Способ управления полетом летательного аппарата Российский патент 2017 года по МПК B64C13/00 G05D1/00 G06F11/00 

Описание патента на изобретение RU2617869C1

Изобретение относится к технике авиационного пилотирования и может найти применение при использовании бортовых комплексных систем управления полетом и систем дистанционного управления (СДУ) летательным аппаратом (ЛА), что дает возможность обеспечить более гибкие законы управления, а также качественно и количественно более высокие характеристики устойчивости, управляемости и маневренности ЛА на всех режимах полета.

СДУ используется в комплексе с системой автоматического управления (САУ), системой формирования и выдачи экипажу ограничительных сигналов (СОС), автоматикой ограничения предельных режимов (ОПР). Систему, объединяющую в себе функции СДУ, САУ, СОС и ОПР, называют комплексной системой управления (КСУ).

Известен Способ управления самолетом, представленный в патенте RU 2235042 С1; МПК7 В64С 13/00, G06F 13/00, опубликованном 27.08.2004.

В известном способе с помощью системы управления самолета осуществляют ограничение предельных эксплуатационных значений угла атаки и нормальной перегрузки, ограничение отклонения руля направления, управление отклоняемыми носками крыла, управление закрылками, репрограммирование характеристик устойчивости и управляемости самолета. Посредством четырехканальной вычислительной части комплексной системы управления производят конвейерную обработку информации. Каждый канал вычислительной части выполняют с возможностью расчетного определения сигналов управления по структуре "канал-модель", для чего преобразуют сигналы датчиков, контролируют датчики с помощью приемников входной информации, в процессе вычислений используют решающий и модельный процессоры, цифроаналоговые преобразователи и регистры разовых команд, управляют приводами с обеспечением замыкания внутренних контуров одного канала всех приводов, усиления по току и напряжению команд на электрогидроклапаны, выдачи сигналов обратных связей в цифровой вычислитель контроля приводов, контролируют работу вычислительной части, питание электрических устройств и датчиков.

Недостатками известного способа являются:

- отсутствие возможности реконфигурации системы в случае отказа каналов управления, для обеспечения продолжения выполнения задания или возврата на аэродром посадки. В случае появления отказа в системе управления включается аварийный режим, который позволяет осуществить только посадку ЛА;

- недостаточно полный контроль сигналов резервированных каналов для определения исправности всех систем, обеспечивающих управление полетом.

Наиболее близким к предлагаемому является способ управления самолетом, описанный в пат. RU 2237276 С1, МПК7 G06F 11/16, G05B 9/03, G05D 3/00, В64С 13/00, опубликованном 27.09.2004 (публикация РСТ: WO 01/93039 06.12.2001), согласно которому вычислительные операции выполняют с резервированным процессорным определением локальных сигналов управления, в зависимости от сигналов сенсоров вводимых летчиком команд, передают данные по разветвленной сети из линий передачи данных, осуществляют согласование управляющих сигналов и направляют их к исполнительным органам с индивидуальными для управляемых элементов приводами.

Недостатком указанного способа является ограниченность его функциональных возможностей, в связи с тем, что в системах, обеспечивающих управление полетом ЛА, не предусмотрена реконфигурация архитектуры в случае какого-либо отказа, позволяющая продолжить выполнение задания или возврат ЛА на аэродром посадки, а также недостаточно уделено внимание вопросам надежности и контролю исправности этих систем.

Целью заявляемого изобретения является расширение функциональных возможностей способа управления полетом ЛА путем реконфигурации структуры вычислительно-управляющего оборудования КСУ с обеспечением его повышенной надежности, живучести и отказобезопасности.

