Изобретение относится к области машиностроения, в частности к эксплуатационному комплекту инструментов и средств малой механизации для выполнения работ войскового ремонта ходовой части танков.
В настоящее время известно большое количество разнообразных наборов инструментов, включающих гаечные ключи для использования в самых различных областях народного хозяйства. Известен набор гаечных ключей (RU 2229971, кл. В25В 13/56, 2004 г.), содержащий ключ с полуоткрытым зевом, кольцевой коленчатый ключ и кольцевой ключ, изогнутый в плоскости приложения крутящего момента. Данный набор может быть использован только для монтажа и демонтажа поводкового устройства железнодорожного транспорта, что ограничивает его сферу использования.
Известен также набор инструментов (US 4517862, кл. В25В 13/02), содержащий пару двухсторонних гаечных ключей, каждый с открытым гаечным зевом на одном конце и накидным гаечным ключом - на другом конце. Черенки каждого ключа имеют круглое поперечное сечение, с возможностью скольжения по нему инструмента. Одним из таких инструментов скольжения является крюк, выполненный с возможностью зацепления поперечной рулевой тяги для облегчения ее регулировки. Другой скользящий инструмент содержит отвертку смещения с регулируемым плечом рычага. Гаечные ключи могут быть прикреплены друг к другу, для безопасного хранения с помощью квадратной шпильки на одном из скользящих инструментов.
Однако данным набором инструментов невозможно обеспечить заданный производителем военной техники контроль момента затяжки для ремонта и обслуживания ходовой части БТВТ военными ремонтными органами.
Известен инструмент для монтажа - демонтажа резьбовых соединений (RU 2274542, кл. В25В 13/56, 2006 г.), представляющий собой комплект (набор) ключей и патронов для монтажа-демонтажа гаек самостопорящихся пружинных, который включает в себя ключ для монтажа-демонтажа гаек самостопорящихся пружинных с сомкнутыми витками и радиальным нагружением резьбы, ключ для монтажа-демонтажа гаек самостопорящихся пружинных с разомкнутыми витками и радиально-осевым нагружением резьбы, патрон для монтажа-демонтажа гаек самостопорящихся пружинных с радиальным нагружением резьбы и с сомкнутыми витками, патрон для монтажа-демонтажа гаек самостопорящихся пружинных с радиально-осевым нагружением резьбы и разомкнутыми витками, ключ для контроля затяжки гайки самостопорящейся пружинной в резьбовом соединении.
Известные механизмы, приспособления, ключи, инструменты, применяемые для завинчивания-отвинчивания гаек, не обладают достаточной надежностью и эффективностью, а могут использоваться только для традиционных «тестированных» конструкций, обладающих недостаточной надежностью и эффективностью.
Прототипом изобретения является эксплуатационный комплект инструментов для ремонта БТВТ (Ремонт бронетанковой техники И.Ю. Лепешинский и др. г. Омск, Издательство ОмГТУ, 2011, с. 71-79). Для выполнения войскового ремонта БТВТ применяются комплекты специальных ключей и приспособлений, к которым относятся единый комплект специальных ключей (ЕКСК), набор ключей со сменными головками, воротков, стержней, стопорных штифтов, шарниров, фиксирующих колец, реакционных опор (длиной от 1 до 2 м). Для затяжки гаек применяется стрелочный динамометрический ключ. Анализируя инструменты и приспособления, применяемые при выполнении операций откручивания/закручивания ответственных резьбовых соединений ходовой части бронетанковой техники (БТВТ), можно отметить их громоздкость и отсутствие точного нормирования момента затяжки. Существующие специальные ключи, приспособления и инструменты не позволяют в полной мере проводить затяжку с нормируемым усилием, что может привести к эксплуатационным повреждениям объектов БТВТ.
Проведение войскового ремонта объектов БТВТ требует точного выполнения технических условий на замену агрегатов. Так недозатяжка пробки ведущего колеса (момент затяжки которой 400-450 кгс⋅м) танков Т-72 и Т-80 приводит к тому, что поверхность наружного конуса крепления ведущего колеса ржавеет, что требует применения значительных усилий для его демонтажа, что часто может привести и к невозможности его демонтажа. Как следствие, при выходе из строя болтов крепления втулок или подшипника ведущего колеса требуется замена обоих сборочных единиц.
Технической проблемой изобретения является громоздкость инструментов, невозможность проведения операций по отвертыванию и затяжке (с моментом затяжки 400-450 кгс⋅м) пробки ведущего колеса бронетанковой техники (БТВТ) в соответствии с требованиями нормативно-технической документации, трудоемкость в обслуживании.
Решением технической проблемы является повышение надежности, эффективности, безопасности и облегчение операций завинчивания/отвинчивания резьбовых соединений ходовой части БТВТ путем разработки нового комплекта инструментов, обеспечивающего ремонтно-технические работы БТВТ в соответствии с требований нормативно-технической документации.
