема запасовки канатов при передвижении косяковой тележки с судном от лебедки на горизонтальном участке пути; на фиг. 9 - схема запасовки канатов при передвижении косяковой тележки с судном к лебедке на горизонтальном участке пути

Предлагаемый способ подъема судна заключается в том, что передвижение поднимаемого судна на наклонном и горизонтальном участкам берегового стапеля осуществляется одной лебедкой без перегрузки судна с одной тележки на другую и использования других средств осуществления подъема судна.

Подъем из акватории по наклонным рельсовым судовозным путям 1 косяковой тележки 2 с платформой 3 с колесами 4 и судном 5, которое заводят из акватории на платформу 3 любым известным способом, осуществляется следующим образом.

Платформу 3 с колесами 4 стыкуют на горизонтальных рельсовых судовозных путях 6 косяковой тележки 2 фиксаторами 7. Вращением барабана 8 лебедки 9 канат 10, прикрепленный к задней части 11 платформы 3, проходящий через установленный на косяковой тележке 2 обводной блок 12, наматывают на барабан 8, вследствие чего происходит подъем косяковой тележки 2 с платформой 3 и судном 5 по наклонным рельсовым судовозным путям 1 до упора 13, после чего косяковую тележку 2 устанавливают на задержники 14, вводимые в гнезда 15 наклонных рельсовых судовозных путей 1, при этом горизонтальные рельсовые судовозные пути 6 косяковой тележки 2 стыкуют с горизонтальными рельсовыми судовозными путями 16 береговой части стапеля. После этого к передней части 17 платформы 3 прикрепляют канат 18 с барабана 19 лебедки 9 и при освобождении от тормоза 20 вращением барабана 19 снимают нагрузку с фиксатора 7 и осуществляют его выем из косяковой тележки 2, разъединяя между собой косяковую тележку 2 и платформу 3. Затем с помощью кулачковой муфты 21 барабаны 8 и 19, находящиеся на общем валу 22, соединяют в единый барабан, при вращении которого канат 18 наматывается на барабан 19, а канат 10 сматывается с барабана 8 и таким образом происходит передвижение платформы 3 с судном 5 по горизонтальным рельсовым судовозным путям 16 стапеля в сторону лебедки 9.

Для предотвращения повреждения каната 10 при подъеме косяковой тележки 2 с платформой 3 и судном 5 в месте перехода наклонных рельсовых судовозных путей 1 в их горизонтальную часть 16 устанавливают ролик 23.

Заявленный способ может быть реализован с использованием известного оборудования, технических и технологических средств.

Похожие патенты RU2751472C1

название год авторы номер документа
Способ спуска судна с берегового стапеля 2020
  • Климачев Артем Сергеевич
  • Бакуров Андрей Юрьевич
  • Белкина Светлана Валерьевна
  • Пейсахович Валерий Абрамович
RU2738945C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СПУСКА И ПОДЪЕМА СУДОВ 2011
  • Волков Владимир Андреевич
  • Волков Иван Владимирович
RU2482993C1
ПЛАВУЧИЙ ПЕРЕДАТОЧНЫЙ ДОК 2006
  • Волков Владимир Андреевич
RU2310578C1
Слип наплавного типа для судна 1986
  • Нечаев Рафаил Иванович
  • Пшеничных Владислав Павлович
  • Федоренко Владимир Иванович
SU1373627A1
Наклонный транспортный судоподъемник 1983
  • Бутин Владилен Петрович
  • Баланин Василий Васильевич
  • Николаев Николай Павлович
SU1122783A1
Наклонный транспортный судоподъемник преимущественно для судов на подводных крыльях 1981
  • Бутин Владилен Петрович
  • Баланин Василий Васильевич
  • Дейч Иосиф Матвеевич
  • Северов Лев Федорович
  • Николаев Николай Павлович
SU1004522A1
СУДОПОДЪЕМНОЕ СБОРНО-МОНОЛИТНОЕ ЖЕЛЕЗОБЕТОННОЕ СООРУЖЕНИЕ ДЛЯ МАЛОМЕРНЫХ СУДОВ И СПОСОБ ЕГО ВОЗВЕДЕНИЯ 2013
  • Кушу Эдуард Хаджимосович
  • Бондаренко Виталий Александрович
  • Кутц Алексей Георгиевич
  • Фёдорова Светлана Ивановна
RU2524740C1
Передаточный судоподъемник 1986
  • Беляковский Валентин Николаевич
  • Радинский Ефим Иосифович
  • Кермас Иван Васильевич
  • Кононенко Владимир Никифорович
SU1326497A1
Транспортная судовозная система 2016
  • Кибирев Владимир Сергеевич
RU2640051C1
ПЛАВУЧИЙ ПЕРЕДАТОЧНЫЙ ДОК 2016
  • Волков Владимир Андреевич
  • Волков Иван Владимирович
  • Зимин Александр Валерьевич
RU2615026C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 751 472 C1