Указанная цель достигается за счет того, что в предложенном способе управления полетом летательного аппарата (ЛА), при котором вычислительные операции выполняют с резервированным процессорным определением локальных сигналов управления, в зависимости от сигналов сенсоров вводимых летчиком команд, передают данные по разветвленной сети из линии передачи данных, осуществляют согласование управляющих сигналов и направляют их к исполнительным органам с индивидуальными для управляемых элементов приводами, дополнительно предусмотрены возможность реконфигурации структур вычислительно-управляющего оборудования комплексной системы управления (КСУ), обеспечивающей три режима работы - основной, альтернативный (упрощенный) и резервный (аварийный), и контроль исправности резервированных каналов управления, размещенных по два резерва на левом и правом борту ЛА и пространственно рассредоточенных, контроль исправности каналов управления осуществляют методом проверки разности сигналов одного сечения каждого канала между собой посредством использования необходимого числа уравнений для вычисления и сравнения разностей сигналов с назначенным порогом, по результатам проверки автоматически производят реконфигурацию структуры блоков вычисления и управления и распределенной вычислительной сети КСУ и выбирают один из трех режимов управления с выдачей сигнала на индикатор режимов работы КСУ ЛА, если все вычислители-резервы всех сечений каналов управления системы исправны и в КСУ поступает вся необходимая информация из комплекса бортового оборудования (КБО), то КСУ работает в основном режиме с максимальной функциональной конфигурацией, в котором задействованы все основные функциональные элементы КСУ и КБО, при отказах во взаимодействующих системах КБО, либо при нарушении связей с КБО, либо при числе вычислителей в каждом контрольном сечении не менее 3-х или при возникновении более 2-х последовательных отказов в разноименных контрольных сечениях вычислительного тракта любого из каналов управления производят автоматическое архитектурное преобразование (реконфигурацию) блоков системы и КСУ переводят в альтернативный (упрощенный) режим управления, при котором задействованы все функциональные компоненты КСУ без взаимодействия с КБО, в этом случае возможно продолжение полета в ситуации не хуже усложнения условий полета, используя режимы демпфирования и стабилизации крена и тангажа по сигналам интегрированного блока датчиков (ИБД) в помощь ручному управлению летчика, при этом углы крена и тангажа вычисляют по алгоритмам резервной навигации с адаптивной коррекцией от акселерометров в вычислителе ручного управления системы дистанционного управления (ВУ СДУ), после второго отказа вычислителей-резервов в каком-либо одном контрольном сечении тракта формирования и передачи сигналов в любом из каналов управления на уровне СДУ, КСУ автоматически переходит в резервный (аварийный) режим управления, при котором сохраняются только напрямую передаваемые к приводам сигналы с рычагов управления ЛА летчиком, в каждом из режимов вычисляют управляющие, предупреждающие (информирующие) сигналы и ограничительные сигналы в соответствии с логикой и алгоритмами управления в выбранном режиме, получают и обрабатывают сигналы обратной связи от исполнительных приводов после отработки команд управления.

Структура системы, реализующей данный способ управления полетом ЛА, представляет собой совокупность архитектур, характеризующих КСУ с независимых, но взаимосвязанных точек зрения, отражающих природу разных классов ресурсов, на основе которых КСУ должна строиться: функционально-алгоритмических (результирующей формой которых являются программные ресурсы); информационно-вычислительных и коммуникационных (топология бортовой распределенной вычислительной среды КСУ с шинами информационного обмена); аппаратных; энергетических. Наиболее важным среди указанных классов ресурсов является класс функциональных ресурсов, обеспечивающих достижение целей КСУ в смысле обеспечения решения в соответствующей функциональной архитектуре предписанных системе задач управления полетом. Эта архитектура разрабатывается первой, что позволяет обеспечить безусловную реализацию всех функций КСУ.

Посредством КСУ обеспечивается выполнение режимов управления полетом ЛА - основного, альтернативного и резервного. В основном режиме осуществляется решение всех функциональных задач КСУ в полном объеме. Альтернативный режим обеспечивает решение определенного круга задач, несколько суженного по сравнению с основным режимом. В резервном режиме доступны только функции ручного управления.

Подсистему, обеспечивающую режим резервного управления, реализуют в виде ядра КСУ, обособленного по всем видам ресурсов от других устройств КСУ, а также от систем КБО.

В КСУ обеспечивают максимальную внутрисистемную унификацию блоков и модулей.

В основном режиме управления ядро КСУ, образованное программно-аппаратными ресурсами СДУ, наращивают за счет соответствующих ресурсов САУ и взаимодействия с КБО. Связь КСУ с системами КБО осуществляют по шинам цифрового обмена, используя вычислители САУ. Основной режим - режим максимальной функциональной конфигурации, в котором задействованы все основные функциональные элементы КСУ при числе вычислителей в каждом контрольном сечении не менее 3-х.

Для повышения живучести КСУ и, соответственно, ЛА при возможном его военном применении, в изобретении осуществляют разделение четырех резервов вычислителей системы на блоки левого и правого бортов, в каждом из которых реализуют по два резерва, пространственно рассредоточенных на борту ЛА.