Решение технической проблемы достигается тем, комплект инструментов для войскового ремонта ходовой части бронетанковой техники машин на их базе включает набор ключей со сменными головками, фиксирующие кольца, стопорные штифты и ключ для контроля затяжки гайки. Согласно изобретению комплект дополнительно содержит усилитель крутящего момента с реакционной опорой и шлицевой переходник. Усилитель крутящего момента оснащен храповым механизмом со стопором обратного хода и переходным квадратом с поперечным отверстием для фиксации на нем стопорным штифтом сменных головок и шлицевого переходника. Шлицевой переходник, выполненный в виде монолитного корпуса с двумя шлицевыми втулками, расположенными с двух противоположный сторон, на внутренней поверхности одной из втулок нарезаны шлицы для их совмещения со шлицами пробки ведущего колеса БТВТ, а с другой стороны втулка выполнена с входным внутренним прямоугольным пазом для установки в нем переходного квадрата усилителя крутящего момента.
Ключ для контроля затяжки гайки выполнен с динамометрической рукояткой, имеющей регулируемую шкалу с шагом 10 Нм в интервале от 40 до 170 Нм.
Усилитель крутящего момента оснащен дополнительными удлинителями и выполнен с кратностью усиления 1:26 и с максимальным моментом усилителя 4600 Нм.
Сменные головки набора ключей выполнены ударными, шестигранными размером 27 мм, 32 мм, 36 мм и 41 мм с фиксирующими кольцами и стопорными штифтами для демонтажа высокопрочных резьбовых соединений всех узлов ходовой части БТВТ.
Втулка шлицевого переходника для охватывания пробки ведущего колеса выполнена с зубьями с эвольвентным профилем, число которых соответствует числу зубьев пробки ведущего колеса.
Оснащение усилителя крутящего момента (мультипликатора) храповым механизмом со стопором обратного хода предотвращает отвод реакционной опоры от места упора при холостом ходе динамометрического ключа, что в свою очередь исключает внезапное резкое перемещение реакционной опоры в направлении, обратном направлению работы, при ее срыве с упора. Без стопора обратного хода динамометрическим ключом необходимо осуществлять повороты на 360°, чтобы реакционная опора мультипликатора не отходила от места упора. Однако это часто бывает невыполнимо из-за препятствий. Благодаря стопору обратного хода мультипликатор блокируется на гайке, поскольку жестко прикреплен к упорной плите в точке приложения реакций. Это означает, что мультипликатор выдерживает собственный вес даже в перевернутом положении. Наличие в комплекте
Оснащение комплекта шлицевой насадкой в виде проходных шлицев позволяет ее использовать как промежуточное звено между пробкой ведущего колеса и квадратом усилителя крутящего момента (мультипликатора), обеспечивающее облегчение процесса откручивания/закручивания пробок ведущего колеса ходовой части БТВТ, расположенных с обеих сторон ведущего моста. Выполнение с внутренней стороны на одном из концов корпуса насадки зубьев с эвольвентным профилем и с числом зубьев, соответствующих числу зубьев пробки ведущего колеса, обеспечивает легкую и надежную установку насадки на пробку ведущего колеса в войсковых условиях при ремонтных работах, в том числе и в полевых условиях без дополнительных источников (электрогенератор, компрессор). Эвольвентный профиль зубьев обладает большой прочностью и обеспечивает соосность совмещаемых элементов, а так же выдерживает прилагаемые усилия 400-450 кгс (4000-4500 Ньютон на метр).
Выполнение с противоположной стороны корпуса насадки прямоугольного паза дает возможность установки в нем выходного квадрата мультипликатора, что сохраняет дорогостоящий инструмент от поломки во время ремонтных работ.
Представленный комплект инструментов позволит исключить из состава ЗИП-О, ЕКУП и ЕКСК ряда громоздких инструментов и приспособлений и сократить время простоя БТВТ в ремонте.
Изобретение поясняется чертежом, где представлен комплект инструментов для откручивания / закручивания пробки ведущего колеса ходовой части бронетанковой техники.
Комплект включает набор ключей, выполненных со сменными ударными шестигранными головками 1 размером 27 мм, 2 - размером 32 мм, 3 - размером 36 мм и 4 - размером 41 мм, ключ 5 для контроля затяжки гайки с динамометрической рукояткой, имеющей регулируемую шкалу в интервале от 40 до 170 Нм, усилитель крутящего момента - мультипликатор 6 с кратностью усиления 1:26, шлицевой переходник 7, стопорные штифты 8 и фиксирующие кольца 9.