Реферат патента 2021 года Способ подъема судна на береговой стапель

Изобретение относится к судостроению и судоремонту, а именно к технологиям и средствам, используемым для подъема судов из акватории на береговой стапель. Рельсовые судовозные пути выполняют из двух участков - наклонного участка к акватории, на котором перед подъемом судна располагают косяковую тележку с горизонтальными рельсовыми судовозными путями под платформу для размещения на ее кильблоках судна, и горизонтального участка рельсовых судовозных путей на береговом стапеле для перемещения платформы с судном, при этом перед подъемом судна косяковую тележку с размещенной на ней платформой устанавливают в акватории, после чего заводят и устанавливают подлежащее к подъему судно на платформу, затем посредством трособлочной системы косяковую тележку с платформой и судном перемещают до сопряжения судовозных рельсов на косяковой тележке с рельсовыми судовозными путями на горизонтальном участке, после чего посредством трособлочной системы перемещают платформу с судном по горизонтальному участку рельсовых судовозных путей на береговой стапель. Трособлочную систему выполняют с одной лебедкой и двумя барабанами, которые устанавливают на одном валу, и обеспечивают их взаимодействие посредством кулачковой муфты, обводной блок трособлочной системы устанавливают на косяковой тележке. Изобретение обеспечивает повышение надежности и экономичности способа подъема судна из акватории до берегового стапеля, упрощение конструкции спуско-подъемного устройства. 9 ил.

Формула изобретения RU 2 751 472 C1

Способ подъема судна на береговой стапель, которое перемещают по рельсовым судовозным путям с использованием косяковой тележки, отличающийся тем, что рельсовые судовозные пути выполняют из двух участков - наклонного участка к акватории, на котором перед подъемом судна располагают косяковую тележку с горизонтальными рельсовыми судовозными путями под платформу для размещения на ее кильблоках судна, и горизонтального участка рельсовых судовозных путей на береговом стапеле для перемещения платформы с судном, при этом перед подъемом судна косяковую тележку с размещенной на ней платформой устанавливают в акватории, после чего заводят и устанавливают подлежащее к подъему судно на платформу, затем посредством трособлочной системы косяковую тележку с платформой и судном перемещают до сопряжения горизонтальных рельсовых судовозных путей на косяковой тележке с рельсовыми судовозными путями на горизонтальном участке, после чего посредством трособлочной системы перемещают платформу с судном по горизонтальному участку рельсовых судовозных путей на береговой стапель, при этом трособлочную систему выполняют с одной лебедкой и двумя барабанами, которые устанавливают на одном валу, и обеспечивают их взаимодействие посредством кулачковой муфты, а обводной блок трособлочной системы устанавливают на косяковой тележке.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2021 года RU2751472C1

Наклонный транспортный судоподъемник 1983
  • Бутин Владилен Петрович
  • Баланин Василий Васильевич
  • Николаев Николай Павлович
SU1122783A1
КОСЯКОВАЯ ТЕЛЕЖКА ДЛЯ СУДОПОДЪЕМНИКА 0
  • Д. И. Зикевич В. М. Демидов Ленинградский Институт Водного Транспорта
SU380789A1
Устройство для спуска частей корпуса плавучих сооружений на воду 1980
  • Мохов Валерий Павлович
  • Буракин Валентин Николаевич
  • Кутняков Михаил Иванович
  • Мартемьянов Владимир Владимирович
  • Шебунин Виктор Михайлович
SU882831A1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СПУСКА И ПОДЪЕМА СУДОВ 2011
  • Волков Владимир Андреевич
  • Волков Иван Владимирович
RU2482993C1
FR 3047229 A1, 04.08.2017
JP H03194013 A, 23.08.1991.

RU 2 751 472 C1

Авторы

Климачев Артем Сергеевич

Бакуров Андрей Юрьевич

Белкина Светлана Валерьевна

Пейсахович Валерий Абрамович

Даты

2021-07-14Публикация

2020-11-19Подача