Предварительный анализ функциональной надежности системы показывает, что за счет четырехкратного резервирования КСУ по всему тракту формирования и передачи сигналов управления и аппаратного обособления режима аварийного управления можно обеспечить вероятность возникновения катастрофической ситуации, связанной с потерей управления ЛА, в частности вертолетом, ниже чем 10-9.

Альтернативный (промежуточный между основным и резервным) режим включается при наличии отказов в КБО, приводящих к невозможности реализации функций КСУ, обеспечиваемых информацией от систем КБО, а также при возникновении более 2-х отказов собственных вычислителей КСУ в разноименных сечениях вычислительного тракта любого из каналов управления. В альтернативном режиме задействованы все функциональные компоненты КСУ без участия КБО, но допускается возникновение более 2-х последовательных отказов собственных вычислителей КСУ в разноименных контрольных сечениях. В этом случае возможно продолжение полета в ситуации не хуже усложнения условий полета.

В альтернативном режиме задействованы интегрированные блоки датчиков ИБД в качестве датчиков линейных ускорений и угловых скоростей, а в части СДУ задействованы все функциональные элементы, но число вычислителей-резервов в каком-либо контрольном сечении из-за отказов уменьшилось до двух. В этом режиме используют функции демпфирования и стабилизации крена и тангажа по сигналам ИБД в помощь ручному управлению летчика. Углы крена и тангажа вычисляют алгоритмами резервной навигации методом адаптивной компенсации погрешностей по сигналам датчиков линейных ускорений.

В альтернативном режиме выполняются в полном объеме только ручное автоматизированное управление и нижний уровень ОПР. Переход в альтернативный режим управления осуществляется автоматически при отказе цифрового обмена с системами КБО, либо при отказе всех основных взаимодействующих систем КБО, либо при определенных отказах в КСУ.

Режим резервного управления, реализуют в виде ядра КСУ, обособленного по всем видам ресурсов от других устройств КСУ, а также от систем КБО. В резервном режиме управления КСУ реализует только функции прямого ручного управления, при котором управляющие сигналы на органы управления формируются цифровым вычислителем только по сигналам датчиков положения ручки (ДПР).

В резервный режим КСУ переходит автоматически при возникновении критических отказов (после второго отказа в каком-либо одном контрольном сечении тракта формирования и передачи сигналов управления на уровне СДУ) и реконфигурация режимов работы КСУ будет осуществляться автоматически. Режим ручного управления является резервным, обеспечивает полет и посадку на ближайший аэродром или необорудованную площадку с помощью прямого ручного управления приводами. В резервном режиме управления реализуются только функции ручного управления (функции СУУ) и нижнего уровня ОПР (функция ОПР).

Для автоматического включения режима аварийного управления в БПС реализованы алгоритмы автомата переключения режимов. Ручной переход в режим резервного управления реализуется с помощью переключателя «Резервный режим».

Таким образом, техническим результатом заявляемого изобретения является расширение функциональных возможностей способа управления полетом ЛА путем реконфигурации структуры вычислительно-управляющего оборудования КСУ с обеспечением его повышенной надежности, живучести и отказобезопасности.