Шлицевой переходник 7 выполнен в виде стального монолитного корпуса с двумя шлицевыми втулками, одна из которых выполнена с зубьями с эвольвентным профилем, число которых соответствует числу зубьев пробки, а другая втулка выполнена с прямоугольным пазом для установки в нем переходного квадрата 10 мультипликатора 6. Переходной квадрат 10 выполнен с поперечным отверстием (на фиг. не показано) для фиксации стопорными штифтами 8 сменных головок 1-4 ключей и переходника 6.
Комплект инструментов для откручивания/закручивания пробки ведущего колеса ходовой части бронетанковой техники работает следующим образом.
Для отвертывания болтов крепления втулки балансира БТВТ необходимо установить на головку болта мультипликатор 6 в сборе с переходником 7 и реакционной опорой (на фиг. не показано), уперев ее в ближайший жесткозакрепленный элемент конструкции танка, например в гусеничную ленту или опорный каток. После чего выставляют на динамометрической рукоятке ключа 5 для контроля затяжки гайки величину момента затяжки, равную 170 Нм (1668 кгс). Устанавливают динамометрическую рукоятку на мультипликатор 6 шкалой в сторону корпуса танка. Вращением динамометрической рукоятки ключа 5 ослабляют затяжку болта, снимают мультипликатор 6 и свободно отвертывают болт.
Для завертывания болтов крепления втулки балансира мультипликатор 6 необходимо установить стопорные шайбы и завернуть болты крепления втулки балансира. Установить на головку болта мультипликатор 6 в сборе с переходником 7 и реакционной опорой, уперев ее в ближайший жесткозакрепленный элемент конструкции танка, например в гусеничную ленту или опорный каток. На динамометрической рукоятке ключа 5 выставляют величину момента затяжки, равную 49 Нм (481 кгс), а для нижних болтов крепления втулок балансиров передних подвесок - 64 Нм (628 кгс). Устанавливают динамометрическую рукоятку ключа 5 на мультипликатор 6 шкалой в сторону, противоположную корпусу танка. Вращением динамометрической рукоятки ключа 5 производят затяжку болта (требуемый момент затяжки определяют щелчком в рукоятке ключа 5). После чего снимают мультипликатор 6.
Отвертывание - завертывание пробки крепления ведущего колеса с использованием комплекта инструментов.
На наружные зубья спецключа 432.95.315Сб-1 устанавливают мультипликатор 6 в сборе с переходником 7 и реакционной опорой, уперев ее в ближайший жесткозакрепленный элемент. Фиксируют на квадрате 10 мультипликатора 6 переходник 7 с помощью штифта 8, который вставляют в отверстия квадрата 10, совмещают с отверстием квадрата мультипликатора 6 и фиксируют стопорным кольцом. Выставляют на динамометрической рукоятке ключа 5 величину момента затяжки, равную 170 Нм (1668 кгс⋅м). Устанавливают динамометрическую рукоятку ключа 5 на усилитель 6 в сторону корпуса БТВТ и вращением рукоятки ослабляют затяжку пробки крепления ведущего колеса. Затем снимают мультипликатор 6 и свободно без усилий отвертывают пробку спецключом 432.95.315Сб-1. Завертывание пробки осуществляют в обратном порядке.
Применение нового эксплуатационного комплекта инструментов позволит производить демонтажные работы узлов и агрегатов ходовой части БТВТ без больших физических усилий, одним ремонтником с возможностью контроля момента затяжки за счет применения в мультипликаторах планетарных механизмов и динамометрических приставок и может быть использован во всех отраслях и сферах производственной деятельности. Данное обстоятельство позволит заменить ряд громоздких штатных специальных инструментов и приспособлений и сократить время простоя БТВТ в ремонте. При сравнении штатного набора инструментов, масса которых составляет 66,22 кг, с общей массой заявленного комплекта инструментов, который = 12.42 кг, видно, что масса штатного инструмента превышает заявленный в три раза.
Представленные примеры по выполнению ремонтных операций БТВТ эксплуатационным комплектом инструментов являются не исчерпывающими и могут производиться и другие операции, требующие отвинчивание/завинчивание резьбовых соединений с требуемой, нормируемой затяжкой. Комплект инструментов за счет сниженной массы и размеров позволяет его использовать как в полевых условиях, так и в заводских.
