Способ определения угловой ориентации беспилотного летательного аппарата Российский патент 2017 года по МПК G05D1/08 G01C9/06 

Описание патента на изобретение RU2634092C1

Изобретение относится к области устройств измерения углового положения объектов в пространстве и может быть использовано для определения угла тангажа и крена беспилотного летательного аппарата (БПЛА).

Известен способ определения угла тангажа и крена БПЛА, описанный в патенте [US 6,181,989 В1, 30.01.2001] и заключающийся в использовании датчиков инфракрасного излучения (ИК датчиков) для выявления разности температурного фона вокруг летательного аппарата.

Недостатком способа является ограничение, накладываемое на расположение модуля ИК датчиков в конструкции БПЛА и заключающееся в том, что пары ИК датчиков ориентированы строго вдоль продольной и поперечной оси БПЛА. Такое расположение приводит к тому, что в поле зрения ИК датчиков попадают моторы, которые в процессе своей работы нагреваются и становятся побочными источниками инфракрасного излучения. Помимо этого, поле зрения ИК датчиков ограничивается крыльями и частями фюзеляжа БПЛА. Эти факторы приводят к появлению ошибок и снижают точность определения углов тангажа и крена.

Наиболее близким к представленному выше способу является способ, описанный в патенте [RU 100231 U1, 10.12.2010], заключающийся в измерении инфракрасного фона четырьмя ИК датчиками, размещенными на печатной плате взаимно перпендикулярно в одной плоскости. Так как оптические оси ИК датчиков ориентированы вдоль продольной и поперечной осей фюзеляжа БПЛА, становится возможным вычисление углов тангажа и крена на основе относительного разностного сигнала противоположно направленных ИК датчиков. Значения рассчитанных углов верифицируются на основе данных двухосевого или трехосевого некорректируемого датчика угловой скорости (ДУС), оси чувствительности которого расположены параллельно осям симметрии летательного аппарата. В случае, когда значения углов, рассчитанных на основе данных ИК датчиков, расходятся со значениями углов, рассчитанных с помощью ДУС, первые признаются неверными и вычисление углов ориентации осуществляется только по данным ДУС.

Недостаток этого способа заключается в том, что введение ДУС повышает надежность определения углов тангажа и крена при условиях, неблагоприятных для работы ИК датчиков, однако не решает проблему снижения точности и появления ошибок при попадании в поле зрения ИК датчиков винтов, моторов, крыльев, тепловыводящих элементов фюзеляжа и прочих элементов конструкции БПЛА.

Техническая задача изобретения заключается в повышении точности определения углов тангажа и крена БПЛА за счет исключения попадания в поле зрения ИК датчиков источников побочного инфракрасного излучения, а также перекрытия поля зрения элементами конструкции БПЛА.

Поставленная техническая задача в способе решается тем, что ИК датчики с углом поля зрения ε группируют попарно так, чтобы их оптические оси лежали в одной плоскости, были параллельны и направлены противоположно, каждую пару датчиков устанавливают под таким углом α к продольной оси фюзеляжа, чтобы виоле зрения датчиков не попадали элементы конструкции БПЛА, далее для каждой пары датчиков вычисляют относительный разностный сигнал, затем на основании полученных разностных сигналов определяют углы возвышения пар датчиков, после чего рассчитывают углы тангажа и крена по следующим зависимостям:

,

,

где θ - угол тангажа, γ - угол крена, hB1 - угол возвышения первой пары датчиков инфракрасного излучения, αB1 - угол между первой парой датчиков инфракрасного излучения и продольной осью фюзеляжа БПЛА, hB2 - угол возвышения второй пары датчиков инфракрасного излучения, αB2 - угол между второй парой датчиков инфракрасного излучения и продольной осью фюзеляжа БПЛА.

Изобретение поясняется чертежами, где на фиг. 1 представлена схема расположения пар ИК датчиков относительно фюзеляжа БПЛА самолетного типа с двумя тянущими винтами, на фиг. 2 показана ориентация оптических осей пар ИК датчиков в нормальной системе координат.

Способ определения углов тангажа и крена осуществляют следующим образом.

Лежащие в одной плоскости четыре ИК датчика группируют в две пары. ИК датчики, сгруппированные в пару, располагают на печатной плате таким образом, чтобы их оптические оси лежали в одной плоскости, были параллельны и направлены противоположно. Таким образом, пара ИК датчиков позволяет получить относительный разностный сигнал, характеризующий ее угловое положение. Поля зрения ИК датчиков, характеризуемые углом поля зрения ε, не должны перекрываться элементами конструкции БПЛА для правильного определения относительного разностного сигнала. Поэтому каждую пару ИК датчиков располагают на печатной плате под углом α к продольной оси фюзеляжа БПЛА. Угол α определяется индивидуально для каждой пары ИК датчиков, исходя из геометрического сопоставления конструкции БПЛА с углом поля зрения ИК датчика ε, так, чтобы исключить попадание источников побочного инфракрасного излучения и элементов конструкции БПЛА в поля зрения ИК датчиков. Относительные разностные сигналы пар ИК датчиков позволяют вычислить углы возвышения двух пар ИК датчиков по методике, аналогичной той, что применяется в патенте [US 6,181,989, В1, 30.01.2001] для определения углов тангажа и крена. При известных углах возвышения двух пар ИК датчиков с заданной ориентацией относительно продольной оси фюзеляжа БПЛА становится возможным определение углов тангажа и крена.