Похожие патенты RU2617869C1

название год авторы номер документа
Способ формирования отказоустойчивой комплексной системы управления (КСУ) и отказоустойчивая КСУ 2016
  • Заец Виктор Федорович
  • Абдулин Рашид Раисович
  • Кулабухов Владимир Сергеевич
  • Залесский Сергей Евгеньевич
  • Костенко Николай Иванович
  • Можаров Валерий Алексеевич
  • Тимофеев Дмитрий Сергеевич
  • Капцов Сергей Васильевич
  • Купреев Михаил Юрьевич
  • Мурашов Геннадий Александрович
  • Кислов Сергей Владимирович
  • Туктарев Николай Алексеевич
  • Майорова Светлана Юрьевна
  • Хлупнов Андрей Юрьевич
  • Кобазев Владимир Евгеньевич
RU2629454C2
Система дистанционного управления вертолетом 2015
  • Заец Виктор Федорович
  • Абдулин Рашид Раисович
  • Кулабухов Владимир Сергеевич
  • Залесский Сергей Евгеньевич
  • Костенко Николай Иванович
  • Можаров Валерий Алексеевич
  • Тимофеев Дмитрий Сергеевич
  • Капцов Сергей Васильевич
  • Купреев Михаил Юрьевич
  • Мурашов Геннадий Александрович
  • Кислов Сергей Владимирович
  • Туктарев Николай Алексеевич
RU2636245C2
Самоорганизующийся навигационный комплекс 2016
  • Заец Виктор Федорович
  • Кулабухов Владимир Сергеевич
  • Качанов Борис Олегович
  • Туктарев Николай Алексеевич
  • Гришин Дмитрий Викторович
  • Ахмедова Сабина Курбановна
RU2640964C1
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ САМОЛЕТОМ 2003
  • Крюков С.П.
  • Казаков В.В.
  • Голованов Н.А.
  • Кузнецов А.Г.
  • Калик А.А.
  • Демченко О.Ф.
  • Попович К.Ф.
  • Школин В.П.
  • Митриченко А.Н.
  • Кодола В.Г.
RU2235042C1
ЛЕГКИЙ МНОГОЦЕЛЕВОЙ САМОЛЕТ 2003
  • Демченко О.Ф.
  • Попович К.Ф.
  • Школин В.П.
  • Митриченко А.Н.
  • Крюков С.П.
  • Казаков В.В.
  • Голованов Н.А.
  • Кузнецов А.Г.
  • Кодола В.Г.
RU2235044C1
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ САМОЛЕТОМ 2003
  • Крюков С.П.
  • Казаков В.В.
  • Голованов Н.А.
  • Кузнецов А.Г.
  • Калик А.А.
  • Кирюшкин А.П.
  • Демченко О.Ф.
  • Попович К.Ф.
  • Школин В.П.
  • Митриченко А.Н.
  • Кодола В.Г.
RU2235043C1
Способ контроля исправности интегрированных блоков датчиков 2017
  • Заец Виктор Федорович
  • Кулабухов Владимир Сергеевич
  • Туктарев Николай Алексеевич
  • Ахмедова Сабина Курбановна
RU2672311C1
СПОСОБ ОБЕСПЕЧЕНИЯ РЕЗЕРВНОГО ВОЗВРАТА ОДНОМЕСТНОГО БОЕВОГО ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА ПРИ ОТКАЗЕ ЦЕНТРАЛЬНОГО ВЫЧИСЛИТЕЛЯ 2023
  • Баранов Александр Сергеевич
  • Бобров Сергей Викторович
  • Грибов Дмитрий Игоревич
  • Дибин Александр Борисович
  • Максаков Константин Павлович
  • Машков Николай Анатольевич
  • Стрелец Михаил Юрьевич
RU2807539C1
Способ формирования самоорганизующейся структуры навигационного комплекса 2016
  • Заец Виктор Федорович
  • Кулабухов Владимир Сергеевич
  • Качанов Борис Олегович
  • Туктарев Николай Алексеевич
  • Гришин Дмитрий Викторович
  • Ахмедова Сабина Курбановна
RU2635825C1
ЛЕГКИЙ СВЕРХЗВУКОВОЙ МНОГОЦЕЛЕВОЙ САМОЛЕТ 2004
  • Демченко Олег Федорович
  • Долженков Николай Николаевич
  • Матвеев Андрей Иванович
  • Попович Константин Федорович
  • Гуртовой Аркадий Иосифович
  • Школин Владимир Петрович
  • Кодола Валерий Григорьевич
RU2271305C1

Реферат патента 2017 года Способ управления полетом летательного аппарата

Изобретение относится к способу управления полетом летательного аппарата (ЛА). Для управления полетом ЛА выполняют вычислительные операции с резервированным процессорным определением локальных сигналов управления, передают данные по разветвленной сети из линии передачи данных, осуществляют согласование управляющих сигналов, направляют их к исполнительным органам, производят контроль исправности резервированных каналов управления, размещенных по два резерва на левом и правом борту ЛА, по результатам проверки автоматически производят реконфигурацию структуры блоков вычисления и управления, выбирают один из трех режимов управления: основной, альтернативный (упрощенный) или резервный (аварийный) в зависимости от количества обнаруженных отказов. Обеспечивается расширение функциональных возможностей управления полетом ЛА, его живучесть и отказобезопасность.

