ОПОРА КАРДАНОВА ПОДВЕСА ГИРОСТАБИЛИЗАТОРА Российский патент 2017 года по МПК G01C21/18 G01C19/16 

Описание патента на изобретение RU2638101C1

Изобретение относится к области навигационного приборостроения и может быть использовано для создания прецизионных систем инерциальной навигации подвижных объектов.

Одной из составляющих инерциальных навигационных систем является гиростабилизатор, имеющий стабилизированную платформу с выставленными на ней гироскопами и акселерометрами. Стабилизированная платформа установлена в карданов подвес с расположенными на его осях датчиками угла и датчиками момента, имеющий одну, две или более рамок в зависимости от количества степеней свободы гиростабилизатора.

Необходимая точность вращения, надежность и долговечность гироскопических устройств достигается с помощью опор карданова подвеса, качество изготовления которых влияет на инструментальные погрешности гиростабилизатора.

Наибольшее распространение в гиростабилизаторах получили шарикоподшипниковые опоры карданова подвеса. Конструктивные схемы опор описаны в общедоступном литературном источнике: Гироскопические системы (элементы гироскопических приборов) Никитин Е.А., Шестов С.А., Матвеев В.А. Под ред. Пельпора Д.С. М., Высшая школа, 1988 г., с. 180-187. Недостатком этих опор является низкая точность разворота карданова подвеса.

Известна типовая конструкция узла сочленения подвеса, описанная в общедоступном литературном источнике: Гиростабилизаторы ракет. Назаров Б.И., Хлебников Г.А., М., Воениздат, 1975 г., рис. 1.25, с. 59, принятая за прототип. Она представляет собой шарикоподшипниковую опору, содержащую стабилизирующий двигатель, коллекторный токоподвод, цапфу оси подвеса, шарикоподшипник, датчик команд (преобразователь сигналов), корпус прибора.

Недостатками данной конструкции являются:

- отсутствие устройства для выборки люфтов в редукторе, что приводит к недостаточной точности разворота рамок карданова подвеса;

- невозможность производить выставку зацепления и регулировку опоры в собранном состоянии до установки в карданов подвес.

Задачей настоящего изобретения является повышение точности разворота рамок карданова подвеса, уменьшение массы и габаритов конструкции опоры, улучшение технологичности конструкции, заключающееся в том, что опора может дополнительно регулироваться в собранном состоянии до установки в карданов подвес.

Поставленная задача достигается тем, что в конструкцию опоры карданова подвеса гиростабилизатора, содержащую стабилизирующий двигатель, преобразователь координат, цапфу оси подвеса, шарикоподшипник, редуктор, корпус, токоподвод коллекторного типа, согласно изобретению введены: косозубое люфтовыбирающее колесо с фланцем, четыре люфтовыбирающие пружины, дополнительный фланец, при этом шарикоподшипник выполнен в виде дуплексного шарикоподшипника, цапфа выполнена с косозубым зубчатым венцом с посадочными местами для установки внутреннего кольца дуплексного шарикоподшипника и статора преобразователя координат, редуктор представляет собой два конических зубчатых колеса и червяк, который находится в зацеплении с косозубым венцом цапфы и косозубым венцом люфтовыбирающего колеса, корпус с крышкой и прикрепленной к ней планкой, на котором имеются посадочные местами для наружных колец дуплексного шарикоподшипника, токоподвод расположен внутри цапфы.

Предлагаемое устройство представлено на фи. 1-3.

На фиг. 1 приведен вид спереди опоры карданова подвеса гиростабилизатора:

1 - стабилизирующий двигатель;

2 - первое коническое зубчатое колесо;

3 - второе коническое зубчатое колесо;

4 - червяк;

5 - люфтовыбирающая пружина (4 шт.);

6 - корпус.

На фиг. 2 приведен разрез опоры карданова подвеса гиростабилизатора А-А:

6 - корпус;

7 - дуплексный шарикоподшипник;

8 - преобразователь координат;

9 - дополнительный фланец опоры;

10 - косозубое люфтовыбирающее колесо с фланцем;

11 - токоподвод коллекторного типа;

12 - цапфа оси подвеса;

13 - крышка;

14 - планка.

На фиг. 3 приведен вид сзади опоры карданова подвеса гиростабилизатора:

6 - корпус;

13 - крышка;

14 - планка.

Устройство работает следующим образом: при воздействии на гиростабилизатор возмущающего момента сигнал поступает на управляющую обмотку двигателя. Последний с помощью редуктора, червяк которого находится в зацеплении с цапфой и косозубым люфтовыбирающим колесом с фланцем, создает момент, противоположный по направлению и равный возмущающему моменту по величине, компенсируя тем самым его воздействие на платформу.