Оптические оси ИК датчиков (3), (4), (5) и (6) попарно параллельны векторам B1 и В2 (Фиг. 1). Вектор В1 параллелен оптическим осям первой пары ИК датчиков (датчик (3) и (4)), вектор В2 параллелен оптическим осям второй пары ИК датчиков (датчик (5) и (6)). Векторы В1 и В2 составляют с продольной осью БПЛА (1) углы αB1 и αB2. Знак углов определяют по правилу правой руки. Значения углов αB1 и αB2 задающих расположение пар ИК датчиков на печатной плате (2) выбирают таким образом, чтобы в угол поля зрения ε ИК датчиков не попадали моторы, крылья и элементы фюзеляжа БПЛА (1). Для определения угловой ориентации необходимо найти углы возвышения hB1 и hB2 векторов В1 и В2. Методика определенияуглов аналогична той, что представлена в патенте [US 6,181,989 В1, 30.01.2001] для определения углов тангажа и крена. В результате вычислений становятся известны углы возвышения hB1 и hB2, которые совместно с углами αB1 и αB2 являются входными параметрами для расчета углов тангажа и крена.

В сферическом треугольнике ZB1B2 (Фиг. 2) сторона ZB1 является зенитным углом вектора В1, а сторона ZB2 - зенитным углом вектора В2 соответственно.

,

,

где zB1 - зенитный угол вектора B1, hB1 - угол возвышения вектора B1, zB2 - зенитный угол вектора B2, hB2 - угол возвышения вектора B2.

Используя сферическую теорему косинусов, находят угол B1 сферического треугольника ZB1B2:

В сферическом треугольнике ZB1X сторона ZX является зенитным углом продольной оси БПЛА, а значит связана с углом тангажа следующим выражением:

ZX=zθ,

,

где zθ - зенитный угол продольной оси БПЛА.

Используя сферическую теорему косинусов, находят zθ:

Угол тангажа БПЛА определяют по следующей зависимости:

Из сферического треугольника ZB1X видно, что угол крена БПЛА равен 0 в том случае, если угол прямой, следовательно, угол крена БПЛА равен:

Используя сферическую теорему косинусов, находят угол ZXB1:

Таким образом, угол крена БПЛА равен:

Переходя от зенитных углов к углам возвышения, получают следующие зависимости для определения углов тангажа и крена БПЛА:

где hB1 - угол возвышения вектора B1, αB1 - угол между вектором B1 и продольной осью БПЛА, hB2 - угол возвышения вектора B2, а αB2 - угол между вектором B2 и продольной осью БПЛА.

Пример реализации. Для исключения попадания в поле зрения моторов и крыльев, ИК датчики с углом поля зрения ε=60° устанавливают на прямоугольной печатной плате (2) размером 400×100 мм, закрепленной на фюзеляже БПЛА (1) параллельно плоскости связанной системы координат (Фиг.). Датчики (3) и (4), образующие первую пару ИК датчиков, располагают к продольной оси фюзеляжа под углом αB1=50°, датчики (5) и (6), образующие вторую пару ИК датчиков - под углом αB2=-60°. При углах возвышения hB1=30° и hB2=-20° угол тангажа и крена БПЛА будет равен θ=10.5° и γ=30.6° соответственно.

Таким образом, результатом является создание способа повышения точности определения углов тангажа и крена БПЛА за счет исключения попадания в поле зрения ИК датчиков источников побочного инфракрасного излучения, а также перекрытия поля зрения элементами конструкции БПЛА.