Формула изобретения RU 2 617 869 C1

Способ управления полетом летательного аппарата (ЛА), при котором вычислительные операции выполняют с резервированным процессорным определением локальных сигналов управления, в зависимости от сигналов сенсоров вводимых летчиком команд, передают данные по разветвленной сети из линии передачи данных, осуществляют согласование управляющих сигналов и направляют их к исполнительным органам с индивидуальными для управляемых элементов приводами, отличающийся тем, что в нем дополнительно предусмотрены возможность реконфигурации структур вычислительно-управляющего оборудования комплексной системы управления (КСУ), обеспечивающей три режима работы - основной, альтернативный (упрощенный) и резервный (аварийный), и контроль исправности резервированных каналов управления, размещенных по два резерва на левом и правом борту ЛА и пространственно рассредоточенных, контроль исправности каналов управления осуществляют методом проверки разности сигналов одного сечения каждого канала между собой посредством использования необходимого числа уравнений для вычисления и сравнения разностей сигналов с назначенным порогом, по результатам проверки автоматически производят реконфигурацию структуры блоков вычисления и управления и распределенной вычислительной сети КСУ и выбирают один из трех режимов управления с выдачей сигнала на индикатор режимов работы КСУ ЛА, если все вычислители-резервы всех сечений каналов управления системы исправны и в КСУ поступает вся необходимая информация из комплекса бортового оборудования (КБО), то КСУ работает в основном режиме с максимальной функциональной конфигурацией, в котором задействованы все основные функциональные элементы КСУ и КБО, при отказах во взаимодействующих системах КБО, либо при нарушении связей с КБО, либо при числе вычислителей в каждом контрольном сечении не менее 3-х или при возникновении более 2-х последовательных отказов в разноименных контрольных сечениях вычислительного тракта любого из каналов управления производят автоматическое архитектурное преобразование (реконфигурацию) блоков системы и КСУ переводят в альтернативный (упрощенный) режим управления, при котором задействованы все функциональные компоненты КСУ без взаимодействия с КБО, в этом случае возможно продолжение полета в ситуации не хуже усложнения условий полета, используя режимы демпфирования и стабилизации крена и тангажа по сигналам интегрированного блока датчиков (ИБД) в помощь ручному управлению летчика, при этом углы крена и тангажа вычисляют по алгоритмам резервной навигации с адаптивной коррекцией от акселерометров в вычислителе ручного управления системы дистанционного управления (ВУ СДУ), после второго отказа вычислителей-резервов в каком-либо одном контрольном сечении тракта формирования и передачи сигналов в любом из каналов управления на уровне СДУ, КСУ автоматически переходит в резервный (аварийный) режим управления, при котором сохраняются только напрямую передаваемые к приводам сигналы с рычагов управления ЛА летчиком, в каждом из режимов вычисляют управляющие, предупреждающие (информирующие) сигналы и ограничительные сигналы в соответствии с логикой и алгоритмами управления в выбранном режиме, получают и обрабатывают сигналы обратной связи от исполнительных приводов после отработки команд управления.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2017 года RU2617869C1

Станок для упаковки сортового железа 1930
  • Гнитьев П.М.
  • Кульбицкий А.М.
SU22564A1
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ЛЕТАТЕЛЬНЫМ АППАРАТОМ 2007
  • Субботин Виктор Владимирович
  • Ивашечкин Юрий Викторович
  • Горелов Сергей Александрович
  • Долотовский Александр Викторович
  • Иваха Валерий Владимирович
  • Мотовилов Владимир Васильевич
  • Чочиев Виктор Александрович
  • Диденко Юрий Иванович
  • Кузьмин Петр Викторович
  • Суханов Валерий Леонидович
  • Глубокая Марина Георгиевна
  • Шелюхин Юрий Федорович
RU2364548C2
Устройство для регулирования 1960
  • Щелкунов И.А.
SU133508A1
US 7561944 B2, 14.07.2009
WO 1984000071 A1, 05.01.1984.

RU 2 617 869 C1

Авторы

Заец Виктор Федорович

Абдулин Рашид Раисович

Кулабухов Владимир Сергеевич

Залесский Сергей Евгеньевич

Костенко Николай Иванович

Можаров Валерий Алексеевич

Тимофеев Дмитрий Сергеевич

Капцов Сергей Васильевич

Купреев Михаил Юрьевич

Мурашов Геннадий Александрович

Кислов Сергей Владимирович

Туктарев Николай Алексеевич

Даты

2017-04-28Публикация

2015-12-04Подача