Комплект инструментов для войскового ремонта ходовой части бронетанковой техники машин на их базе успешно прошел все этапы испытаний на базе ФГУ 38 НИИИ МО РФ г. Кубинка, в рамках исполнения Государственного оборонного заказа в интересах МО РФ. С 2017 г. планируется переход на серийное производство комплектов. Комплекты инструментов не имеют аналогов в РФ по надежности, техническим параметрам, эргономичности и весу и позволяют заменить ряд громоздких инструментов и приспособлений, а также значительно сократить время простоя БТВТ в ремонте.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ВЫПРЕССОВКИ НАРУЖНОГО КОНУСА ВЕДУЩЕГО КОЛЕСА ТАНКА | 2001 |
|
RU2189300C1 |
СПОСОБ СБОРКИ МНОГОПОТОЧНОГО РЕДУКТОРА ИЛИ МУЛЬТИПЛИКАТОРА | 2008 |
|
RU2389595C2 |
Подвесное устройство для технического обслуживания автомобилей | 1983 |
|
SU1146224A1 |
РЕВЕРСИВНЫЙ КЛЮЧ | 2016 |
|
RU2702535C2 |
Динамометрический ключ | 1983 |
|
SU1136933A1 |
КЛЮЧ-МУЛЬТИПЛИКАТОР | 1999 |
|
RU2200654C2 |
СПОСОБ СНЯТИЯ ГУСЕНИЦЫ ТАНКА С РЕЗИНОМЕТАЛЛИЧЕСКИМ ШАРНИРОМ | 1999 |
|
RU2162028C1 |
Динамометрический ключ | 1989 |
|
SU1740146A1 |
Динамометрический гидравличский ключ | 1978 |
|
SU863320A1 |
Динамометрический гидравлический ключ | 1973 |
|
SU460460A1 |
Изобретение относится к области машиностроения, в частности к эксплуатационному комплекту инструментов и средств малой механизации для выполнения ремонтных работ ходовой части танков. Комплект инструментов включает набор ключей со сменными головками, фиксирующие кольца, стопорные штифты и ключ для контроля затяжки гайки. Комплект содержит усилитель крутящего момента с реакционной опорой и шлицевой переходник. Усилитель крутящего момента оснащен храповым механизмом со стопором обратного хода и переходным квадратом с поперечным отверстием для фиксации на нем стопорным штифтом сменных головок и шлицевого переходника. Шлицевой переходник выполнен в виде монолитного корпуса с двумя шлицевыми втулками, расположенными с двух противоположный сторон, на внутренней поверхности одной из втулок нарезаны шлицы для совмещения со шлицами пробки ведущего колеса машины, а с другой стороны втулка выполнена с входным внутренним прямоугольным пазом для установки в нем переходного квадрата усилителя крутящего момента. Технический результат заключается в повышении надежности, эффективности, безопасности и облегчении операций завинчивания/отвинчивания резьбовых соединений ходовой части. 5 з.п. ф-лы, 1 ил.
1. Комплект инструментов для ремонта ходовой части бронетанковой машины, включающий набор ключей со сменными головками, фиксирующие кольца, стопорные штифты и ключ для контроля затяжки гайки, отличающийся тем, что он содержит усилитель крутящего момента с реакционной опорой и шлицевой переходник, при этом усилитель крутящего момента оснащен храповым механизмом со стопором обратного хода и переходным квадратом с поперечным отверстием для фиксации на нем стопорным штифтом сменных головок и шлицевого переходника, а шлицевой переходник выполнен в виде монолитного корпуса с двумя шлицевыми втулками, расположенными с двух противоположных сторон, причем на внутренней поверхности одной из втулок нарезаны шлицы для совмещения со шлицами пробки ведущего колеса упомянутой машины, а с другой стороны втулка выполнена с входным внутренним прямоугольным пазом для установки в нем переходного квадрата усилителя крутящего момента.
2. Комплект по п.1, отличающийся тем, что ключ для контроля затяжки гайки выполнен с динамометрической рукояткой, имеющей регулируемую шкалу с шагом 10 Нм в интервале от 40 до 170 Нм.
3. Комплект по п.1, отличающийся тем, что усилитель крутящего момента выполнен с дополнительными удлинителями.
4. Комплект по п. 1, отличающийся тем, что усилитель крутящего момента имеет кратность усиления 1:26 и максимальный момент усилителя 4600 Нм.
5. Комплект по п. 1, отличающийся тем, что сменные головки набора ключей выполнены ударными, шестигранными, размером 27 мм, 32 мм, 36 мм и 41 мм с фиксирующими кольцами и стопорными штифтами для демонтажа высокопрочных резьбовых соединений узлов ходовой части машины.
6. Комплект по п. 1, отличающийся тем, что для охватывания пробки ведущего колеса втулка шлицевого переходника выполнена с зубьями с эвольвентным профилем, число которых соответствует числу зубьев пробки ведущего колеса машины.
БУМАЖНО-СЛОИСТЫЙ ПЛАСТИК (ВАРИАНТЫ) | 2013 |
|
RU2517446C1 |
US 2014251092 A1, 11.09.2014 | |||
НАБОР ГАЕЧНЫХ КЛЮЧЕЙ | 2002 |
|
RU2229971C1 |
US 4420995 A1, 20.12.1983 | |||
DE 102007062240 A1, 26.06.2008. |
Авторы
Даты
2017-11-09—Публикация
2017-02-17—Подача