Способ повышения проходимости транспортного средства Российский патент 2018 года по МПК B60B15/26 B60B15/00 

Описание патента на изобретение RU2651374C1

Изобретение относится к области техники, в частности к способам повышения проходимости колесных транспортных средств (далее - ТС) при движении по слабым грунтам.

Известен способ повышения проходимости ТС, например, используемого в протекторе пневматической шины, содержащей кольцевые ребра, состоящие из шашечных элементов, в которых выполнены щелевидные прорези. По глубине щелевидной прорези каждая поверхность состоит из двух участков. Первый выполнен волнообразным, а второй выполнен плоским. На плоских участках противолежащих поверхностей щелевидной прорези выполнено по одному ряду боковых выступов и ответных выемок, расположенных с зазором между собой (см. Патент на изобретение №2589531. Дата приоритета 28.11.2014 г. Опубликовано: 10.07.2016 г. Бюллетень №19. Авторы: Григоренко А.В., Андреев М.Ю., Жогин В.А. Открытое акционерное общество «КОРДИАНТ». Открытое издание).

Известный способ позволяет за счет конструкции пневматической шины, а именно ее протектора улучшить отвод влаги из пятна контакта. Однако указанный способ имеет недостаток, выраженный в том, что при движении колесного транспортного средства по слабым грунтам, опорно-сцепные свойства опорной поверхности шины с грунтом значительно снижаются, в результате чего может происходить увязывание в грунте и пробуксовка шин, приводящие к застреванию транспортного средства.

Кроме того, известен способ повышения проходимости ТС в виде противобуксовочного устройства, содержащего закрепленные на несущей ступице рычаги, свободные концы которых выполнены с грунтозащепами и изогнуты для охвата протектора шины колеса, и приспособление для прижатия рычагов к протектору в виде нажимной ступицы, установленной соосно с несущей ступицей и связанной с ней посредством стяжного болта, причем нажимная ступица выполнена с нажимным кольцом с направляющими элементами, через которые пропущены рычаги с возможностью радиального смещения (см. Патент на изобретение №2023598. Опубликовано: 30.11.1994 г. Автор Коротенко Е.Б. Открытое издание). Данный способ выбран в качестве прототипа.

Известный способ позволяет повысить сцепление колес при движении по труднопроходимым участкам дорог. Однако при движении по слабым грунтам, как правило, использование данного устройства не позволяет обеспечить высокую проходимость в связи с увязыванием транспортного средства в слабом грунте.

Задача настоящего изобретения заключается в обеспечении самовытаскивания застрявшего ТС из слабых грунтов без использования вспомогательной техники, снижении времени на преодоление препятствий, экономия ресурсов.

Техническим результатом предложенного изобретения является обеспечение самовытаскивания застрявшего ТС из слабого грунта без использования вспомогательной техники, и, как следствие, повышение проходимости, снижение времени на преодоление препятствий, экономия ресурсов.

Техническим решением предложенного изобретения является дополнительное снабжение ТС устройством, имеющим в своем составе основную, рабочую и прижимную шестерни, зацеп, крепление, ось, рейку с сектором, усиленный шнек с рукояткой, телескопический подъемник, электромотор, связанный посредством электропроводов с органом управления, понижающий редуктор, гидравлический механизм с шарнирными соединениями, обеспечивающими самовытаскивание застрявшего в грунте с низкой несущей способностью ТС.

При этом сущность способа повышения проходимости ТС заключается в том, что ходовая часть ТС, а именно ведущие колеса, при застревании и невозможности преодоления участка дороги своим ходом, снабжаются устройством которое обеспечивает опору и самовытаскивание машины при потере сцепления ведущих колес с грунтом.

Способ повышения проходимости ТС заключающийся в том, что дополнительно крепят к ведущим колесам застрявшей машины посредством зацепа основную шестерню, на которую передают от ведущих колес крутящий момент, при помощи зацепления основной шестерни с рабочей шестерней, обеспечивают передачу крутящего момента и изменение его направления, обкатывают по рабочей шестерне рейку с сектором, приводят ее в поступательное движение, при помощи рейки с сектором жестко связывают с машиной скрепленный с рейкой и предварительно утопленный в грунте работой электромотора с редуктором усиленный шнек, обеспечивают самовытаскивание застрявшей машины из слабого грунта.