Для устранения люфта в выходной передаче опора подвеса выполнена сборной. На самой цапфе имеется зубчатый венец, рядом с которым стоит люфтовыбирающее колесо с такими же зубьями и фланцем. В нем находятся четыре люфтовыбирающие пружины, которые другим концом находятся в зацеплении с отверстиями, выполненными в дополнительном фланце опоры, чем достигается выборка люфта. Этот фланец крепится к рамке карданова подвеса.

При индивидуальной установке дуплексный шарикоподшипник устанавливается на вал цапфы и в корпус опоры с посадочным натягом, уменьшающим радиальный зазор за счет расширения внутреннего и сжатия наружного кольца. При этом уменьшаются возмущающие моменты. Для исключения осевого и радиального зазора в шарикоподшипнике создается предварительный осевой натяг (преднатяг).

Таким образом, заявлено устройство опоры карданова подвеса гиростабилизатора, содержащее стабилизирующий двигатель, преобразователь координат, цапфу оси подвеса, шарикоподшипник, редуктор, корпус, токоподвод коллекторного типа. Отличительной особенностью заявленного устройства является то, что в конструкцию опоры карданова подвеса введены: косозубое люфтовыбирающее колесо с фланцем, четыре люфтовыбирающие пружины, дополнительный фланец опоры, при этом шарикоподшипник выполнен в виде дуплексного шарикоподшипника, цапфа выполнена с косозубым зубчатым венцом с посадочными местами для установки внутреннего кольца дуплексного шарикоподшипника и статора преобразователя координат, редуктор представляет собой два конических зубчатых колеса и червяк, который находится в зацеплении с косозубым венцом люфтовыбирающего колеса, корпус с крышкой и прикрепленной к ней планкой, на корпусе имеются посадочные места для наружных колец дуплексного шарикоподшипника, токоподвод, расположенный внутри цапфы.

Техническим результатом является повышение точности разворота рамок карданова подвеса, уменьшение массы и габаритов конструкции опоры, улучшение технологичности конструкции опоры карданова подвеса гиростабилизатора за счет возможности регулировки зазора непосредственно в составе опоры, а не в сборке подвеса.

Технический результат достигается:

- регулировкой зубчатых зацеплений;

- выборкой люфтов в составе опоры;

- уменьшением возмущающих моментов при индивидуальной установке шарикоподшипника на вал цапфы и в корпус опоры с посадочным натягом, уменьшающим радиальный зазор в шарикоподшипнике за счет расширения внутреннего и сжатия наружного кольца;

- созданием предварительного осевого натяга (преднатяга), исключающего осевой и радиальный зазоры.

Похожие патенты RU2638101C1

название год авторы номер документа
ВОЛНОВАЯ ТОРЦЕВАЯ ПЕРЕДАЧА СО СКРЕЩИВАЮЩИМИСЯ ВАЛАМИ 1982
  • Гладышев Герман Николаевич
  • Янгулов Владимир Семенович
  • Буланова Ольга Николаевна
SU1839827A1
ВОЛНОВАЯ ПЕРЕДАЧА С ДВУМЯ ДЕФОРМИРУЕМЫМИ ЗУБЧАТЫМИ ИЛИ ФРИКЦИОННЫМИ КОЛЕСАМИ АБРАМОВА В.А. 2015
  • Абрамов Валентин Алексеевич
RU2597055C1
МЕХАНИЗМ ПОВОРОТА (ВАРИАНТЫ) 2002
  • Шипунов А.Г.
  • Образумов В.И.
  • Кисляк В.А.
  • Кравчук В.З.
RU2225549C2
Устройство поворота башни комплекса вооружения 2019
  • Слугин Валерий Георгиевич
  • Зубарев Александр Анатольевич
  • Машкин Анатолий Семенович
  • Бурлаков Борис Валентинович
  • Дудина Эльвира Сергеевна
RU2722259C1
УНИВЕРСАЛЬНАЯ ЛОМТЕРЕЗКА С УЗЛОМ ПРИВОДА 2003
  • Ковачич Петер
  • Седовсек Александер
RU2309833C2
ЧЕРВЯЧНЫЙ МОТОР-РЕДУКТОР 2009
  • Бродский Лазарь Ефимович
RU2387896C1
Гироскопический стабилизатор 1986
  • Лянзбург В.П.
  • Эйрих В.И.
  • Климарев А.М.
SU1839920A1
ПРИВОД ПОВОРОТА РАМКИ КАРДАНОВА ПОДВЕСА ГИРОСТАБИЛИЗАТОРА 1977
  • Гладышев Герман Николаевич
  • Дмитриев Виктор Степанович
  • Янгулов Владимир Семенович
SU1839982A1
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ И СБОРКИ/РАЗБОРКИ ВОЛНОВОЙ ГЕРМЕТИЧНОЙ ПЕРЕДАЧИ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИХ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ АБРАМОВА В.А. 2013
  • Абрамов Валентин Алексеевич
RU2566584C2
ЦИЛИНДРИЧЕСКАЯ ЗУБЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА ВНЕШНЕГО ЗАЦЕПЛЕНИЯ (ВАРИАНТЫ) 1994
  • Иван Иванов Димов
RU2114352C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 638 101 C1