Похожие патенты RU2634092C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ ТОЧНОЙ ПОСАДКИ БЕСПИЛОТНОГО ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 2016
  • Гамаюнов Александр Русланович
  • Герасимов Павел Константинович
  • Егоров Дмитрий Александрович
  • Притоцкий Егор Михайлович
  • Ходак Мария Сергеевна
RU2615587C9
Способ точной посадки беспилотного летательного аппарата и устройство для реализации способа 2021
  • Гайнутдинова Татьяна Юрьевна
  • Гайнутдинов Владимир Григорьевич
  • Латыпов Руслан Рустемович
  • Мухаметзянов Фаиль Фанилевич
RU2773978C1
СПОСОБ ПОСАДКИ БВС САМОЛЕТНОГО ТИПА НА ВЗЛЕТНО-ПОСАДОЧНУЮ ПОЛОСУ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ОПТИЧЕСКИХ ПРИБОРОВ РАЗЛИЧНОГО ДИАПАЗОНА 2019
  • Целовальникова Наталья Евгеньевна
RU2724908C1
ИМИТАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ВОЗДУШНОЙ МИШЕНЬЮ НА ОСНОВЕ БЕСПИЛОТНОГО ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА ИЗ СОСТАВА МИШЕННОГО КОМПЛЕКСА 2020
  • Жарков Сергей Валентинович
  • Болычевский Сергей Константинович
  • Гаврилов Константин Александрович
RU2782035C2
Малый беспилотный летательный аппарат (варианты) 2023
  • Котов Андрей Евгеньевич
  • Владимиров Олег Валерьевич
  • Манец Андрей Александрович
  • Марин Игорь Николаевич
  • Каретин Сергей Станиславович
RU2824014C1
Беспилотный летательный аппарат 2020
  • Мищенко Анатолий Петрович
  • Плохих Дмитрий Сергеевич
  • Чернов Леонид Александрович
RU2727770C1
Способ определения взаимного положения объектов навигации и система для осуществления указанного способа 2019
  • Рыжков Борис Викторович
RU2743048C1
Способ выведения беспилотного летательного аппарата на высотную траекторию полета 2020
  • Мищенко Анатолий Петрович
  • Плохих Дмитрий Сергеевич
  • Чернов Леонид Александрович
RU2727363C1
УДАРНЫЙ АВИАЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС С БЕСПИЛОТНЫМ ЛЕТАТЕЛЬНЫМ АППАРАТОМ 2022
  • Дуров Дмитрий Сергеевич
RU2810821C1
МНОГОЦЕЛЕВАЯ БЕСПИЛОТНАЯ АВИАЦИОННАЯ РАКЕТНАЯ СИСТЕМА 2022
  • Дуров Дмитрий Сергеевич
RU2791754C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 634 092 C1

Реферат патента 2017 года Способ определения угловой ориентации беспилотного летательного аппарата

Изобретение относится к области измерений углового положения объектов в пространстве и касается способа определения угловой ориентации беспилотного летательного аппарата. Способ основан на измерении инфракрасного фона вокруг беспилотного летательного аппарата четырьмя датчиками инфракрасного излучения, расположенными на печатной плате в одной плоскости. Датчики группируют попарно так, чтобы их оптические оси лежали в одной плоскости, были параллельны и направлены противоположно. Датчики устанавливают таким образом, чтобы в их поле зрения не попадали элементы конструкции летательного аппарата. Для каждой пары датчиков вычисляют относительный разностный сигнал, затем на основании полученных разностных сигналов определяют углы возвышения пар датчиков, после чего рассчитывают углы тангажа и крена по следующим зависимостям:

где θ - угол тангажа, γ - угол крена, hB1 - угол возвышения первой пары датчиков инфракрасного излучения, αB1 - угол между первой парой датчиков инфракрасного излучения и продольной осью фюзеляжа беспилотного летательного аппарата, hB2 _ угол возвышения второй пары датчиков инфракрасного излучения, αВ2 - угол между второй парой датчиков инфракрасного излучения и продольной осью фюзеляжа беспилотного летательного аппарата. Технический результат заключается в повышении точности измерений. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 634 092 C1

Способ определения угловой ориентации беспилотного летательного аппарата, основанный на измерении инфракрасного фона вокруг беспилотного летательного аппарата четырьмя датчиками инфракрасного излучения, расположенными на печатной плате в одной плоскости, отличающийся тем, что датчики инфракрасного излучения с углом поля зрения ε группируют попарно так, чтобы их оптические оси лежали в одной плоскости, были параллельны и направлены противоположно, каждую пару датчиков устанавливают под таким углом α к продольной оси фюзеляжа, чтобы в поле зрения датчиков не попадали элементы конструкции беспилотного летательного аппарата, далее для каждой пары датчиков вычисляют относительный разностный сигнал, затем на основании полученных разностных сигналов определяют углы возвышения пар датчиков, после чего рассчитывают углы тангажа и крена по следующим зависимостям:

где θ - угол тангажа, γ - угол крена, hB1 - угол возвышения первой пары датчиков инфракрасного излучения, αB1 - угол между первой парой датчиков инфракрасного излучения и продольной осью фюзеляжа беспилотного летательного аппарата, hB2 _ угол возвышения второй пары датчиков инфракрасного излучения, αВ2 - угол между второй парой датчиков инфракрасного излучения и продольной осью фюзеляжа беспилотного летательного аппарата.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2017 года RU2634092C1

Станок для фасонной резки труб газом 1952
  • Ильконаев И.М.
SU100231A1
US 6181989 B2, 30.01.2001
US 9260180 B2, 16.02.2016
УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ СИСТЕМЫ УГЛОВОЙ ОРИЕНТАЦИИ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 2004
  • Чернов В.Ю.
RU2265876C1

RU 2 634 092 C1

Авторы

Алалуев Роман Владимирович

Рябцев Максим Вадимович

Даты

2017-10-23Публикация

2016-06-20Подача