Изобретение поясняется фиг. 1, фиг. 2, на которых показано устройство, обеспечивающее работу способа повышения проходимости ТС, где: 1 - машина; 2 - грунт; 3 - ведущее колесо; 4 - основная шестерня; 5 - зацеп; 6 - рабочая шестерня; 7 - прижимная шестерня; 8 - крепление; 9 - ось; 10 - рейка с сектором; 11 - усиленный шнек; 12 - шарнирное соединение; 13 - гидравлический механизм; 14 - электромотор; 15 - орган управления; 16 - электропровода; 17 - понижающий редуктор; 18 - телескопический подъемник.

Стрелками () показаны направления вращения ведущего колеса 3 с основной шестерней 4, рабочей и прижимной шестерней 6 и 7 соответственно и направление вращения рукоятки шнека 12. Стрелками () направления выдвижения рейки с сектором 10 и в противоположном ей направлении машины 1, и складывание телескопического подъемника 18.

При сильном застревании машины 1 в грунте 2 ходовую часть, а именно на ведущее колесо 3, крепят посредством зацепа 5 основную шестерню 4, которая имеет зубья, входящие в зацепление с зубьями рабочей шестерни 6. Основная шестерня 4 предназначена для передачи крутящего момента от ведущего колеса 3 машины 1 на рабочую шестерню 6. Рабочая шестерня 6 предназначена для принятия крутящего момента от основной шестерни 4 и изменения его направления, а также обеспечения поступательного движения рейки с сектором 10, которая приводится в поступательное движение при обкатывании сектора по рабочей шестерни 6. Прижимная шестерня 7 обкатываясь по рейке с сектором 10, приводит ее в зацепление с рабочей шестерней 6, не позволяет выходить из зацепления. Оси 9 основной, рабочей, прижимной шестерен 4, 6 и 7 соответственно скреплены между собой посредством крепления 8. Рейка с сектором 10 представляет собой жесткую сцепку с рабочими зубьями, соединяющую машину 1 с усиленным шнеком 11. Водитель, воздействуя на орган управления 15, передает сигнал по электропроводам 16 на электромотор 14. При работе электромотора 14 крутящий момент передается через понижающий редуктор 17 на усиленный шнек 11 заходящий в грунт 2 и являющийся опорой, позволяющей при застревании машины 1, обеспечить сцепление ее ходовой части с грунтом 2 и последующее самовытаскивание машины 1. При этом для подъема усиленного шнека 11 с электромотором 14 и понижающим редуктором 17 используется телескопический подъемник 18 с гидравлическим механизмом 13, крепящийся посредством шарнирных соединений 12 к машине 1.

Пример работы способа. При застревании машины 1 в грунте 2 крутящий момент ведущих колес 3 передается на основную шестерню 4, скрепленную с ведущими колесами 3 посредством зацепа 5. Основная шестерня 4 передает крутящий момент на рабочую шестерню 6, которая изменяет его направление. Рабочая шестерня 6 взаимодействует с рейкой с сектором 10, обеспечивая ее поступательное движение при обкатывании сектора по рабочей шестерне 6. Прижимная шестерня 7, также обкатываясь по рейке с сектором 10, приводит ее в зацепление с рабочей шестерней 6, не позволяя выходить с ней из зацепления. Оси 9 основной, рабочей, прижимной шестерен 4, 6 и 7 соответственно, скреплены между собой посредством крепления 8. Рейка с сектором 10 жестко соединена с усиленным шнеком 11. Водитель, воздействуя на орган управления 15, передает сигнал по электропроводам 16 на электромотор 14, от которого крутящий момент передается через понижающий редуктор 17 на усиленный шнек 11, заходящий в грунт 2. При этом для подъема усиленного шнека 11 с электромотором 14 и понижающим редуктором 17 используется телескопический подъемник 18 с гидравлическим механизмом 13, крепящийся посредством шарнирных соединений 12 к машине 1.

Предлагаемый способ позволяет за счет опоры, создаваемой усиленным шнеком в грунте, а также жесткой сцепки с машиной повысить сцепные свойства машины с грунтом, обеспечить ее самовытаскивание при сильном застревании.

Литература

1. Патент на изобретение №2589531. Дата приоритета 28.11.2014 г. Опубликовано: 10.07.2016 г. Бюллетень №19. Авторы: Григоренко А.В., Андреев М.Ю., Жогин В.А. Открытое акционерное общество «КОРДИАНТ». Открытое издание.

2. Патент на изобретение №2023598. Опубликовано: 30.11.1994 г. Автор Коротенко Е.Б. Открытое издание.