Реферат патента 2017 года ОПОРА КАРДАНОВА ПОДВЕСА ГИРОСТАБИЛИЗАТОРА

Изобретение относится к области навигационного приборостроения и может быть использовано для создания прецизионных систем инерциальной навигации подвижных объектов. Опора карданова подвеса гиростабилизатора содержит стабилизирующий двигатель, преобразователь координат, цапфу оси подвеса, шарикоподшипник, редуктор, корпус, токоподвод коллекторного типа. Особенность конструкции опоры карданова подвеса гиростабилизатора состоит в том, что в нее введены: косозубое люфтовыбирающее колесо с фланцем, четыре люфтовыбирающие пружины, дополнительный фланец опоры, при этом шарикоподшипник выполнен в виде дуплексного шарикоподшипника, цапфа выполнена с косозубым зубчатым венцом, редуктор представляет собой два конических зубчатых колеса и червяк, который находится в зацеплении с косозубым венцом цапфы и косозубым венцом люфтовыбирающего колеса, токоподвод расположен внутри цапфы. Техническим результатом является повышение точности разворота рамок карданова подвеса, уменьшение массы и габаритов конструкции опоры, улучшение технологичности конструкции опоры карданова подвеса гиростабилизатора. 3 ил.

Формула изобретения RU 2 638 101 C1

Опора карданова подвеса гиростабилизатора, содержащая стабилизирующий двигатель, преобразователь координат, цапфу оси подвеса, шарикоподшипник, редуктор, корпус, токоподвод коллекторного типа, отличающаяся тем, что в конструкцию опоры введены: косозубое люфтовыбирающее колесо с фланцем, четыре люфтовыбирающие пружины, дополнительный фланец опоры, при этом шарикоподшипник выполнен в виде дуплексного шарикоподшипника, цапфа выполнена с косозубым зубчатым венцом с посадочными местами для установки внутреннего кольца дуплексного шарикоподшипника и статора преобразователя координат, редуктор представляет собой два конических зубчатых колеса и червяк, который находится в зацеплении с косозубым венцом цапфы и косозубым венцом люфтовыбирающего колеса, корпус с крышкой и прикрепленной к ней планкой, на корпусе имеются посадочные места для наружных колец дуплексного шарикоподшипника, токоподвод расположен внутри цапфы.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2017 года RU2638101C1

Гиростабилизаторы ракет, Назаров Б.И., Хлебников Г.А., военное издательство министерства обороны СССР, Москва 1975 г., рис
Печь для непрерывного получения сернистого натрия 1921
  • Настюков А.М.
  • Настюков К.И.
SU1A1
Устройство для охлаждения водою паров жидкостей, кипящих выше воды, в применении к разделению смесей жидкостей при перегонке с дефлегматором 1915
  • Круповес М.О.
SU59A1
Гироскопические системы (элементы гироскопических приборов) Никитин Е.А., Шестов С.А., Матвеев В.А., под редакцией Пельпора Д.С., Высшая школа, Москва 1988 г., стр
Переносный кухонный очаг 1919
  • Вейсбрут Н.Г.
SU180A1
Зубчатое люфтовыбирающее колесо 1989
  • Фалдин Василий Иванович
  • Веригин Андрей Викторович
  • Скобелкин Леонид Александрович
  • Чивилев Юрий Михайлович
SU1714260A1
ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬ УГЛА ПОВОРОТА И СКОРОСТИ ВАЛА В КОД 1997
  • Котляров Юрий Петрович
RU2128879C1

RU 2 638 101 C1

Авторы

Хомич Евгений Андреевич

Введенский Максим Дмитриевич

Иванов Борис Иванович

Межирицкий Ефим Леонидович

Немкевич Виктор Андреевич

Даты

2017-12-11Публикация

2016-11-28Подача