Похожие патенты RU2651374C1

название год авторы номер документа
Способ повышения проходимости колёсных транспортных средств 2017
  • Котровский Александр Александрович
RU2651386C1
СПОСОБ УВЕЛИЧЕНИЯ ПРОХОДИМОСТИ ТАНКА ПО СЛАБЫМ ГРУНТАМ 2012
  • Котровский Александр Валентинович
  • Наказной Олег Алексеевич
  • Котровский Александр Александрович
  • Будагов Михаил Юрьевич
  • Лапшаков Максим Евгеньевич
RU2496675C1
Способ повышения сцепных свойств колёс автомобиля с ледяной дорогой 2017
  • Котровский Александр Александрович
RU2651366C1
Способ повышения сцепных свойств колёсного транспортного средства 2017
  • Котровский Александр Александрович
RU2658244C1
Способ повышения скорости движения на воде боевой машины 2017
  • Котровский Александр Александрович
RU2652285C1
СПОСОБ УВЕЛИЧЕНИЯ ОПОРНОЙ ПРОХОДИМОСТИ ВОЕННОЙ ГУСЕНИЧНОЙ МАШИНЫ ПО ГРУНТАМ С НИЗКОЙ НЕСУЩЕЙ СПОСОБНОСТЬЮ 2010
  • Наказной Олег Алексеевич
  • Лапшаков Максим Евгеньевич
  • Котровский Александр Александрович
  • Воронович Андрей Викторович
  • Бабенко Григорий Николаевич
RU2438090C1
СПОСОБ ВЕНТИЛЯЦИИ ОБИТАЕМЫХ ОТДЕЛЕНИЙ БОЕВОЙ МАШИНЫ 2014
  • Котровский Александр Александрович
RU2570468C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ПРОХОДИМОСТИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ 1993
  • Янбеков К.Ф.
  • Афанасьев В.Е.
RU2037446C1
Привод ведущего моста прицепной машины 1986
  • Скойбеда Анатолий Тихонович
  • Бобровник Александр Иванович
  • Черетун Михаил Леонидович
  • Сабадаш Александр Александрович
  • Козловский Игорь Владимирович
  • Пешко Алексей Еремеевич
SU1369978A1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ САМОВЫТАСКИВАНИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА С ГУСЕНИЧНЫМ ДВИЖИТЕЛЕМ 1993
  • Янбеков К.Ф.
RU2037447C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 651 374 C1

Реферат патента 2018 года Способ повышения проходимости транспортного средства

Изобретение относится к способам увеличения проходимости колесных транспортных средств при движении по слабым грунтам. Способ заключается в том, что дополнительно крепят к ведущим колесам застрявшей машины посредством зацепа основную шестерню, на которую передают от ведущих колес крутящий момент, при помощи зацепления основной шестерни с рабочей шестерней обеспечивают передачу крутящего момента и изменение его направления, обкатывают по рабочей шестерне рейку с сектором, приводят ее в поступательное движение, при помощи рейки с сектором жестко связывают с машиной скрепленный с рейкой и предварительно утопленный в грунте работой электромотора с редуктором усиленный шнек, обеспечивают самовытаскивание застрявшей машины из слабого грунта. Технический результат - обеспечение надежности самовытаскивания застрявшего транспортного средства из слабого грунта без использования вспомогательной техники. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 651 374 C1

Способ повышения проходимости транспортного средства, заключающийся в том, что дополнительно крепят к ведущим колесам застрявшей машины посредством зацепа основную шестерню, на которую передают от ведущих колес крутящий момент, при помощи зацепления основной шестерни с рабочей шестерней обеспечивают передачу крутящего момента и изменение его направления, обкатывают по рабочей шестерне рейку с сектором, приводят ее в поступательное движение, при помощи рейки с сектором жестко связывают с машиной скрепленный с рейкой и предварительно утопленный в грунте работой электромотора с редуктором усиленный шнек, обеспечивают самовытаскивание застрявшей машины из слабого грунта.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2018 года RU2651374C1

Устройство для самовыталкивания буксирующего на месте автомобиля 1932
  • Хохорев В.Ф.
SU32936A1
СПОСОБ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ 2012
  • Небольсин Владимир Алексеевич
RU2514323C2
JP 56057542 A, 20.05.1981.

RU 2 651 374 C1

Авторы

Котровский Александр Александрович

Даты

2018-04-19Публикация

2017-07-31Подача